Закономерности процесса обучения:
1. Обучающая деятельность преподавателя носит и воспитывающий характер.
2. Зависимость между взаимодействием педагога с учеником и результатом обучения.
3. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического повторения материала.
4. Обучение происходит только при активной деятельности учащихся.
5. Соответствие целей ученика целям учителя.
Принципы процесса обучения:
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера (обучение направленно на цели всестороннего развития личности, на формирование не только системы знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств).
2. Принцип научности (требует, чтобы содержание образования было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук).
3. Принцип связи обучения с практикой (предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении полученных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды).
|
|
4. Принцип систематичности и последовательности (предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе).
5. Принцип доступности (требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок).
6. Принцип наглядности (один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала).
7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении (обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности).
8. Принцип прочности (требует, что знания прочно закреплялись в памяти учеников, становились частью их сознания, основой привычек и поведения).
9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы (учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах).