Методика «работа с метафорой»

Это техника, элементы которой активно применяются в эриксоновском гипнозе, сказкотерапии, да и в обычном разговоре мы часто используем метафоры.

«Работа с метафорой» в консультации психолога

Здесь речь идет о более развернутой метафоре, которая помогает клиенту представить виртуальный мир. Он втягивает клиента в трансовое состояние и помогает ему преодолеть ситуацию безнадежности, в которой он пребывает.

Для иллюстрации — пример: клиент с довольно тяжелым переживанием любовного расставания, понимает, что все уже окончено, но сердце не может этого принять.

В определенный момент консультант приводит такую метафору: «я думал о вашей проблеме и представляю вас на пороге определенной границы, которая стоит между вашей прошлой и новой жизнью и ваша нынешняя задача эту границу перешагнуть. Сделав этот шаг, вы сможете оглянуться и посмотреть на ваши прошлые отношения, посмотреть на них по-новому, вдохнуть свежий воздух.»

Клиент должен сделать этот шаг в виртуальном мире и, хотя, после окончания консультации он снова вернется назад за эту границу, но теперь у него уже будет опыт, который подскажет, что нужно делать. Если метафора сработала, клиент часто говорит, что он почувствовал облегчение.

Задача психолога-консультанта начать психотерапию, а потом уже ориентировать клиента на долгосрочное взаимодействие в очном консультировании. Но на стадии разговора по Skype уже должно начаться что-то серьезное.

Работа с субличностями должна начаться уже на этом этапе, хотя конечно за 30-50 минут провести полный курс невозможно.

Но мы уже локализуем тот голос в клиенте, чуть более тонкий детский который испытывает эту беспомощность и клиенту уже легче, он с этого момента уже не весь в проблеме.

Нередко школьному психологу приходится проводить индивидуальную коррекционную работу с детьми. Почти всегда перед ним встает проблема выбора методов. В особо трудной ситуации оказываются молодые психологи, которые не видят разницы между психокоррекцией и психотерапией. Более того, они чаще всего стремятся именно к последней, поскольку в институте освоили зарубежные психотерапевтические подходы, такие как психодрама, гештальт-терапия, психоанализ и пр.

Пытаясь попробовать применить их в школе, они сталкиваются с тем, что методы не работают. Однако не только чисто психотерапевтические техники «не идут» в российской школе. Некоторые методики, описанные зарубежными авторами, которые можно использовать в целях краткосрочной психокорреции, отвергаются российскими детьми. Причины этого понятны.

Известные всем школы в практической психологии создавались в других культурах, отличных от нашей по многим показателям. В частности, российская культура считается более коллективистской, чем западная, для нас очень значима успешность межличностных отношений, а для ребенка важным является его статус в классе. Он может отказаться от работы с психологом, если посчитает, что тем самым он станет не таким, как все. Особенно часто такое бывает с подростками, если в классе у большинства ребят нет опыта индивидуальной работы с психологом. Если в классе приглашение к психологу воспринимается как «значит, с ним что-то не так», то подросток, боясь осуждения сверстников, вероятнее всего, к специалисту не пойдет.

Особенностью российской культуры, помимо коллективизма, является достаточно высокий уровень стремления избежать неопределенности, поэтому новое, неизвестное почти всегда пугает. Непривычные для ребенка действия, которые он не совершал в обычной жизни, его «напрягают». С большой долей вероятности он откажется их выполнять.

Можно сделать вывод, что достаточно высокий уровень коллективизма, стремления к избеганию неопределенности и другие особенности нашей культуры не дают психологам возможности механически переносить в нашу работу методы, разработанные западными специалистами. Пожалуй, единственное исключение — это арт-терапевтические методы, использование которые практически универсально. Это тоже понятно, потому что они основываются на природном стремлении человека рисовать, творить.

Но есть дети, которые отказываются и от арт-терапии. Кроме того, ее возможностей для индивидуальной работы школьного психолога не всегда достаточно. Тогда какие же методы можно использовать в работе школьного психолога в России и к какому виду психокоррекции их можно отнести?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили привести примеры из нашей практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: