Ситуация 2. «компьютерщик-хакер»

На родительском собрании в 9-м классе мама поделилась с психологом переживаниями по поводу своего сына: девятиклассник ничем не интересуется, не идет на контакт с родителями, мало общается, не рассказывает, что происходит в его жизни, и главное — не знает, кем хочет быть и чем заниматься в будущем, хотя учится очень хорошо. Мама попросила психолога встретиться с сыном и поговорить о будущем.

В беседе с подростком психолог поделилась переживаниями родителей и спросила, что он сам об этом думает, на что тот ответил, что в будущем он собирается заниматься компьютерными технологиями и, возможно, займется наукой. На вопрос, что интересует подростка сейчас, он ответил, что ему гораздо интересней знать, как можно учиться не учась, как научиться списывать и как можно нарушать правила в школе. Поскольку мотивировки приходить в следующий раз у подростка не было, то психолог предложила обсудить в следующий раз именно эти вопросы.

Для следующего занятия психологом была использована метафора «компьютерщик-хакер» как способ привлечения подростка к внутреннему миру, который побуждает к осознанию собственных чувств.

Поскольку подростка интересовали только компьютеры и всё, что с ними связано, психолог предложила описать, что в жизни делает «компьютерщик и хакер».

Вот как описал их стиль поведения подросток: «компьютерщик» живет по правилам, все делает по инструкции, он живет скучно, но много знает и много работает. «Хакер» любит хулиганить, развлекаться, мешает окружающим, он любит творить и получает от этого удовольствие. Тогда психолог предложила подростку примерить на себя роль «хакера» и пожить в этом образе в школе, придумать разные приколы, вирусы, шутки. Несколько занятий было посвящено выдумыванию интересных и оригинальных приколов. Когда у подростка фантазия стала иссякать, психолог спросила, что эта работа дала ему. Подросток ответил, что испытал чувство удовлетворения, когда был «хакером», также понял, какие чувства испытывает по отношению к учебе, что она его тяготит, но понимает, что учиться надо.

Как работает метафора? В данном случае метафора помогла наполнить внутренний мир подростка другим содержанием, помогла осознать, актуализировать и дать выход чувствам и переживаниям.

Конечно, работа в этом случае еще не закончена, скорее это была диагностика, а не психотерапия, но главное, что подросток заинтересован в изменениях и у него есть желание изучать свой внутренний мир дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: