Церковный православный календарь призван упорядочить сложную систему религиозных праздников. К каждому дню этого года присоединены памятки о событиях, связанных с христианской историей, или памяти о святых, почитаемых церковью. Эти праздники разделены на неподвижные — отмечаемые церковью ежегодно в определенные числа месяца, и подвижные — переходящие из года в год на разные числа соответственно празднованию Пасхи.
Центральной и начальной точкой в годичном круге христианских праздников и постов является праздник Светлого Христова воскресения (Пасха), этим праздником определялось и богослужение всего года.
Для христиан единый день для Пасхи был установлен в 325 г. н.э. на Первом вселенском соборе, названном Никейским. Собор постановил всем христианам праздновать Пасху в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия, условно принимаемого 21 марта (ст. ст.). Период, когда допустимо праздновать христианскую Пасху, ограничивается отрезком от 22 марта до 25 апреля (ст. ст.). Этот отрезок называется пасхальными пределами.
Пасхальный год — условная единица, которая имеет разную продолжительность (50, 51, 54, 55 недель) в зависимости от дня Пасхи следующего пасхального года.
С учетом установленных правил в практике православной церкви для определения дня празднования Пасхи еще в Средневековье были разработаны разнообразные табличные способы. Приведем пример одного из таких способов. Он складывается из трех последовательных операций.
Прежде всего необходимо установить значение так называемого круга Луны. Существует несколько способов определения круга Луны. Обратимся к одному из них — табличному способу (табл. 10).
Правила работы с табл. 10. В верхней части таблицы найти, ориентируясь на одну из эр — от Сотворения мира или от Рождества Христова, тысячу и сотню того года, круг Луны которого определяется. В левой части таблицы отыскать десятки и единицы того же года. На линии пересечения строк, указывающих, с одной стороны, тысячи и сотни, а с другой — десятки и единицы, находится значение круга Луны для данного года. Далее необходимо найти вруцелето. Вруцелето — одна из семи букв славянского алфавита («А», «В», «Г», «Д», «Е», «S», «3»), которой обозначались все воскресные дни какого-либо года. Иначе говоря, все воскресенья данного года имели одинаковое буквенное обозначение, а с наступлением нового года вруцелето изменялось (см. табл. 11).
Правила работы с табл. 11. Чтобы определить вруцелето года, надо отделить тысячи и сотни лет от десятков и единиц. Тысячи и сотни годов, данных в летосчислении от Рождества Христова или от Сотворения мира, находятся в левой части таблицы; а десятки и'единицы — в верхней правой части таблицы. На пересечении линий, с одной стороны, от тысяч и сотен лет, а с другой — десятков и единиц будет находиться вруцелето данного года.
Наконец, зная значения круга Луны и вруцелето данного года, обращаемся к следующей таблице (см. табл. 12), где содержится ответ на вопрос о дне празднования Пасхи. Дата дана по юлианскому календарю.
Таблица 10. Круги Луны
Тысячи и сотни лет Десятки и единицы лет | От Сотворения мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6100 6200 6300 6400 6500 6600 6700 6800 6900 7000 7100 7200 7300 7400 7500 5500 5600 5700 5800 5900 6000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От Рождества Христова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 2000 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 11. Вруцелета
Десятки и единицы годов | ||||||||||||
Тысячи и сотни годов | ||||||||||||
от Рождества | от Сотворения | |||||||||||
Христова | мира | |||||||||||
В | Г | Д | Е | S | А | |||||||
Г | д | Е | S | А | В | |||||||
д | Е | S | А | В | Г | |||||||
Е | S | А | В | Г | д | |||||||
S | А | В | Г | д | Е | |||||||
А | В | Г | д | Е | S | |||||||
А | В | Г | д | Е | S |
Правила работы с табл. 12. В соответствующих графах таблицы находим рассчитанные ранее значения круга Луны и вруцелета. Дата Пасхи (по ст. ст.) указана на той строке, где находятся оба вычисленных значения.
День празднования как католической, так и православной Пасхи можно рассчитать по формулам, которые вывел немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777—1855).
Таблица 12. Определение даты православной Пасхи
Круги Луны | Вруцелето | Пасха | |||||
Г В А З S | 22 марта | ||||||
Е | |||||||
Д | |||||||
Г | |||||||
В | |||||||
А | |||||||
З | 1 апреля | ||||||
S | |||||||
Е | |||||||
Д | |||||||
Г | |||||||
В | |||||||
А | |||||||
З | |||||||
S | |||||||
Е | |||||||
Д | |||||||
Г | |||||||
В | |||||||
А | |||||||
З | |||||||
S | |||||||
Е | |||||||
Д | |||||||
Г | |||||||
В | |||||||
А З S Е Д |
Этот способ расчета также подразумевает несколько операций.
Разделив последовательно число года R (в летосчислении от Рождества Христова) на 19, 4 и 7, получить соответственно значения а, в, с, которые равны целым остаткам от деления.
Далее найти величину (19а + х), разделить ее на 30 и целый остаток обозначить как d.
После этого составить сумму (2b + 4с + 6d + у) и разделить ее на остаток обозначить через е. Значения х и у будут переменными в зависимости от того, в какой период попадает год, для которого рассчитывается день католической Пасхи.
Величины х и у для расчета католической Пасхи:
Период | x | y |
С 1582 по 1699 г. | ||
С 1700 по 1799 г. | ||
С 1800 по 1899 г. | ||
С 1900 по 2099 г. |
Если (d + е) меньше 10, то Пасха будет в марте. Расчет даты мартовской Пасхи ведется по формуле: [22 + (d + е)\.
Если (d + ё) равно или больше 10, то Пасха празднуется в апреле. Для расчета апрельской Пасхи используется формула: [(^+ е) - 9].
По обеим формулам дата как мартовской, так и апрельской католической Пасхи получается по новому стилю.
Для расчета католической Пасхи формула предусматривает два исключения, связанные с пасхальными пределами:
если \(d+ е)-9] = 26 апреля, то Пасха переносится на 19 апреля (это относилось и будет относиться к 1606, 1981, 2076 и 2133 гг.);
если d = 28 и е = 6, так что [(d + е) - 9] - 25, то Пасха переносится на 18 апреля (такое случилось в 1954 г. и будет в 2049 и 2106 гг.).
Православная Пасха рассчитывается по формуле Гаусса по той же схеме, что и католическая Пасха, но при постоянных значениях величин х и у (х = 15 и у = 6). Помимо этого, следует иметь в виду, что результат данного расчета получается в датах по старому стилю.
Ниже представлена в основных своих частях структура пасхального года, т.е. место и последовательность главных подвижных праздников, от начала пасхального года.
Пасха (или Светлое Христово Воскресение, Великий день). В христианстве является главным праздником и точкой отсчета церковного года. Пасха всегда приходится на воскресенье.
Первая неделя по П а с х е. Эта неделя включает собственно Пасху (воскресный день) и последующие дни до ближайшей
субботы включительно. Все дни этой недели называются Светлыми.
Порядок счета дней в неделе от воскресенья до субботы продолжается до 7-й недели по (после) Пасхе включительно.
Вторая неделя по П асхе (неделя о Фоме). Она начинается воскресным днем, который называется Антипасхой (т.е. вместо Пасхи), Фоминым воскресеньем или Красной горкой. На этой неделе во вторник отмечается важный для христианской церкви день поминовения усопших — Радуница (Радоница).
Третья неделя по Пасхе (неделя жен-мироносиц).
Четвертая неделя по П ас хе (неделя о расслабленном). На этой неделе особо отмечается среда, на которую приходится Преполовение Пятидесятницы — середина срока между Пасхой и Троицей, т.е. 25-й день после Пасхи (преполовение означает «середина»).
Пятая неделя по Пасхе (неделя о самаряныне).
Шестая неделя по Пасхе (неделя о слепце). В среду отмечается Отдание праздника Пасхи, а в четверг — на 40-й день после Пасхи — празднуется Вознесение Господне. Последний праздник принадлежит к числу особо чтимых в православной церкви «великих» праздников.
Седьмая неделя по Пасхе (неделя святых отец Первого Вселенского собора). На этой неделе в четверг в русской православной церкви празднуется Семик, т.е. седьмой четверг после Пасхи. Завершает эту неделю Троицкая родительская суббота.
В воскресенье вне счета недель празднуется Пятидесятница, т.е.50-й день после Пасхи, или день Святой Троицы, Троицын день. Этот праздник относится к числу особо чтимых в православной церкви «великих» праздников.
Восьмая неделя по Пасхе — это также Первая неделя по Пятидесятнице (Всех Святых). Понедельник на этой неделе (это 51-й день после Пасхи) называется днем Святого Духа или Духовым днем.
Начиная с Духова дня дни в неделе отсчитываются от понедельника до воскресенья, и такой счет сохраняется до шестой недели Великого поста (Вербной недели) включительно.
Девятая неделя по Пасхе (Вторая неделя по Пятидесятнице).
Неделя о мытаре и фарисее.
Неделя о блудном сыне. Воскресный день на этой неделе называется днем о блудном сыне.
Неделя мясопустная пестрая. В субботу этой недели совершается Вселенское поминовение усопших; воскресный день называется Мясопустным или о Страшном суде.
Неделя сырная (Масленица). Воскресный день на этой неделе называется заговением (т.е. днем накануне поста) сыропустным или об Адамовом изгнании, а также Прощеным воскресеньем.
Первая неделя Великого поста. Первый день Великого поста, т.е. понедельник, называется Чистым понедельником. Воскресный день на этой неделе называется Соборным воскресеньем или днем Торжества православия.
Вторая неделя Великого поста. В субботу этой недели православные поминают усопших.
Третья неделя Великого поста. В субботу этой недели поминаются усопшие. Воскресный день на этой неделе называется Крестопоклонным.
Четвертая неделя Великого поста называется средокрестной, так как в среду наступает середина (перелом) поста. В субботу этой недели поминаются усопшие.
Пятая неделя Великого поста (Похвальная). В среду этой недели совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, поэтому служба называется «Андреевым стоянием».
Шестая неделя Великого поста (Цветная, Цветоносная, Вербная). Суббота на этой неделе называется Вербной, Лазаревой. В воскресенье, именуемое Вербным воскресеньем, празднуется вход Иисуса Христа в Иерусалим. Этот праздник принадлежит к числу особо чтимых в православной церкви «великих» праздников.
Седьмая неделя Великого п оста (Страстная). Все дни этой недели — с понедельника до субботы включительно — называются Великими. Четверг имеет еще одно определение — Чистый. Великая суббота является последним днем пасхального года, т.е. кануном Воскресения Христа. Таким образом, Страстная неделя продолжается только шесть дней — с понедельника до субботы.
Неподвижные праздники церковного годичного круга оформлялись в соответствии с юлианским календарем. Накопление информации о неподвижных праздниках происходило в святцах и месяцесловах, т.е. календарных текстах, в которых памяти святых и памяти о церковных событиях располагались от 1 марта или от 1 сентября до 28 (29) февраля или 31 августа, иначе говоря, в соответствии с мартовским или сентябрьским стилем юлианского календаря.
Для определения числа и месяца исторического события, датированного по неподвижному церковному празднику (некоторым событиям, связанным с Иисусом Христом, памятью святого или святых, явлений икон и т.д.), можно воспользоваться «Православным календарем» за любой год, где праздник приведен под его числом и месяцем. В то же время следует иметь в виду, что имя одного святого может быть помещено под несколькими датами или под одним именем могут быть упомянуты разные лица.
Кроме церковных календарей информацию о неподвижных праздниках можно получить из специальных справочников, например известного справочника «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергея (Спасского) (Владимир, 1901. — Т. 1 — 2).
Согласно церковному уставу по значению христианские праздники делятся на три разряда: малые, средние и великие. Великих праздников насчитывается двенадцать, поэтому другое их определение — двунадесятые (богородичные или господские) праздники. Среди них есть подвижные, включая Пасху, и неподвижные:
- Рождество Богородицы — 8 сентября (здесь и далее даты непереходящих праздников приведены в соответствии со старым стилем. — Т. К.);
- Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — 14 сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября;
- Рождество Христово — 25 декабря;
- Крещение Иисуса Христа (Богоявление) — 7 января;
- Сретение Иисуса Христа — 2 февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта;
- Преображение Иисуса Христа — 6 августа;
-Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа;
- Вход Господень в Иерусалим (подвижный праздник);
- Вознесение Господне (подвижный праздник);
- Пятидесятница (Троица) (подвижный праздник).
Таким образом, каждый день года в церковном календаре определяется его местом в пасхальном и «святцевом» годах, поэтому любой день характеризуется: 1) числом и месяцем; 2) днем недели; 3) неделей поста, неделей по Пасхе или неделей по Пятидесятнице.
Тексты исторических источников разных столетий нередко сообщают информацию о событиях, датировка которых дана в соответствии с христианским церковным календарем без привязки к абсолютной дате. Чтобы найти число и месяц события, приуроченного к христианскому календарю, необходимо представлять структуру церковного календаря, уметь рассчитывать время празднования подвижных праздников и знать, где можно найти даты неподвижных праздников.
Проведенная в 1582 г. папой Григорием XIII реформа привела к расхождениям в христианском календаре и нарушениям в церковном каноне. В настоящее время, например, трижды в течение каждых 19 лет католическая Пасха празднуется раньше иудейской, что запрещено соборными постановлениями.
До 1923 г. православные церкви были едины в борьбе против календарных новшеств папы Григория XIII. Однако на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV Метаксакисом, в отсутствие Русской, Болгарской, Сербской и Иерусалимской церквей, было принято решение о переходе на так называемый «новоюлианский» календарь. И хотя этот календарь не был введен в церковную жизнь, сама попытка предпринять изменения календаря вызвала смуту и раскол в православных странах, разделила христиан на новостильников и старостильни- ков, отказавшихся следовать нововведениям.
Сегодня лишь немногие церкви, среди которых самая крупная — Русская православная церковь, сохранили приверженность церковному юлианскому календарю.