Ситуация 4. «маска, которую надевают люди»

Среди учеников девятых классов эта девушка выделяется внешним видом (черные волосы, черная одежда, черный макияж, аксессуары в виде черепов, скелетов и шипов) и своим поведением: агрессивная, грубая, резкая. В классе она мало общается, потому что одноклассники ее боятся. С учителями она ведет себя очень вызывающе: дерзит, хамит и на любые требования, замечания учителей реагирует агрессивно. Из беседы психолога с мамой стало ясно, что ей тоже тяжело взаимодействовать с дочерью. Было решено предложить девушке встретиться с психологом, чтобы обсудить последствия выбранной ею тактики поведения. Поскольку юная особа на всех реагировала как на «мешающих ей жить», психолог решила на занятиях использовать метафору «маски, которые люди надевают на себя» как способ расширения границ поведения и приобретения новых социальных ролей.

На первой встрече психолог похвалила девушку за отличную демонстрацию одной из жизненных ролей, но добавила, что в жизни существует еще очень много ролей и тот, кто умеет использовать все роли, может достичь гораздо большего. Девушка с психологом согласилась. Дальше психолог предложила обсудить, почему это именно так. Пришли к выводу, что человек, который всегда поступает одинаково, скучен, неинтересен, не может понять других людей.

Психолог предложила перечислить, какие еще существуют маски, и девушка назвала следующие:

• Искатель правды.

• Плевать я хотела.

• Я не такой, как все.

• Все меня достали.

• Взрывоопасная смесь.

• Излучатель тепла.

• Мне никто не нужен.

• Розовый романтик.

После перечисления всех масок психолог попросила записать их названия в столбик, подобрать и приклеить рядом с каждым названием картинку. Девушка с большим интересом выполняла это задание. В течение всех последующих занятий с психологом девушка выбирала какую-то одну маску, которая ей в данный момент была наиболее интересна, и обсуждала ее с психологом по следующему плану:

1. Если бы ты встретила человека в этой маске, то как он был бы одет?

2. Где он может жить?

3. Кто его друзья?

4. Как бы он учился?

5. Какая у него любимая поза?

6. Какие чувства чаще всего он испытывает?

7. Какие слова чаще использует в своей речи?

8. Если бы на него «наехали», то как бы он повел себя?

9. Если бы его похвалили, то что бы он сделал?

10. Если бы его обидели, то чтобы он сделал?

11. В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться?

В работе с этой девушкой психолог спрашивала: если бы ты надела на себя эту маску, то что она бы тебе дала, что бы ты хотела взять у этой маски? Можно спросить, когда эта маска поможет, а когда может навредить или помешать.

Как работает метафора? В данном случае метафора «маска, которую надевают люди» помогла девушке открыть в себе новые качества, выбрать новые способы действия в разных ситуациях, отреагировать чувства. При обсуждении разных способов поведения людей в различных ситуациях психологу совместно с подростком удалось рассмотреть большой спектр жизненных ситуаций и способов решения конкретных проблем. Важно отметить, что подросток уже в процессе работы значительно изменился. Девушка стала больше доверять людям. Одноклассники отметили, что она «стала добрая», «дает списывать» и начала помогать тем, кого раньше «терпеть не могла». Сама девушка по завершении работы отметила, что ей стало интересно общаться с людьми и что ей кажется, будто она в скором времени влюбится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: