Функции ценностно-нормативной системы

Ценностно-нормативная система выполняет две функции:

– во-первых, она обеспечивает согласование мотивов, интересов и целей всех тех, кто входит в научное сообщество (функция интеграции сообщества);

– во-вторых, она позволяет научному сообществу выступать в качестве единого целого во взаимодействиях социального института науки с другими институтами общества, обеспечивая его автономию.

Что касается первой функции, то теоретически отношения в науке, образующие содержание профессиональной этики ученого, можно разделить на три группы: «ученый – предмет научного труда» (этика научного исследования); «ученый – научное сообщество» (этика научного общения) и «ученый – общество» (автономия науки и проблема ценностной нейтральности науки). Рассмотрим эти отношения как бы изнутри – со стороны самой науки.

Этика научного исследования

1. Ученый – предмет научного труда. Этика научного исследования охватывает проблемы, связанные а) с мотивацией прихода в науку, б) с выбором темы исследования, в) с выбором методов и средств исследования, проверки, экспертизы, т.е. с основными этапами исследования.

а). Нравственные ситуации морального выбора, дилеммы возникают уже из-за дисбаланса того, с чем человек приходит, и того, какие реальные ценности и нормы научного общения он находит в рамках конкретного научного учреждения или исследовательского коллектива. Чаще всего адаптация специалиста к новым функциональным ролям, к новой микросреде требуют существенного изменения его установок, перестройки личности. Степень болезненности процесса адаптации во многом зависит от совпадения установок, личных интересов с планами научного учреждения, фирмы, а также от наличия у него резервных установок, формируемых в ходе профессионального обучения в вузе.

б). При выборе направления и темы поведение ученого исследования значительной степени есть следствие уже совершенного однажды выбора профессии, а также манеры его прихода в науку: «с парадного» или «с черного хода».

в). Выбор методов и средств исследования и проверки регулируются логико-технологическими и методологическими нормами выведения знаний, но это – предмет особой науки – методологии науки. Это такие нормы и принципы, как, например: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «излагай ясно», «ищи интересные гипотезы», «старайся проверять гипотезы как можно более основательно», «будь готов начать все сначала» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: