Понятие о формах организации процесса обучения. Развитие систем и форм организации обучения в истории образования

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

1) Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

2) Месту учебы - школьные и внешкольные.

3) Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

1) индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

2) дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

3) Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

4) Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

5) американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

1) постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

2) каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

3) учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

4) постоянное чередование уроков;

5) руководящая роль учителя.

Формы обучения: индивидуально-групповая взаимного обучения, дифференцированное обучение по способностям, бригадное обучение. Самой старой формой учебного процесса, является индивидуальная. Ее суть: учащийся выполняет задания индивидуально, в доме учителя или ученика.

Начиная с XVI в. начинает преобладать индивидуально-групповая форма организации учебного процесса. На рубеже XV—XVI вв. в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Это привело к необходимости массового обучения детей. Возникла концепция коллективного образования, и стала зародышем классно-урочной системы образования. Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенных порядке и режиме.

Критерии классификации: количество учащихся: место учебы; продолжительность учебных занятий и т. д. По количеству учащихся выделяют массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различают школьные и внешкольные формы. По длительности времени выделяют: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки «без звонков» произвольной длительности. Наибольшее распространение получила классно-урочная организация обучения, разработанная Я. А. Коменским.

Ее особенности:

1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста;

2. каждый класс работает в соответствии с годовым планом;

3. учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей;

4. каждый урок посвящается только одному предмету;

5. постоянное чередование уроков;

6. руководящая роль учителя;

7. применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: