Солнечный календарь

В отличие от лунного и лунно-солнечного календарей солнеч­ный календарь за основу счета дней принимает смену времен года и не ориентируется на смену фаз луны.

Истоки солнечного календаря лежат в древнеегипетской циви­лизации. Первоначально древние египтяне изобрели простой, но приблизительный календарь, в котором продолжительность года определялась в 360 дней. Год в свою очередь делился на 12 месяцев по 30 суток каждый.

В пятом тысячелетии до н.э. этот архаичный календарь сменил­ся так называемым блуждающим календарем, состоявшим из 365 дней: пять дополнительных дней включались египтянами в ко­нец года и не входили в счет дней в месяцах. Дополнительные дни были посвящены религиозным обрядам, поминовению умерших. Календарь был неудобным, но в Египте он сохранялся в течение более четырех тысяч лет, упорядочивая в первую очередь граждан­ские и религиозные праздники.

Со временем начало года было приурочено ко дню восхода Сириуса (у египтян — звезда Сотис) — 1-му числу месяца тота. Оно обозначало также начало сельскохозяйственных работ, по­скольку в это же время разливался Нил, обогащая землю влагой и илом. Кроме того, египтянами было замечено, что разливы Нила и восходы звезды Сотис происходили в дни летнего солнцестояния. Так была осуществлена привязка новогодия египетского календа­ря к летнему солнцестоянию.

Во времена создания египетского календаря все три явления — разлив Нила, восход звезды Сотис и солнцестояние — совпадали, но постепенно Сириус стал появляться позже солнцестояния. Это расхождение не имело большого значения для египтян.

Установленный египтянами календарный год в 365 дней до­вольно близок к реальной продолжительности тропического года. Однако, несмотря на то что солнечный год по продолжительности приблизился к астрономическому тропическому году, он отставал от него на % часть суток (или 6 часов). В связи с этим новогодие постепенно передвигалось вперед по всем месяцам (отсюда опре­деление египетского календаря «блуждающий»). Известно, что еще в III в. до н.э. египтяне нашли способ сделать свой календарь более точным, вставляя одни сутки в течение 4-летнего периода. Эта процедура могла привести к согласованию календарного года с тропическим годом, прекратить блуждание 1-го тота (т.е. начала нового года). Однако правило было введено в жизнь в Египте толь­ко в 25 г. н.э.

Несколько раньше более совершенный, чем египетский, сол­нечный календарь появился в Древнем Риме. Он был создан в ре­зультате реформы, проведенной императором Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. и превратившей лунно-солнечный календарь в солнеч­ный. Календарь, созданный в результате этой реформы, стал на­зываться юлианским.

Новая календарная система потеряла связь с лунным годом как единицей счета времени и перестала ориентироваться на новолу­ния при объявлении месяцев. Главной календарной единицей стал год, приблизившийся к продолжительности тропического года, рав­ной 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам (= 365,2422 суток).

При построении солнечного календарного года следовало оп­ределить продолжительность цикла, в рамках которого чередова­ние простых лет (в 365 суток) и високосных лет (в 366 суток) приблизило бы календарный год к продолжительности тропиче­ского года. Таких циклов было рассчитано немало. Одним из них являлся 4-летний период, в котором производилась вставка одних суток в четвертом году. Равенства здесь таковы: во-первых, цикл четырех астрономических лет длится 1460,9688 суток (т.е. 365,2422x4); во-вторых, продолжительность календарного 4-лет­него цикла равна 1461 суткам, т.е. [(365x3) + 366]. Как видим, значения астрономического года и календарного очень близки и календарная погрешность невелика и равна 0,0312.

Такая система поправки календаря и была применена в новой системе. Добавочный день, получивший наименование високоса (от лат. bis-sextus — второй шестой день от мартовских календ), стал включаться между 23 и 24 февраля, а мерцедоний был ис­ключен.

Помимо этих нововведений в ходе реформы за первый месяц года был принят январь, упорядочено число дней в месяцах: не­четные месяцы имели по 31 дню, а четные — по 30 дней, только февраль простого года имел 29 дней.

В 44 г. до н.э. квинтилис был переименован в честь военных заслуг Юлия Цезаря в июль.

Счет по новому календарю начался с 1 января 45 г. до н.э. Однако неточное исполнение понтификами расчетов високосных лет запу­тало календарь. Ошибки были замечены позднее, при императоре Августе, который провел очередную календарную реформу. По его приказанию в период с 8 г. до н.э. и до 8 г. н.э. не было високосных годов. Тогда же секстилис был переименован в август в честь импе­ратора Августа, а также изменилась продолжительность некоторых месяцев: август стал иметь 31 день, дополнительный для него день взяли у февраля, который в свою очередь получил длительность в 28 дней (или 29 дней в високосном году). Изменение коснулось и сентября, один день которого был перенесен на октябрь.

В таком виде юлианский календарь оставался единственным и неизменным почти во всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах до начала XX в.

В результате длительного использования юлианского календаря обнаружилась его погрешность, которая стала сказываться на те­чении земных дел. За 128 лет расхождение в продолжительности астрономического и календарного года увеличилось до целых су­ток. Эта неточность юлианского календаря была замечена уже в Средние века христианскими хронологами, которые предлагали разные способы исправления календаря.

Реальные шаги в исправлении юлианского календаря были сде­ланы в 1582 г., когда был введен григорианский календарь. Его наи­менование происходит от имени папы Григория XIII, который стал инициатором проведения календарной реформы. Автором проекта выступил Луиджи Лилио (1520— 1576).

Реформа предлагала непосредственные меры для исправления ошибки, накопленной за период с 325 г., когда календарное ве­сеннее равноденствие приходилось на 21 марта, до 1582 г., когда календарное весеннее равноденствие сместилось на 11 марта. Со­гласно реформе у 1582 года следовало отнять 10 суток, чтобы весеннее равноденствие возвратилось на 21 марта. Таким способом реформа и была осуществлена: после пятницы 4 октября 1582 г. наступало, согласно папской булле, не 5 октября, а суббота 15 ок­тября.

В то же время реформа предлагала и общие правила лучшей согласованности календарного года с тропическим годом. В буду­щем точность григорианского календаря должна была обеспечи­ваться новой системой високосов, которая в течение 400 лет умень­шалась на 3 високосных года. Иначе говоря, если в 400-летнем цикле юлианского календаря високосов насчитывается 100 (каж­дый 4-й год является високосным), то в григорианском календаре их должно быть 97. Количество високосов уменьшалось за счет тех годов в 400-летнем цикле, в обозначение которых входило число сотен, не делящееся на 4 без остатка, и которые не считаются високосными. Например, по юлианскому календарю (старому сти­лю) 1600 год был високосным, по григорианскому (новому сти­лю) — тоже високосным. Однако 1700 год високосный по юлианс­кому календарю, а по григорианскому — нет (число 17, обознача­ющее количество сотен, на 4 без остатка не делится). Такое же соотношение было между 1800 и 1900 гг. За счет этого правила после 1582 г. к настоящему времени разница между новым и ста­рым стилями выросла до 13 дней (табл. 4).

Данные таблицы позволяют увидеть разницу между юлианским и григорианским календарями не только на момент проведения реформы и после нее, но и в глубине веков. Сведения о расхож­дении календарей до 1582 г. иногда необходимы историкам для решения задач, касающихся перевода на григорианский кален­дарь дат событий того периода, когда нового стиля еще не суще­ствовало. В таких случаях следует учитывать поправки, приведен­ные в табл. 4.

Первоначально григорианский календарь распространялся в католических странах, где под угрозой отлучения от церкви папа Григорий XIII обязал правителей принять новый календарь. Про­тестантские страны перешли на новое летосчисление постепенно, «во избежание трудностей общения между странами», а право­славные государства стали пользоваться григорианским календа­рем после отделения церкви от государства (см. табл. 5). Сегодня довольно большое число населения земного шара пользуются гри­горианским календарем.

Данные о годе перехода той или иной страны на новый кален­дарь позволяют историкам ориентироваться в решении задач при переводе дат источников на современную шкалу времени, учиты­вая хронологическую границу между отказом от юлианского ка­лендаря и переходом на григорианский.

Таблица 4. Расхождение между юлианским и григорианским календарями.

Век Годы юлианского календаря Разница в сутках
от 1 марта до 29 февраля
III      
IV      
V      
VI      
VII      
VIII      
IX      
X      
XI      
XII      
XIII      
XIV      
XV      
XVI      
XVII      
XVIII      
XIX      
XX      
XXI      

В XX в. были рассчитаны и другие варианты солнечного кален­даря, превосходящие по точности григорианский календарь, но они не нашли практического применения. Так, по инициативе православной церкви был разработан новоюлианский календарь, точность которого предельно высока — ошибка в одни сутки набе­гает за 43 тыс. лет.

Сегодня человечество стремится к единообразному построению солнечного календаря исходя прежде всего из экономических и социальных соображений. Считается, что значительными недостат­ками григорианского календаря являются разное количество дней в месяцах и ежегодное смещение всех чисел месяцев на другие дни недели, а включение каждые четыре года дополнительного дня усложняет ситуацию. Для расчета дня недели в разные годы требу­ется специальная таблица (см. табл. 6).

Таблица 5. Распространение григорианского календаря

Страны Год введения григорианского
Италия, Испания, Португалия, Польша, Фран­ция, Лотарингия, Голландия, Люксембург  
Австрия (часть), Бавария, Тироль  
Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия  
Венгрия  
Пруссия  
Протестантские немецкие государства, Дания  
Великобритания  
Швеция, Финляндия  
Япония  
Китай  
Болгария  
Советская Россия  
Сербия, Румыния  
Турция  
Египет  
Греция  

Правила работы с табл. 6. В левой части таблицы отыс­кать строку, содержащую первые две цифры нужного года по ста­рому или новому стилю. А в верхней части таблицы — столбец со вторыми двумя цифрами года. На пересечении строки и столбца определяем и запоминаем букву.

В таблице с правой стороны найти нужный месяц. В строке, в которой находится этот месяц, отыскать ранее установленную букву.

В левой нижней части, в разделе «Числа месяца», найти нужное число. На пересечении строки, в которой находится это число, со столбиком дней недели, расположенным под найденной буквой, и находится искомый день недели.

При этом следует различать январь и февраль в простых и в високосных годах: они занимают различные положения в графе месяцев — для простых годов они обозначены Іп и ІIп, для висо­косных — Ів и IIв.

Таблица 6. определение дня недели юлианского и григорианского календарей

  Вторые две цифры года    
00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99  
Первые две цифры года (число столетий)  
старый стиль новый стиль  
Месяцы  
-3 3 10 17 -2 4 11 18 -1 5 12 19 0 6 13 0 7 14 1 8 15 2 9 16 .. 15 19 16 20 .. 17 21 .. 18 22 A В Г Д Е S З З А В Г Д Е S S З А В Г Д Е Е S З А В Г Д Д Е S З А В Г Г Д Е S З А В В Г Д Е S З А Iв IV VII Iп X V IIв VIII Iп III XI VI IX XII  
Числа месяца 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 5 12 19 26 6 13 20 27 7 14 21 28 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Вт Ср Чт Пт Сб Вс Пн Ср Чт Пт Сб Вс Пн Вт Чт Пт Сб Вс Пн Вт Ср Пт Сб Вс Пн Вт Ср Чт Сб Вс Пн Вт Ср Чт Пт Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб Дни недели    
             

Если отыскивается дата до н.э., то сначала следует перевести дату исторического счета в дату астрономического счета, т.е. число года уменьшить на единицу (например, 143 г. до н.э. = -142). Далее вторые две цифры надо перевести в положительное число, прибавив 100 (вместо -42 имеем число +58). Это число ищем в верхней части таблицы.

Предложения пересмотреть григорианский календарь высказы­вались еще в XIX в. Заявка на создание вечного календаря, показа­тели которого были бы одинаковыми из года в год, прозвучала в 1922 г. на Международном съезде астрономов. В послевоенные деся­тилетия, с середины 1950-х гг., поиск приемлемого для междуна­родного сообщества варианта вечного календаря шел под эгидой ООН, где действует Международная ассоциация реформы всемир­ного календаря. В штаб-квартиру ассоциации, расположенной в штате Орегон, поступило более 400 проектов. Один из вечных календарей представляет собой следующую модель: новый год начинается с 1 марта и всегда с понедельника. В каждом месяце этого календаря, не исключая февраль, по 30 или 31 дню, рабочих 26 дней. Квартал будет неизменным — 91 день. Дополнительный день в високосный год следует после 30 июня без имени дня недели. Автор предлагает назвать его Днем ЮНЕСКО. Каждый год после 30 декабря вводится День ООН, и общее количество дней в году остается прежним.

Вместе с тем многие страны уже высказали свое несогласие с реформой григорианского календаря, поэтому без международно­го консенсуса его изменения в обозримом будущем невозможны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: