Стадии производства в делах об административных правонарушениях

I. Все субъекты производства в делах об административных правонарушениях можно поделить на три группы:

Лидирующие субъекты: органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, Перечень этих органов приведен в ст. 213, 218-244 (около 40). Кроме того, это органы, уполномоченные на составление протокола об административных правонарушениях (ст.255 КУАП), а также гос.органы и должностные лица, исполняющие постановления о наложении административного взыскания (например, 313 КУАП);

Лица, лично заинтересованные в деле: лица, привлекаемые к админ.ответственности, потерпевшие и их законные представители – адвокаты, родители, опекуны и попечители;

Лица, способствующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, переводчики, понятые.

Иногда выделяют еще и категорию субъектов – общественные организации, трудовые коллективы и др., которые могут заявлять ходатайства.

II. Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя следующие стадии:

1) административное расследование (состоящее из возбуждения дела; установления фактических обстоятельств; процессуального оформления результатов расследования; направления материалов для рассмотрения по подведомственности);

2) рассмотрение дела (включающее подготовку дела к рассмотрению; анализ выбранных материалов, документов и обстоятельств; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц);

3) пересмотр постановления (выражающееся в обжаловании или опротестовании постановления по делу; проверке законности постановления;

вынесения нового решения; реализации этого решения);

4) исполнение постановления (которое состоит из обращения постановления к исполнению и непосредственного его исполнения).

Началом стадии расследования является возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляемое на основе информации о совершении деяния, имеющее признаки административного проступка. Эта информация может быть получена на основе заявлений граждан; сообщений представителей общественности, предприятий, организаций; выступлений прессы и иных видов массовой информации; а также путем непосредственного выявления правонарушения уполномоченным субъектом администативно-юрисдикционной деятельности.

На следующем этапе стадии расследования производятся сбор необходимых доказательств и выяснение обстоятельств, которые подтверждают либо исключают виновность лица в совершении административного проступка. Эти обстоятельства могут быть установлены различными способами, в частности опросом лиц, которые владеют необходимой информацией по делу (правонарушителей, потерпевших, свидетелей, экспертов и т.п.), проведением экспертизы; изъятием документов; обнаружением вещественных доказательств на месте совершения правонарушения и т.д.

Все установленные обстоятельства фиксируются в соответствующих процессуальных документах, к которым относятся объяснения правонарушителей, экспертные заключения, протоколы и акты.

Составлением протокола завершается административное расследование, и производство об административном проступке вступает в новую стадию - рассмотрение дела.

Стадия рассмотрения дела начинается с подготовки дела к рассмотрению. На этом этапе орган (должностное лицо), рассматривающее дело, обязан: во-первых, определить подведомственность дела с тем, чтобы не выйти за пределы предоставленной компетенции; во-вторых, проверить правильность оформления протокола и иных документов; в-третьих, выяснить вопрос об уведомлении лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

в-четвертых, затребовать в случае необходимости дополнительные материалы; и наконец, в-пятых, решить вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайств лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.

После этого начинается этап слушания дела об адимин.проступке, который открывается оглашением состава коллегиального органа или представлением должностного лица, которое рассматривает дело. Председательствующий на заседании коллегиального органа (или должностное лицо, рассматривающее дело) оглашает, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к админ.ответственности, разъясняет лицам, принимающим участие в рассмотрении дела их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном проступке, заслушиваются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, рассматриваются их ходатайства и исследуются доказательства. В случае участия в деле прокурора заслушивается его заключение.

В процессе рассмотрения дела орган (или должностное лицо) обязано выяснить:

а) было ли совершено административное правонарушение;

б) виновно ли лицо, чьё дело рассматривается, в его совершении;

в) подлежит ли это лицо административной ответственности или есть обстоятельства, смягчающие его вину либо исключающие ответственность;

г) причинен ли материальный ущерб и в чем он выражается;

д) есть ли основания для передачи материалов на рассмотрение общественности;

е) какова суть и характеристика иных обстоятельств, которые имеют значение для правильного разрешения дела.

По результатам рассмотрения дела выносится одно из следующих постановлений:

1) О наложении соответствующего административного взыскания;

2) О применении мер воздействия, предусмотренные ст.24-1 КУАП в отношении несовершеннолетних;

3) О прекращении производства по делу.

Принятое постановление оглашается сразу после окончания рассмотрения дела, после чего оно доводится до сведения всех заинтересованных лиц. Кроме того, о принятом решении информируется администрация соответствующего предприятия, учреждения или организации по месту работы или учебы правонарушителя, либо общественность по месту его жительства.

Копия постановления на протяжении 3-х дней вручается (либо посылается) лицу, по делу которого она вынесена, а также потерпевшему (по его желанию).

На этом завершается вторая стадия производства по делу об административном проступке. Следующая стадия производства являетсяпересмотр вынесенного постановления по делу. Эта стадия является важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий. Она заключается в рассмотрении материалов уже решенного дела органами (должностными лицами), на которые возложены функции контроля за законностью применения мер административного взыскания. Пересмотр постановления является факультативной стадией производства. Её цель заключается в создании дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, потерпевших и иных заинтересованных участников производства по делам об административных проступках.

Заключительной стадией производства является исполнение постановление по делам об административных проступках. Сущность данной стадии заключается в практической реализации административного взыскания, наложенного на правонарушителя с тем, чтобы он испытал на себе лишения и ограничения личного, имущественного либо организационного характера.

В соответствии со ст.299 КУАП постановление о наложении административного взыскания исполняется с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством.

Исполнение постановления по делам об административных проступках осуществляется двумя видами органов: во-первых, это органы, которые в соответствии со ст.299 КУАП обращают указанное постановление к исполнению, во-вторых, органы, непосредственно исполняющие вынесенное постановление о наложении административных взысканий.

Содержание деятельности первой группы органов заключается в том, что они обеспечивают своевременное направление постановлений о наложении админ.взысканий непосредственным исполнителям, осуществляют контроль за правильным исполнением этих постановлений, а также решают все другие вопросы, связанные с исполнением постановлений либо прекращением их исполнения по основаниям, предусмотренным ст. 302 КУАП (то есть в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмены акта, устанавливающего админ.ответственность; либо смерти лица, в отношении которого было начато производство по делу).

Обращение постановления о наложении админ.взысканий к исполнению и исполнение этих постановлений - это разные этапы осуществления одной и той же заключительной стадии производства по делам об административных правонарушениях.

В ст.288 КУАП устанавливается перечень кассационных инстанций, в которые может быть подана жалоба на постановление. В соответствие со ст. 289 КУАП жалоба может быть подана в 10-дневный срок со дня вынесения постановления. Кассационная инстанция может оставить постановление без изменений, а жалобу или протест без удовлетворения; отменить постановление и направить на новое рассмотрение.

В кассационном порядке может быть принято решение об изменении взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актов. Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неуполномоченным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа. Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу направляется в течение 3 дней лицу, в отношении которого оно вынесено. В тот же срок копия постановления направляется потерпевшему по его просьбе.

Протест на решение по делу вносится в вышестоящий орган (или должностному лицу). О результатах рассмотрения протеста уведомляется прокурор.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: