Учет операций по расчетному счету и другим счетам

Независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности организация обязана хранить свободные денежные средства в учреждении банка.

Организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки, открывая в них расчетные, валютные, специальные счета. Расчетные счета открываются организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Наличие расчетного и других банковских счетов является признаком самостоятельности финансово-хозяйственной деятельности организации.

На расчетном счете организации аккумулируются свободные денежные средства, поступающие от покупателей за проданные им товары, материалы, оказанные услуги, выполненные работы, а также кратко­срочные и долгосрочные кредиты и займы, получаемые от банка или юридических и физических лиц, другие поступления.

Для открытия расчетного счета в учреждение коммерческого бан­ка клиентом (организацией) представляются следующие документы:

- заявление об открытии расчетного счета;

- копии устава и учредительного договора, заверенные нота­риусом;

- копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная также нотариально или органом, регистрирующим организацию;

- протокол собрания учредителей с решением о создании данной организации и избрании директора;

- две карточки с образцами подписей и оттиском печати организации;

- свидетельство о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Перечисленные документы сдаются в банк. После соответству­ющей экспертизы между организацией и банком заключается договор банковского счета, в котором оговариваются все вопросы взаимоотно­шения этих двух юридических лиц по расчетно-кассовому обслуживанию. Подлинные документы возвращаются клиенту, копии остаются в банке. Организации присваивается номер расчетного счета и откры­вается лицевой счет для учета движения денежных средств в безналич­ной форме.

По действующему законодательству банк обязан перечислять средства организации и зачислять средства на ее счет не позднее следу­ющего операционного дня после получения соответствующего платеж­ного документа.

После открытия расчетного счета организация согласно договору обязана:

- иметь в течение операционного года средний остаток по счету не менее суммы, определенной договором;

- требовать от банка выписки с расчетного (текущего) счета, а так­же иные документы по совершаемым операциям.

Прием и выдача денег осуществляются банком на основании документов типовой формы:

объявление на взнос наличными - при сдаче организацией наличных денег на расчетный счет;

чек (денежный) - при выдаче с расчетного счета организации наличных на указанные в чеке цели (заработная плата, хозяйственные расходы, командировки и пр.).

При осуществлении безналичных форм расчетов используются следующие расчетные документы:

· платежные поручения;

· платежные требования – поручения;

· инкассовое распоряжение;

· чеки;

· векселя;

· аккредитив.

Формы безналичных расчетов организации выбирают самосто­ятельно. Банки не вмешиваются в договорные отношения организа­ции.

Исправления, помарки и подчистки, использование корректиру­ющей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Отзывают расчетные документы на основании представленного в банк заявления, составленного в двух экземплярах в произвольной форме с указанием реквизитов, необ­ходимых для осуществления отзыва.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств. Платежными поручениями производится перечисление денежных средств:

· за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

· для возврата (размещения) кредитов и займов, депозитов и упла­ты процентов по ним, а также в других целях.

Платежное поручение может быть использовано для предварительной оплаты товаров, работ, услуг. Платежные поручения принимаются банком независимо от нали­чия денежных средств на счете плательщика.

Платежное требование - поручение является расчетным документом, содержа­щим требование кредитора по основному договору к должнику об упла­те определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется по основному договору и должен составлять не менее пяти рабочих дней. Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляются заявлением об акцеп­те (отказе от акцепта) по типовой форме.

Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, проводится банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денеж­ных средств или на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.

Инкассовое распоряжение является расчетным документом, на основа­нии которого производится списание денежных средств со счетов орга­низации (плательщика) в бесспорном порядке, при следующих условиях:

· законодательном установлении бесспорного порядка взыскания денежных средств, в том числе для взыскания денежных средств орга нами, выполняющими контрольные функции;

· взыскания по исполнительным документам;

· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при предоставлении банку, обслуживающему плательщика, права на спи­сание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, име­ющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться. Чеки бывают двух видов именные и на предъявителя.

Вексель - платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство. Различают простой и переводной векселя.

Простой вексель (соло) - содержит ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по требованию или в определенное время в будущем обозначенную в векселе сумму денег векселедержателю.

Переводный вексель (тратта) содержит ничем не обусловленное предложение (приказ) векселедателя (трассанта) третьему лицу (трассату) уплатить первому век­селедержателю (ремитенту) или по его приказу в определенное время в будущем, либо при предъявлении обозначенную в векселе сумму денег.

Вексель должен содержать: наименование "вексель", включенное в сам текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен; ничем не обусловленный приказ уплатить определенную сумму денег; наименование того, кто должен платить (плательщика) - только в переводном векселе, указание срока платежа, указание места, в котором должен быть совершен платеж; наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; указание даты и места составления векселя; подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи средств в пользу получателя по предъявлении последним документов, соответствующих условиях аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При использовании аккредитивов поставщик гарантирован в поступлении платежа от поку­пателя.

Аккредитивы бывают следующих видов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре и содержит следующие основные моменты:

· наименование банка-эмитента, банка, обслуживающего получателя средств, самого получателя средств;

· сумму, вид и сроки действия аккредитива;

· условие оплаты и ответственность за неисполнение обяза­тельств

Аналитический учет ведется отдельно по каждому выставляемо­му организацией аккредитиву.

Организация в соответствии с условиями договора периодически получает от банка выписку из расчетною счета о движении денежных средств на расчетном счете организации, о списании или зачислении определенных сумм с приложенными оправдательными документами, на основании которых проводилось движение денежных средств.

Выписка содержит следующие реквизиты:

· номер расчетного счета организации,

· остаток денежных средств на счете на начало рабочего дня в банке - входящий остаток;

· дату предыдущей выписки и остаток на конец дня, в котором предоставлена выписка. Такой остаток называ­ется исходящим и является входящим остатком в следующей выписке.

Для сумм, зачисленных на расчетный счет организации или списанных с него, предусмотрены соответствующие колонки.

. При обработке поступивших выписок из расчетного счета бухгал­тер подшивает к ним оправдательные документы, а в выписке напро­тив сумм указывает дебетуемые и кредитуемые счета.

Информация о наличии и движении денежных средств на расчет­ных счетах организации обобщается на счете 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах». По дебету этого счета отражается поступление денежных средств на счет организации, по кредиту - списание денежных средств с расчетного счета организации. Операции по расчетному счету отражаются в бух­галтерском учете на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Синтетический учет операций по счету 1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах" ведется в журнале-ордере №2 по кредиту сче­та 1030 и в ведомости к журналу-ордеру №2 по дебету счета 1030.

Наиболее распространенным способом сдачи выручки в банк тор­говыми организациями является ее сбор инкассаторами в соответствии с заключенными договорами инкассации с банками. На сдаваемые инкассатору наличные денежные средства выписывается препроводительная ведомость в трех экземплярах с указанием общей суммы сда­ваемых денег. Суммы, сданные через инкассатора, на расчетный счет организации будут зачислены только на следующий день. Поэтому до их зачисления на расчетный счет и получения выписки из расчетно­го счета они учитываются на счете 1020 «Денежные средства в пути».

25 Учет операций в иностранной валюте

Все платежи по операциям между резидентами должны осуществляться только в тенге, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами. Валютные опе­рации, осуществляемые резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, проводят через уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Нацио­нального банка Республики Казахстан, налоговым и таможенным законодательством.

Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный банк, осуществляющий функции валютного регулирования в соответс­твии с действующим законодательством. Осуществление любых валютных операций, минуя уполномоченные банки и обменные пункты, запрещается. Для совершения ва­лютных операций, кроме обменных, юридические лица открывают валютные счета в одном из уполномоченных банков по месту открытого расчетного счета.

Иностранная валюта, поступающая на счета юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках в безналичном порядке, зачисляется без ограничений. Юридические лица-резиденты при проведении платежа в пользу нерезидента обязаны представлять в уполномоченные банки надлежащим образом оформлен­ные документы (договоры, контракты, соглашения, инвойсы, коносаменты и др.). В случае проведения валютных операций, по которым требуются лицензия и/или свидетельство о регистрации в Нацбанке, юридические лица-резиденты обязаны предоставлять в уполномоченный банк копии соответствующих документов.

Уполномоченные банки вправе затребовать дополнительно необходимую инфор­мацию и документы относительно проводимой валютной операции в целях проверки соблюдения валютного законодательства.

Платежи по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются по соглашению сторон в любой валюте.

Текущие валютные операции резидентов и нерезидентов, осуществляемые через уполномоченные банки, проводятся без ограничений.

Наличная иностранная валюта с банковских счетов юридических лиц-резидентов может быть изъята на выплату заработной платы работникам-нерезидентам и на расходы, связанные с выездом работников в зарубежные служебные командировки. Юридические лица-резиденты для изъятия наличной иностранной валюты должны представить в упол­номоченный банк надлежащим образом оформленные документы (приказ о командиров­ке, смету командировочных расходов, заявление о выплате заработной платы и др.).

Неиспользованная часть ранее изъятой наличной иностранной валюты юридически­ми лицами-резидентами подлежит обязательному зачислению на их банковские счета в уполномоченных банках. Обязанность по зачислению на банковский счет в уполномо­ченном банке ранее изъятой наличной иностранной валюты возлагается на юридическое лицо-резидента, изъявшего такую валюту.

Юридическим лицам-резидентам запрещается осуществление расчетов по валютным операциям в наличном порядке. Официальный курс тeнгe для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей к денежным единицам иностранных гocyдарств определяется Нацбанком и публикуется в официальных документах.

Валютные операции отражаются в бухгалтерском учете в двух оценках: в иностранной валюте и национальной валюте, в которую в соответствии с законодательством обязательно пересчитывается иностранная валюта. Для учета иностранной валюты предназначены счета 1012 «Денежные средства в кассе в валюте» и 1032 «Денежные средства на текущих банковских счетах в валюте». Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним оправдательным документов. Дата совершения операции – это дата зачисления на валютный счет организации денежных средств в иностранной валюте или дата их списания, т. е. дата выписки банка или иной кредитной организации, где находится валютный счет организации. В результате изменения курса НБ РК в учете возникают курсовые разницы.

Курсовые разницы – это суммовые разницы между оценками валютных активов и пассивов по курсу на дату регистрации их в бухгалтерском учете и на дату фактического осуществления расчетов. Курсовые разницы бывают положительными и отрицательными. Курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов и расходов предприятия.

Корреспонденция счетов типовых операций

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
  Поступление денег в кассу:    
  С расчетного счета    
  В счет погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков -работников - прочей дебиторской задолженности    
  Выдано из кассы    
  - подотчетные суммы    
  - займы работникам    
  - сданы на расчетный счет    
  - выдана заработная плата    
  - оплачены расходы по рекламе, перевозке    
  Отражение курсовой разницы    
  Выявлена при инвентаризации недостача денежных средств    
  Выявление излишка денег при инвентаризации    
  Поступление денег на текущий банковский счет    
  - в счет погашения дебиторской задолженности по отгруженной готовой продукции    
  - с карт-счетов в банках    
  - в счет полученных займов    
  Перечисление авансов    
  Погашение задолженности    
  - по налогам, сборам и другим обязательным платежам -по корпоративному подоходному налогу, подлежащему уплате -по индивидуальному подоходному налогу -по НДС -по акцизам -по социальному налогу -по земельному налогу -по налогу на транспорт -по налогу на имущество -по прочим налогам -по социальному страхованию -по другим обязательным платежам -по прочим обязательным платежам -по прочим добровольным платежам    
  - перед поставщиками и подрядчиками    
  - по текущей аренде    
  Оплата расходов по реализации общих, административных расходов    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: