Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды запасов.
Транзитные запасы.
Предполагается, что определенные ресурсы для хранения транзитных запасов сырья с дальнейшим распределением ресурсов с транспортировкой на небольшие расстояния. Для снижения транзитных запасов применяются различные способы, включая местных поставщиков, формирование мелких партий ресурсов.
Линейные запасы (запасы в пути)
Формируется товарами, находящимися в процессе перевозки, перемещения от поставщиков к потребителям (на транспорте) или производства. Факторами, определяющими размер линейных запасов, являются время перевозки, расстояние на которое перевозятся грузы, оптимальность хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, коэффициент звенности товародвижения в процессе обращения и др.
Резервирование ресурсов в виде запаса. Такие запасы формируются для снижения рисков снабжения. Способы снижения рисков включают использование местных источников, сокращение времени поставок, сокращение затрат на содержание запасов и пр.
Запасы, создаваемые в связи с ожиданием определенных событий. Отличаются от резервных запасов тем, что будущие потребности известны и события определены. Иногда этот тип запасов называют предупредительные запасы, которые образуются, чтобы избежать предсказуемых колебаний в поставках, производстве или вывозе. Эти колебания влияют на качество и затраты.
Серийные запасы
Образуются вследствие округления в сторону большего, чем заказано, количества ресурсов, но не превышающего определенного минимума размеров серии поставок. В подобном случае средний размер серийных запасов равен половине размеров серии.
Циклические запасы
Образуются вследствие производства или ввоза товаров с определенной частотой в определенные промежутки времени. Причина образования циклических запасов по сравнению с серийными – непостоянное наполнение. При серийных запасах ограничителем является количественный аспект, а при циклических – временной.
Запасы безопасности
Создаются, чтобы избежать возможной неуверенности, связанной с гарантированностью подвоза, производства и вывоза продукции. Чем больше неуверенность и чем длиннее период реакции на заказ, тем выше должен быть уровень необходимых запасов безопасности. Другим важным моментом при определении уровня необходимых запасов безопасности является желаемый уровень обслуживания (обеспечения работ ресурсами). Уровень обслуживания определяется необходимостью поставки ресурсов напрямую со склада.
Затраты на формирование и хранение запасов
Содержание запасов неминуемо влечет за собой расходы. Наиболее известными видами затрат на содержание запасов являются пространство, рента и стоимость риска.
Под пространством понимают расходы на амортизацию, содержание, отопление и т.д., занимаемого под запас помещения (как, например, склад и место под запас, отведенное в отделе производства).
Рента представляет собой расход на вложенный в запас капитал.
Под стоимостью риска подразумеваются последствия различных страховых случаев, а также оценка стоимости риска в денежной форме (риск не востребования запасов, риск морального износа запасов, риск повышения норм естественной убыли, риски потерь от хищений, пожаров и т.п.). Стоимость этих рисков с той или иной степенью точности выражается через расходы на страхование, через тарифы и ставки страховых премий.
Не востребование запасов может привести к уничтожению и продаже по сниженным ценам.