double arrow

Вопрос 19. Политическая власть. Формы и процедуры легитимизации политической власти в современной России

ПВ - способность соц. единицы (соц. группы, класса, большинства общества) и предст-х её организаций и индивидов проводить свою волю по отн. к другим соц. единицам; осуществлять общие интересы данной соц. единицы насильств. или ненасильств. средствами. Полит. власть - это спец. соц. институт, упоряд-й соц. отношения и поведение индивида. П.В. оказ. определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладет гос-во. В отличие от нравственной и семейной П.В. носит не личностно-непосредств., а общественно-опосред. хар-р.

Ее отл. признаки: верховенство, обязат-ть ее решений для всего общ-ва; публичность т.е. от имени всего общ-ва и безличность; легальность в использ. силы; моноцентричность, т.е. сущ-ние общегос. центра прин. реш-ний; шир. спектр средств завоевания, удержания и реал-ции власти.

Осн. компоненты: субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество. Субъекты полит. власти имеют сложный, многоуровн. хар-р: первич. субъект - индивиды, вторич. – полит. орг-ции, субъекты наиб. выс. уровня – полит. элиты и лидеры. Связь между уровнями может нарушаться. Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодествие субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Понятие ресурсов власти. Важнейшей соц. причиной подчинения одних людей другим является неравномер. распред. ресурсов власти. В шир. смысле ресурсы власти - это все средства, исп-е которых обесп. влияние на объект власти в соотв. с целями субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступ. одним из важнейших оснований власти. Могут использоваться для поощр., наказ. или убежд. Структур. основания П.В. - законы, суд, гос. аппарат, отряды принуждения, парт. дисциплина, авторитет лидера, центр. и регион. структуры. Руководствуясь антрополигическим принцпом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

Легитимность – баз. существования и функц-я власти, а также закреп. её в обществе. Понятие Л. означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие Л. характеризует законность власти.

Типы легитимности: 1) Легальный - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соотв. институтов, включая принуд. санкции. Основа – общее понимание норм, установленных законом. 2) Идеологический – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеолог. ценностей, которые провозглашены властью. Основа – идеолог. ценности. 3) Традиционная – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс. Основа – традиции, традиционное сознание. 4) Структурная – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основа – специфические политические структуры. 5) Персональная (харизматическая) – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Основа – личный авторитет правителя. 6) Полит. целеообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются: Рост степени принуждения; Ограничение прав и свобод; Запрещение политических партий и независимой прессы; Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения); Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: