На камне — роз моих завянувший венок

Многие произведения Н.В. Гоголя также могут быть охарактеризованы как «печальные». «Старосветские помещики» пронизаны предчувствием смерти и кон­чаются смертью Пульхерии Ивановны. Классической стала завершающая фраза из «Повести о том как пос сорились...»: «Скучно на этом свете, господа!»' Погиба­ют оба сына Тараса Бульбы - Андрий и Остап - уби вают и Тараса («Тарас Бульба»), целиком связан с мо­тивом смерти рассказ «Вий».

Сожаление (об упущенном счастье) соположено с тяжестью (лежащей на сердце), которая связана, в свою очередь, со вздохом. Наличие в текстах компонента под чиненность можно связать с астеничностью депрессив ной личности. Крайней степенью депрессии является мутизм - отказ от общения, - именно поэтому в «пе­чальных» текстах имеется такой компонент, как немо­та. Отдельно стоит компонент запах, который почему-то является ведущим в модальностях «печальных» тек стов. Все эти семантические компоненты очень час­тотны прежде всего в «печальных» текстах, и именно они создают их эмоциональную образность

Естественно, что речь в данном случае идет не столько о самих словах, сколько о том лексическом разнообразии, которое за ними стоит. Кроме того для нас не важна грамматическая принадлежность слова Общим для слов одного класса является их психоло­гическое содержание.

Завершая описание «печальных» текстов, дадим обобщенную характеристику их лексико-семантическо го уровня, имея в виду предложенное А.Н. Леонтьевым различие значений и смыслов. Тезаурус «печального» текста характеризуется наличием ряда специфических


160,~ «Белянин В. Психологическое литературоведение

значений (семантических компонентов), которые при­обретают в печальных текстах следующий смысл:

РАДОСТЬ: счастье, мир; веселье, смех, улыбка, жи­вость, жизнелюбие, жизнерадостность; буря, вихрь, дви­жение, действие, борьба.

МОЛОДОСТЬ: детство, молодость, юность; душа; глаза, взгляд, губы, приятные запахи, яркий.

ДОБРОТА: понимание, любовь, смотреть в глаза, чув­ствовать родственную душу; добрый, чуткий, вниматель­ный, заботливый.

ПОДЧИНЕННОСТЬ: еле-еле, всхлипнуть, испугать­ся, усталость, грусть, покорно.

ОДИНОЧЕСТВО: один, сидеть, лежать, молчать, не­мой; печальный, тихий, вечность; море, океан, остров, звезды.

ГРУСТЬ: грустно, тоскливо, печаль, сомнения.

СТАРОСТЬ: воспоминания, холодно, одиноко; быть за­бытым, ненужным; нуждаться в заботе; желать смерти.

ХОЛОД: холод, прохлада, осень, зима.

ТЯЖЕСТЬ: тяжелый, нелегкий, (при)давить, камень, груз.

ВЗДОХ: спокойствие, усталость, дышать, дыхание, легко.

ЗАПАХ: приятный

СМЕРТЬ: вечер, ночь, бродить; умирать/умереть, уга­сать, тлеть, уснуть вечным сном, сладко спать (в сырой земле, в могиле); отпевать, хоронить, кладбище, погост, плита, камень, могила, могильный холм, крест; труп, гроб, мертвец, череп и мн. др.

Более частое употребление (по сравнению с нормой, зафиксированной в частотном словаре) и описанное выше распределение этих лексических единиц в «печаль­ных» текстах являются вербальной манифестацией деп­рессивной эмоционально-смысловой доминанты.

***

Современная жизнь человека полна ежедневных стрес­сов: и по дороге на работу, и на службе, да и отношения с близкими порой не добавляют ни здоровья, ни настрое­ния. Мировые новости не радуют, личное финансовое со­стояние не позволяет забыть о борьбе за «хлеб насущ­ный». Депрессия поражает почти 15% населения планеты. Особенно она распространена в развитых странах.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



Но если «обычный» человек, не умея справиться со сниженным настроением, обращается к психиатрам и психотерапевтам, принимает медикаменты, то у твор­ческой личности происходит «переработка» сниженно­го настроения в поэтические образы. Как писал Байрон, «Абидосская невеста» была написана в четыре ночи' чтобы отогнать грезы. «Если бы это не было так, я бы никогда ее не написал; и если бы ничего не делал в это нремя, я бы сошел с ума, разрывая свое сердце». Не же­лая оставлять в себе ту горечь и тоску, которая привно­сится депрессивным состоянием, писатель, изливая душу, облекает свою тоску в слова, «выливая» ее на читателя! При этом отметим, что для написания текста нужна энергия, которой у истинно депрессивной личности мало.

М. Арнаудов полагает: «Счастье менее продуктив­но, чем несчастье... Несчастье сильнее потрясает, доль­ше продолжается, и формы его проявления более мно­гообразны, поэтому, с чисто человеческой точки зре­ния, оно нас интересует больше, чем счастье....Так и Ламартин, говоря о безмолвии и бесплодности счастья, раскрывает источник своих песен:

На этой несчастной земле...

Лира дана нам лишь для того,

Чтобы смягчить наши страдания.

В каждой песне звучат

Лишь сожаления и неутоленные желания,

А струна счастья безмолвствует».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: