В. Проблемы, связанные с отрицанием I непогрешимости Библии

Эти проблемы весьма значительны. И это дает нам основание не только утверждать непогрешимость Библии, но и указывать на важность этого уче­ния дчя церкви. Здесь приведены некоторые из наиболее серьезных проблем.

1. Отрицая непогрешимость Библии, мы сталкиваемся с серьезной мораль­
ной проблемой; можем ли мы подражать Богу и также намеренно лгать во
второстепенных вещах?Эгю
соображение сходно с ответом на возражение,
изложенное в пункте 4 подраздела «Б». Однако оно относится не только к
тем, кто разделяет данную точку зрения, но и ко всем, кто отрицает непогре­
шимость Писания. Мы знаем, что Писание повелевает нам подражать Богу
(Еф. 5:1). Однако, отрицая учение о непогрешимости, основанное на утверж­
дении, что все слова Писания богодухновенны, мы тем самым подразумева­
ем, что Бог намеренно лгал нам в некоторых второстепенных положениях Пи­
сания. Если Бог поступал так и считал это справедливым, то почему бы и нам
не поступать также? Подобное рассуждение, если бы мы поверили в его пра­
вильность, заставило бы нас лгать в тех ситуациях, когда это, по нашему мне­
нию, необходимо, например для лучшего понимания и др. А это привело бы ко
все более негативным последствиям в нашей жизни.

2. Отрицая непогрешимость Библии, мы начинаем сомневаться, следует
ли нам верить всему, что говорит Бог.
Если мы убеждены в том, что Бог солгал
нам в некоторых второстепенных моментах, то мы неизбежно придем к выво­
ду, что Бог способен лгать нам. Это окажет разрушительное влияние на нашу
способность принимать на веру слова Бога и полностью доверять и покорять­
ся словам прочих частей Писания. Сначала мы перестанем повиноваться тем
текстам Писания, которым менее всего хотим повиноваться, а затем переста­
нем верить тем текстам Писания, которым склонны верить в наименьшей сте­
пени. Однако этот процесс постепенно будет заходить все дальше, разрушая
нашу духовную жизнь. Конечно, такое разрушение веры и неповиновение
Писанию не обязательно произойдет в жизни каждого человека, отрицающе­
го непогрешимость Библии. Однако такая тенденция, вне всякого сомнения,
будет иметь место, и это будет заметно уже в рамках одного поколения людей,
которые будут отрицать непогрешимость Писания.

3. Отрицая непогрешимость Библии, мы тем самым делаем наш челове­
ческий разум более высоким эталоном истины, чем само Слово Божье.
Мы

используем наш разум для того, чтобы составить суждение о некоторых тек­стах Слова Божьего, и объявляем их заблуждением. Однако фактически это




Глава 4. Непогрешимость Писания



означает, что мы считаем свое понимание истины более точным, чем само Сло­
ва Божьего (или чем Сам Бог), по крайней мере в данной сфере. Если мы счи­
таем наш разум более высоким эталоном истины, чем Слово Божье, то мы впа­
даем в интеллектуальный грех"; ■'" •■■■.^■-■'■■■: ■■ ■'-■ --■'■■ '•"

4. Отрицая непогрешимость Библии, мы должны также сказать, что Библия ложна не только во второстепенных деталях, но и в некоторых уче­ниях. Отрицая непогрешимость Библии, мы утверждаем, что учение Библии о природе Писания и об истинности и правдивости слов Бога также ложно. Но это уже не второстепенные детали, а одно из первостепенных учений Писания13.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как вы считаете, почему вопрос о непогрешимости Библии обрел столь
большое значение в этом веке? Почему люди, придерживающиеся противопо­
ложных точек зрения по этому вопросу, считают его столь важным?

2. Если бы вы полагали, что в Писании утверждаются некоторые ошибки,
касающиеся малозначительных вопросов, то как, по вашему мнению, это повли­
яло бы на ваше восприятие Писания.? Повлияло бы это на ваше стремление к
правдивости в обычных беседах?

3. Знаете ли вы такие тексты Писания, которые, похоже, содержат ошибки?
Какие это тексты? Пытались ли вы разрешить возникшие затруднения? Если вы
не нашли разрешения вопроса, касающегося того или иного текста, какие даль­
нейшие шаги вы можете предпринять?

4. Христиане в течение своей жизни узнают Библию все лучше и лучше, они
также возрастают в христианской зрелости; больше или меньше они доверяют
Библии со временем? Как вы считаете, на небесах вы будете верить в непогреши­
мость Библии? Если да, то с большей или с меньшей уверенностью, чем сейчас?

5. Если вы убеждены, что в Библии содержится учение о непогрешимости
Писания, то что вы можете сказать в связи с этим учением? Рады ли вы тому, что

12 О том, что Библия является для нас абсолютньгм стандартом истины, см. в гл. 3.

13 Хотя приведенные выше нежелательные позиции и «вязаны с отрицанием непо­
грешимости Библии, здесь читателя следует предостеречь: не все, отрицающие непогре­
шимость Библии, принимают изложенные выводы. Некоторые люди (возможно, неосо­
знанно) отрицают непогрешимость, однако не идут в своей логике еще дальше. В деба­
тах о непогрешимости, как и в других богословских дискуссиях, важно критиковать людей
на основе тех взглядов, которых они придерживаются в действительности, и четко отли­
чать эти взгляды от тех точек зрении, которых, по нашему мнению, им следовало бы
придерживаться, если бы они логически следовали тем убеждениям, которые они от­
крыто признают..,.,,..................................................



Часть!. Учение о Слове Божьем



это учение содержится в Библии, или вы считаете, что оно навязано вам, и вы не очень хотите отстаивать его истинность?

6. Гарантирует ли учение о непогрешимости здравое учение и трезвую хрис­
тианскую жизнь? Как свидетели Иеговы могут утверждать, что Библия непогре­
шима, тогда как сами они придерживаются стольких ложных учений?

7. Если вы согласны с учением о непогрешимости Библии, то, как вы счита­
ете, должна ли вера в непогрешимость быть требованием, предъявляемым к чле­
нам церкви? Для преподавания в поскресной школе? Для такого служения, как
пресвитерское или дьяконическое? Для рукоположения на пасторство? Для пре­
подавания в богословской семинарии? Почему?

8. Если в церкви имеет место несогласие по вопросам учения, то какие опас­
ности подстерегают тех, чья точка зрения ближе к Писанию? В частности, как
гордость, связанная с истинным учением может превратиться в проблему? Ка­
ким образом ее можно разрешить? Как вы считаете, вопрос о непогрешимости
Писания важен для будущего церкви? Почему? Как можно разрешить эту про­
блему?

г, ч;ч,'11>

Специальные термины irrtn г. 3

автограф вера и практика истинность

непогрешимость текстуальные варианты

>г ■■! ■'.»;:■ Библиография --"iW.fft'

' •ПЕН» W.:B:bi'

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

(В этом разделе, при ссылке на важные работы прошлых лет, в которых нет отдельного рассмотрения вопроса о непогрешимости писания, я привел те стра­ницы, на которых рассматривается авторитет Библии. В этих случаях страницы дублируют номера, приведенные в гл. 3, посвященной авторитету Писания.)

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 1S-40
.,s 1930 Thomas, 500-501,,.


1.



i-jsrsfi т.-yain.-.jio i

2. Арминианские (уэслианские или методистские)'!'г'0-''' •ШЩ>1¥1Г1

чь:.';|;;тфг,ши йц< 1875-1876 Pope, 1:36-192

1892-1894 Miley 2:41-49
1940 Wiley, 1:166-184

.. Purkiscr 60-80



Глава 4. Непогрешимость Писания



       
 
 
   

[14

3. Баптистские

1767 Gill, 11-18

Ьс г. A

■■'-''-\Ш~Г} "" Strong, 222-242

1917 Mullins, 142-144, 150-153

 
   
   
   
   
   

1976-1983 Henry, 3:248-487; 4:129-255, 353-■"!;jii 1983-1985 Erickson, 221-240

1987-1994 Lewis/Demarest, 1:93-171

4 Hi

4. Диспенсгщионалистскис

1947.. Chafer, 1:63-88 v -■.■■■

1949 Thiessen, 105-115

1986 Ryrie, 77-104 ' л ■"

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:232-265, 338-349
1934 Mueller, 101-137

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:74-92 ' '* ' [^У

.,.' 1871-1873 Hodge, 1:163-182 '|'

: 1878 Dabney, DET, 1:282-313, 466-481

': 1887-1921 Warfield, IAB, passim

1889 Shedd, 1:93-110

1937-1966 Murray, SW, 1:9-15; SW, 4:22-29 :>Yi'*%'""

1938 Berkhof, Jntro, 144-165, 182-186

7. Обновленческие (пятидесятническис и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:36-43 ■ fe,to,.i^,v

■>?..vtrhV

,,. Соответствующие разделы

в авторитетных римско-католических богословнях tf-[.s.S* hi' -V-1

1. Традиционные богословия °^\f?'t'fp.'}" f -■
1955 Ott (вопрос напрямую не рассматривается) (., (, ,,.w

2. Написанные после 11 Ватиканского собора

1980 McBrien, 1:64. -^? ■..*--. ■■

1 '"';i ''1Л:' ' '.................................. Другиеработы.. !

(См. также библиографию к гл. 3, «Авторитет Писания», так как многие из приведенных в ней книг имеют значение также и для этой темы, однако лишь часть из них приведена вторично.)

Archer, Gleason. Encyclopedia of Bible Difficulties. Grand Rapids: Zondervan, 1982.

Arndt, W. Bible Difficulties. St. Louis: Concordia, 1932.

Arndt, W. Does the Bible Contradict Itself? St. Louis: Concordia, 1955.

Boicc, James, ed. The Foundation of Biblical Authority. Grand Rapids; Zondervan, 1978.



Часть I. Учении о Слове Божьем



Carson, D. A. and John Woodbridge, eds. Hermeneutics, Authority, and Canon. Grand Rapids: Zondervan, 1986.

Carson, D. A. and John Woodbridge, eds. Scripture and Truth. Grand Rapids: Zondervan, 1983.

Feinberg, Paul. "Bible, Errancy and Infallibility of. In EDT, pp. 141 — 145.

Geisler, Norman, ed. Biblical Errancy: An Analysis of Us Philosophical Roots. Grand Rapids: Zondervan, 1981.

Geisler, Norman, cd. Inerrancy. Grand Rapids: Zondervan, 1979 (документы Чикагской конференции 1СВ1, октябрь 1978 г.).

Haley, John W. Alleged Discrepancies of the Bible. Repr. ed. Grand Rapids: Baker, 1977 (first published 1874).

Lindseil, Harold. The Battle for the Bible. Grand Rapjds: Zondervan, 1976.

Lindsell, Harold. The Bible in the Balance, Grand Rapids: Zondervan, 1979.

Montgomery, John W., ed. God's Inerrant Word. Minneapolis: Bethany Fellowship, 1974.

Packer, J. I. "Scripture". In NDT, pp. 627-631.

Packer, J. I. "Infallibility and Errancy of the Bible". In NDT, pp. 337-339.

Schaeffer, Francis. No Final Conflict: The Bible Without Error in All That И Affirms. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1975.

Warfield, В. В. Limited Inspiration. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1962.

Woodbridge, John. Biblical Authority: Л Critique of the Roger/McKim Proposal. Grand Rapids: Zondervan, 1982.

Young, Edward J. Thy Word Is Truth. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.

Работы, в которых не разделяется убеждение в непогрешимости Писания

Barr, James, Fundamentalism. London: SCM, 1977,

Bcegle, Dewey M. Scripture, Tradition, and Infallibility. Grand Rapids: Eerdmans, 1973.

Davis, Stephen T. The Debate About the Bible. Philadelphia: Westminster, 1977.

McKim, Donald K., ed. The Authoritative Word: Essays on the Nature of Scripture. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.

Rogers, Jack, ed. Biblical Authority. Waco, Tex.: Word, 1977.

Rogers, Jack В., and Donald K. McKim. The Authority and Interpretation of the Bible: An Historical Approach. San Francisco: Harper and Row, 1979.

..rt "

"..:■..■ ,.-■ m;- i чй'---

(, Отрывок для запоминания

%- Пс. 11:7:

■. Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь
раз переплавленное.
_. ■




__ «v»a ГЛАВА 5 ■ *»-»l _.___________ „.M

,v..... ЯСНОСТЬ ПисанИЯ ..ми^да^'^

Только ли библейские ученые могут правильно понимать Библию?


кж,,/ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ ^-,ГЛ

Любой человек, серьезно приступивший к чтению Библии, осознает, что некоторые ее тексты понять легко, тогда как другие выглядят довольно сложными для восприятия. Ведьдажевсамом начале церковной истории Петр говорил своим читателям, что многое в посланиях Павла трудно для понима­ния: «...как и возлюбленный брат наш Павел, поданной ему премудрости, на­писал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобоврозумчтельное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:15,16). Поэтому мы должны допустить, что не все тексты Писания легко понять.

Однако ошибочно было бы полагать, что большая часть Писания или вообще Писание в целом трудно для понимания. Как Ветхий Завет, так и Но­вый Завет часто утверждают, что Писание составлено таким образом, что его учения легко могут понять простые верующие. Даже в контексте только что приведенного высказывания Петра говорится об учении посланий Павла, которые читатели Петра прочли и поняли (2 Пет. 3:15). Петр порицает лишь тех, кто «превращает» эти тексты «к собственной своей погибели». Он не го­ворит о том, что в этих текстах содержится что-то, что невозможно понять, он говорит о вещах, которые просто трудны дпя понимания.

Й -.1

■■■A Ki;'■;!(!,!!> «,!! r;!ii!ji.'^i .--. Й -VHP


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow