Факторы определяющие выбор методов обучения

Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства.

Среди них можно выделить следующие:

1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:

- особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;

- цели и задачи содержания проводимого урока;

- время на изучение программного материала;

- материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);

- средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);

- объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.

2. Уровень сформированности мотивации учения:

- степень развитости познавательной активности и интереса к учению;

- уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);

- особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт.

3. Тип урока и его структура:

- учет специфики построение предшествующих уроков;

- наполняемость класса учащимися.

4. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.

Географическое расположение школы которое позволяет использовать в процессе обучения образовательные ресурсы местных музеев6.Возрастные особенности учащихся Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: