Ситуация 5. «кокос: снаружи и внутри»

Психолог получила запрос от мамы девушки, которая учится в девятом классе и испытывает трудности в общении со сверстниками. Со слов мамы, у дочери нет друзей, из-за малейшей трудности она плачет, не знает, как вести себя в новой ситуации, очень волнуется, когда к ней обращаются с просьбой одноклассники, и переживает, что ее никто не замечает.

При первой встрече психолог выяснила, что саму девушку беспокоит только то, что ее никто не замечает. И тогда психолог предложила метафору кокоса, который снаружи невзрачный, но имеет вкусное молоко и очень нежную мякоть. А чтобы узнать вкус кокоса, его необходимо попробовать. Психолог предложила девушке посвятить несколько встреч изучению своих внутренних ресурсов и раскрыть их перед одноклассниками.

Для изучения внутреннего мира психолог предложила использовать арт-средства: коллаж, карта моих ресурсов, сокровища моей души и др. Для демонстрации своего внутреннего мира одноклассникам психолог посоветовала школьнице опубликовать в школьной газете собственные стихи. Она согласилась, и вся школа с удовольствием читала стихи девушки.

Вторым способом самопредьявления стала организация мастер-класса по граффити. Девушка хорошо рисовала в стиле граффити, и директор школы разрешила разрисовать один из фургончиков, который стоял на территории школы. Для демонстрации мастер-класса были приглашены одноклассники и все желающие поучиться рисовать в стиле граффити. После мастер-класса многие подходили к девятикласснице и выражали свое восхищение ее талантом. Девушке было очень приятно, и с этого момента у нее появилась уверенность в своих силах и желание расширять свои возможности.

Конечно, это уже должна быть не психологическая работа, а работа всего педагогического коллектива школы. Но начало личностного развития девушки было положено с помощью метафоры кокоса.

Как работает метафора? В данном случае метафора помогла побудить к самоисследованию, к желанию самовыражаться подростка, который имеет сильные запреты на проявление чувств, и прибавила ей уверенности в собственных возможностях и собственной значимости.

ВЫВОД

Попробуем сделать общий вывод. По нашему мнению, метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Она позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в 13–15 лет уже сформировано образное мышление и подростки хорошо умеют ассоциировать, анализировать, сопоставлять и прогнозировать.

Но самое главное преимущество метода метафоры — это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а психолог, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся. Важно также отметить, что метафора позволяет воодушевить подростка и сообща найти способы разрешения проблем.

Формы метафоры могут быть разнобразны:

— словесная, написанная на бумаге;

— нарисованная ребенком;

— заранее приготовленная психологом (тематические картинки, аватары, маски).

Опыт работы в школе позволяет нам надеяться, что мы стоим у истоков нового направления в индивидуальной коррекционной работе, которое можно назвать метавоздействием. Оно опирается на особенности российской культуры и в будущем, по нашему мнению, получит широкое распространение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: