Сущность и структура педагогического процесса с позиции системного, задачного, деятельностного подходов. Движущие силы пед-го процесса

Пед-ий процесс - это спец-но организ-ое взаимод-ие педагогов и воспитанников, направ-ое на решение развивающих и образов-ых задач.Педагоги и воспитанники явл-ся главн компонентами пед-го процесса. Взаимодейс-ие субъе-в пед-го проц (обмен деят-ми) своей конечн целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накоп-го человеч-ом во всем его многообразии. А успешное освоение опыта осущ-ся в спец-но организ-ных усл-ях при наличии хорошей материальной базы, включ-ей разнообр-е пед-ие ср-ва. Т.о., содерж образ-я (опыт, базовая культура) и ср-ва - еще два компонента пед-го процесса. Взаимод-вие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использ-м разнообр-х ср-в есть сущностная хар-ка пед-го проц, протек-го в люб пед-ой сист. Системообраз-им фактором пед-го проц выступает его цель. Она присут-ет в явном или неявном виде как в ср-вах, так и в деят-ти педагогов и воспитанников. Она функцион-т на уровне ее осознания и реализации. Пед-кая сист организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осущ-ия, она всецело подчиняется целям образ-я.

Рассм-м пед-ий проц как сист. Первое, что бросается в глаза, -- наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в др или объед-х м/у собой др типами связей. Сист пед-го проц не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоят-ми они ни были. Пед процесс -- это главная, объед-ая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Внутр движ силой пед-го проц явл-ся противоречие м/у выдвигаемыми требов-ми познават-го, труд-го, практич-го, обществ-но-полезного хар-ра и реал-ми возмож-ми воспитуемых по их реализации. Это противореч станов-ся источником движения сист к общей цели, если выдвиг-е требования нах-ся в зоне ближ-го разв-я возм-тей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развит сист, если задачи оказ-ся чрезмерно трудн или легкими, т. е. не соответ-ют возм-тям воспитуемых, не нах-ся в зоне их ближ-го развития. След-но, задача педагогов сост-т в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученич-й и пед-ий коллективы, а также его отд-х членов, умело проект-ть близкие, средние и далекие перспективы разв-я и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспит-ые задачи, т. е. созд-ть проблемные ситуации воспит-го хар-ра в его шир смысле.
Т.о., не любое противоречие м/у требов-ми, задачами и возм-ми по их реализации, а противоречие опред-го хар-ра, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса.
Пед-ий процесс — это не механиче-ая сумма процессов обучения, воспитания, образ-я и развития, а самост-ое целостное явл-е, к-е имеет свои особ законом-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: