Формы и звенность товародвижения

Важное значение имеет определение оптимального количества звеньев товародвижения. Этот вопрос решается в процессе выбора формы и звенности товародвижения.

Различают торгово-организационную и складскую (технологи­ческую) звенность. Торгово-организационная звенность показывает, какое количество торговых организаций и предприятий участвуют в актах купли-продажи и показывает сколько раз товар продавался в сфере обраще­ния.

Складская звенность свидетельствует о том, через сколько скла­дов прошел товар на пути его движения от производства до потре­бителя.

Торгово-организационная и складская звенность связаны между собой, однако часто не совпадают.

Товар, закупленный оптовой базой у промышленного пред­приятия и в свою очередь проданный розничному торговому пред­приятию, может поступать непосредственно от изготовителя в мага­зин, минуя складские звенья. Такая форма товародвижения назы­вается транзитной.

Преимущества транзитной формы движения заключаются в том, что товар поступает в розничную сеть без лишних перевалок, обеспечивается снижение транспортных расхо­дов, сокращаются потери товаров, ускоряется оборачиваемость.

Применение транзитной формы товародвижения целесообразно по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производимым на местных промышленных предприятиях.

Однако значительная часть товаров сложного ассортимента не может быть поставлена транзитом в розничную торговую сеть, так как требуется их подсортировка, преобразование производст­венного ассортимента в торговый. В этих случаях применяется складская форма товародвижения.

В зависимости от количества промежуточных звеньев различают однозвенную и многозвенную формы движения товара.

Число складских звеньев между предприятиями-изготовителями и розничной торговой сетью должно быть минимальным. Если требуется подсортировка, накопление товара, наиболее приемлемым является движение товара через одно складское звено.

В исключительных случаях по товарам, производство которых размещено неравномерно и привязано к сырьевым источникам, а сами товары сложны по ассортименту, возникает потребность разместить одно оптовое звено в районе сосредоточения произ­водства, другое — в районе потребления.

Многозвенный путь движения товаров влечет дополнительные расходы, связанные с выполнением технологических операций в каждом звене. Это приводит к увеличению издержек по доведению товаров от производства до потребителя, усложняется технологи­ческий процесс товародвижения, замедляется скорость обращения товара.

Количество звеньев, необходимых для доведения товара от про­изводства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.

Критерием выбора наиболее эффективных схем товародвижения является сопоставление скорости движения и совокупных затрат на их доведение и реализацию.

В связи с этим основные мероприятия по рационализации процесса товародвижения должны быть направлены на решение двух задач: сокращение времени нахождения товаров в пути и сокращение совокупных издержек, связанных с доведением и продажей товаров.

Для совершенствования процесса товародвижения важное зна­чение имеет рациональное размещение предприятий, производя­щих товары, изыскание дополнительных ресурсов в местах потреб­ления, вовлечение их в товарооборот.

Важным направлением рационализации является продвижение товаров не более чем через одно складское звено. Товары сложного ассортимента, требующие подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, в одном изэтих звеньев проходят все необходимые операции.

По товарам простого ассортимента, не требующим подсорти­ровки, скоропортящимся, производство которых налажено в местах потребления, необходимо применять транзитную форму товародви­жения. Кроме того, транзитную форму товародвижения следует применять широко по крупногабаритным товарам, мебели при прямых связях потребительской кооперации с промышленностью.

Рационализация товародвижения предполагает широкое внедре­ние централизованной доставки товаров в магазины на завершаю­щем этапе процесса товародвижения. Централизованная доставка осуществляется силами и средствами поставщика, при этом от этой функции освобождаются розничные торговые предприятия.

Основой совершенствования процесса товародвижения служит широкое повсеместное внедрение пакетно-контейнерной системы доставки и продажи товаров в таре-оборудовании. Она определяет необходимость коренного изменения процесса товародвижения, его индустриализацию, рациональное использование транспорта, обеспечивает сведение к минимуму операции с товаром на всем пути его движения.

Товародвижение базируется на следующих основных принципах:

• оптимальной звенности товародвижения;

• выборе кратчайших путей;

• унификации технологических решений на всем пути движения товара;

• эффективном использовании транспортных средств, торгово-технологического оборудования;

• минимизации количества операций с товаром;

• рациональном распределении функций между участниками этого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow