В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных

1. Авторитарный При автор-ом стиле хар-ая тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выр-ся в том, что препод знач-но чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргумент-ное восхваление др. Авт-ый препод не только опред-ет общие цели работы, но и указывает способы выполн задания, жестко опред-т, кто с кем будет работать, и т.д. Хар-но, что такой подход снижает деят-ю мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова ф-ция данного этапа и что ждет впереди. В соц-перцептивном отнош, как и в плане межличн-х установок, поэтапная регламентация деят-ти и ее строгий контроль свидет-ют о неверии препод в позитивные возм-ти учащихся.Во всяком случае, в его глазах учащиеся хар-ся низким уровнем ответст-ти и заслуживают самого жесткого обращения. Исследов показали, что такое повед руков-ля объясн-ся его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостат-ю компетентность.Авт-му стилю руков-ва свойственны осн черты автократического.Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих.Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками. 2.Попустительский Главной особ-тью поп-го стиля руководства явл-ся самоустранение руков-ля из учебно-производственного проц,снятие с себя ответ-ти за происходящее.Попус-кий стиль оказ-ся наименее предпочт-ым среди перечисленных. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответ-ти, а работа скорее напоминает безответ-ую игру. При попус-ом стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеят-ть учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным вып-ем обяз-ей и указаний админ-ции. Стиль хар-ен тем,что учитель в завис-ти от внеш обстоятельств или собственного эмоц-го сост осущ-ет любой из описанных выше стилей руководства. 3. Демократический Что касается дем-го стиля, то здесь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особ-тьюдем-го стиля оказ-ся то, что группа принимает активноеучастие в обсужд хода предстоящ работы и ее организ-и.Врез-те у учеников развив-ся увер-ть в себе,стимулируетсясамоуправ-е. Параллельно увелич инициативы возр-т общит-тьи доверит-ть в личных взаимоотнош-х.при демок-м управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, но сближаются между собой в личностном отнош-и.При демок-м стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самост-ть учащихся.В организации деят-и коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных».Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы.Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор,но окончат-е решение формулируетучитель. 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого професс-зма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творч-м поиском – рез-тат не только коммуник-ой деят-ти учителя, но в большей степени его отношения к пед-ой деят-ти в целом.Увлеченность общим делом – источник дружест-ти Говоря о оистеме взаимоотнош-й педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал,что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деят-ти. Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотнош-й педагога и воспитанников и его стимулирующий хар-р, вызывающий к жизни высшую форму пед-го общения – на основе увлеченности совместной творч деят-тью, необ-мо отметить, что дружест-ть, как и любое эмоц-ое настроение и пед-ая установка в проц общения, должна иметь меру. Друж-ть должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей сист взаимоотнош-й педагога с детьми.

9. Формы организации взаимодействия семьи и школы.Семья занимает центр-е место в воспитании ребенка, играет осн роль в формиров-и мировоз-я и нравст-х норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Пед-ое взаимодействие школы и семьи сост в создании благопр-х усл-й для личностного развития и роста детей, организации активной жизни чел-ка. Осн задача педагога –активиз-ть пед-ую, воспит-ю деят-ть семьи Взаимоотнош-я всех участников учебно-воспит-го проц, положит жизненные примеры и дух-е ценности, способ-т становлению личности. Взаимодей-е школы и семьи должно быть индивид-ми, и поэтому педагог долж дейст-ть в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие усл-я жизни, место проживания, соц-й статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекоменд-и, инструкции, методич-е разработки. Рекомендации данные 1й семье нельзя апробировать на др семье. В ф-ции школы входит информ-е, поддержка учащихся и родит-й, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспит-е строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимод-е опред-т пед-ю тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимод-я с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей нах-ть в своем ребенке, что-то хорошее и индив-ное. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от проц воспит ребенка, как личности. В личностном формир-и ребенка долж участв-ть обе стороны, при полном взаимопон-и и взаимопомощи др другу. Семейное воспит вносит эмоц-ть в отнош-я, предпол-т любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.Для того чтобы семья успешно справилась с воспит детей, родители д знать осн-е пед-ие треб-я и создать необх-е усл-я для воспитания ребенка в семье. Усл-я правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к к-у стремится семья, школа, все наше общ-во, явл-ся всесторонне развитый человек, образ-й, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. При построении взаимод-я семьи и школы должны учитывать опред-е проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких рез-тов воспитания. В отличие от соц-х институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неогранич-ми возм-ми в формировании его личностных кач-в. Давая советы, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутр дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь кажд родитель воспит-ет своих детей так, как счит-т нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивид-ое общение не только дает возм-ть учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.Приоритетной задачей яв-ся усиление взаимод-я классного рук-ля с семьей. В практике сложились наиболее рацион-е ее формы: общие и классные собрания родителей, коллект-е и индивид-е консультации, беседы, лекции, конференции, и т.д. Родители привлек-ся к участию в организ-и учебно-воспит-го процесса: выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассн и внешкол работы, хозяйст-ая помощь. Индивид-ая работа с родителями и др взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Одной из форм работы является проведение родит-х собраний на параллелях. Родит-ие собрания пом-т опред-ть цели, возм-ти родителей в вопросах воспит-я, позв-т помочь разобр-ся в проблемах Огромный эффект имеют коллект-е дела школы и классов, в к-х приним-т участие родители. Для успешной орган-и образов-го проц необх-ы знания о ситуации в семье, професс-я помощь родителям и сотрудн-во с ними в воспит-и ребенка. Эффект-ми формами работы явл-ся индив-ые тематич-ие консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: