Тут псалтирь рифмотворная 41 страница

40. Отвечаю на подтверждение. Отрицаю вывод, соглашаясь с антецедентом, хотя он и относится к богословию. Получается противоречие: Бог, лишенный всякого несовершенства, может сделать все, что и мы. Так, Он может придать человеку свойства, приобретаемые обычно посредством обучения. Но человек не может совершить всего того, что может Бог, и, следовательно, не может приобрести самостоятельно свойства, дарованные ему Богом.

41. Возражение пятое против положения седьмого под No 27-м. Бог и ангелы также являются субъектами философии, следовательно, не один человек.

Отвечаю, отрицая антецедент. Философия в собственном смысле слова есть приобретенное свойство, достигнутое путем раскрытия причин (habitus discursivus). Но Бог и ангелы, о которых учат богословы, получают знание о существующих в природе вещах не дискурсивно, а простым усмотрением (simplex intuitus), то есть видят следствия еще в причинах. Отсюда их правильнее называть мудрыми, но не философами.

42. Возражение шестое против положения восьмого под No 28-м. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в ощущениях. Философия же чувственно не воспринимается, Следовательно, в разуме ей места нет.

Отвечаю, разъясняя большую посылку: "В разуме" и т. д. Соглашаюсь с тем, что философия может передаваться посредством своих объектов, и не соглашаюсь с тем, что философия обязательно должна передаваться непосредственно. Философия не передается непосредственно чувствами, но лишь посредством своих объектов. Речь в данном случае идет о формальном субъекте свойственности (subiectum inhaesionis), поскольку материальный субъект свойственности - человек. Материальным субъектом свойственности всегда будет то, где реализуется форма.

43. Возражение последнее против положения девятого под No 29-м. Ни один философ не обладает знанием всего существующего в природе. Следовательно, любая природная вещь не может быть объектом философии.

Отвечаю, соглашаясь с антецедентом, согласно сказанному под No 7, и также уточняя следствие. Соглашаюсь с тем, что любая природная вещь не может выступать в качестве объекта несовершенной философии, каковой мы и обладаем. Не соглашаюсь с тем, что подобное положение применимо к совершенной философии как таковой. Когда мы, примера ради, созерцаем какие-либо формы, то мы рассматриваем их как таковые, но не в зависимости от их субъектов.

Вопрос третий

О СВОЙСТВАХ ФИЛОСОФИИ

44. Под свойствами философии мы понимаем некоторые известные ее определения. Первое из них приводит Платон в "Федоне": "Философия есть приготовление к смерти". Платон считал, что существуют два вида смерти. Первая смерть физическая, происходящая после того, как душа отделится от тела. Вторая смерть моральная, или философская, когда душа освобождается от зависимости от тела. Платон полагал, что с помощью философии мы готовим себя к тому и другому виду смерти. Готовясь к естественной смерти, философ понимает, что жить ему осталось недолго, и потому он презирает все земное и преходящее, стремится к вечному и возвышенному. Готовясь к моральной, или философской, смерти, философ отвлекается от земных соблазнов, отказывается от них ради вечного блаженства. Второе определение также дает Платон: "Философия есть уподобление Богу", разумеется, не по природе, ибо это - невозможно, но по деятельности воления и познания. Человек, по Платону, уподобляется Богу в добродетельной жизни, если он познает истину и любит благо. Третье определение дает Цицерон в III книге "Тускуланских бесед": "Философия есть лечение души", ибо она лечит такие наши недостатки, как невежество и порочность. Невежество устраняется при изучении разнообразных философских дисциплин, от порочности же мы избавляемся благодаря этике.

Вопрос четвертый

РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

45. Древние, по свидетельству Цицерона и Сенеки, разделяли философию на искусность в речах и образе жизни, иными словами, на логику и этику, и, кроме того, спекулятивные науки о природе ими также относились к философии. Философия, далее, может разделяться на приобретенную (habitualis) и актуальную, в последнем случае подразумевается непосредственный акт умозаключения о вещах, существующих в природе.

Раздел первый

УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ

46. Положение первое. Философия может быть или теоретической, или практической (speculativa vel practica). Доказательство. Приобретя знание, человек иной раз им и ограничивается, иногда же он, не успокоившись на достигнутом, стремится к действию. В первом случае мы сталкиваемся с теоретической философией, во втором - с практической. Теоретическая философия отличается от практической в пяти пунктах.

47. 1) Теоретическая философия отличается от практической по субъекту. Первая находится в теоретическом или научном разуме, вторая - в практическом или логическом. 2) Объект теоретической философии - необходим и не подвержен воздействиям. Он, по крайней мере, не испытывает воздействий со стороны познающего, вооруженного методом исследователя (observante per praecepta). С практической философией дело обстоит противоположным образом. 3) Теоретическая философия способствует облегчению познания, практическая философия облегчает познание и действие. 4) Цель теоретической философии - знание, цель практической - знание и действие. 5) Отличие по делению. Теоретическая философия дает знание, практическая философия потребна для обучения и деятельности. В "Пролегоменах" к "Логике" мы укажем и другие существенные свойства теоретической и практической философии.

48. Положение второе. Теоретическая философия важнее практической. Доказательство. Один род считается более важным, нежели другой род, если содержит в себе вид, более предпочтительный в сравнении со всеми прочими видами второго рода. Именно так и сказано у св. Дионисия: "Наинизший из высшего важнее наивысшего из нижнего". Среди дисциплин теоретической философии мы находим метафизику, где идет речь о Боге, тогда как в практической философии ничего похожего мы не видим. Следовательно, теоретическая философия важнее практической. Рассуждение это заимствовано из 1 главы VI книги "Метафизики" Аристотеля. Доказательство второе. Цель, как таковая, важнее средства. Теоретическое познание представляет собой цель, поскольку на нем останавливаются. Практическое же есть средство, ибо оно требуется для действия. Следовательно, и т. д.

49. Положение третье. Теоретическая философия делится на три дисциплины: физику, метафизику и математику. Сказано это против Пико делла Мирандолы, утверждавшего, что знание - едино (contendentem unicam esse scientiam). Сказано это и против считающих совокупность знания простым качеством. Положение доказывается из 2-й главы II книги Аристотеля "О душе". Теоретическая философия делится соответственно разделению объекта теоретического изучения, поскольку науки обособляются друг от друга по объекту. Объект теоретического изучения бывает трех видов. Первый неотделим от материи даже мысленно, например изучаемое в физике природное тело. Второй отделяется от материи мысленно, но отнюдь не в действительности, например количество в математике. Третий, наконец, отделяется и мысленно, и в действительности, к примеру, Бог и ангелы, о которых будет сказано в "Метафизике". Следовательно, теоретическая философия бывает трех видов.

50. Материя также может рассматриваться с трех точек зрения. Во-первых, как материя единичная, или исчислимая (singularis seu numerica), например петровость, павловость и т. д. Во-вторых, как чувственно воспринимаемая (sensualis), постигаемая каким-нибудь из внешних чувств, как-то: цвет, запах, вкус и т. д. В-третьих, как умопостигаемая (intelligibilis), иными словами, как нечто вносящее в материю упорядоченность. В последнем смысле даже разумная душа может называться материальной, телесной, разумеется, не в смысле формы своего существования, но по состоянию. Физика отвлекается от единичной материи, поскольку знания о единичном не существует. Анимастика, впрочем, занимается чувственно и умопостигаемым. Математика отвлекается от чувственно постигаемой материи, но не от умопостигаемой, так как она рассматривает количество, которое, как мы уже говорили, материально. Метафизика, наконец, отвлекается от любого вида материи. Итак, мы доказали положение: "Теоретическая философия делится на такое количество частей, сколько существует отвлечений от материи". Теоретическое знание является таковым в той степени, насколько оно отстоит от действия, направленного на какой-нибудь из видов материи. Мы же доказали, что отвлечение от материи бывает трех видов. Следовательно, существует три вида теоретической философии.

51. Положение четвертое. Практическая философия делится на два вида: логику (определения которой будут даны в курсе логики) и этику. Доказательство. Практическая философия делится на столько видов, сколько существует действий, достойных философа. Существуют только два достойных философа действия, а именно: деятельность управляемого логикой ума и действие воли, направляемое этикой. Философия управляет лишь духовными действиями, предоставляя прочие действия иным искусствам. Итак, практическая философия бывает двух видов. "Логика" покажет, является ли наше деление исчерпывающим.

Раздел второй

ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ

52. Возражение первое против положения второго под No 48-м. Познавать и одновременно действовать - важнее, нежели только познавать, поскольку совершенство в двух действиях важнее совершенства в одном действии. Практическая философия дает знание и побуждает к действию, теоретическая же философия только дает знание. Следовательно, практическая философия предпочтительнее теоретической.

При ответе разъясняю большую посылку: познавать и действовать - важнее, нежели только познавать. Соглашаясь со сказанным в практическом смысле, отвергаю большую посылку в смысле теоретическом. Далее, принимаю меньшую посылку и отрицаю вывод. Разъясняю доказательство. Соглашаюсь с тем, что совершенство в действиях однопорядковых предпочтительнее совершенства в одном действии. Отрицаю, что вывод сохраняет силу для качественно отличного совершенства. В самом деле, лучше иметь в кармане два обола, чем один, однако же один золотой ценится больше, чем два обола. Под No 48-м нами уже было доказано, что теоретическое знание по своей сути предпочтительнее знания практического.

53. Возражение второе против положения третьего под No 49-м. Теоретическая философия разделяется на большее, чем три, число дисциплин. Антецедент в таком случае предпочитают доказывать по-разному, ссылаясь на астрологию, медицину, магию, юриспруденцию, теологию, риторику и даже грамматику.

54. Отвечаю, отрицая антецедент. Астрология бывает двух видов. Первая - физическая, рассматривающая причины и следствия, изучающая свойства и движения небесных тел. Другая астрология - гадательная, предсказывающая людям будущее по звездам. Выводы такой науки - ошибочны, поскольку зависят от мнения людей, о чем и говорится в известной пословице: "Мудрый будет властвовать над звездами". Первая астрология, являясь частью физики, отнюдь не представляет собой самостоятельной дисциплины. Гадательная астрология к философии, разумеется, не относится.

55. Во-вторых, медицина также бывает двух видов. Одна - этиология, отыскивающая причины болезней и средства их лечения рациональным путем. Этиология и по определению, и по сути относится к физике. Вторая медицина - эмпирическая, или терапевтическая. Она определяет средства лечения болезней, опираясь на опыт. Эмпирическая медицина не может считаться философской дисциплиной в силу того, что достигает знания не через раскрытие причин.

56. Магия также бывает двух видов. Первая - белая, стремящаяся познать причины удивительных явлений, что иной раз происходят в природе. Белая магия является частью физики. Вторая магия - черная, позволяющая творить удивительные вещи с явной или тайной помощью демонов. Черная магия недостойна имени философа.

57. Юриспруденция также бывает двух видов. Одна - естественная, выводы этой науки основываются на законах природы. Естественная юриспруденция относится к этике. Вторая юриспруденция - положительная (positiva). Она изучает установленные обществом законы. Положительная юриспруденция с философией ничего общего не имеет, так как она всецело зависит от произвола законодателей, да и законы в разных странах - различные.

58. Теология бывает двух видов. Первая - естественная (naturalis), дающая знание о Боге при помощи естественных оснований. Дисциплина эта является частью метафизики. Вторая теология - христианская. Она опирается на Св. Писание, Отцов Церкви и Св. Предание. К философии наука эта, разумеется, не относится.

59. Риторика есть часть логики, откуда и заимствуются все риторические правила, которые впоследствии и расцвечиваются цветами красноречия.

60. География и грамматика занимаются предметами случайными, порой прямо зависящими от людского произвола. Так, если ты спросишь, почему активный глагол употребляется с винительным падежом, или почему наша земля делится именно таким образом, как сегодня, ответом будет: "Такова была воля наших предков".

Вопрос пятый

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

61. Слово "философская школа" (secta) производится или от глагола "следовать" (a sectando), например, следовать за вождем, или же от глагола "резать" (a secando), ведь благодаря школам одни философы как бы отрезаются и отсекаются от других. Последователи какого-нибудь видного философа стараются придерживаться его взглядов и не смешиваться со сторонниками иных учений. В философии поэтому насчитывается столько же школ, сколько было высказано различных мнений, но все школы сводятся к двум главным направлениям: академическому и догматическому.

62. Академического направления держатся люди робкие, настолько не доверяющие человеческому уму, что открыто заявляют о непознаваемости всего сущего. Академики, далее, подразделяются на различные направления. Собственно академики (к ним можно причислить и Сократа) утверждают, что знают только то, что ничего не знают и знать не могут. Самое большее из достижимого, если верить академикам, - мнение (opinio). Оттого-то академики и не говорили никогда: "Огонь - горяч", но "огонь кажется горячим". Пирронисты были названы так в честь философа Пиррона. Они не теряли надежды когда-нибудь овладеть истиной и потому искали ее постоянно. До тех пор, пока истина не будет найдена, пирронисты считали себя незнающими. В сравнении с академиками пирронисты кажутся еще более робкими, ведь они даже не осмеливались говорить: "Огонь кажется горячим".

63. Насочиняли академики все это для того, чтобы избежать страдания, поскольку блаженство они полагали в отсутствии страдания, которое и устраняли с помощью сомнения. И, действительно, разве будет страдать приговоренный к смерти, если он даже не знает твердо, приговорен ли он к смерти? Ответ на подобные измышления был дан под No 5 и No 6.

64. Догматического направления придерживаются более решительные философы, утверждающие, что истина, по большей части, - достижима. Догматиками было установлено множество твердых истин. Направление это процветало у греков, причем называли его пифагорейским или италийским. Во главе школы стоял ученик Ферекида Пифагор. После путешествий по многим странам Пифагор поселился в Италии, где и преподавал философию.

К догматической относится и ионическая школа, названная так в честь Фалеса Милетского, который был родом из Ионии. Ионическая школа разделилась на три главные школы. Первая - стоическая, названная так потому, что ее основатель Зенон Китейский преподавал в "пестром портике". Последователи Зенона стали называться стоиками подобно тому, как последователи Диогена назывались киниками, а Эпикура - эпикурейцами. Платон, положивший начало школе платоников, читал лекции в пригороде Афин Академии, месте приятном и тенистом. Учеников Платона поэтому и прозвали академиками.

65. Аристотель преподавал философию, прогуливаясь со своими учениками по Ликею. Из-за этих прогулок их и прозвали перипатетиками. Аристотеля иногда называют Стагиритом, так как его родина - город Стагиры, располагавшийся в Македонии. Диоген Лаэртский и Аммоний пишут, что Аристотель в течение трех лет слушал лекции Сократа, а затем двадцать лет учился у Платона. Потом Аристотель преподавал философию Александру Великому, что заняло около восьми лет. Возвратившись в Афины, Аристотель застал во главе платоновской школы Ксенократа и потому вынужден был открыть самостоятельную школу в Ликее. О смерти Аристотеля сообщают разное. Дионисий Галикарнасский говорит, что философ скончался от какой-то болезни на 63-м году жизни. Умер Аристотель на острове Халкида. Другие утверждают, что Аристотель бросился в Эврип из-за того, что в течение недели не смог уразуметь причин волнения Эврипа. Философ якобы был подхвачен потоком, смысл бушевания которого ему самому схватить не удалось. Перед смертью философ воскликнул: "Я пришел в этот мир ни с чем, прожил жизнь в сомнениях и теперь умираю, так и не достигнув достоверного знания. Куда отправляюсь, не ведаю. Верховное Существо, смилуйся надо мной!"

66. По свидетельству Диогена Лаэртского, Аристотель написал около 40 книг. До нас дошли книги, посвященные философии, риторике и поэтике. Философские книги делятся на четыре вида: логические, этические, физические и метафизические, в силу чего и в школах философия разделяется на четыре дисциплины, а именно: логику, этику, физику и метафизику. Нам предстоит изучить все названные дисциплины, исключая этику, которая преподается только в трехгодичных курсах. Математическими работами Аристотеля мы не располагаем, хотя из списка трудов этого философа видно, что такие работы существовали. Математика, как правило, в общий курс не включается. Одни считают ее слишком простой наукой, не нуждающейся в схоластических комментариях, другие же полагают, что она вовсе не необходима для овладения тремя профессиями, которых домогаются люди образованные. Я имею в виду теологию, юриспруденцию и медицину. Аристотель написал лишь две математические книги: "Вопросы механики" и "О неделимых линиях". В пролегоменах к отдельным частям курса мы упомянем об остальных книгах Стагирита, посвященных различным философским дисциплинам.

67. Перипатетики разделились на три славные школы. Первые - томисты, последователи Фомы Аквинского (doctor angelicus). Фома, родом из Неаполя, был членом доминиканского ордена. Расцвет преподавательской деятельности Фомы приходится на 1265 год. Вторые - скотисты, последователи шотландца Иоанна Дунса (doctor subtilis), члена францисканского ордена. Дунс Скот преподавал в Париже в конце XIII - начале XIV века. Третьи - номиналисты, последователи англичанина Вильгельма Оккама, францисканца и ученика Скота. Оккам преподавал в Париже около 1320 года.

68. Среди новейших направлений первое место претендует занять картезианская философия. Основатель ее, Рене Декарт, прославился своим умом и благородным происхождением. Родина Декарта - французский город Людус, могила - в Швеции, куда философа любезно пригласила шведская королева, увлекшаяся сладостью новой философии и славой декартовского гения. Едва ступив на шведскую землю, Декарт тяжко захворал и покинул бренный мир в год 1650 по Р. X. на 54-м году жизни. Разрабатывая свое учение, Декарт ступил на путь философствования, по которому многие века не осмеливался идти никто. Философ пытался объяснить видимые малый и большой миры, а также явления, в этих мирах происходящие, в том числе и удивительные процессы ощущения (miros affectus cadentes sub sensu), из величины, формы, движения и столкновения тел. Декарт позаимствовал свои гипотезы у Демокрита с той единственно разницей, что считал атомы, или корпускулы, делимыми. Справился ли Декарт с этой задачей или же нет, мы увидим впоследствии.

69. В нашем стремлении к истине мы не будем рабски подражать древним, хотя и относимся с уважением ко всем философам, в особенности к Аристотелю. Итак, никому не клянемся мы в верности, все нам - друзья, но истина - дороже. Философ обязан рационально доказывать свое мнение, а не опираться на авторитет. Арриага сказал, что пристрастие к тому или иному авторитету помешало многим сделать правильный выбор, превратив тем самым прекрасных учеников в мерзких обезьян. Но и сегодня, как мы в том вскоре убедимся, критика кое-кем воспринимается как преступление, хотя это чаще всего происходит из-за неправильного понимания Аристотеля или какого-нибудь другого философа, или, наконец, объясняется ничем не стесняемым произволом ядовитого критика. Наши современники, говорил Арриага, обладают теми же пятью чувствами, что и древние, причем чувства эти развиты у нас гораздо сильнее. Итак, разум не является привилегией ни Платона, ни Аристотеля. Да не оскудеет рука Господня. Завершаю я это вступление словами из 35-го письма II книги "Писем" Анастасия Синаита: "Древние учителя - не господа, а вожатые. Истина открыта для всех и отнюдь еще не исчерпана. Будущим поколениям предлежит обширное поле деятельности".

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Об авторе

ФЕОФАН

(в миру Елисей (Элеазар) Прокопович)

Феофан (в миру Елисей (Элеазар) Прокопович) (8(18).06.1681 - 8(19).09.1736) - богослов и политик, церковный деятель. Профессор, префект, ректор Киево-Могилянской академии. Ближайший советник Петра I по делам церковной реформы, сочинитель "Духовного регламента" и глава Святейшего Синода. Образование получил в Киево-Могилянской академии и в римской католической коллегиуме св. Афанасия.

Феофан Прокопович. Сочинения. - М.-Л.: Издательство Академии наук, 1961.

СЛОВА И РЕЧИ

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

О ПРЕСЛАВНОЙ НАД ВОЙСКАМИ СВЕЙСКИМИ ПОБЕДЕ, ПРЕСВЕТЛЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ

ПЕТРУ АЛЕКСИЕВИЧУ,

ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ

РОССИИ САМОДЕРЖЦУ,

В ЛЕТО ГОСПОДНЕ 1709

МЕСЯЦА ИЮНЯ ДНЯ 27

БОГОМ ДАРОВАННОЙ

Егда пресветлое пресветлаго величества твоего лице, царскою честию и дивною неописанной победы красотою сияющее, в сем нашем, паче же твоем, жительстве (еже есть верх благополучия нашего) видети сподобляемся, пресветлейший и великодержавнейший всероссийский монархо и преславный войск свейских победителю, кое иное дати тебе приветствие и что большее в дар гостинный имамы принести тебе? Разве неслыханной сей богом тебе и тобою всем нам дарованной победы похвалу и рождшейся от нея общей всероссийской радости извещение. Аще бо и не требует словес наших твоя по всей селенной проходящая нынешная слава - толь многия бо имеет проповедники, коль многия слышатели вести сей обретает, - обаче от нашей части долженство есть, да не молчаливи будем мы, иже под высокою твоею державою пребывающий и победительным оружием твоим хранимии, егда и иноземный роди и страны велегласно гласят победу твою и о ней тебе торжественне сорадуются. Найпаче же сия неизглаголанная, ея же недостойныи бехом, данная нам от бога твоим и твоего воинства мужественным подвигом радость не терпит в нас молчания, ею же возбуждаемый, аще бы имел бых тисящу устен и гортаней, ни единой бы воистинну не было возможно праздновати. Еже бо обычне притворяют велеречивый ритори, егда, хотяще что до удивления похвалити, глаголют, яко превосходит то всякую похвалу и не обретается ему равное слово, то не притворне, но истинне о твоей сей предивной победе глаголем, что всяк, аще бы и завидящий тебе был, исповесть и засведительствует.

Дело воистинну неслыханное, дело преславное, дело, его же изрещи не доволен есть всяк язык, всякая быстрота ветийская! Победи бо величество от супостата побежденнаго, како силен, страшен и славен есть, к тому от лютости брани, от тяжести подвигов, от великих нужд и различных препятий познавается. Не великий победитель Домитиан, о нем же повествуют, яко мухи убивати обыкл бяше; великий же - Самсон, иже льва растерза, великий, аще истинный, Ираклий, иже многия неукротимыя зверы и змия седьмоглавнаго умертви. Подобне и преславной твоей победи величество и славу, пресветлейший наш монархо, не инным мерылом мерим, токмо силою и храбростию побежденнаго от тебе супостата, свирепством и лютостию льва свейскаго, ногою твоею попраннаго, и множеством нужд, злоключений, наветов и препятий великих, обаче воскоре оружием твоим раздрушенных и испразднившихся. Да убо достойнейшее нечто о толицей вещи изречем (аще и ничтоже зде по достоянию изрещися может) и да известнее познаем благополучие наше и богоданной тебе ныне, царю царей высочайший, славы величество увидим, подобает мне первее глаголати о побежденнаго супостата силе, дерзости, мужестве, к тому о тяжести и лютости брани. Не да аки неведомую вещь извещу сия, яже всему миру известна и явна суть, но да воспоминающе, аки вторицею терпяще, мимошедшыя победы, множае о наставшем благополучии возрадуемся. Егда же вся части вещи сей подробну разсуждаю, толикое во всех обретаю величие, яко что-либо изречем о единой коейждо от них, мало воистинну и недовольно будет, обаче аще что и простым повествованием произнесем, безмернаго величества всякому слышателю возмнится быти.

Супостат воистинну таковый, от яковаго непобежденну токмо быти великая была бы слава, - что ж таковаго победите и победити тако преславно и тако совершенно! Между инными бо народы немецкими он яко сильнейший воин славится и доселе прочиим всем бяше страшен. Таковое же о себе во народех ощущая мнение, безмерне кичитися и гордитися и народи презирати навыче: единаго себе помышляя быти непобедима, и уязвитися не могуща, и аки бы от твердой руды составление. Аще и всуе презираше крепкий о господе силы российския; не безсилием бо православное сие царство толико разширися, яко вся западный государства противу величествия его суть, аки реки противо безмернаго окиана, и уже прилично о нем рещи оное псаломское слово: "Прострет розги его до моря и даже до рек отрасли его". Не безсилием дивыя народы - Казанския, Астраханския и Себерския царства, и инныя на восток и запад и на полудне и север лежащия многочисленныя грады и страны - укроти и державе своей подверже. Обыйди кто или паче облети умом - начен от реки нашей Днепра до брегов Евксиновых на полудне, оттуду на восток до моря Каспийскаго или Хвалинскаго, даже до предел царства Персидского, и оттуду до далечайших пределов едва слухом ко нам заходящаго царства Китаехинскаго, и оттуду на глубокую полунощь до Земли новой и до брегов моря Ледовитаго, и оттуду на запад, до моря Балтицкаго, - даже паки долгим земным и водным протяжением прийдеши к помянутому Днепру. Сия бо суть пределы монарха нашего. Сия же вся не безсилием, якоже рех, ни ужем деломерным, но разве храбрим и мужественным оружием можаху определитися. Откуду яве есть, яко всуе супостат наш, ныне побежденный, презираше Российской монархии силу и крепость, дондеже сам собою со великим своим бедством совершенно уже не искуси. Но дивне есть, како и прежде сего на себе самом не позна того. Явная бо того сведительница есть десятолетная сия брань, егда многия крепкия грады, неправедне от него удержанныя, отъяты ему суть и на многих местах полки его царственным оружием пораженны, изряднее же под Калишем, идеже верностию ко своему монарсе зело славимаго светлейшаго Римскаго и Российскаго государств ижерскаго князя Александра Даниловича Меншикова яве показася непреодоленная храбрость. Такожде во Ингрии, при брезе мора Балтицкого, идеже инныи мечем, инныи же страхом поражены суть супостаты, иже, своя кони заклавше, ветру и морю во защищение вовериша себе. Такожде под градцем, нарицаемым Добрым, при реце Черной Напи, идеже сам свейский король, печальной пагубы воев своих зритель, не пощаде власов и персей своих: и градец убо Доброе победителю торжествующу, Черная же Напа побежденному супостату, именем своим мняшеся приглашати. Что же реку о преславной под селом Пропойском победе, идеже самаго тебе, пресветлый наш монархо, виде ратное поле марсовый пламень мужественне терпящаго, дондеже того супостатскою кровию победительне не угасил еси, - не воспоминая инныя многия победою прославльшияся места! Не не прилично же было бы зде на обличение свейской гордости привести во сведительство самых инных монархов, добре о силе российской сведительствовавших! Но понеже спешится слово ко совершенному мужества рускаго извету, ко нынешней, глаголю, неслыханной победе, того ради довлеет едино токмо воспомянути, еже в своем на Москву посельстве написа Гербестейн, быв иногда посел от величества римскаго ко российскому монарсе, блаженныя памяти Иоанну Васильевичу. Той бо, хотя показати, како оттоманстии монарси о силе российстей судят, глаголет сие: "Турский, - рече, - султан, егда пришедших к себе послов польских вопроси о тогдашнем отечества их состоянии и услыша, яко их король с царем московским в брань входит, удивляяся, отвеща им: "Дерзок, - рече, - зело король ваш и неравною силою с великим братися хощет"". Великое воистину сведительство, и едино вместо всех! И не без ума изрече сие султан; видяше бо многия над многими народы победы российскаго оружия и на себе самом искуси, яко же и послежде наследником его сведительствовася в разоренном Кизикермене и в отъятом Озове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: