double arrow

СИТУАЦИЯ 3. «Гора-путешественник»


На прием к психологу пришла очень встревоженная мама ученика 7-го класса с проблемой следующего характера: сын учится в школе очень плохо — «из двоек не вылезает», ходит в школу без желания, исправлять оценки не хочет. Мама верит в сына и считает, что он может учиться лучше, но не понимает, почему у него ничего не получается. Мама попросила психолога помочь подростку.

Психолог провела диагностику познавательных способностей ученика и не обнаружила никаких причин для плохой успеваемости. При первой встрече психолог смогла понять, что ребенок очень не уверен в себе и не умеет справляться с трудностями самостоятельно, пасует перед испытаниями, не верит в себя. Но при этом психолог отметила, что мальчик сильно переживает из-за неудач в учебе, что усугубляет ситуацию.

При второй встрече с подростком психолог использовала метафору «гора-путешественник» как способ переноса акцентов с остроты переживания в реальности на способы действия, которые осуществляются в метафоре (движения в реальном мире символизируют движения во внутреннем мире).

Психолог предложила подростку представить себе путешественника, который идет в горы один. Попросила перечислить, с какими трудностями столкнется путешественник в горах, и записать их на листе бумаги в столбик. На следующем занятии психолог предложила школьнику помочь путешественнику и собрать в дорогу рюкзак качеств, которые обязательно помогут ему в горах. Подросток нарисовал рюкзак и записал много положительных качеств. На следующем занятии психолог попросила описать, с какими трудностями в горах ассоциируются у мальчика трудности в школе. Надо было продолжить список испытаний путешественника — напротив трудности путешественника написать трудность школьника. Все последующие занятия психолог вместе с подростком разбирали ситуации, искали способы решения проблемы в горах и переносили их на учебную проблему, использовали рюкзак качеств, то есть доставали оттуда то качество, которое может пригодиться для преодоления данной трудности.

Как работает метафора? В данной ситуации метафора «гора-путешественник» позволила подростку представить себя в образе путешественника, испытывающего трудности, и описать собственные трудности с использованием метафорических названий.


Сейчас читают про: