double arrow

Мои права


Психолог напоминает детям о разыгранных на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное и неуверенное поведе­ние. Задача этого разговора — подвести школьников к понятию прав человека, от соблюдения которых зависит его уверенность в себе.

Затем детям предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах шестиклассника».

На выполнение задания отводится 10-12 минут.

После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основа­нии которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать вместе с ведущим или же он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

а) твои права не должны ущемлять прав других людей;

б) осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от

себя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, пред­ложенных каждой группой разработчиков. Остальные группы выпол-

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 9. Мм права и права других людей

няют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработ­чиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые пред­ложения фиксируются на доске.

Затем психолог зачитывает окончательный список. Он может де­лать это, играя роль постоянного председателя Конституционной ко­миссии.

Психолог говорит о том, что такие права составляли многие люди, и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К. Д. Заслофф: «У детей с момента рожде­ния, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Су­ществуют личные права, которыми все могут пользоваться как меха­низмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».

Заслофф приводит следующие права.

Вы имеете право:

• иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• иметь свое собственное мнение и убеждения;

• совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

• предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

• говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;

• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

• побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

• на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;

• менять свои решения или избирать другой образ действий;

• добиваться изменения договоренности, которая вас не устраивает. Вы никогда не обязаны:

• быть безупречным(ой) на все 100%;

• следовать за толпой;

• любить людей, приносящих вам вред;

Психологическое... МоеСлово.ру


/

Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

• делать приятное неприятным людям;

• извиняться за то, что были самим собой;

• выбиваться из сил ради других;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• делать больше, чем вам позволяет время;

• делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

• выполнять неразумные требования;

• отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

• отказываться от своего Я ради кого бы то или чего бы то ни было. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех

остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Проводится обсуждение.

Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.


Сейчас читают про: