Церковный православный календарь

Церковный православный календарь призван упорядочить слож­ную систему религиозных праздников. К каждому дню этого года присоединены памятки о событиях, связанных с христианской ис­торией, или памяти о святых, почитаемых церковью. Эти праздни­ки разделены на неподвижные — отмечаемые церковью ежегодно в определенные числа месяца, и подвижные — переходящие из года в год на разные числа соответственно празднованию Пасхи.

Центральной и начальной точкой в годичном круге христиан­ских праздников и постов является праздник Светлого Христова воскресения (Пасха), этим праздником определялось и богослу­жение всего года.

Для христиан единый день для Пасхи был установлен в 325 г. н.э. на Первом вселенском соборе, названном Никейским. Собор постановил всем христианам праздновать Пасху в первое воскре­сенье, следующее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия, условно принимаемого 21 марта (ст. ст.). Период, когда допустимо праздновать христианскую Пасху, ограничивает­ся отрезком от 22 марта до 25 апреля (ст. ст.). Этот отрезок называ­ется пасхальными пределами.

Пасхальный год — условная единица, которая имеет разную продолжительность (50, 51, 54, 55 недель) в зависимости от дня Пасхи следующего пасхального года.

С учетом установленных правил в практике православной церк­ви для определения дня празднования Пасхи еще в Средневековье были разработаны разнообразные табличные способы. Приведем пример одного из таких способов. Он складывается из трех после­довательных операций.

Прежде всего необходимо установить значение так называемо­го круга Луны. Существует несколько способов определения круга Луны. Обратимся к одному из них — табличному способу (табл. 10).

Правила работы с табл. 10. В верхней части таблицы най­ти, ориентируясь на одну из эр — от Сотворения мира или от Рождества Христова, тысячу и сотню того года, круг Луны кото­рого определяется. В левой части таблицы отыскать десятки и еди­ницы того же года. На линии пересечения строк, указывающих, с одной стороны, тысячи и сотни, а с другой — десятки и единицы, находится значение круга Луны для данного года. Далее необходи­мо найти вруцелето. Вруцелето — одна из семи букв славянского ал­фавита («А», «В», «Г», «Д», «Е», «S», «3»), которой обозначались все воскресные дни какого-либо года. Иначе говоря, все воскресенья данного года имели одинаковое буквенное обозначение, а с наступ­лением нового года вруцелето изменялось (см. табл. 11).

Правила работы с табл. 11. Чтобы определить вруцелето года, надо отделить тысячи и сотни лет от десятков и единиц. Тыся­чи и сотни годов, данных в летосчислении от Рождества Христова или от Сотворения мира, находятся в левой части таблицы; а десят­ки и'единицы — в верхней правой части таблицы. На пересечении линий, с одной стороны, от тысяч и сотен лет, а с другой — десят­ков и единиц будет находиться вруцелето данного года.

Наконец, зная значения круга Луны и вруцелето данного года, обращаемся к следующей таблице (см. табл. 12), где содержится ответ на вопрос о дне празднования Пасхи. Дата дана по юлиан­скому календарю.


Таблица 10. Круги Луны

Тысячи и сотни лет Десятки и единицы лет От Сотворения мира
6100 6200 6300 6400 6500 6600 6700 6800 6900 7000 7100 7200 7300 7400 7500 5500 5600 5700 5800 5900 6000
От Рождества Христова
1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 2000 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

Таблица 11. Вруцелета

  Десятки и единицы годов              
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
  Тысячи и сотни годов              
от Рождества от Сотворения              
Христова   мира              
            В Г Д Е S   А
            Г д Е S   А В
            д Е S   А В Г
            Е S   А В Г д
            S   А В Г д Е
              А В Г д Е S
            А В Г д Е S  

Правила работы с табл. 12. В соответствующих графах таблицы находим рассчитанные ранее значения круга Луны и вру­целета. Дата Пасхи (по ст. ст.) указана на той строке, где находятся оба вычисленных значения.

День празднования как католической, так и православной Пас­хи можно рассчитать по формулам, которые вывел немецкий ма­тематик Карл Фридрих Гаусс (1777—1855).

Таблица 12. Определение даты православной Пасхи

Круги Луны Вруцелето Пасха
            Г В А З S 22 марта
            Е  
            Д  
            Г  
            В  
            А  
            З 1 апреля
            S  
            Е  
            Д  
            Г  
            В  
            А  
            З  
            S  
            Е  
            Д  
            Г  
            В  
            А  
            З  
            S  
            Е  
            Д  
            Г  
            В  
            А З S Е Д  

Этот способ расчета также подразумевает несколько операций.

Разделив последовательно число года R (в летосчислении от Рождества Христова) на 19, 4 и 7, получить соответственно значе­ния а, в, с, которые равны целым остаткам от деления.

Далее найти величину (19а + х), разделить ее на 30 и целый остаток обозначить как d.

После этого составить сумму (2b + 4с + 6d + у) и разделить ее на остаток обозначить через е. Значения х и у будут переменными в зависимости от того, в какой период попадает год, для которого рассчитывается день католической Пасхи.

Величины х и у для расчета католической Пасхи:

Период x y
С 1582 по 1699 г.    
С 1700 по 1799 г.    
С 1800 по 1899 г.    
С 1900 по 2099 г.    

Если (d + е) меньше 10, то Пасха будет в марте. Расчет даты мартовской Пасхи ведется по формуле: [22 + (d + е)\.

Если (d + ё) равно или больше 10, то Пасха празднуется в апреле. Для расчета апрельской Пасхи используется формула: [(^+ е) - 9].

По обеим формулам дата как мартовской, так и апрельской католической Пасхи получается по новому стилю.

Для расчета католической Пасхи формула предусматривает два исключения, связанные с пасхальными пределами:

если \(d+ е)-9] = 26 апреля, то Пасха переносится на 19 апреля (это относилось и будет относиться к 1606, 1981, 2076 и 2133 гг.);

если d = 28 и е = 6, так что [(d + е) - 9] - 25, то Пасха переносится на 18 апреля (такое случилось в 1954 г. и будет в 2049 и 2106 гг.).

Православная Пасха рассчитывается по формуле Гаусса по той же схеме, что и католическая Пасха, но при постоянных значени­ях величин х и у (х = 15 и у = 6). Помимо этого, следует иметь в виду, что результат данного расчета получается в датах по старому стилю.

Ниже представлена в основных своих частях структура пасхаль­ного года, т.е. место и последовательность главных подвижных праздников, от начала пасхального года.

Пасха (или Светлое Христово Воскресение, Великий день). В христианстве является главным праздником и точкой отсчета цер­ковного года. Пасха всегда приходится на воскресенье.

Первая неделя по П а с х е. Эта неделя включает собствен­но Пасху (воскресный день) и последующие дни до ближайшей

субботы включительно. Все дни этой недели называются Свет­лыми.

Порядок счета дней в неделе от воскресенья до субботы про­должается до 7-й недели по (после) Пасхе включительно.

Вторая неделя по П асхе (неделя о Фоме). Она начина­ется воскресным днем, который называется Антипасхой (т.е. вме­сто Пасхи), Фоминым воскресеньем или Красной горкой. На этой неделе во вторник отмечается важный для христианской церкви день поминовения усопших — Радуница (Радоница).

Третья неделя по Пасхе (неделя жен-мироносиц).

Четвертая неделя по П ас хе (неделя о расслабленном). На этой неделе особо отмечается среда, на которую приходится Преполовение Пятидесятницы — середина срока между Пасхой и Троицей, т.е. 25-й день после Пасхи (преполовение означает «се­редина»).

Пятая неделя по Пасхе (неделя о самаряныне).

Шестая неделя по Пасхе (неделя о слепце). В среду от­мечается Отдание праздника Пасхи, а в четверг — на 40-й день после Пасхи — празднуется Вознесение Господне. Последний праз­дник принадлежит к числу особо чтимых в православной церкви «великих» праздников.

Седьмая неделя по Пасхе (неделя святых отец Перво­го Вселенского собора). На этой неделе в четверг в русской право­славной церкви празднуется Семик, т.е. седьмой четверг после Пасхи. Завершает эту неделю Троицкая родительская суббота.

В воскресенье вне счета недель празднуется Пятидесятница, т.е.50-й день после Пасхи, или день Святой Троицы, Троицын день. Этот праздник относится к числу особо чтимых в православной церкви «великих» праздников.

Восьмая неделя по Пасхе — это также Первая неделя по Пятидесятнице (Всех Святых). Понедельник на этой неделе (это 51-й день после Пасхи) называется днем Святого Духа или Духо­вым днем.

Начиная с Духова дня дни в неделе отсчитываются от поне­дельника до воскресенья, и такой счет сохраняется до шестой не­дели Великого поста (Вербной недели) включительно.

Девятая неделя по Пасхе (Вторая неделя по Пятиде­сятнице).

Неделя о мытаре и фарисее.

Неделя о блудном сыне. Воскресный день на этой неде­ле называется днем о блудном сыне.

Неделя мясопустная пестрая. В субботу этой недели совершается Вселенское поминовение усопших; воскресный день называется Мясопустным или о Страшном суде.

Неделя сырная (Масленица). Воскресный день на этой неделе называется заговением (т.е. днем накануне поста) сыропу­стным или об Адамовом изгнании, а также Прощеным воскресе­ньем.

Первая неделя Великого поста. Первый день Вели­кого поста, т.е. понедельник, называется Чистым понедельником. Воскресный день на этой неделе называется Соборным воскресе­ньем или днем Торжества православия.

Вторая неделя Великого поста. В субботу этой недели православные поминают усопших.

Третья неделя Великого поста. В субботу этой недели поминаются усопшие. Воскресный день на этой неделе называется Крестопоклонным.

Четвертая неделя Великого поста называется сре­докрестной, так как в среду наступает середина (перелом) поста. В субботу этой недели поминаются усопшие.

Пятая неделя Великого поста (Похвальная). В среду этой недели совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, поэтому служба называется «Андреевым стоянием».

Шестая неделя Великого поста (Цветная, Цветонос­ная, Вербная). Суббота на этой неделе называется Вербной, Лаза­ревой. В воскресенье, именуемое Вербным воскресеньем, праздну­ется вход Иисуса Христа в Иерусалим. Этот праздник принадлежит к числу особо чтимых в православной церкви «великих» праздни­ков.

Седьмая неделя Великого п оста (Страстная). Все дни этой недели — с понедельника до субботы включительно — назы­ваются Великими. Четверг имеет еще одно определение — Чистый. Великая суббота является последним днем пасхального года, т.е. кануном Воскресения Христа. Таким образом, Страстная неделя продолжается только шесть дней — с понедельника до субботы.

Неподвижные праздники церковного годичного круга оформля­лись в соответствии с юлианским календарем. Накопление инфор­мации о неподвижных праздниках происходило в святцах и меся­цесловах, т.е. календарных текстах, в которых памяти святых и па­мяти о церковных событиях располагались от 1 марта или от 1 сен­тября до 28 (29) февраля или 31 августа, иначе говоря, в соответ­ствии с мартовским или сентябрьским стилем юлианского календаря.

Для определения числа и месяца исторического события, дати­рованного по неподвижному церковному празднику (некоторым событиям, связанным с Иисусом Христом, памятью святого или святых, явлений икон и т.д.), можно воспользоваться «Православ­ным календарем» за любой год, где праздник приведен под его числом и месяцем. В то же время следует иметь в виду, что имя одного святого может быть помещено под несколькими датами или под одним именем могут быть упомянуты разные лица.

Кроме церковных календарей информацию о неподвижных праздниках можно получить из специальных справочников, на­пример известного справочника «Полный месяцеслов Востока» ар­хиепископа Сергея (Спасского) (Владимир, 1901. — Т. 1 — 2).

Согласно церковному уставу по значению христианские празд­ники делятся на три разряда: малые, средние и великие. Великих праздников насчитывается двенадцать, поэтому другое их опреде­ление — двунадесятые (богородичные или господские) праздники. Среди них есть подвижные, включая Пасху, и неподвижные:

- Рождество Богородицы — 8 сентября (здесь и далее даты не­переходящих праздников приведены в соответствии со старым сти­лем. — Т. К.);

- Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — 14 сентября;

- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября;

- Рождество Христово — 25 декабря;

- Крещение Иисуса Христа (Богоявление) — 7 января;

- Сретение Иисуса Христа — 2 февраля;

- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта;

- Преображение Иисуса Христа — 6 августа;

-Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа;

- Вход Господень в Иерусалим (подвижный праздник);

- Вознесение Господне (подвижный праздник);

- Пятидесятница (Троица) (подвижный праздник).

Таким образом, каждый день года в церковном календаре оп­ределяется его местом в пасхальном и «святцевом» годах, поэтому любой день характеризуется: 1) числом и месяцем; 2) днем неде­ли; 3) неделей поста, неделей по Пасхе или неделей по Пятиде­сятнице.

Тексты исторических источников разных столетий нередко со­общают информацию о событиях, датировка которых дана в соот­ветствии с христианским церковным календарем без привязки к абсолютной дате. Чтобы найти число и месяц события, приуро­ченного к христианскому календарю, необходимо представлять структуру церковного календаря, уметь рассчитывать время празд­нования подвижных праздников и знать, где можно найти даты неподвижных праздников.

Проведенная в 1582 г. папой Григорием XIII реформа привела к расхождениям в христианском календаре и нарушениям в церков­ном каноне. В настоящее время, например, трижды в течение каж­дых 19 лет католическая Пасха празднуется раньше иудейской, что запрещено соборными постановлениями.

До 1923 г. православные церкви были едины в борьбе против календарных новшеств папы Григория XIII. Однако на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV Метаксакисом, в отсутствие Русской, Болгарской, Сербской и Иерусалимской церквей, было принято решение о переходе на так называемый «новоюлианский» календарь. И хотя этот кален­дарь не был введен в церковную жизнь, сама попытка предпри­нять изменения календаря вызвала смуту и раскол в православных странах, разделила христиан на новостильников и старостильни- ков, отказавшихся следовать нововведениям.

Сегодня лишь немногие церкви, среди которых самая крупная — Русская православная церковь, сохранили приверженность цер­ковному юлианскому календарю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: