double arrow

Падение


«Темный» текст может начинаться (Л. Кэрролл «При­ключения...») или заканчиваться (В. Липатов «И это все о нем», где в результате расследования гибели главного героя высокого роста оказывается, что он выпал из ва­гона поезда) семантическим компонентом 'падение'.

Говоря о корреляции с эпилепсией, уместно вспом­нить, что сам термин происходит от греческого слова epileopsia, что означает «внезапно падать, неожиданно быть охваченным».

Вот как описывается у Конан Доила имитация Шерлоком Холмсом падения, напоминающего внешне эпилептический припадок:

— Мы думаем, что если бы нам только удалось най­ти... Боже! Мистер Холмс, что с вами?

Мой бедный друг внезапно ужасно изменился в лице, Глаза закатились, все черты свело судорогой, и, глухо застонав, он упал ничком наземь. Потрясенные внезап­ностью и силой припадка, мы перенесли несчастного в кухню, и там, полулежа на большом стуле, он несколько минут тяжело дышал. Наконец он поднялся, сконфужен­но извиняясь за свою слабость.

(Конан Доил «Рейгетские сквайры»)

Иногда в качестве эквивалента 'падения' высту­пает компонент с общим смыслом 'резкая останов­ка', что можно расценивать как соответствие оцепе­нению, застыванию, замиранию, описываемыми при


пу;. о .-r-7 •-" ---.-• ^ >

В этот же миг Алиса юркнула за ним следом ^... . Нора сначала шла прямо, ровно, как туннель, а по­том вдруг круто обрывалась вниз. Не успела Алиса и гла­зом мортуть, как она начала падать, словно в глубокий колодец.

Для того чтобы попасть к коротышкам-селенитам fжителям Луны), должен был провалиться в яму и «е-зтйка (Н Шсо^ .Незнайка на Луне»); попадает в тем-"ыйТтеплыи чулан, который называется желудком кигпа

(Ф г1бле). По словам М.М. Бахшиа, «ведущий Пантрюэм" - разинутый рот, ™ ест, в>ковде ,

Вс"ТрЯазы ЈЈ. п^й

Движением в „из („из земной идлесныи), все , Renvr в преисподнюю» (Бахтин, 1990, с. 41»;. ММ б™ рассматривает падение, опускание вниз как некоторый литературный прием, «снова которого усматривается им в традициях культуры «В средневе ковой картине мира, - пишет он, - верх и низ, выше и


Глава 2. Отражение черт личности в текстах




tie, имеют абсолютное значение как в пространствен-iiiK и в ценностном смысле. Поэтому движение |рх, путь восхождения, или обратный путь нисхож-

мм, падения играли в системе мировоззрения ис-и тельную роль. Такую же роль они играли и в itH'irMc образов искусства и литературы, проникнутых it им мировоззрением. <...> Та конкретная и зримая мнить мира, которая лежала в основе средневекового nfipu того мышления, была существенно вертикальной» (пмм же, с. 444).

И рамках же нашей концепции, ориентированной ни соотнесение текстовых символов с мироощущени­ем и к гора, возможна иная трактовка. Допуская возмож-HIм-и. сходства в описании падения с психологичес-i им описанием ощущения равновесия, свойственного I- • м людям, мы полагаем, что появление в «темных» • i сгах лексики с общей семой 'низ' (внизу, дно, дыра, ktwxleu, нора, подвал, подземелье, яма и др.) обусловлено существованием в клинической картине эпилепсии «припадков головокружения, связанных с ощущения­ми поднимания и опускания, как это наблюдается в пифте» (Сараджишвили, Геладзе, 1977, с. 155).


Сейчас читают про: