Ключевым элементом классно- урочной системы обучения является – урок.
Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Типы уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1) комбинированные (смешанные) уроки;
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений и навыков;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний, умений;
6) уроки закрепления и повторения знаний.
Структура урока:
1) Организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке).
2) Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
3) Проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала).
4) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
5) Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях).
|
|
6) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
7) Закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков).
8) Обобщение и систематизация знаний.
9) Контроль и самоконтроль знаний.
10) Информация о Д/З (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения).
1. Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.д.).
Требования к современному уроку:
1. Дидактические ( образовательные):
1) Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков
2) Реализация принципов целостного педагогического процесса.
3) Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.
4) Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке.
5) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.
6) Сочетание различных общих форм организации учебной работы.
7) Разнообразие типов и видов урока.
8) Осуществление межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие (психологические):
· Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.
· Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.
· Развитие познавательных интересов.
|
|
· Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.
· Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.
· Обеспечение условий учебно-познавательной деятельности учащихся.
· Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.
· Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.
· Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п..
3. Организационные требования:
· Наличие продуманного плана проведения урока.
· Организационная четкость проведения урока, своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.
· Структурная гибкость и подвижность урока.
· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.
· Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.
· Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока.
4. Гигиенические:
· Оптимальный температурный режим.
· Воздушный режим.
· Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.
· Соблюдение норм освещения.
· Предупреждение утомления и переутомления.
· Чередование видов деятельности.
· Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера.