Психолог напоминает детям о разыгранных на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное и неуверенное поведение. Задача этого разговора — подвести школьников к понятию прав человека, от соблюдения которых зависит его уверенность в себе.
Затем детям предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах шестиклассника».
На выполнение задания отводится 10-12 минут.
После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать вместе с ведущим или же он может предложить эти критерии сам.
К таким критериям относятся:
а) твои права не должны ущемлять прав других людей;
б) осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от
себя самого.
Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой группой разработчиков. Остальные группы выпол-
Психологическое... МоеСлово.ру
|
|
Занятие № 9. Мм права и права других людей
няют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.
Затем психолог зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль постоянного председателя Конституционной комиссии.
Психолог говорит о том, что такие права составляли многие люди, и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К. Д. Заслофф: «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».
Заслофф приводит следующие права.
Вы имеете право:
• иногда ставить себя на первое место;
• просить о помощи и эмоциональной поддержке;
• протестовать против несправедливого обращения или критики;
• иметь свое собственное мнение и убеждения;
• совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
• предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
• говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;
• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
• побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;
• на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;
|
|
• менять свои решения или избирать другой образ действий;
• добиваться изменения договоренности, которая вас не устраивает. Вы никогда не обязаны:
• быть безупречным(ой) на все 100%;
• следовать за толпой;
• любить людей, приносящих вам вред;
Психологическое... МоеСлово.ру
/
Глава 3. Программа социально-психологического тренинга
• делать приятное неприятным людям;
• извиняться за то, что были самим собой;
• выбиваться из сил ради других;
• чувствовать себя виноватым за свои желания;
• мириться с неприятной ситуацией;
• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
• делать больше, чем вам позволяет время;
• делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
• выполнять неразумные требования;
• отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
• отказываться от своего Я ради кого бы то или чего бы то ни было. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех
остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Проводится обсуждение.
Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.