ном! I *fiwi; V:•
1. Бог не может лгать. Суть авторитета Писания состоит в его способно
сти призвать нас к вере в него и пови новению ему, причем эта вера и повинове
ние равнозначны вере в Бога и повиновению Ему. По этой причине следует рас
смотреть вопрос об истинности Писания, так. как вера в истинность всех слов
Писания предполагает веру в совершенную истинность всего Писания. Хотя
более подробно этот вопрос будет рассматриваться, когда мы приступим к теме
непогрешимости Писания (см. гл. 4), здесь мы все же коротко обсудим его.
Поскольку библейские авторы неоднократно утверждали, что слова Библии, хотя и являются человеческими, — это слова Бога, уместно будет рассмотреть библейские тексты, в которых говорится о природе слое Божьих, и применить их к словам Библии. В частности, есть целый ряд библейских стихов, в которых говорится об истинности того, что говорит Бог. В Тит. 1:2 говорится о «неизменном 8 слове Боге» или, если переводить дословно, о «не л гу-шем Боге». Поскольку Бог — это Бог, Который не может изречь «лжи», то Его словам всегда можно верить. Поскольку все Писание изречено Богом, Все Писание должно быть «не лгущим», как и Сам Бог: в Писании не может быть ничего неистинного13.
ВЕвр. 6:18 говорится о двух непреложных вещах (о клятве Бога и Его обе
товании), «в которых невозможно Богу солгать». Здесь автор говорит не толь
ко о том, что Бог не лжет, но о том, что для Него i [евозмож! го сол! ать. Хотя это
и сказано в применении к клятвам и обетованиям, совершенно очевидно, что
Богу невозможно сол гать вообще (так как И исус сурово обличает тех, кто го
ворит истину только под присягой: Мф. 5:33—37; 23:16-22). Также и Давид
говорит: «Ты Бог, и слова Твои непреложны» (2 Цар. 7:28). " | ■
•!T>^;1=t*iii;;!J.ij:[sTV'>:
2. Все слова Писания совершенно истинны и не содержат заблуждений на в
одной своей части. Поскольку слова Библии — это слова Бога и поскольку
13 Некоторые исследователи говорят, что было бы слишком «примитивно» рассуждать следующим образом: «Библия — это слова Бога. Бог никогда не лжет. Поэтому Библия никогда не лжет». Однако именно так рассуждает Павел в Тит. 1:2. Он говорит об обещании вечной жизни, которое было дано «прежде вековых времен» и Писании, и утверждает, что это обещание было дано «неизменным ь слове Богом». Таким образом, утверждение об истинности Писанин он основывает на утверждении об истинности сказанного Богом. Возможно, этот аргумент «примитивен», однако он содержится в Писании, и он верен. Поэтому нам следует, не колеблясь, принимать его и пользоваться им.
Глава 3. Авторитет Писания
Бог не может лгать, или говорить неправду, правильно будет заключить, что нигде в словах Писания нет неправды или заблуждения. Мы видим, что об этом говорится во многих местах Библии. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 1 ]:7). Здесь псалмопевец использует яркие образы описания несравненной чистоты слов Бога: в них нет никакого несовершенства. Также в Прит. 30:5 читаем: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него». Не просто какая-то часть слоа Писания истинна, но каждое слово. Ведь Слово Божье навечно запечатлено на небесах: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах'' (Пс. 118:89). Иисус говорит о вечности Своих слов: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Речь Бога ярко противопоставляется речи человека, ибо «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Чис. 23:19). В этих стихах открыто утверждается то, что сокрыто в требовании верить во все слова Писания, а именно — что ниводном из утверждений Библии нет ни лжи, нинеправды. ;, _-■
3. Слова Боги — высший эталон истины. В Им. 17 описывается, как Иисус молится Отцу: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Этот стих интересен тем, что Иисус не использует прилагательное 'ак-цвтде. или Ш.г\вщ («истинный»), чего мы могли бы ожидать в высказывании «Твое слово истинно». Он использует существительное акгргга («истина»), Он утверждает не просто тот факт, что Слово Божье истинно, а то, что оно и есть сама истина.
Обратите внимание, в этом утверждении нас призывают думать о Библии не просто как о чем-то «истинном», в том смысле, что она соответствует какому-то более высокому эталону истины, а считать ее самым высшим стандартом истины. Библия — это Слово Божье, а «Слово Божие» — это высший критерий определения того, что истинно и что неистинно: само Слово Божье является истиной. Таким образом, нам следует считать, что Библия — это высший эталон истины, тот стандарт, по которому оценивается любое другое утверждение истинности. Те утверждения, которые согласуются с Писанием, являются «истинными», те же, которые не согласуются — неистинны.
Что же тогда есть истина? Истина — это то, что говорит Бог, а что именно Он говорит, мы можем узнать из Библии, где это точно и исчерпывающе изло-
4. Могут ли некие новые факты противоречить Библии? Может ли быть открыт какой-либо научный или исторический факт, который противоречил бы Библии? На это мы можем с уверенностью ответить — нет, этого не произойдет никогда, это невозможно. Если какой-то открытый «факт» по чьему-либо мнению противоречит Писанию, то (если мы правильно понимаем Писание) этот «факт» ложен, поскольку Бог, автор Писания, знает все истинные
Часть I, Учение о Слове Божьем
факты (прошлые, настоящие и будущие). Никогда не будет открыт такой факт, которого Бог не знал бы от века и не учел бы в тот период, когда по Его воле составлялось Писание. Каждый истинный факт — это нечто, о чем Бог знал всегда, и ни один факт не может противоречить словам Бога в Писании.
И все же, следует помнить, что научные или исторические исследования (так же как и прочие виды исследования творения) могут служить поводом для нового исследования Писания, чтобы уточнить, действительно ли Писание учит нас тому, чему, по нашему мнению, оно нас учит. В Библии, безусловно, не сказано, что земля была сотворена в 4004 г. до н. э., как некогда полагали (поскольку в генеалогических списках Писания есть пробелы)14. Именно исторические, археологические, астрономические и географические исследования побудили христиан вновь изучить Библию, чтобы выяснить, действительно ли она учит нас о столь недавнем сотворении земли. Тщательный анализ библейских текстов показал, что это не так.
Точно также Библия не учит нас тому, что солнце вращается вокруг земли, поскольку в ней содержатся просто описания некоторых феноменов в том виде, в каком они представляются с определенной точки наблюдения. Библия не претендует на то, чтобы дать картину устройства вселен ной, используя какую-то «фиксированную» точку в пространстве. Однако, когда астрономия достигла того этапа своего развития, на котором стало ясно, что земля вращается вокруг своей оси, люди предположили, что Библия учит нас тому, что солнце вращается во круг земли. Впоследствии, на основании новых научных данных, было произведено новое исследование соответствующих библейских тек-стов. Таким образом, когда мы сталкиваемся с неким фактом, о котором говорится, что он «противоречит» Писанию, мы должны исследовать не только те сведения, которые связаны с фактом, о котором идет речь; мы также должны заново исследовать соответствующие библейские тексты, для того чтобы выяснить, действительно ли Библия учит нас именно так, как мы предполагали.
Мы никогда не должны бояться новых фактов, которые могут быть открыты в той или иной сфере исследований, напротив, нам следует приветствовать подобные исследования. Например, раскопки археологов в Сирии привели к открытию табличек из Эблы (ЕЫа tablets). Эти пространные записи, датируемые периодом ок. 2000 г. до н. э., со временем прольют свет на вес, что связано с миром патриархов, и на события жизни Авраама, Исаака и Иакова, Следует ли христианам опасаться, что публикация подобных данных обнаружит, что какие-либо факты, изложенные в Книге Бытие окажутся неверными? Конечно, нет! Мы должны всячески приветствовать публикацию э гих
'«О возрасте земли см. в га. 14. a
Глава 3. Авторитет Писания
данных, с полной уверенностью в том, что все они (при условии верной интер
претации) будут согласовываться с Писанием и подтвердят его истинность.
Ни один истинный факт никогда не войдет в противоречие со словами Бога,
Который знает все факты и никогда не лжет. "" jthesov l-. ■.1
Г. Письменно зафиксированное Писание—
1 г ■-' 'inr-.& высший авторитет для нас.■.....-■■■ i.;;„:■...i,-:
'!:.[Iffl*:,.."'OX j': I.!H Vt/.J)' is;
Важно помнить, что окончательная форма, в которой Писание является для нас авторитетом, — это письменная форма. Моисей поместил в ковчег Завета слова Божьи, записанные на скрижалях. Впоследствии Бог повелел Моисею и другим пророкам записать Его слова в книгу. Именно о письменно зафиксированном Писании (урафф Павел говорил, что оно «богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Именно писания Павла являются «заповедями Господними» (1 Кор. 14:37) и относятся к «прочим Писаниям» (2 Пет. 3:16).
Это важно потому, что иногда люди (намеренно или ненамеренно) пытаются найти некий иной высший авторитет, помимо письменно зафиксированных слов Писания. Например, иногда говорят о том, «что Иисус на самом деле сказал», и утверждают, что если мы переведем греческие слова Писания на арамейский язык, на котором говорил Иисус, то мы поймем смысл этих слов гораздо лучше, чем при использовании текста Евангелия. Иногда утверждают даже, что реконструкция слов Иисуса на арамейском языке помогает исправить неверный перевод авторов Евангелий.
Иногда говорят также о том, что «Павел на самом деле думал», несмотря нато что предполагаемый смысл отличается оттого, что Павел написал. Иногда говорят и о том, «что Палел сказал бы, если бы стремился к; согласованности со своим богословием, как оно изложено в других случаях». Иногда говорят о «ситуации в церкви, в которой писал Матфей», пытаясь в качестве критерия истины принять либо саму эту ситуацию, либо то разрешение предполагаемой ситуации, к которому, по их мнению, стремился Матфей.
Применительно ко всем этим случаям мы можем допустить, что выявление слов или ситуаций, которые стоят «за» текстом Писания, может иногда быть полезным для понимания значения текста. Тем не менее наши гипотетические реконструкции этих слов или ситуаций никогда не смогут быть равными по значению Писанию в качестве высшего авторитета. Мы не можем позволить, чтобы эти реконструкции противоречили словам Писания или ставили под вопрос их истинность. Мы должны помнить, что в Библии содержатся слова Самого Бога, и нам не следует пытаться «улучшить их», ибо это невозможно. Нам следует стремиться к тому, чтобы понять их, а затем поверить и покориться им всем сердцем.
Часть I. Учение о Слове Божьем
-г Вопросы для самостоятельной работы !Т
1. Если вы хотите убедить кого-либо, что Библия — это Слово Божье, то ка
кую книгу, по вашему мнению, этому человеку следовало бы прочесть в первую
очередь?
2. Кто стремится к тому, чтобы люди не верили написанному в Библии? К
тому, чтобы они не повиновались написанному в Библии? Есть ли в Библии что-
то, чему вы не хотите верить? Повиноваться? Если вы утвердительно ответили
хотя бы на один из двух предыдущих вопросов, то как лучше всего приступить к
разрешению этой ситуации?
3. Знаете ли вы какой-либо доказанный факт, который показал бы, что нечто
в Библии является ложным? Можно ли сказать то же самое о «Книге Мормона»
или Коране? Если вы читали книги, подобные упомянутым, можете ли вы опи
сать то духовное влияние, которое они на вас оказали? Сравните это влияние с
духовным влиянием, которое на вас оказывает Библия. Можете ли вы сказать,
что, читая Библию, вы слышите голос вашего Творца, Который обращается к вам,
как ни в одной другой книге?
4. Бывает ли так, что вы верите чему-либо не потому, что этот факт подтверж
дается внешними доказательствами, а просто потому, что так говорится в Писа
нии? Является ли это такой верой, о которой говорится в Евр. 11:1? Если вы вери
те во что-либо просто потому, что об этом говорит Писание, как вы полагаете, что
вам на это скажет Христос, когда вы предстанете перед Ним на суде? Как вы счи
таете, может ли вера во все, что говорит Писание, и повиновение ему привести
вас к греху или к тому, что вы лишитесь благословения Божьего в вашей жизни?
Специальные термины,,.ч,№,,,.,
авторитет богодухновенный вдохновение высший авторитет диктовка
Писание, „„
полная богодухновенность свидетельство о себе цикличное рассуждение
Библиография
■ ■ Соответствующие разделы
в евангельских систематическихбогословиях
'"&"-■ 1. Англиканские (епископальные) -'. ■■■:". ■ '1:pV't'"
'■№'1 1882-1S92 Litton, 18-40.tf*-«iT^mnwnwr*jqiwe m
1930 Thomas, 115-120, 123-133, 141-145;|"3 mtn.Ю т<Ж
Глава 3. Авторитет Писания
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 1:92-99, 156-192
iitaurt*. "А .<! |
1892-1894 Miley 2:481-489
1940 Wiley, 1:166-184
1960 Purkiser 60-80
1983 Carter, 1:287-330 - '^';';"''':- "-■"
3. Баптистские
1767 Gill, 1:15-37 Л **0
1907 Strong, 111-242
1917 Mullins, 142-144, 150-153
1976-1983 Henry, 2:247-334; 3:28-47, 203-488; 4:7-271, 470-493
1983-1985 Erickson, 175-259
1987-1994 Lewis/Demarest, 1:93-171
4. Диспенсаиионалистские Л11у \ЭТ1;,;. t -..-.^
ittioi |
1947 Chafer, 1:21-104, 120-123.aT"......
1949 Thiesscn, 43-49, 62-74
1986 Ryric, 20-22, 63-76.■* '■№■> к
5. Лютеранские '"''
.,t«i-.1 |
1917-1924 Pieper, 1:193-317, 349-359 .\
1934 Mueller, 90-136. ■ |,1
6. Реформатские (или пресвитерианские) 3 ..i
1559 Calvin, 1:7-8, 74-93 -, '". """r "'. '"";' '"'^.'
1861 Heppe, 21-28 ': ■fl:iV"lli :""' :iulVt '! !
1871-1873 Hodge, 1:153-182
1887-1921 Warfield, IAB, 3-410, 419-442; SS1V, 2:537-638
1889 Shedd, 1:70-110; 3:27-88.'
1937-1966 Murray, SW, 3:256-262; SW, 4:30-57.^ ^ I:"'"
,., 193R Berkhof, Intro., 144-165, 182-186 _ "''", "
''":ii962 Buswell, 1:183-193, 198-213 ' ''"'Vl 'v ''
7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:22-25
Соответств ующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия.f.t Iip. ■
1955 Olt {вопрос напрямую не рассматривается) >\ ^ц'-'
2. Написанные после II Ватиканского собора м' ч"""; л'' " 'п1' • - и
1980 McBrien, 1:62-77, 201-244 ' '
sis ->
Часть I. Учение о Слове Божьем
аопръ Другиеработы w-p :<f"-n^7%'-i.\g[
Carson, D. A. and John Woodbridge, eds. Hermeneutics, Authority, and Canon. Grand Rapids: Zondervan, 1986.
Carson, D. A. and John Woodbridge, eds. Scripture and Truth. Grand Rapids: Zondervan, 1983.
Geisler, Norman L., cd. Inerrancy. Grand Rapids: Zondervan, 1980.
Grudcm, Wayne A. The Gift of Prophesy in I Corinthians. Washington, D. C: University Press of America, 1982, pp. 1—54.
Helm, Paul. The Divine Revelation: The Basic Issues. Westchester, 111.: Crossway, 1982.
Henr>', Carl F. H. "Bible, Inspiration of. In EDT, pp. 145-149.
Kuyper, Abraham. Principles of Sacred Theology. Trans, by J. H. dc Vrics. Repr. ed.: Grand Rapids: Eerdmans, 1968, pp. 413-563 (впервые опубликована в 1898 г. под названием Encyclopedia of Sacred Theology).
Montgomery, John W, ed. God's Inerrant Word. Minneapolis: Bethany Fellowship, 1974.
Nash, Ronald H. The Word of God and the Mind of Man. Grand Rapids: Zondervan, 1982.
Packer, J. I. "Fundamentalism" and the Word of God. London: Inter-Varsity Press, 1958.
Packer, J. I. "Infallibility and Inerrancy of the Bible". In NDT, pp. 337-339.
Packer, J. I. "Scripture". In NDT, pp. 627-631.
Pinnock, Clark. Biblical Revelation. Chicago: Moody, 1971. ■.fijm™!, AT- -\
Radmacher, Earl D., and Robert D. Preus, eds. Hermeneutics, Inerrancy, and the Bible. Grand Rapids: Zondervan, 1984.
Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 1: The Doctrine of Scripture. Ripon, Calif.: den Dulk Christian Foundation, 1967.
Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 110-158.
Warfield, В. В. Limited Inspiration. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1962.
Wells, Paul. James Barr and the Bible: Critique of a New Liberalism. Philiipsburg, N. J,: Presbyterian and Reformed, 1980.
Wcnham, John W. Christ and the Bible. London: Tyndale Press, 1972.
Woodbridge, John. Biblical Authority: A Critique of the Rogers/McKim Proposal. Grand Rapids: Zondervan, 1982.
Westminster Seminary Faculty. The Infallible Word. 3d ed. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967.
Young, Edward J. Thy Word Is Truth. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.
Работы, в которых не разделяется убеждение в непогрешимости Писания
Baillie, John. The Idea of Revelation in Recent Thought. New York: Columbia University Press, 1956.
Barr, James. Fundamentalism. London: SCM, 1977.
Beegle, Dewey M. Scripture, Tradition, and Infallibility. Grand Rapids: Eerdmans,
1973. " " ' ■
Глава 3. Авторитет Писания
,
Berkouwer, G. С. Holy Scripture. Trans, by Jack 8. Rogers. Grand Rapids: Eerd-mans, 1975.
Gurtchaell, James Tunstead. Catholic Theories of Biblical Inspiration Since 1810: A Review and Critique, Cambridge: University Press, 1969.
Davis, Stephen T. The Debate About the Bible. Philadelphia: Westminster, 1977.
McKim, Donald K., ed. The Authoritative Word: Essays on the Nature of Scripture. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.
Pinnock, Clark. The Scripture Principle. San Francisco: Harper and Row, 1984.
Rogers, Jack, ed. Biblical Authority. Waco, Tex.: Word, 1977.
Rogers, Jack, and Donald K. McKim. The Authority and Interpretation of the Bible: An Historical Approach. San Francisco: Harper and Row: 1979.
Vawter, Bruce. Biblical Inspiration. Philadelphia: Westminster, 1972 (недавно опубликованная римско-католическая работа).
.:,: li _i?;; .<-, «оШтрЫВОК ДЛЯ Запоминания '■ г.с :-Л' ■,. vi.'
^ ■а-. ■jo'iiHt иянэс,iu'-'jj1:,' -'тая <<о-"т.т.у.п:i.:■]
2 Тим. 3:16:
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
_■!*. ГЛАВА 4
Непогрешимость Писания
Есть ли в Библии ошибки?
В большинстве книг по систематическому богословию нет отдельной главы, посвященной непогрешимости Библии. Эта тема обычно рассматривается в разделе об авторитете писания, и дальнейшее рассмотрение этого вопроса не считается необходимым. Однако тема о непогрешимости сегодня настолько важна в евангельском служении, что мы решили включить ее в книгу отдельной главой.
;, ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Значение непогрешимости ' *'
Мы не будем повторять здесь те аргументы в пользу авторитета Писания, которые были приведены в гл. 3. Было показано, что все слова Библии — это слова Божьи, а потому не верить или не повиноваться любому слову Писания означает не верить в Бога или не повиноваться Ему. Далее было показано, что Библия ясно учит нас тому, что Бог не может лгать, или говорить неправду (2 Цар. 7:28; Тит. 1:2; Евр. 6:18). Таким образом, все слова Писания являются полностью истинными и не содержат заблуждений ни в одной своей части (Чис. 23:19; Пс. 11:7; 118:89,96; Прит. 30:5; Мф. 24:35). Слова Бога являются высшим эталоном истины (Им. 17:17).
Особенно большое значение здесь имеют те тексты Писания, которые указывают на полную истинность и правдивость слов Бога. Стих «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7) указывает на безупречность или абсолютную истинность и чистоту Писания. Также стих «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповаюшим на Него» (Прит. 30:5) указывает на истинность каждого слова, изреченного Богом. Заблуждение и, по меньшей мерс, частичная ложность могут быть характерны для любого человеческого существа, но речь Бога, даже если она передана через грешных людей, никогда не является ложной и не может быть неистинной: «Бог не человек, чтоб Емулгать, и не сын человеческий,
Глава 4. Непогрешимость Писания
чтоб Ему изменяться» (Чис. 23:19) — это было сказано грешным Валаамом о пророческих словах, которые Бог изрек через его собственные уста.
Приняв все это к сведению, мы можем определить понятие «непогрешимость Библии» следующим образом: непогрешимость Писания означает, что Писание в первоначальной рукописи не содержит ничего, что противоречило бы факту.
Это определение сосредоточивает наше внимание на истинности и ложности в языке Писания. Если это определение выразить проще, то оно означает, что Библия всегда говорит правду, и она говорит правду обо всем, о чем в ней говорится. Это не означает, что в Библии излагаются все факты по той или иной теме; речь идет о том, что все сказанное в Библии по той или иной теме является истиной.
Перед тем как рассматривать данную тему, важно осознать, что основная суть этой дискуссии — в вопросе об истинности речи. Следует признать, что абсолютная истинность речи не противоречит и другим чипам утверждений.
1. Библия может быть непогрешимой а при этом говорить на обычном языке повседневной речи. Это тем более истинно в «научных» или «исторических» описаниях фактов или событий. Библия может говорить о том, что солнце восходит, или о том, что дождь падает, потому что с точки зрения говорящего именно так и обстоит дело. С точки зрения наблюдателя, стоящего на солнце (если бы это было возможно), или находящегося в некоторой гипотетической, «зафиксированной» в бесконечном пространстве точке, земля вращается и делает солнце видимым, а дождь падает не вниз, а вверх, или вбок, или в любом другом направлении, необходимом для того, чтобы он падал к поверхности земли. Однако такие пояснения катастрофически педантичны и сделали бы невозможным обычное общение. С точки зрения говорящего, солнце действительно восходит, а дождь действительно падает, и это полностью истинные описания тех природных явлений, которые наблюдает говорящий.
То же самое относится к числам при измерении или вычислении. Очевидец может сказать, что в какой-то битве было убито 8 тыс. человек, не имея в виду, что он сосчитал всех убитых и их не оказалось 7999 или 8001. Если погибло примерно 8 тыс. человек, то, конечно, ложью было бы утверждать, что погибло 16 тыс., однако в большей части контекстов не было бы ложью утверждать, что погибло 8 тыс. человек, когда в действительности их погибло 7823 или 8242: границы истинности зависят от степени точности, которую подразумевал говорящий и ожидали слушатели.
Это справедливо также и в отношении измерений. Когда я говорю: «Я живу недалеко от моего офиса», или: «Я живу примерно в миле от моего офиса», или: «Я живу в миле от моего офиса», или: «Я живу в 1 миле 287 ярдах от моего офиса», все четыре утверждения являются приближениями к определенной степени точности. Более высокая степень точности может быть достигнута при использовании научной аппаратуры, но и тогда это будет лишь приближение
90-
Часть I. Учение о Слове Божьем
к определенной степени точности. Таким образом, измерения, чтобы быть верными, должны соответствовать той степени точности, которую предполагает говорящий и которую ожидают слушатели в первоначальном контексте. Поэтому мы смело можем говорить, что Библия абсолютно истинна во всем, что она говорит, и что для описания природных явлений в ней используется повседневный язык, в котором рассматриваются приблизительные вычисления и круглые цифры, когда это уместно в том или ином контексте.
Мы должны отметить также, что на человеческом языке можно сделать расплывчатое или неточное утверждение, которое при этом не становится неистинным. «Я живу примерно в миле от моего офиса» — это расплывчатое и неточное утверждение, однако оно не является неистинным: в нем нет ничего ложного. В нем не утверждается ничего такого, что противоречило бы факту. Точно также библейские утверждения могут быть неточными и все же оставаться абсолютно истинными. Непогрешимость связана с истинностью, а не со степенью точности, когда речь идет о конкретных событиях.
2. Библия может быть непогрешимой и при этом в ней могут быть при
близительные или свободные цитаты. Метод, который использует один чело
век для того, чтобы процитировать слона другого человека, сильно меняется
от культуры к культуре. В рамках привычной нам культуры, когда точно ци
тируются чьи-либо слова, их заключают в кавычки (это называют прямой
цитатой). Однако, когда мы используем непрямую цитату (без кавычек), то
ожидаем лишь верного пересказа основной сути высказывания. Например:
«Эллиот сказал, что скоро вернется». В этом предложении нет прямой цитаты
Эллиота, однако это приемлемый и точный пересказ действительных слов
Эллиота, который сказал своему отцу: «Я приду домой через пару минут», хотя
в непрямой цитате нет ни одного слова, общего с первоначальным высказы
ванием.
В письменном греческом языке времен Нового Завета не было кавычек или аналогичных им знаков препинания, и корректная передача чьих-либо слов требовала лишь правильного изложения содержания сказанного (как в нашей непрямой цитате). Никто не ожидал, что каждое слово будет процитировано в точности. Таким образом, непогрешимость Писания согласовывается с наличием приблизительных или свободных цитат Ветхого Завета или слов Иисуса, поскольку содержание самой цитаты не противоречит тому, что было сказано первоначально. Автор обычно не подразумевал, что он точно приводит слова говорившего, также и слушатели не ожидали абсолютно точного цитирования этих слов.
3. Непогрешимости Библии не противоречит использование необычных или
малораспространенных грамматических конструкций. Иногда язык Писания
стилистически великолепен и изящен. В других книгах мы обнаруживаем при-
I
Глава 4. Непогрешимость Писания
митивный язык простых людей. Иногда это выражается в отклонении от общепринятых «правил» грамматики (напр., использование формы множественного числа глагола там, где грамматические правила требуют единственного числа, или использование прилагательного в женском роде там, где следовало бы упо1ребить мужской род, или отклонения в орфографии и т. д.). Эти предложения, в которых содержатся стилистические или грамматические отклонения (которых особенно много в Книге Откровение) не должны нас тревожить, так как они не влияют на истинность высказываний: высказывание может быть грамматически неправильным, но при этом совершенно истинным. Например, необразованный человек из глухой провинции может быть самой достойной доверия личностью, несмотря на его плохое знание грамматики, так как он приобрел свою репутацию благодаря тому, что никогда не лгал. Точно также в Писании (на языке оригинала) есть утверждения, которые выражены не в соответствии с правилами грамматики, принятыми для языка того периода, и все же они непогрешимы, поскольку полностью истинны. Все дело в истинности речи.