double arrow

Зрительные ощущения


Важным признаком «темного» текста является на­личие в нем описания зрительных ощущений с се-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



мантическим компонентом 'сумрак'. Относя этот ком­понент формально к зрительным ощущениям, отме­тим его близость как к органическим ощущениям, так и к эмоциональным состояниям в силу ярко выра­женного эмоционального тона, который ему сопут­ствует.

Среди лексики, связанной со зрительными ощуще­ниями, выделяются две подгруппы слов. Первая из них отражает резкое изменение световых ощущений (блеск, блики, вспышка, мерцание, пятно), вторая — постепенное, связанное также и с изменением цвета (позеленеть о/и злости, покраснеть, побледнеть, измениться в лице).

Сумерки

Дым, мрак, сумрак, туман, тучи, тьма нередко встре­чаются при описании обстановки, которая представ­ляется положительному персонажу «темного» («про­стого») текста угрожающей

На наш взгляд, внешнее (сюжетное) обоснова­ние появления того или иного семантического ком­понента является вторичным. Так, в рассказе Конан Доила «Собака Баскервилей» Шерлока Холмса по­стоянно окружают туман и сумерки. Нарративно это обусловлено пребыванием героя на болотной мест­ности, однако можно утверждать, что в модели по­рождения (психологически) первична именно мо­дальность мироощущения, а описываемые в тексте реалии вторичны.

В целом, сталкиваясь с угрожающей его жизни си-гуацией, герой «темного» текста оказывается в ее эпи­центре, как бы стремясь к собственной смерти, к ауто-деструкции (саморазрушению). Мир для героя «темно-ю» текста враждебен, он словно физически ощущает, что вокруг него сжимается пространство, замыкается или сжимается кольцо врагов либо вокруг него стано­вится темно. Сюжетно это, как уже отмечалось, связано с тем, что он спускается вниз (в подземелье, в нору, в пещеру, в шахту и т.п.). Но факт остается фактом — сумрак и ограниченное пространство наиболее часто встречаются именно в «темном» тексте.



Белянин В. Психологическое литературоведение



Огонь

Появление этих лексических элементов в «темных» текстах объясняется наличием при эпилепсии галлюци­наторной ауры, во время которой видятся пожары, зри­тельных аур со всевозможными зрительными припадка­ми — фотопсиями, фотогениями и паропсиями в виде фосфенов, а также с возможностью припадка «под влия­нием световых мельканий» (Портнов, Федотов, 1971; Са-раджишвшш, Геладзе, 1977; Карлов, 1990; Справочник..., 1985).

Кроме того, в «темном» тексте возможно появле­ние слов, связанных с семой 'огонь' (пожар, гореть, под­жигать, загореться, вспыхнуть), причем 'огонь' может играть и ключевую роль в тексте, и быть фоном.

Луна

Любопытно, что наравне с видением предметов во время сумерек, в сумраке, во тьме, иногда описывается, что герой видит предметы при лунном свете, что похоже на описания сомнабулизма, снохождений или лунатизма при эпилепсии. Встречается слово Луна и в названии «тем­ных» текстов (Н Носов «Незнайка на Луне»; С. Павлов «Лунная радуга»; К. Циолковский «На Луне»).

Появление Луны нередко связано с возбуждением злых, низменных начал:

Трещит заискренным забором

Сухой рождественский мороз;

И где-то ветер вертким вором

Гремит заржавленным запором;

И сад сугробами зарос.

Нет, лучше не кричать, не трогать

То бездыханное жерло:

Оно черно, — как кокс, как деготь...

И по нему, как мертвый ноготь,

Луна переползает зло.

А. Белый


Сейчас читают про: