Методология педагогики. Методы педагогического исследования, их классификация, характеристика

Методы-способы изучения педагогич явл-й, получение научн инф-ии о педагогич процессах. Метода пед исследований делятся на 3 группу:1.теоретич,2эмпирич(методы изуч пед-го опыта)3.методы статистич и математич обработки рез-тов исследований. К теор методам относ-ся: теор анализ,индуктивный и дедуктивный методы исслед, сравнительно-историч анализ,моделирование. Теор. Анализ – выделение и рассмотрение отд-х сторон,признаков, особенностей и св-в педагогич явлений. Индуктивный от частного к общ, дедуктивный от общ к частному. Сравнительно -историч анализ - построен на принципе историзма и предст собой изучение пед-го явл-я, к-е прослеживает и сравнивает его в развитии. Моделирование -воспроизведение характеристик одного объекта на другом, спец-но созданном д/изучения. Эмпирич методы исследования-способы исследования реально-складывающегося опыта организации образоват процесса. К этим методам относ-ся: 1.метод наблюдения,2.методы опроса(анкетирование, интервьюирование, беседа)3.педагогич эксперимент,4.изучение продуктов деят-ти учащихся. Метод наблюдения – целенаправленное восприятие какого-л пед явл-ия, получение научн информации или конкретного фактич материала. Условия проведения наблюд:1.четко поставленная цель наблюдения,2.заране намеченный план,3.выделение объектов наблюдения, 4.протоколирование рез-тов наблюдения. Минусы:субъективн хар-р наблюдения. На рез-таты наблюд влияют личностные особенности наблюдающ его интересы,психич состояния. Набл бывает: включенное, невключ, скрытое, открытое. Пед эксперимент – спец-но организ поверка того или иного метода приема работы д/выявления его педагогич эффективности. Эксперимент бывает: лабораторный, естественный, констатирующ, формирующий. Этапы пед эксперимента: 1.теоретич(постановка проблемы,опред цели, объекта, предмета исслед, его задач и гипотез)2.методический (разработка методики иссл)3.Эксперимент(проведение серии опытов) 4.Аналитический(количественный и качественный анализ рез-тов исследов.) Методы опроса: 1беседа, 2интервью, 3анкетирование.самостоят или дополнит метод исследов, применяемый с целью получения необх информ-ии, или разъяснения того, что не было достаточ ясным при наблюдении. Метод изуч продуктов деят-ти - изуч рисунков, сочинений,эссе,дневников. Методы статистич и математич обработки рез-тов исследов.Они применяются д/обработки получ-х данных методами опроса и эксперимента, а так же д/установления количественной зависимости м\у изучаемыми явлениями. К ним относятся: регистрация, ранжирование, шкалирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: