Красив я и умен

И ловок, и силен!

Люблю играть, люблю... жевать!

(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...»)



Белянин В. Психологическое литературоведение



Характерно, что появившийся здесь мотив еды так­же присутствует и в других «веселых» текстах. К при­меру, постоянно голоден Винни-Пух: он не удержался от того, чтобы съесть мед из горшочка, с которым шел в гости к ослику; всю ночь думал о меде, якобы остав­ленном им в западне на слонопотама; летит за медом к пчелам; объевшись опять-таки в гостях (у Кролика), не может вылезти из норы (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»). Постоянно подчеркивается, что Чичиков не страдает отсутствием аппетита (Н. Гоголь «Мертвые души»). Все свои истории барон Мюнхгаузен рассказы­вает именно за столом. Здесь нет того экзистенциаль­ного голода, который есть в «темных» текстах, есть про­сто повышенный аппетит.

В научной литературе отмечается, что при депрес­сии «пропадает совершенно желание есть. Первым при­знаком начинающегося улучшения нередко бывает по­явление аппетита и прибавление в весе» (Гиляровский, 1954, с. 390).

Эрудиция

Герой «веселого» текста эрудирован и обладает все­возможными умениями. Так, образован и начитан Ос-тап Бендер, его речь пестрит литературными именами и цитатами. Не случайно и то, что общительный герой «веселого» текста знает много языков. Показательным в этом отношении является утверждение героини ро­мана И. Хмелевской «Что сказал покойник»:

Насчет языков у меня были свои соображения. Фран­цузский, как известно, я знала, по-итальянски худо-бед­но могла объясниться, латынь немного помнила, так что все романские языки могли представлять для моих похи­тителей определенную опасность (так как героиня могла бы понимать их переговоры. — В.Б.). Славянские <...> отпали в полуфинале (героиня — полька по националь­ности). Мое длительное пребывание в Дании позволяло предполагать некоторое знакомство со скандинавскими языками (а их, как известно, пять. — В.Б.), на английском я хоть и не очень хорошо, но говорила. <„.> С немецким


Глава 2. Отражение черт личности в текстах




языком дело обстояло так: говорить на нем я не умела, -I но понимала почти все.

Такое возможно лишь в рамках картины мира ги-поманиакальной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: