Педагогическая теория Каптереева

Видное место в творчестве Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. Первые 3-4 года жизни ребенка составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.

Ощущение- основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен ни к какой более высокой и сложной психической деятельности.

Товарищество - важнейшее условие детских игр. В общем, развитие ребёнка играми принадлежит выдающаяся роль. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма. Игра, особенно “общественная” (со сверстниками),- это “серьёзная школа для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности”.

Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии;выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина; сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей; разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения».; работал над теорией общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования; общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию); обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных "типов ума"; выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. С этих позиций: разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля.; исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы - судьбу народного образования в России после отмены крепостного права; охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства; проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования; с демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: