double arrow

Тут ПСАЛТИРЬ РИФМОТВОРНАЯ 69 страница

10) Смертям от болезни следуют насильственные, натуральные и случайные обстоятельства как причины лишения жизни человеческой, то-есть моровые язвы, пожары, потопления, морозы. Поветрия на людей хотя по большей части в южных пределах здешнего государства случаются, однако всякие способы против того употреблять должно. Оные состоят в истреблении уже начавшегося или в отвращении приходящего. К первому требуются известные употребительные против такого несчастия средства, и для того, лучшие выбрав из авторов, должно сочинить медицинскому факультету книжку и, напечатав, распродавать по государству. Ко второму надобно с бывших примеров собрать признаки, из которых главный есть затмение солнца, причиняющее почти всегда вскоре падеж на скот, а после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут предостеречься, не выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой; так, в других государствах остерегаются два или три дня после, и сами никаких плодов в то время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечного затмения падают ядовитые росы. Главная [сему] причина быть кажется, по моему мнению, что во время затмения закрывается солнце луною, таким же телом, как и земля наша; пресекается круто электрическая сила, которую солнце на все растения во весь день изливает, что видно на травах, ночью спящих и тоже, страждущих в солнечное затмение. Время научит, сколько может электрическая сила действовать в рассуждении поветрия. Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и, что требуется, повелеть указами, по примеру, как водится в других государствах. Для избавления от огненной смерти служит предосторожность о утолении частых и великих пожаров, о чем покажется пространно в письме о лучшей государственной экономии. Потопления суть двояки: от наводнения и от неосторожной дерзости, особливо в пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретив, чтоб при великих реках на низких местах, вешней особливо воде подверженных, никаких жилищ не было. Сие делается от одной лености, чтоб вода и сено и всякая от воды удобность была близко. Однако часто на высоких местах живущие видят весною, сами будучи в безопасности, как скот и людей и целые домы неприступный лед несет в отчаянии всякого спасения. Вторых потоплений ничем отвратить нельзя, не умалив много гощения и пьянства, для коих люди дерзают переезжать чрез реки в бурную погоду, перегрузив суда множеством, или переходить через лед осенью и весною, когда он весьма ненадежен и опасен. В главе о истреблении праздности предложатся [для избежания сего] способы, равно как и для избавления померзания многих зимою.

11) Немалый ущерб причиняется народу убивствами, кои бывают в драках и от разбойников. Драки происходят вредные между соседями, а особливо между помещиками, которых ничем, как межеванием, утушит не можно. На разбойников хотя посылаются сыщики, однако чрез то вывести сие зло или хотя знатно убавить нет почти никакой надежды. Основательнейшие и сильнейшие к тому требуются способы. Следующий кажется мне всех надежнее, бережливее и монархине всемилостивейшей славное и притом любезнее, затем что он действие свое возымеет меньшим пролитием человеческой крови. Разбойники без пристанища в городах и около деревень пробыть и злодейством своим долго пользоваться не могут; при деревнях держатся, а в городах обыкновенно часто бывают для продажи награбленных пожитков. Итак, когда им сии места сделаны будут узки и тесны, то не могут долго утаиться: не занадобится далече посылать команды и делать кровопролитные сражения со многими, когда можно иметь случай перебрать по единичке и ловить их часто. Всевожделенный и долговременный покой внутри нашего отечества чрез полтораста лет, в кое время, после разорения от поляков, не нужно было стенами защищаться от неприятелей, подал нерадению нашему причину мало иметь попечения о градских ограждениях, и потому большая часть малых городов и посадов и много провинциальных и губернских городов не токмо стен каменных, или хотя надежных валов и рвов, но и деревянных палисадников или тынов не имеют - что не без сожаления вижу из ответов, присылаемых на географические вопросы в Академию наук изо всех городов указом Правительствующего сената, по моему представлению. Кроме того, что проезжающие иностранные не без презрения смотрят на наши беспорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины, разбойники употребляют их к своему прибежищу и также могут закрываться от достойного карания в городе или еще лучше, нежели в деревне, затем что город больше и со всех сторон в него на всяком месте ворота днем и ночью беспрестанно отворены ворам и добрым людям. Когда ж бы всемилостивейше повелеть благоизволено было все российские города, у коих ограждение рушилось, или его и не было, укрепить хотя не каменными стенами, но токмо валом и рвом и высоким палисадником и не во многих местах оставить ворота с крепкими запорами и с надежными мещанскими караулами - где нет гарнизонов, - так чтобы ряды и лавки были внутри ограждения, то бы ворам провозить в город грабленные вещи для продажи было весьма трудно и все для осмотру предосторожности употребить было несравненно легче, нежели в месте, со всех сторон отворенном, а разбойник может быть в воротах скорее примечен, который, не продав грабленных вещей, корысти не получит. Сверх того в каждом огражденном городе назначить постоянные ночлеги для прохожих и проезжих с письменными позволениями и с вывескою и приказать, чтобы каждый хозяин на всякий день объявлял в ратуше, кто у него был на ночлеге и сколько времени, а другие бы мещане принимать к себе в дом приезжих и прихожих воли не вмели, под опасением наказания, кроме своих родственников, в городе известных. По всем волостям, погостам и деревням публиковать, что ежели крестьянин или двое и больше поймают разбойника, приведут его в город или в другое безопасное место и докажут надежными свидетелями, и спору в том не будет, то давать приводчикам за всякую голову по 10 руб. из мещанского казенного сбору, а за главных злодейских предводителей, за атамана, есаула, также и за поймание и довод того, кто держит воровские прибежища, - по 30 руб. Сие хотя довольно быть кажется, где города не в весьма дальном расстоянии, однако многие места есть в России глухие, на 500 и больше верст без городов, прямые убежища разбойникам и всяким беглым и беспашпортным людям. Примером служить может лесистое пространство около реки Ветлуги, которая, на 700 верст течением от вершин до устья простираясь, не имеет при себе ни единого города. Туда с Волги укрывается великое множество зимою бурлаков, из коих немалая часть разбойники. Крестьяне содержат их во всю зиму за полтину человека, а буде он что работает, то кормят и без платы, не спрашивая пашпорта. По таким местам должно основать и поставить города, дав знатным селам гражданские права, учредить ратуши и воеводствы и оградив надежными укреплениями и осторожностями от разбойников, как выше показано. Сие будет служить не токмо для общей безопасности и к сбережению российского народа, но и к особливой славе всемилостивейшия нашел самодержицы, яко возобновительницы старых и состроительницы многих новых городов российских.

12) Переставая говорить о потере российского народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках. С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных российская корона. Подлинно, что расположены предосторожности на рубеже литовском, однако толь великой скважины силою совершенно запереть невозможно: лучше поступить с кротостью. Побеги бывают более от помещичьих отягощение крестьянам и от солдатских наборов. Итак, мне кажется, лучше пограничных с Польшею жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству. Для расколу много уходит российских людей на Ветку; находящихся там беглецов не можно ли возвратить при нынешнем военном случае? А впредь могут служить способы, кои представятся [в статье] о исправлении нравов и [о] большем просвещении народа.

13) Место беглецов за границы удобно наполнить можно приемом иностранных, ежели к тому употреблены будут пристойные меры. Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целые разоренные семейства оставлять свое отечество и искать мест, от военного насильства удаленных. Пространное владение великия нашея монархини в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими погребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению. Условий, коими иностранных привлечь можно к поселению в России, не представляю, не ведая довольно союзных и враждебных обстоятельств между воюющими и мирными сторонами.

Хотел бы я сочинить примерный счет, сколько бы из сих 13-ти способов (а есть еще и больше) воспоследовало сохранения и приращения подданных ее императорского величества. Однако требуются к тому для известия многие обстоятельства и немало времени; для того только одною догадкою посягаю несколько, что на каждый год может взойти приращение российского народа больше против прежнего до полумиллиона душ, а от ревизии до ревизии, в 20 лет, - до 10 миллионов. Кроме сего, уповаю, что сии способы не будут ничем народу отяготительны, но будут служить к безопасности и успокоению всенародному.

Оканчивая сие, надеюсь, что Вашему высокопревосходительству что-нибудь понравится из моих доброжелательных к обществу мнений, и прошу о Вашем беспрерывном здравии и во всем удовольствии всевышнего строителя и правителя всех народов и языков, произведшего Вас в сей день и влившего Вам кровь сына отечества к произведению дел полезных, а паче к покровительству наук и художеств, к которым я, равно и к Вам, от всей искренности усердствуя, с достодолжным высокопочитанием пребываю [и проч].

Ноября 1 дня 1761 года.

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

Об авторе

СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВИЧ

Сковорода Григорий Саввич (22.11(3.12).1722 - 29.10 (9.11).1794) - философ и поэт. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Творчество Сковороды вместило в себя два основных типа философской культуры - традиционный и набирающий силу в XVIII столетии - светский, или обмирщённый, т.е. обращенный к мирским, нецерковным темам и проблемам. В целом его философия представляет собой своеобразный вариант христианизированного платонизма. Вместе с тем Сковорода создал оригинальную нравственно-антропологическую философию жизни, подчёркивающую приоритет нравственного начала в человеке и обществе, пронизанную идеями любви, милосердия и сострадания.

НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ КО ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ

Написана в 1766 году для молодаго шляхетства Харковской губернии, а обновлена в 1780 году.

ПРЕДДВЕРИЕ

Благодарение блаженному Богу о том, что нужное зделал нетрудным, а трудное ненужным.

Нет слаже для человека и нет нужнее, как щастие; нет же ничего и легоче сего. Благодарение блаженному Богу.

Царствие Божие внутрь нас. Щастие в сердце, сердце в любви, любовь же в законе вечнаго.

Сие есть непрестающее ведро и незаходящее солнце, тму сердечныя бездны просвещающее. Благодарение блаженному Богу.

Что было бы тогда, естли бы щастие, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависело от места, от времени, от плоти и крови? Скажу яснее: что было бы тогда, естли бы щастие заключил бог в Америке, или в Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских чертогах, или в соломоновском веке, или в багатствах, или в пустыне, или в чине, или в науках, или в здравии?.. Тогда бы и щастие наше и мы с ним были бедные. Кто б мог добратся к тем местам? Как можно родится всем в одном коем-то времени? Как же и поместится в одном чине и статье? Кое же то и щастие, утвержденное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на смертном человеке? Не сие ли есть трудное? Ей! Трудное и невозможное. Благодарение ж блаженному Богу, что трудное зделал ненужным.

Ныне же желаеш ли быть щасливым? Не ищи щастия за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шаре земном, не броди по Иерусалимам... Златом можеш купить деревню, вещь трудную, яко обходимую, а щастие, яко необходимая необходимость, туне везде и всегда даруется.

Воздух и солнце всегда с тобою, везде и туне; все же тое, что бежит от тебе прочь, знай, что оно чуждее и не почитай за твое, все то странное есть и липшее. Что же тебе нужды? Тем-то оно и трудное. Никогда бы не разлучилось от тебе, если бы было необходимое.

Благодарение блаженному Богу.

Щастие ни от небес, ни от земли не зависит. Скажи с Давидом: "Что мне есть на небеси? И от тебе что восхотех на земли?".

Что же есть для тебя нужное? То, что самое легкое. А что же есть легкое? О друг мой, все трудное, и тяжелое, и горкое, и злое, и лживое есть. Однак что есть легкое? Toe, друг мой, что нужное. Что есть нужное? Нужное есть только одно: "Едино есть на потребу".

Одно только для тебе нужное, одно же только и благое и легкое, а протчее все труд и болезнь.

Что же есть оное едино? Бог. Вся тварь есть рухлядь, смесь, сволочь, сечь, лом, крушь, стечь, вздор, сплочь, и плоть, и плетки... А тое, что любезное и потребное, есть едино везде и всегда. Но сие едино все горстию своею и прах плоти твоея содержит.

Благодарение ж блаженному Богу за то, что все нас оставляет и все для нас трудное, кроме того, что потребное, любезное и единое.

Многия телесные необходимости ожидают тебе, и не там щастие, а для сердца твоего едино есть на потребу, и тамо Бог и щастие, не далече оно. Близ есть. В сердце и в душе твоей.

В сей ковчег ведет и наша десятоглавна беседа, будто чрез десять дверей, а я желаю, дабы душа твоя, как Ноева голубица, не обретши нигде покоя, возвратилась к сердцу своему, к тому, кто почивает в сердце твоем, дабы собылося оное Исаино: "Будут основания твоя вечная родом родов, и прозовешися здатель оград, и стези твоя посреди упокоиши".

Сего желает Григорий, сын Савы Сковороды.

ТВЕРДЬ БЕСЕДЕ

"Истинна Господня пребывает вовеки".

"Вовек, Господи, слово твое пребывает".

"Закон твой посреде чрева моего".

"Слово плоть бысть и вселися в ны".

"Посреди вас стоит, его же не весте".

Глава 1-я

О БОГЕ

Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, другая - невидимая.

Видимая натура называется тварь, а невидимая - Бог.

Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит; везде всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видно, но проницающий и содержащий оное ум не виден.

По сей причине у древних Бог назывался ум всемирный. Ему ж у них были разныя имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч...

А у християн знатнейшия ему имена следующия: дух, Господь, царь, отец, ум, истинна. Последния два имена кажутся свойственнее протчих, потому что ум вовся есть невеществен, а истинна вечным своим пребыванием совсем противна непостоянному веществу. Да и теперь и в некоторой земле называется Бог иштен. Что касается до видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество, или материя, земля, плоть, тень и проч.

Глава 2-я

О ВЕРЕ ВСЕЛЕНСКОЙ

Как теперь мало кто разумеет Бога, так неудивительно, что и у древних часто публичною ошибкою почитали вещество за Бога и затем все свое богопочитание отдали в посмеяние.

Однако же в том все веки и народы всегда согласно верили, что есть тайная некая, по всему разлившаяся и всем владеющая сила.

По сей причине для чести и памяти его по всему шару земному общенародно были всегда посвящаемы домы, да и теперь везде все то же. И хотя, например, подданный может ошибкою почесть камардинера вместо господина, однако ж в том никогда не спорит, что есть над ним владелец, котораго он, может статся, в лице не видывал. Подданный его есть всякий народ, и равно каждый признает пред ним рабство свое.

Такова вера есть обща и проста.

Глава 3-я

О ПРОМЫСЛЕ ОБЩЕМ

Сия-то блаженнейшая натура, или дух, весь мир, будто маши-нистова хитрость часовую на башне машину, в движении содержит и, по примеру попечительнаго отца, сам бытием есть всякому созданию. Сам одушевляет, кормит, разпоряжает, починяет, защищает и по своей же воле, которая всеобщим законом, или уставом, зовется, опять в грубую материю, или грязь, обращает, а мы тое называем смертию.

По сей причине разумная древность сравнила его с математиком или геометром, потому что непрестанно в препорциях или размерах упражняется, вылепливая по разным фигурам, например: травы, дерева, зверей и все прочее; а еврейские мудрецы уподобили его горшечнику.

Сей промысл есть общий, потому что касается до благосостояния всех тварей.

Глава 4-я

О ПРОМЫСЛЕ ОСОБЕННОМ

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Сей чистейший, всемирный, всех веков и народов всеобщий ум излил нам, как источник, все мудрости и художества, к провождению жития нужныя.

Но ничем ему так не одолжен всякий народ, как тем, что он дал нам самую высочайшую свою премудрость, которая природный его есть портрет и печать.

Она столько превосходит протчия разумныя духи, или понятия, сколько наследник лучше служителей.

Она весьма похожа на искуснейшую архитектурную симметрию, или модель, который, по всему материалу нечувствительно простираясь, делает весь состав крепким и спокойным, все прочия приборы содержащим.

Так слово в слово и она, по всем членам политическаго корпуса, из людей, не из камней состоящаго, тайно разлившись, делает его твердым, мирным и благополучным.

Если, например, кая-то фамилия, или город, или государство по сему моделю основано и учреждено, в то время бывает он раем, небом, домом божиим и прочая. А если один кой человек созиждет по нему житие свое, в то время бывает в нем страх божий, святыня, благочестие и прочая. И как в теле человеческом один ум, однак разно по разсуждению разных частей действует, так и в помянутых сожительствах, сею премудростию связанных, Бог чрез различные члены различныя в пользу общую производит действа.

Она во всех наших всякаго рода делах и речах душа, польза и краса, а без нея все мертво и гнусно. Родимся мы все без нея, однак для нея. Кто к ней природнее и охотнее, тот благороднее и острее, а чем большое кто с нею имеет участие, тем действительнейшее, но не понятое внутрь чувствует блаженство, или удовольствие. От нея одной зависит особенный в созидании рода человеческаго промысл. Она-то есть прекраснейшее лицо Божие, которым он со временем, напечатуясь на душе нашей, делает нас из диких и безобразных монстров, или уродов, человеками, то есть зверками, к содружеству и к помянутым сожительствам годными, незлобивыми, воздержными, великодушными и справедливыми.

А если уже она вселилась в сердечныя человеческия склонности, в то время точно есть то же самое, что в движении часовой машины темно (tempo), то есть правильность и верность. И тогда-то бывает в душе непорочность и чистосердечие, ка бы райский некий дух и вкус, пленяющий к дружелюбию.

Она различит нас от зверей милосердием и справедливостью, а от скотов - воздержанием и разумом; и не иное что есть, как блаженнейшее лицо Божие, тайно на сердце написанное, сила и правило всех наших движений и дел. В то время сердце наше делается чистым источником благодеяний, несказанно душу веселящих; и тогда-то мы бываем истинными по душе и по телу человеками, подобны годным для строения четвероугольным камням, с каковых живый Божий дом составляется, в котором он особливою царствует милостию.

Трудно неоцененное сие сокровище проникнуть и приметить, а для одного сего любить и искать ее нелегко.

Но сколько она снаружи неказиста и презренна, столько внутрь важна и великолепна, похожа на малинькое, например, смоквинное зерно, в котором целое древо с плодами и листом закрылось, или на маленькой простой камушек, в котором ужасный пожар затаился. Для оказалости намечали ее всегда признаками, и она, будто кой-то принц, имела свои портреты, печати и узлы, разные в разных веках и народах. Ея-то был узол, например, змий, повешенный на колу пред жидами.

Ея герб - голубь с масличною во устах ветвию. Являлась она во образе льва и агнца, а царский жезл был ея ж предметом и прочая.

Таилась она и под священными у них обрядами, например, под ядением пасхи, под обрезанием и прочая.

Закрывалась она, будто под разновидным маскарадом, и под гражданскими историами, например, под повестью о Исаве и Иякове, о Сауле и Давиде и проч., и одним тайным своим присудствием зделала те книги мудрыми.

А в последовавшия уже времена показалась она во образе мужеском, зделавшись Богочеловеком.

Каковым же способом божия сия премудрость родилась от отца без матери и от девы без отца, как-то она воскресла и опять к своему отцу вознеслась и прочая, - пожалуй, не любопытствуй. Имеются и в сей, так как в протчих науках, праздныя тонкости, в которых одних может себе занять место тая недействительная вера, которую называют умозрительною. Поступай и здесь так, как на опере, и довольствуйся тем, что глазам твоим представляется, а за ширмы и за хребет театра не заглядай. Зделана сия занавеса нарочно для худороднных и склонных к любопытству сердец, потому что подлость, чем в ближайшее знакомство входит, тем пуще к великим делам и персонам учтивость свою теряет.

На что тебе спрашивать, например, о воскресении мертвых, если и самый дар воскрешать могти ничего не пользует бездельной душе - ни воскрешающей, ни воскрешаемой? От таковых-то любопытников породились расколы, суеверия и прочия язвы, которыми вся Европа безпокоится. Важнейшее дело Божие есть: одну безпутную душу оживотворить духом своих заповедей, нежели из небытия произвесть новый земной шар, населенный беззаконниками.

Не тот верен государю, кто в тайности его вникнуть старается, но кто волю его усердно исполняет.

Вечная сия премудрость Божия во всех веках и народах неумо-лкно продолжает речь свою, и она не иное что есть, как повсеме-ственнаго естества Божия невидимое лицо и живое слово, тайно ко всем нам внутрь гремящее. Но не хотим слушать советов ея, одни за лишением слуха, а самая большая часть - по нещастному упрямству, от худаго зависящему воспитания.

Прислушивалися нетленному сему гласу премудрыя люди, называемыя у жидов пророками, и со глубочайшим опасением повелеваемое исполняли.

Она начало и конец всех книг пророческих; от нея, чрез нея и для нея все в них написано.

По сей причине разные себе имена получила. Она называется образ Божий, слава, свет, слово, совет, воскресение, живот, путь, правда, мир, судьба, оправдание, благодать, истинна, сила Божия, имя Божие, воля Божия, камень веры, царство Божие и проч. А самые первейшие християне назвали ее Христом, то есть царем, потому что одна она управляет к вечному и временному щастию все государства, всякия сожительства и каждаго порознь. Да и, кроме того, у древних царственным называлось все, что верховным и главнейшим почиталось.

Провидел било Авраам блаженнейший свет ея и, на ней уверившись, зделался со всею фамилиею справедливым, а с подданными благополучным. Однак она и прежде Авраама всегда у своих любителей живала. А Моисей, с невидимаго сего образа божия будто план сняв, начертил его просто и грубо самонужнейшими линиями и, по нему основывав жидовское общество, зделал оное благополучным же и победительным. Он по-тогдашнему написал было его на каменных досках и так зделал, что невидимая премудрость Божия, будто видимый и тленный человек, чувственным голосом ко всем нам речь свою имеет.

Сия речь, понеже от него разделена на десять разсуждений, или пунктов, потому названа десятословием.

Глава 5-я

О ДЕСЯТОСЛОВИИ

I

"Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иныи!.." и прочая.

Яснее сказать так:

Я глава твоего благополучия и свет разума. Берегись, чтоб ты не основал жития твоего на иных советах, искуствах и вымыслах, хотя б они из ангельских умов родились. Положись на меня слепо. Если ж, мене минув, заложит век твой на иной премудрости, то она тебе будет и богом, но не истинным, а посему и щастие твое подобно будет воровской монете.

II

"Не сотвори себе кумира!.." и проч.

А как на подлых камнях, так еще больше не велю тебе строится на видимостях. Всяка видимость есть плоть, а всяка плоть есть песок, хотя б она в поднебесной родилась; все то идол, что видимое.

III

"Не приемли имени!..." и проч.

Смотри ж, во-первых, не впади в ров безумия, будто в свете ничего нет, кроме видимостей, и будто имя сие (Бог) пустое есть. В сей-то бездне живут клятвы ложныя, лицемерия, обманы, лукавства, измены и все тайных и явных мерзостей страшилища. А вместо того напиши на сердце, что везде, всегда присудствует тайный суд Божий, готов на всяком месте невидимо жечь и сечь невидимую твою часть, не косня ни точки, за все дела, слова и мысли, в которых мене нет.

IV

"Помни день субботный!.." и протч.

Сие ты повсюду и внутрь тебе кроющееся величество Божие с верою и страхом в день воскресный прославлять не забывай, а покланяйся не пустыми только церемониами, но самым делом, сердечно ему подражая. Его дело и вся забава в том, чтоб всеминутно промышлять о пользе всякой твари, и от тебе больше ничего не требует, кроме чистосердечнаго милосердия к ближним твоим.

А сие весьма легко. Верь только, что сам себе десятью пользуеш в самое то время, как пользуеш других, и напротив того.

V

"Чти отца твоего!.." и протч...

Прежде всех отца и мать почитай и служи им. Они суть видимые портреты того невидимаго существа, которое тебе столько одолжает.

А вот кто отец твой и мать: будь, во-первых, верен и усерден государю, послушен градоначальнику, учтив к священнику, покорный родителям, благодарен учителям твоим и благодетелям. Вот истинный путь к твоему вечному и временному благоденствию и к утверждению твоей фамилии. Что же касается до протчиих общества частей, берегись следующаго:

VI

"Не убий!"

VII

"Не прелюбодействуй!"

VIII

"Не воруй!"

"Не свидетельствуй ложно, или не клевещи!" Осуждаем виннаго, а клевещем невиннаго. Сия есть страшнейшая злоба, и клеветник еллински - диавол.

X

"Не пожелай!.."

Но понеже злое намерение семенем есть злых дел, которым числа нет, а сердце рабское неисчерпаемым есть источником худых намерений, для того по век твой нельзя быть тебе честным, если не попустиш, дабы вновь Бог переродил сердце твое. Посвяти ж оное нелицемерней любви. В то время вдруг бездна в тебе беззаконий заключится... Бог, Божие слово, к его слову любов - все то одно.

Сим троеличным огнем ражженное сердце никогда не согрешает, потому что злых семен или намерений иметь не может.

Глава 6-я

О ИСТИННЕЙ ВЕРЕ

Если б человек мог скоро понять неоцененную великаго сего совета Божия цену, мог бы его вдруг принять и любить.

Но понеже телесное, грубое разсуждение сему препятствует, для того нужна ему вера. Она закрытое всем советом блаженство, будто издали в зрительную просматривает трубку, с которою и представляется.

При ней необходимо должна быть надежда. Она слепо и насильно удерживает сердце человеческое при единородней сей истинне, не попущая волноватись подлыми посторонних мнений ветрами. По сей причине представляется в виде женщины, держащия якорь.

Сии добродетели сердце человеческое, будто надежный ветер корабль, приводит, наконец, в гавань любви и ей поручает.

В то время, по открытии глаз, тайно кричит в душе дух святый следующее:

"Правда твоя, правда вовек, и закон твой - истина".

Глава 7-я

БЛАГОЧЕСТИЕ И ЦЕРЕМОНИА - РАЗНЬ

Вся десятословия сила вмещается в одном сем имени любовь.

Она есть вечным союзом между Богом и человеком. Она огонь есть невидимый, которым сердце разпаляется к Божию слову или воле, а посему и сама она есть Бог.

Сия Божественная любовь имеет на себе внешние виды, или значки; они-то называются церемония, обряд, или образ благочестия. Итак, церемония возле благочестия есть то, что возле плодов лист, что на зернах шелуха, что при доброжелательстве комплементы. Естли ж сия маска лишена своей силы, в то время остается одна лицемерная обманчивость, а человек - гробом разкрашенным.

Все же то церемония, что может исправлять самый нещастный бездельник.

Глава 8-я

ЗАКОН БОЖИЙ И ПРЕДАНИЕ - РАЗНЬ

Закон Божий пребывает вовеки, а человеческия предания не везде и не всегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: