double arrow

основопологающая роль учителя, основные виды дея-ть учетеля


Только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, разви-тие ее мировоззрения, нравственно-эстетической культуры, творче-ских способностей и задатков. Для выполнения своих сложных педа-гогических обязанностей учитель должен обладать профессиональной пригодностью. Профессиональная пригодность есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овла-дения определенными рабочими функциями и для успешной деятельно-сти в той или иной сфере производства, культуры и духовной жиз-ни. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к рабо-те с детьми, коммуникабельность, наблюдательность, тактичность, развитое воображение, организаторские способности, высокая тре-бовательность к себе.

Для приобретения и совершенствования необходимого профессиона-лизма нужно детально знать структуру педагогической деятельности и владеть связанной с ней системой практических умений и навы-ков. В работах Н.В.Кузьминой, В.А.Сластелина и А.И. Щербакова выделяются следующие виды деятельности:

* диагностическая;

* ориентационно-прогностическая;

* конструктивно-проектировочная;

* организаторская;

*информационно-объяснительная;

* коммуникативно-стимулирующая;

' аналитикооценочная;

* исследователъско-творческая.

В профессиональном росте учителя выделяют четыре основных уров-ня: педагогическую умелость, педагогическое мастерство, педаго-гическое творчество и новаторство.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень про-фессионализма учителя, который характеризуется обстоятельным знанием им своего учебного предмета, хорошим владением психоло-го-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных уме-ний и навыков, а также обладанием довольно развитыми профессио-нально-личностными свойствами и качествами, что в своей совокуп-ности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обуче-ние и воспитание учащихся. Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, с которой он оканчивает педагогическое учебное заведение и которая характерна для деятельности большин-ства работников школ.

Педагогическое мастерство является следующим уровнем профессио-нального роста учителя. Эта качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства педагогическая уме-лость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность обучения и воспитания учащихся. Педагогическое творчество учителя выражает-ся во внесении в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, в рацио-нализации методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки и коренной перестройки педагогического процесса. Высшим уровнем профессионализма учителя является педагогическое нова-торство (от лат. novator- обновитель). Оно включает в себя вне-сение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретиче-ских идей, принципов и методов в процессе обучения" и воспита-ния, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних.


69.понятие осистеме образования…………………………….

Под системой образования следует понимать совокупность образо-вательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обуче-ние и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (педагогические училища, или колледжи, медицинские училища и т.д.); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последип-ломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. Факторы, влияющие на развитие системы образования.

1. Уровень развития общественного производства и совершенствова-ние его научно-технических основ, обусловливающих все возрастаю-щие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию об-разовательно-воспитательных учреждений.

2. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательновоспитательных учреждений и характер их работы.

3. Педагогические факторы, такие, как, например, раннее воспи-тание детей и создание для этой цели дошкольных воспитательных учреждений; целесообразность развития специальных учебных заве-дений, обеспечивающих профессионально-техническое обучение.

особенности и тенденции развития совр. Сист. Образования.

1. Все возрастающая потребность и заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылке социального и духовного прогресса. 2.Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также учебных заведений, которые обеспечивают бесплат-ность образования 3. В ряде стран продолжает сохраняться тен-денция платности образования. 4.Возрастает финансирование сис-темы образования за счет государственного бюджета и местных средств. 5. Происходит расашрение разнотипности школ, их струк-турного и профильного разнообразия. 6.Разделение изучаемых пред-метов на обязательные(государственный стандарт) и необязатель-ные, изучаемые по выбору учащихся (школьный компонент), что при-звано учитывать интеллектуальные склонности и способности обу-чающихся.7. Акцент на сочетание школьных коллективных(групповых) форм обучения с расширением самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом, формированию практических умений и навыков.8.Укрепление преемственных связей в учебной работе различных учебных заведений, что обеспечивает свободный переход из одного учебного заведения в другое.9. Сочетание государствен-ного управления образованием с муниципальным руководством учеб-ными заведениями с тем, чтобы учитывать национ. интересы в обра-зовании с региональными (местными) интересами и потребностями.


70. Современные научные концепции и технологии воспитания.

Каптерев писал:

«Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспит.»

Поэтому и усложняется теория методики воспит. и в связи с этим возникают новые концепции, теории и технологии воспит. процесса.

Концепция воспит. – Это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспит. процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Сущность воспит. рассматривается в разных аспектах. Так воспит. рассматривается как компонент социализации чел.. Воспит. также хар-ся, как средство трансляции культуры соц. опыта и как управление развития личности и её индивидуального своеобразия.

Социализация – это усвоение элементов культуры, соц. норм и ценностей, на основе кот. формируется качество личности.

В процессе социализации происходит интеграция чел. в общество.

Воспит. как форма управления личностью связана с реализацией потенциальных возможностей чел., а воспит. учитель в этом ему помогает.

Различные концепции:

1) Культуристическая конц.- акцент делается не только на знания, но и на освоение элементов культуры.

2) Спарт-кая конц. гармонично развитой личности т.к. все дети от природы одарены и нуждаются лишь в правильном воспит.

3) В эпоху Возрождения возникла конц. о равенстве всех людей на образование и воспит.

4) Затем Коменский сформулировал конц. природа своеобразности воспит., потому что чел., как часть природы должен подчин. её законам.

5) Руссо сформулир. конц. свободного воспит.

6) Немецкие педагоги (Гербард, Дистервег) предложили конц. формир. добродеятельного чел. уважающего и подчин. порядку.

7) Затем известным гуманистом Штайлером было сформулир. – воспит. должно осущ. при помощи подражания образцом поведения взрослых.

8) В нашей стране долгое время была коммунистическая конц. воспит., кот. предполагала равенство получ воспит., активного участия, а также приоритет коллективных мнений над личными.

Современные конц. воспит.:

1) Конц. системного построения процесса воспит., т.е. воспит. рассматривается как сложная система как и по методам так и по структуре.

2) Ролевая теория формирования личности – чел. формир. выполняя те или иные соц. роли.

3) Конц. формирования образа жизни достойные чел. (разработала Н. Е. Щуркова).

4) Конц. пед. поддержки развития ребёнка.

5) Воспит. ребёнка, как чел. культуры.

1. Воспитание как объективная потребность общества, и важнейшая предпосылка его развития, происхождение термина «педагогика» и смысл выражения «педагогика как наука и искусство.»

2. Педагогические идеи философов греко-римского периода (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Квинтилиан) и мыслителей эпохи Возрождения (Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла).

3. Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег).

4. Педагогические труды и важнейшие идеи российских педагогов ХІХ в. (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев).

5. Характеристика педагогических трудов белорусских просветителей (К.Туровский, Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий, А.Е.Богданович, А.Пашкевич (Тетка), Я.Колас), особенности научной и народной педагогики.

6. Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский).

7. Предмет научной педагогики и основные проблемы ее исследования, система педагогических дисциплин и их связь с другими науками.

8. Характеристика современной методологии педагогики и методов педагогических исследований.

9. Понятие цель воспитания и развитие идеи о всестороннем и гармоническом воспитании личности, понятие разностороннее развитие учащихся.

10. Составные компоненты и пути разностороннего развития учащихся в современной системе школьного и общественного воспитания.

11. Личность учащегося как предмет воспитания, понятия человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности школьника.

12. Важнейшие факторы, внешние и внутренние стимулы развития и саморазвития личности в школьные годы.

13. Воспитание как целостный педагогический процесс, его научная трактовка и направленность на овладение учащимися социальным опытом.

14. Воспитание и бучение учащихся как самостоятельные категории и целостный педагогический процесс, их взаимосвязь и специфика.

15. Деятельностный характер личностного развития учащихся и активизация их разнообразной деятельности как важнейшие закономерности воспитания.

16. Постановка целей и реализация перспектив личностного роста учащихся, опора на их положительные стороны как научные закономерности воспитания.

17. Возрастная периодизация детей и учащейся молодежи, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важнейшая закономерность процесса воспитания.

18. Характеристика понятий общие закономерности и принципы воспитания; закономерный характер воспитания учащихся в коллективе и через коллектив.

19. Единство воспитательных усилий школьных учителей, родителей и общественных структур как закономерность целостного педагогического процесса.

20. Характеристика понятия дидактика, проблемы ее исследования и взаимосвязь с частными методиками.

21. Научный вклад известных дидактов и учителей-новаторов 2-й половины. ХХ ст. в развитие теории обучения и разработку современных технологий обучения.

22. Понятия содержание образования и образование, исторический анализ теорий содержания образования, их положительные стороны и недостатки.

23. Разработка в педагогике научных требований к содержанию образования и тенденции его совершенствования в современной школе.

24. Государственный образовательный стандарт и документы по определению содержания школьного обучения и его профилизация в современной школе.

25. Сущность обучения как педагогического процесса, его важнейшие задачи и функции, понятия знание, умение, навык, способности, учебные компетенции.

26. Внутренняя структура процесса обучения, его целевой и содержательный компоненты.

27. Движущие силы учения школьников и мотивация их познавательной деятельности по усвоению учебного материала.

28. Система учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материалом, их сущность и значение для управления процессом обучения.

29. Понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения, характеристика принципов научности, наглядности, систематичности и последовательности обучения.

30. Характеристика принципов доступности и активности обучения, связи теории и практики, традиционные и современные принципы обучения.

31. Понятие о методах, приемах и технологиях обучения, традиционные и инновационные методы и технологии обучения.

32. Методы устного изложения знаний учителем, их сущность и особенности практического применения.

33. Методы иллюстрации и демонстрации, приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения знаний учителем.

34. Дидактическая сущность и методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового учебного материала, развитию их творческих способностей.

35. Образовательно-воспитательная роль, основные виды и методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

36. Уровни и критерии, достоинства и недостатки 10-балльной системы оценки знаний, практических и творческих компетенций учащихся.

37. Понятие об организационных формах обучения, их историческом развитии и современной классификации.

38. Формы обучения в современной школе, урок как основная форма обучения, классификация уроков.

39. Структура смешанного (комбинированного) урока, методические основы организационного момента и повторительно-обучающей работы по пройденному материалу на уроке.

40. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по осмыслению и запоминанию нового материала на уроке и пути ее совершенствования в процессе блочно-модульного изложение учебного материала.

41. Развитие и воспитание учащихся в процессе урочных занятий, организация индивидуальной работы учащихся на уроках.

42. Особенности проведения уроков изложения нового материала, проверки и оценки учебных компетенций учащихся, повторения и систематизации учебного материала.

43. Экскурсия как одна из форм обучения, ее значение, методика подготовки и проведения; сущность программированного обучения.

44. Внеклассные формы обучения учащихся и пути их совершенствования в современной школе; информационные технологии обучения.

45. Педагогическая значимость и методические основы домашней учебной работы школьников.

46. Сущность и структура личностных качеств, важнейшие направления и особенности воспитательной работы по их формированию с учетом общих закономерностей педагогического процесса.

47. Понятие о методах и средствах воспитания, их классификация и особенности применения.

48. Специфика предмета и методики воспитания как средства личностного развития учащихся и определение его содержания в Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.

49. Убеждение и положительный пример как методы воспитания, их сущность и психолого-педагогические механизмы воздействия на учащихся.

50. Метод упражнений (приучения), его психолого-педагогическая основа и практическое применение в процессе воспитательной работы.

51. Одобрение и осуждение как методы воспитания, их сущность и психолого-педагогическая основа, меры поощрения и наказания в современной школе.

52. Методы требования, контроля и переключения в системе школьного воспитания, их сущность, психолого-педагогическая основа и практическое использование.

53. Развитие в педагогике теории и методики коллективного воспитания, понятие о воспитательном коллективе учащихся, основные стадии его формирования и структура.

54. Важнейшие средства и методы сплочения ученического коллектива, организация его самоуправления и особенности педагогического руководства воспитательным коллективом.

55. Значение и методика нравственного развития школьников, критерии нравственного развития личности.

56. Значение и сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их структура и методика формирования, воспитание гражданской позиции личности.

57. Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.

58. Содержание и методика организации правового воспитания учащихся.

59. Методика формирования экологической культуры учащихся в системе учебной и внеклассной воспитательной работы.

60. Значение и сущность сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся и методические основы их формирования.

61. Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся, его задачи и пути организации.

62. Сущность и методика воспитания физической культуры и здорового образа жизни учащихся.

63. Значение научного мировоззрения в личностном развитии учащихся, его функции и виды, идеологическое воспитание школьников.

64. Сущность мировоззрения, его структура и педагогические условия формирования.

65. Самовоспитание как важнейший фактор развития личности, его сущность и психолого-педагогические стимулы.

66. Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.

67. Содержание и методы воспитательной работы в современной семье, формы повышения педагогической культуры родителей.

68. Система профессиональных и личностных качеств учителя, основные виды его деятельности и ступени профессионального роста.

69. Понятие о системе образования, пути и тенденции ее совершенствования в соответствии с. Законом «Об образовании в Республике Беларусь».

70. Современные научные концепции и технологии воспитания, культурологический подход к организации воспитания в современной школе.


Сейчас читают про: