double arrow

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Взятая за основу типология акцентуаций как сис­тема типологических черт личности не может охва­тить все многообразие личностных типов. Соответствен­но предложенная нами типология текстов не охваты­вает все типы художественных текстов, которые суще­ствуют и в принципе могут существовать. Типология является принципиально открытой. Кроме того, опи­санные нами типы текстов достаточно резко выделя­ются из общего массива литературы, обладают своими тематическими, структурными, семантическими и язы­ковыми особенностями.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



Многие тексты, если не большинство, могут заклю­чать в себе описание нескольких типов сознания, раз­ных состояний и типов поведения людей. Тексты, ко­торые однозначно можно отнести к определенному типу, так же редки, как люди, в отношении которых можно утверждать, что они — «чистые» холерики или меланхолики — при любой погоде, в любое время су­ток или в разных жизненных обстоятельствах. Тексты, которые содержат как минимум два типа мироощуще­ния, две эмоционально-смысловые доминанты, назо­вем «смешанными».

В самом простом для анализа случае «смешанным» может считаться текст, в котором в рамках одной эмо­ционально-смысловой доминанты описывается миро­ощущение, обладающее характеристиками, соотносимы­ми с другой эмоционально-смысловой доминантой. При этом все персонажи получают оценки посредством предикатов, присущих лишь одной из них. Для таких текстов, как будет показано далее, также существуют определенные закономерности сочетания доминант, которые имеются в «чистом» виде в других текстах.

В качестве примера таких отношений можно при­вести басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Текст по семантическим компонентам и сюжету следует от­нести к «темным». Главный герой — маленький, но тру­долюбивый. Стрекоза же — это попрыгунья, жизнь ее полна песен, резвости. Она не враг муравья, она не представляет для него угрозы. Она реализует иной тип поведения, соотносимый, на наш взгляд, с поведением красивой (де­монстративной) личности. Между ними возникает кон­фликт, непохожий на конфликт в «простых» текстах, состоящий, скорее, в противопоставлении двух типов отношения к миру, чем в их противоборстве.

Л.С. Выготский рассматривал стрекозу как истин­ную героиню небольшого рассказа, отмечая особую роль хорея, появляющегося в басне при описании стрекозы. Он приводит следующее высказывание одного из ли­тературоведов: «Благодаря этим хореям сами стихи как бы прыгают, прекрасно изображая попрыгунью-стре­козу» (Выготский, 1987, с. 120). При всей двойственности



Белянин В. Психологическое литературоведение



ситуации победителем из конфликта выходит муравей, не признающий безделья («Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»).

Следует отметить психологическую недостовер­ность приписывания стрекозе злой тоски, невозмож­ной для героев «красивого» текста, но часто встречаю­щейся у персонажей «темных» текстов. Вышесказан­ное позволяет считать рассмотренную басню «смешан­ным» типом текста.

Согласно А.А. Ухтомскому, в душе могут жить мно­жество потенциальных доминант — следы от прежней жизнедеятельности. Сделаем краткий обзор наиболее часто встречающихся разновидностей «смешанных» типов текстов.

«Светло-печальные»

Среди текстов с доминирующим «светлым» нача­лом отметим «светло-печальные», к которым мы отне­сем многие японские танка и хокку. Созданные в рам­ках неевропейской культуры, они, возможно, связаны с иными личностными особенностями, чем те, о кото­рых пишут европейские исследователи. Тем не менее, поскольку они известны и европейским читателям, мы полагаем возможным их типологизацию по эмоцио­нально-смысловой доминанте.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: