Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку

Ключевым элементом классно- урочной системы обучения является – урок.

Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Типы уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные) уроки;

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений и навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний, умений;

6) уроки закрепления и повторения знаний.

Структура урока:

1) Организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке).

2) Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

3) Проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала).

4) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

5) Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях).

6) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

7) Закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков).

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль и самоконтроль знаний.

10) Информация о Д/З (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения).

1. Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.д.).

Требования к современному уроку:

1. Дидактические ( образовательные):

1) Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков

2) Реализация принципов целостного педагогического процесса.

3) Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.

4) Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке.

5) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

6) Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7) Разнообразие типов и видов урока.

8) Осуществление межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие (психологические):

· Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.

· Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.

· Развитие познавательных интересов.

· Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.

· Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

· Обеспечение условий учебно-познавательной деятельности учащихся.

· Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.

· Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.

· Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п..

3. Организационные требования:

· Наличие продуманного плана проведения урока.

· Организационная четкость проведения урока, своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.

· Структурная гибкость и подвижность урока.

· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

· Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.

· Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока.

4. Гигиенические:

· Оптимальный температурный режим.

· Воздушный режим.

· Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

· Соблюдение норм освещения.

· Предупреждение утомления и переутомления.

· Чередование видов деятельности.

· Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: