double arrow

Каким меня видят окружающие?


— Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдель­
ные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. На­
пример: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмо­
ционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».

7. Яцентр воли

— Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте не­
сколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем
повторите вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на ме­ня, на мое истинное Я.

Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обра­щаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело —это пеЯ.

У меня есть тело, но Я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. Мои эмоции мно­гочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, успокаиваюсь или волнуюсь, на­деюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу понимать, наблю­дать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то, очевидно, что они есть мое Я.

У меня есть эмоции, но Я не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен.

4-271У

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он это не мое Я.

У меня есть интеллект, но Я это не мой интеллект.

Я — центр чистого самосознания.

Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллек­том, эмоциями, телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное Я.

8. Мнение(см. занятие № 5)

Ритуал прощания

Занятие № 16. Мои проблемы

Цель:обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовы­ражению.

Ритуал приветствия

Вопрос

Каждый из детей по очереди выходит перед своей группой и ста­новится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изме­няя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).

Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спра­шивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.

3. Проблемы

А.

— В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна­руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от­кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер­шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во­время. Стало быть, все в наших руках.

Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно­му), а затем рассказать о них.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 16. Мои проблемы

После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом­нить о своих:

• боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

• стремлении обвинить в своих проблемах других.

Б. Психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста­вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения.

В высказываниях чаще всего фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за ней психологическую проблему.

Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото­виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела?

Ответы часто похожи: «Лень».

Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом эта­пе разговор следует вести не на личностном, а на абстрактном уров­не — «со всеми такое бывает».

Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ­ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.

Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы­зывают какие-то ощущения...

Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит?

Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не­что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не­что называется психологическими защитными механизмами.

Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поста­вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо­чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го­лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность».

«Выбрасывая» это суждение — спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, — ведущий втягивает группу в дискуссию.

Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про­изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя­ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы.

— Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный
шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем
справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недос­
татков (или наоборот). Наше подлинное знание — то, что мы откры­
ваем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно
отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я вла­
дею, — и хорошим, и плохим — часть моего Я. Все это важно для меня,
служит моим потребностям».


Сейчас читают про: