double arrow

Современные методологич подходы к пониманию сущности воспитания


Системный. позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы ( цель, содержание, средства, методы) Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах: 1Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности; 2Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры; 3Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов; 4Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).2.Деятельностный. предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности. 3.Аксиологический (ценностный)Этот подход предполагает опред содержание методов воспитания с учетом сис ценностей,на которые ориентир-ся процесс воспитания. 4.Экзистенциальный .Базируется на философии экзист-ма,представитель которого утверждают наличие у каждоо чел экзист-ции,т е внутр сущности,неподвластной влияниям извне.Повлиять на экзистенцию возможно только поместив чел в условия жизненно-важного для него выбора.Создание таких условий воспитания возможно только ч/з включение реб-ка в активн деят-ть.5.Гендорный.Предполагает,что при организации восп необходимо учитывать пол реб и те требованиякоторые предъявляет совр общество к носителю этого пола.

11.Взаимосвязь воспитания,развития и социолизации личности.Роль наследственности,среды и воспитания в развитии личности. Личность чел формируется и развивается в рез-те воздействия многочисл факторов:объективн, субъективн,природн и обществ,внутр и внешн,независ и завис от воли и сознания людей,действующих стихийно и согласно целям.При этом чел-субъект собств формир-я и развития.Важн роль играет воспитание.В шир смысле слова-обществ явление,воздействие общества на личность.В данном случае воспитание=социализация.Воспитание в узк смысле-спец организованная деят-ть педагогов и воспитанников для реализации целей образования в усл педагогич процесса.Деят-ть педагогов в этом слу4ае-воспитательная работа. Социализация - процесс приспособления человека к условиям социальной среды,это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.). Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности. Порождаемые деятельностью новые потребности и возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями, между сознанием и поведением. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности — духовные, творческие, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей. Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию в ребенке механизмов саморегуляции, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность),за человеком остается право развивать себя.Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются развивающим и формирующим воздействиям. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы

Цель воспитания как закон педагогики.Различные уровни целеполагания.Связь целей воспитания с системой ценностей. Цель - раз-ностороннее развитие человека, опирающееся на его способ-ности и дарования. Средство достижения этой цели - освое-ние человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» лично-сти. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.Важным этапом процесса воспитания явл-ся целеполагание-сознательный процесс выявления и постановки целей и задач В. Все элементы системы В(задачи,содерж, формы,методы) зависят от цели В.Цель как научн понятие-предвосхищение в сознании результата на достижение которого направлена деятельность.Цель В-мысленное заранее определенное представление о результатах пед процесса,о качествах и состоянии личности,которые предполагается сформировать.Проблемой цели занимался Лиймен.Он выделяет 3 уровня целеполагания: 1.Общий(Цель В-образ конечного результата В деятельности всего общества.Это идеал воспитания-разносторонне развитая личность.)2.Уровень воспит устремлений конкретного общества,образ соц желаемого состояния какой-то отдельной личности или уровня её соц подготовки к жизни(спартанский воин в античности) 3.Задачи В,которые описывают воспит устремление элементами(задачи нравств воспит). Длительный период-до 90 гг 20в в отеч педагогике цели В выводились из потребностей общества.Процесс восп хар-тся конечной целью - представлением об идеальном воспитаннике, идеал предс-ет собой некот конструкцию желаемых ценностей.В опред-и цели восп-ия главенствующую роль приобретает выбор сист ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные - в рамках религий); социоцентрические (общечел-ие; групповые - расовые, национ-ые, профес-ые); антропоцентрические (индивид-ые). В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идет на высшее божественное существо. В воспитании, основ-м на социоцентр-х ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность. Необходимо отметить, что абсолютизация той или иной системы ценностей приводит в одном случае к уходу от реальной жизни (система трансцендентных ценностей), в другом - к постоянному духовному перенапряжению (система социоцентрических ценностей), в третьем - к угрозе превращения высшей ценности в эгоизм. практика воспитания показывают, что только при взаимодополнительном (комплиментарном) восприятии противоположных друг другу систем ценностей возможен наиболее здравый подход в формировании содержания предполагаемого образа человека.

13.Ученический коллектив как фактор развития личности.Структура,функции детского воспитательного коллектива,этапы его развития.Детский коллектив как пед категория начинает употр-ся в 20гг 20в,до этого в работах Ушинского,Толстого использовались понятия «детская среда»,общность и масса.Коллектив от лат-толпа,сборище,группа.В пед-ке коллектив -эт объединение воспитанников,обладающих след рядом важных признаков:-общая соц значимая цель;-общая совместная деят-ть,напр на достижение этих целей.Их объединяет не только единство цели и деят-ти,но и единство переживаний ценностных ориентиров,оценочных суждений,наличие актива как общего выборного руководящего органа.С позиции системн подхода ученич коллектив это:1.органичная часть более сложн объединения,которое включает педагогов;2.Относительно автономная система,которой свойственны такие процессы, как:саморегуляция, самоорганизация, самоуправление.Скоординированное единсво двух структур:официальной(формальной),которая складывается под влиянием взрослых и определяет организац строение и деят-ть коллектива,и неофиц(неформ),которая склад-ся в процессе межличностного общения.Выделяют три функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; идейно-воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.Стадии развития кол по Макаренко:1.Этап становления кол-ва(стадия первонач сплочения):кол выступает как цель воспит усилий педагога,требования предъявляются только к педагогу в четкой и корректной форме.Эта стадия считается завершенной,когда в кол выделяется актив и большинство учащихся начинают разделять требования педагога.2.Этап развития:усиливается влияние актива,который теперь прдъявляет требования ко всему коллективу,происходит стабилизация структуры кол,сам кол может выступать как инструмент целенапр влияния на личность.Развитие кол на этом этапе связано с разрешением многих противоречий: 1)м/у кол и отдельными учениками.2)м/у общими и индивид перспективами 3)м/у отд группами учеников с различ цен ориентирами.Из-за этих противоречий возможны скачки,остановки,движения кол вспять. 3,Этап расцвета:требования предъявляются от всего коллектива к каждому его члену и наоборот.Коллективу присущи единство ценностных ориентаций,одинаковая оценка событий,общий опыт,осознание себя целостной общностью.

Принципы развития коллектива:1.Принцип перспективных линий.перспектива-практическая цель,которая способна увлечь и сплотить воспитанников.3 вида перспектив:1)близкая(перспектива завтрашней радости)опирается на личностн заинтересованность ребенка;2)средняя-событие в жизни кол требющее подготовки и отодвинутая во времени(шк праздник,экскурсия);3)дальняя-отодвинутая во времени,наиболее соц значимая и требующая приложения значительных усилий(перспектива окончания школы.)2.Принцип параллельного действия:вместо парного взаимодействия(ученик-учитель) Макаренко включает в поле пед взаимодействия актив класса и коллектив.Каждый член кол оказывается под параллельн воздействием по крайней мере 3х субъектов: воспитатель,активвесь коллектив,при этом требования пед предъявляет ученику ч/з актив и коллектив.3.Принцип сочетания уважения к воспитаннику с разумной требовательностью к нему:ребенок должен испытывать радость от жизни в кол,но эта радость должна быть ответственной.Для реализации этого принципв Макаренко были разработаны лагеря.4.Опора на сильные стороны личности ученика.Осн механизмом формир коллектива Макаренко считал традиции-устойчивые формы кол жизни,которые воплощают нормы,обычаи,желания воспитанников.Др механизм-предоставление кол как можно больше сфер деят-ти для самореализации воспитания (познават, спорт,худ).Процесс включения реб в сис коллективн отношений носит сложный и неоднозначный хар-р.з модели развития отношений м/у кол и личностью:1.Личность полностью подчиняется кол(конформизм).Это приводит к тому,что кол поглощает личность,подчиняет ее нормам.2.Личность и кол находятся в оптим отношениях (гуманизация)личность внешне подчиняется требованиям кол,сохраняя внутр независимость.3.Личность подчиняет себе кол (нонконформизм):личность имеет свою систему ценностей,привлекат для всего кол,обладает привлек качествами.Это позволяет лич стать неформ лидером в данном кол.Управлять ученич кол-значит управлять процессом его функционир,использовать его в качестве инстумента воспитания.Воздействие педагога на кол носит комплексный хар-р:1)способствовать расширению функций ученич самоупр;2)создавать ситуации в жизни колкоторые положительно влияют на его членов;3)объединять воздействие тех педагогов,которые работают в кол-ве.Структура коллектива:1)По хар-ру деят-ти:-организованные на основе разнообр,в т4 учебной деят-ти(классы,отряды);-на основе оного вида деят (кружки, секции,клубы;-на основе игровой деят.2) Повозрастному составу:одновозрастные,разновозрастные.

Роль семьи в воспитании,развитии и социолизации личности.С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром является - семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка..именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.Нормальная семейная атмосфера - это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер.Т о, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для всесторонего воспитания детей.

15.Воспитание трудовой культуры личности.Цели,задачи,содержание И Формы трудового воспитания.Трудовое воспитание начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.Труд воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся.,что обеспечивает знание основ совр техники,технологи и организации произ-ва,способствует правильному выбору профессий.Задачи:1.Формир у учащихся положит отношения к труду и мотивов к трудовой деят-ти.2.Развитие потребности в творч труде,применение знаний на практике.3Вооружение учащихся разнообр труд умениями,формир у них качест умств и физич труда.Содержание труд воспитания опред-ся названными задачами и хоз-экономич факторами:производств условиями района,возможностями школыее матер-ой базой,препод кадрами,традициями школы.Компоненты(формы):1.Труд обучение на уроках труда и в мастерских.2.Умственный труд на общеобразоват уроках и при выполнении дом задания.3.Общественно-полезный труд,напр на самообслуживание и благоустройства школ.4.производительный труд(лагеря,практика на пром предприятиях.)5.Бытовой труд в семье. 6.Проф ориентация-обоснованная система соц-эконом,псих-педагогич,биологич,производственно-технологич мер,напр на оказание помощи учащимся проф самоопределения.Она вкл в себя:1.Проф просвещение-сообщение опред знаний о соц-эк и психо-физиологич особенн-х профессий.2.Проф диагностика-использ различ методик для изучения особенностей высшей нервн деят-ти, здоровья,мотивовценностей и интересов учащихся.3.Проф консультация-оказание помощи и советы специалистов при выборе профессий.Может носить справочно-информ хар-р;диагностико-индивид;медицинский.4.Проф отбор(осущ-ся в учебн заведениях.)5.Проф адаптация-процесс вхождения человека в профессию.Пед условия эффективности труд воспитания включают в себя:1)практич ценность труда2)обеспечение взаимопомощи и сотрудничества в процессе труда3)результативность труда4)усложнение труда с возрастом5)многообразие видов труда и их непрерывность6)правильная организация детского труда(планирование,инструктирование,четкая организация и контроль,оказание помощи обучение,оценка рез-та)7)Творч хар-р труда.

16.Воспитание нравственной культуры.Цели,задачи,содержание,формы.Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе. Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так: - осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения; - развитие у детей чувства патриотизма; - развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; - выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям; - формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия; - формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным; - формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; - формирование навыков культуры поведения и др. "Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию главная цель нравственного воспитания".Нравственное воспитание предполагает несколько направлений:Формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами.Ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества.Усвоение внешней культуры поведения.Формирование нужных обществу нравственных привычек.Формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность).Превращение знаний в убеждения.Для реализации этих задач используются различные формы и методы. Важнейшими формами нравственного воспитания являются задания и поручения, индивидуальные беседы, работа с активом, информационно-массовые и организационные мероприятия (собрания, отчеты, лекции, конференции, тематические вечера), действенно-практические формы (агитбригады, вожатые, группы помощи и т.д.). Основные методы нравственного воспитания: убеждение, упражнение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание. Уже в юношеском возрасте развитие нравственных привычек должно осуществляться в условиях ярко выраженной самостоятельной деятельности, в ситуации высокой ответственности за себя.

Воспитание физической культуры личности.Цели,задачи,содержание,формы физич воспитания.Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.Задачи:1)Содействие правильному физич развитию учащихся,повышение их работоспособности.2)Развитие осн двиг качеств чел(ловкость,выносливость,сила,быстрота)3)Формир-е жизненно важных двигательных умений и навыков(бег,ходьба,прыжки,плавание).4)Воспитание устойчивого интереса и потребностей в систематич занятиях физрой.5)Приобретение знаний в области гигиены,медицины,физры,спорта.Осн средства физ воспитания можно разделить на 3 группы:1)разнообр физ упр-двиг действия,спец организованные и сознат выполняемые.Наиболле успешно реализ-физ упр в процессе занятия гимнастикой,играми,туризмомспортом.2)Природная среда:использование в физ восп естеств сил природы(солнце,воздух,вода)3)Гигиенич факторы:гиг обеспечение физ занятий,рац режим труда,отдыха,питания,сна,соьлюдение санитарно-гиг требований к шк зданиям.Воспитание физкультуры-важный объект внутришкольного управления.

Воспитание эстетической культуры.Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание. Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач: - формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы; - развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту; - вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации; - развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту; - развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт. Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и составляют специфику эстетического сознания. Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир. Эстетическое чувство более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным). Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки. Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.Средства эст В:познание,труд,игра,природа,искусство,общение,быт,мода,чтение.Методы эстетич В:разъяснение,беседы,лекции,решение эстетич задач,поощрение,упр-я в эстетич деят.Формы эст восп:лектории,кружки,встречи,экскурсии.Формирование эстет культуры-процесс целенапр развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действит-ти.Он предусматривает выработку сис худ представлений,взглядов и убеждений,воспитывает стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия,бороться против уродливого,безобразного,готовность к проявлению себя в искусстве.Это организация человеч чувств,дух роста личности,регулятор поведения.Человек выступает художником не только тогда,когда непосредственно создает произведение искусства,посвящает себя поэзии.Эстетич начало заложено в самом чел труде,в деят-ти чел.Для того,чтобы детск труд не превращался в тягость,приносил эст наслаждение,он должен быть одухотворен высокой значимой целью,рождать духовную красоту.Примитивные,неискренние отношения м/у людьми в семье и школе ранят личность ребенка.Тонкие отношения,справедливая требовательность воспитывают духовную мораль.Важно пробудить стремление утверждать красоту в школе и дома,создавать эстетич обстановку(чистота,цветы итд)Природа учит ребенка нравств поведению благодаря красоте,гармонии.Поэтому педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей,худ,воспевающих красоту приподы.Важно обеспечить эстетич направленность природоохранит-ой деят-ти учащихся(охрана зеленых насаждений,подкормка животных..)Эстетич развитие личности средствами искусства называют худ воспитанием.Одно из средств воспитания лит вкуса-развитие культуры чтения.Овладевая ей,ученик начинает задумываться чему учит эта книга.Основой муз воспитания явл-ся хоровое пение,которое развивает слух,память,чувство ритма,худ вкус.Большое место в школе отводится прослушиванию муз произведений,ознакомлению основам муз грамотности.ИЗО развивает у школьников худ мышление,творч воображение,зрит память,изо способности.Это требует научить детей основам изо грамотности,сформировать умение пользоваться выразит ср-ми рисунка,лепки и тд.Важно обеспечить ознакомление с выдающимися произведениями изо искусства и архитектуры,научить понимать язык художника.Возможности эстетич воспитания в школе ограниченны,поэтому нужно прибегать к доп образованию.Большую роль в формир эст культ играют кино,видео,телефильмы.Важно научить школьников смотреть и понимать фильмы.Огромным эстетич воздействием явл-ся театр.Необходимо готовить учащихся к восприятию театр искусства. Т.о. эст воспитание основано на органич развитии прир сил,спосбностях восприятия и эмоц переживаниях личности и призвано сформировать у шк-ка стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

19.Воспитание интеллектуальной культуры личности и формирование целостного мировоззрения личности в педагогическом процессе.Это целенаправ. деят-сть воспит-й и воспит-в по развит. умств-х сил, мыления, по формир-ю культуры умств-го труда, вооруж. системой научн. знания. Включ в себя комплекс знаний и умений в области умств труда: умение определ цели познав деятельности, умение работать с источником инфо. Формирован-е интеллект культуры яв-я частью задач по умств развитию детей кот-е понимают как процесс созревания и измен. умств. сил под влиянием биологич и соц. Факторов. Умственные силы – совокупность индивид. способ-й к накоп-ю знаний и совер-ю мыслит-х операций. Св-ва ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. Пути решения задач воспит-я интеллек-й культуры личности: обучение, внеклассная работа, дополнит-е образ-е, семейн-е воспит-е, самообраз-е.Мировоззрение – целост. систем. науч. философ-х, политич, нрав-х, эстетич-х взгляд-в на мир, природу, общество и свое место в этом мире. В основ. мировоззр. лежит совокуп-ть опред-х знаний о мире. Важн. элементом яв-я мировоззренч. убежден-я – это знания перешед-е во внутр. позиц. мировоззрен. И воплн-е регулятивную функцию. Необход-о учит-ть возраст-е особен-и ребенка. Например потреб-ть реб-ка в самоутверж-и и самост-и. Основ-м недост-м яв-я постр-е идеальной картины образа мира. По мнению педагог-в эта карт-а должн. сложиться в результ. сложен. опред-ого круга дисциплин. При этом не учитыв-я, что у ребенка под влиян-м личного опыта и участия разн. видов деят-ти складываются др. картины мира, кот-е и состав. основу его мировоззрения. В первую очередь необход-о учит-ть, что мировоззрение имеет особенную струк-у, в кот-й есть личностное более образ-е и более дальнее для ребенка. На любом возрст. этапе решающ-е влияние на формир-е картины мира оказ-т потребности самой личной при этом особен-й картины мира связаны с образо «я», кот-й складыв-я из представл-й чел-а о своем складе харак-а, интеллек-а, поведения. Одним из важн. вопросов яв-я против-е м/у религиозн-м и науч-м мировоззрением. У многих школьников при эмоц. притяж. Религии формир-я искаж-я картина мира, через влияние на образ «Я». Нельзя забывать о ценностной значимости того, что несеь в себе религиозная культура

20.Методы стимулирования деятельности, их характеристика, условия применения. Стимул-ть — побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепл-я и усил-я воздейст. на личность школьника тех или иных факторов прим-ся различ. методы стимул-ия: соревнование, поощрение, наказание.
СоревнованиеСоревнование рождено социал-им способом производства и соответ-ими ему общест-ми отношениями. Как метод воспит-я соревнование строится с учетом социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам свойственно стремление к здоров. соперничеству, приоритету, первенству, самоутвер-ию. Вовлекая учащ-ся в борьбу за достиж-е наилучш. резуль-ов в труде и обществ. деятел-ти, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимул-ет развит. творческой активности, инициативы, новатор-х починов, ответств-и и коллективизма.В наст. время социалистическое соревнов-е по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится. Однако полностью искл-ть соревн-е из наиболее важной области жизни и деятель-и школь-ов было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что исполь-ние соревн-ия в учебной работе оказыв-ся возможным и приносит очевид. пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревн-ия млад. школьников вносятся обязательства: всегда выполнять дом. зад., работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополн. литер-у.Соревн-ие бывает коллек-ым и индивид-ым. Прим. коллектив. соревнования может служить борьба пионер-х отрядов за честь быть правофланговыми, индивид-го — конкурс на лучший рассказ о походе по ленинским местам. По времени действия соревнования различаются на длительн. и эпизод-ие. Марш «Всегда готов!» — длительное соревнование, трудовой десант — эпизодическое.В процессе организ-и и проведения соревнования необход. соблюдать принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, возможность практич-о использов. передового опыта.
ПоощрениеПоощрение — способ выражения обществ. положит. оценки поведения и деятельн-т отдельного учащегося или коллектива. Его стимул-ая роль определ-ся тем, что в нем содерж. обществ. признание того образа действий, кот-й избран и провод-ся учеником в жизнь. Переживая чувство удовлет-ия, школьник испытыв. подъем бодрости и энергии, уверенность в собств-ых силах и дальнейшем движении вперед. Воспит. значение поощрения возраст., если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельн-и. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престиж. вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приход-я прибег. в работе с млад. школьниками и подр-и, кот-ые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллек-ые поощрения. Учителю необходимо одинаково забот-я о том, чтобы не появл-сь ученики захваленные и обойденные обществ. вниманием. Сила воспит. влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в обществ. Мнении коллектива. НаказаниеОтношение к наказ-ям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значит. мере под влиянием теории свобод. воспит. в первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены. Наказание — это такое воздейст. на личность школьника, кот-е выраж. осуждение действ. и поступков, противор-их нормам обществ. поведения, и принуж-т учащихся неукл-о следовать им. Наказание корректир. поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызыв.чувство неудовлет-ти, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов» Это сост-е порожд-ет у школьн. Потреб-ть изменить свое поведение Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физич., ни морал-го. В наказании нет подавлен-и, а есть пережив-е отчужденности от коллектива, хотя бы времен. и небольшого.
Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предлож. встать у парты, вызов для внуш-я на педагог. совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельн. класс или др. школу, исключ. из школы и направл-е в школу для трудновосп-х Может примен. и такая форма наказания, как измен-е отнош-я к воспитаннику со стороны учителя или класс. коллек-а. Всякое наказание должно сопровож. анализом причин и условий, породив-х тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик наруш. правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание принос. успех, когда соглас-я с обществ. мнением коллектива Педагог поступит неправ., если будет наказ-ть по подозрению. Надо избегать коллектив. наказаний, они могут привести к объедин. учащихся, наруш-х обществ. порядок и дисциплину. Метод группового давления – групп. давление со стороны однокласс-в вынуждает ученика поступ. треб-ым образом, благодаря его положению в системе соц. связей и отнош-й в учеб. коллек. Четкое понимание пед-м структуры внутригрупп-х отнош-й в классе и места в ней проблемн. ученика, знание групп. морали и ценностей в данном учеб. коллект. позв-ют воздейств. на него не непосредственно, а через группу. Основ. положения метода групп. давления нашли свое отражение в разраб-й Макаренко теории воспитания в коллективе и через коллектив. Группа через механизм конформности, под кот-ым поним. мера "подчинения" индивида групповому давлению, осуществ-т воздейст. на члена коллектива. Метод групп. дав-я реализ. только на выс-х уровнях разв-ия учеб. коллектива, когда возраст. роль групп. порицания или одобрения. Это не означает, что педагог перестает влиять на учащихся; он опирается на коллектив, который становится носителем воспит-го воздейст. В учеб. ситуации метод групп. давления сложно применить, т. к. он имеет воспит. направленность.

21.Методы организации поведения и деятельности воспитанников, их характеристика и условия применения. Общественное мнение Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением колле-ного требов-я явл. обществ. мнение. Соединяя оценки суждения, волю коллектива, обществ. мнение выступ-т актив. и влиятельной силой, кот-я в руках умелого педагога выпол. фун-ии метода воспит-я.
Для формир-я здоров. обществ. мнения учитель привлекает воспит-ов к коллектив. обсужд. значит-х явл-й и событий в жизни класса и школы, приучает их давать послед. принцип-ю оценку. Если учащиеся в своей основ. массе участвуют в коллект. деят-и, переживают радость совм-х успехов, критически относятся к имеющимся недостат. и стремятся к их преодолению это свидет-ет о том, что в коллективе складыв. зрелое обществ. мнение. Отсутствие авторитетного обществ. мнения создает почву для круговой поруки, нетребовательности, процвет-я узкогрупповых интересов.
ПриучениеПриучение представ. собой организ-ю планомерного и регулярного выполн. детьми определ-х действий с целью превращения их в привыч. формы обществ. поведения.
Приучение обнаруж-т эффективность на ран-х ступенях воспит-я и разв-я детей. Предписывая учащимся образ действий, нужно выразить его в коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен мин. отдельных действий, из кот-ых складыв. данная форма поведения. Метод приучения предполаг. контроль за характером выпол-ия действ. Важно организ-ть самоконтроль учащихся. Метод приучения зависит от возраста, условий жизни и воспитания.Иногда возник-т необх-ость поставить перед школьн-и задачу научиться вести себя определ. образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплин-ым. Возможен и третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремл-е воспит. в себе то или иное качество личности (скромность, выдержка, самообладание и т. д ) Формы обществ. поведения, ставшие для воспит-ов привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявл. в разн. обстоят-ах. Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. УпражнениеОснов. назнач. упр. как метода воспитания — обеспечить приобрет-е детьми практ. опыта коллект-х отношений. Опираясь на приучение, упр. предусматривает многократное повтор., закрепл., упрочение и совершен-ие ценных способов действий как устойчивой основы обществ. пов-ия. При этом оно не имеет ничего общего с механич. выучкой и тренажом в духе поведенч. психологии: стимул — реакция — подкрепление. Упр. в широком смысле — организация жизни и деят-и учащихся, кот-ая созд-т им условия поступать в соответствии с принят. в обществе нормами и правилами поведения. Метод упр-я реализ-ся через поручения. Привлекая воспитанников к выполн. поручений, необходимо управ. мотивами их обществ. активности. Без понимания тех внутр. сил, кот-ые побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руковод. его соц. и нрав-ым развитием, упр-ять его в правильных поступках.


Сейчас читают про: