А. Библия часто утверждает свою ясность

В Библии часто подчеркиваются ее ясность и необходимость для верую­щих читать и постигать ее. В очень известном тексте Моисей говорит изра­ильскому народу:

И да будут слова сии, которые Я запоиедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя. ■ дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6:6,7}.

Подразумевалось, что народ Израиля способен понимать слова Писания достаточно хорошо, для того чтобы «внушать их» детям. Подобное изучение



Часть I. Учение о Слове Божьем



не могло состоять из механического запоминания без понимания того, что за­учивалось, так как народ израильский имел повеление говорить о словах Пи­сания за домашними делами, идя дорогой, ложась спать и вставая утром. Бог ожидал, что весь Его народ будет способен познавать и обсуждать Его Слово, должным образом применяя его учение к своей жизни. Также и Пс. ] говорит нам, что тот «муж», который «блажен» и которому следует подражать всем пра­ведникам Израиля, — это человек, который размышляет о законе Божьем «день и ночь» (Пс. 1:2). Такое ежедневное размышление предполагает способность верно понимать Писание.

Говорится, что природа Писания такова, что даже «простые» могут понять его правильно и стать мудрее. «Откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18:8). И вновь читаем: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. П8:130). Здесь «простой» человек (esp. ЧПЭ) — это не такой человек, у которого недостаточно интеллектуальных способностей, а такой, которому недостает здравого суждения, который склонен ошибаться и легко поддастся соблазнам'. Слово Божье настолько понятно, так ясно, что даже по­добного человека оно может сделать мудрее. Это должно ободрить всех верую­щих: ни один верующий не должен считать себя слишком глупым для того, чтобы читать и понимать Писание и становиться мудрее.

То же самое неоднократно подчеркивается и в Новом Завете. Сам Иисус в Своем учении, в Своих беседах и в Своих спорах, отвечая на вопросы, ни­когда не обвиняет ветхозаветные Писания в неясности. Он беседует с людьми I в., которые жили на 1000 лет позднее, чем Давид, на 1500 лет позднее, чем Моисей и на 2000 лет позднее, чем Авраам, как со способными читать и пра­вильно понимать ветхозаветные Писания.

Сегодня, когда люди так часто говорят о том, насколько сложно правиль­но истолковывать Писание, нам следует помнить, что ни разу в Евангелиях Иисус не говорит ничего, подобного следующему: «Да, Я понимаю, что вам трудно, — Писание не очень понятно в этом месте». Напротив, говоритли Он сучеными, или с простыми людьми, в его ответах всегда подразумевается тот факт, что вину за неверное понимание Писания следует возлагать не на Пи­сание, а на тех, кто понимает его неверно или не принимает того, что в нем написано. Вновь и вновь Он отвечает на вопросы утверждениями, подобны­ми следующим: «Разве вы не читали...» (Мф. 12:3,5; 19:14; 22:31), «Неужели вы никогда не читали в Писании...» (Мф. 21:42) или даже: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией»(Мф. 22:29; ср.: Мф.9:13; 12:7; 15:3; 21:13; Ин.З:10идр.).

Немаловажно, что большинство новозаветных посланий написано не к руководителям церкви, а к целым общинам. Павел пишет: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2), «Церквам Галатийским»(Гал. 1:2), «Всем

1 Ср. потребление того же самого слова в Прит. 1:4; 7:7; 8:5; 9:6; 14:15,18; 22:3; 27:12.



Глава 5. Ясность Писания



святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диако­нами* (Флп. 1:1), и т. д. Павел подразумевает, что его слушатели поймут то, что он пишет, и он призывает делиться его посланиями и с другими церквами: «Когда это посла] ще прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаоди кии, прочитайте и вы» (Кол. 4:16; ср.: Ин. 20:30,31; 2 Кор. 1:13; Еф. 3:4; 1 Тим. 4:13; Иак. 1:1, 22-25; 1 Пет. 1:1; 2:2; 2 Пет. 1:19; 1 Ин.5:13)2.

Как контраргумент излагаемой в этой главе точке зрения о ясности Пи­сания может быть выдвинут текст 2 Пет. 1:20. В этом стихе говорится: «Ника­кого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою». Можно ре­шить, что обычные верующие сами не в состоянии верно истолковать Писа­ние. Однако в этом стихе, судя по всему, рассматривается происхождение Писания, а не его истолкование. Так, NIV переводит этот стих следующим образом: «No prophesy of Scripture came aboutbythn prophet's own interpretation» («Ни одно пророчество Писания не произошло из толкования самого проро­ка»)3. Даже если предположить, что в этом стихе говорится об истолковании Писания, то его следует понимать в том смысле, что истолковывать Писание следует в общении верующих, а не самостоятельно. Это все равно не означает, что для выявления истинного смысла Писания требуются особые специалис­ты, здесь просто говорится о том, что постижение Писания не должно проис­ходить в полной изоляции от других христиан.

Не стоит думать, что христианам I в. было проще понимать Библию, чем нам. Важно помнить, что многие новозаветные послания были написаны к церквам, в которых большое количество христиан были неиудейского про­исхождения. Это были сравнительно недавно обращенные христиане, у ко­торых не было опыта жизни в христианском обществе и которые имели весь­ма смутное представление (или вообще никакого) об истории и культуре Из­раиля. Тем не менее новозаветные авторы не сомневаются в том, что даже эти люди, в прошлом язычники, будут способны проч итать перевод Ветхого Завета наихязыкивернодонятьего(ср.; Рим.4;1—25; 15:4.; 1 Кор. 10:1—11; 2Тим. 3:16,17 и др.).,л^№А^>^даь.-»1«чч.Лт

2 Павел говорит коринфянам: «И мы пишем вам ценное, как то, что ны читаете или
разумеете», а затем добавляет: «Надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и
уразумели уже» (2 Кор. 1:13,14). Добавление к первому утверждению не опровергает его
слов о ясности того, что он написал им; он тем самым призывает коринфян внимательно
отнестись к его словам, чтобы их частичное понимание углубилось и расширилось. И в
самом деле, сама форма выражения надежды, показывает, что Павел считает, что его
писанин будут поняты (кХтп^ш, слова «я надеюсь» в Новом Завете выражают гораздо боль­
шую степень уверенности в совершении будущего события, чем современное выраже­
ние).

3 Защиту подобной интерпретации см.: Michael Green, The Second Epistle of Peler and
the Epistle ofJude,
TNTC (Grand Rapids: Eerdmans, 1987), pp. 100-102. - - -.■■ ■ ■



Часть I. Учение о Слове Божьел



'-' '■■■.■ ".** Б. Моральные и духовные качества,

необходимые для правильного понимания Писания '-"■•*-*■*

Новозаветные авторы часто говорят о том, что способность правильно по­нимать Писание — это в большей степени моральная и духовная, чем интел­лектуальная способность: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и i ie может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (I Кор. 2:14; ср.: 1:18 —3:4; 2 Кор. 3:14—16; 4:3,4,6; Евр. 5:14; Иак. ]:5,б; 2 Пет. 3:5; ср.: Мк. 4; И, 12; Ин. 7:17; 8:43). Таким образом, хотя новозаветные авторы и утверждают, что Библия сими по себе написана яс­ным языком, они также утверждают, что ее не поймут правил ьно те, кто не же­лает принять ее учения. Писание может быть понято всеми неверующими, ко­торые будут читать его, искренне стремясь к спасению, и всеми верующими, которые будут читать его и искать помощи Божьей в понимании Писания. Это обусловлено тем, что в обоих случаях последствия греха преодолеваются действием Святого Духа, в противном же случае грех затемнит истину и сделает так, что она покажется безумием (1 Кор. 2:14; 1:18—25; Иак. 1:5,6,22-25).

--.. ■-•-.,г;. чжгж В. Определение понятия «ясность Писания» :-Stk. №

Подводя итог изложенному, мы можем сказать, что Библия написана та­ким образом, что в ней совершенно ясно изложено все, что нам необходимо для нашего спасения, нашей христианской жизни и нашего христианского роста. Хотя многие богословы определяют понятие «ясность Писания» более узко (утверждая, напр., что Писание ясно лишь в своем учении о спасении), многочисленные процитированные выше тексты относятся к разнообразным аспектам библейского учения, и в них не наблюдается подобного ограничения. Гораздо ближе к этим библейским текстам будет следующее определение по­нятия «ясность4 Писания»: ясность Писания означает, что Библия написана таким образом, что ее учения могут быть поняты всеми, кто, читая ее, ищет помощи Божьей и стремится следовать ее учению. Однако, утверждая это, мы должны признать также, что многие люди, даже в среде народа Божьего, на самом деле неверно понимают Писание.

.,га :|'■"''' '^ Г.ПочемулюдиневернопонимаютПисание?*"': '"'s'-''-""

" '- В период земной жизни Иисуса даже Его ученики иногда не понимали Ветхий Завет и учение Иисуса (см.: Мф. 15:16; Мк. 4:10-13; 6:52; 8:14-21;

4 Прежде для обозначения ясности Писания использовался термин perspicuity, кото­
рый означает просто «ясность». В наши дни само это слово не очень понятно, и в этой
книге я его не использую.:-,fs.гпвиня-'г..Ат^и^ши-ли;'--».' 'И lav-V. \u -.%«чД '!•



Глава 5. Ясность Писания



9:32; Лк. 18:34; Ин. 8:27; 10:6). Это объяснялось тем фактом, что им просто нужно было дождаться дальнейших событий 13 истории спасения, и особенно в жизни Самого Иисуса (см.: Ин. 12:16; 13:7; ср.: Ин. 2:22), а иногда им про­сто не хватало веры или они были слишком жестокосердны (Лк. 24:25). Кро­ме того, в ранней церкви бывали и такие ситуации, когда христиане не пони­мали учения Ветхого Завета или не соглашались с ним; случалось это и в от­ношении апостольских посланий. Отметим постепенный процесс осознания последствий включения язычников в церковь (которое нашло разрешение в «долгом рассуждении» [Деян. 15:7] на Иерусалимском совете — Деян. 15) и неверную позицию Петра по этому вопросу (Гал. 2:11-15), а также те случаи, когда новозаветные послания вносят коррективы в понимание тех или иных вопросов учения или этики. В течение всей истории церкви разногласий по вопросам учения было немало, и преодолевались эти разногласия часто не так скоро, как хотелось бы.

Для того чтобы помочь людям избегать ошибок в истолковании Писа­ния, многие библейские учителя разработали «принципы истолкования», или руководство для роста в искусстве верного истолкования. Для обозначения данной сферы исследований используется специальный термин «герменев­тика» (от грсч. tpjievsboi, «истолковывать, переводить»). Герменевтикаэто изучение правильных методов истолкования (особенно истолкования Писания).

В дискуссии об истолковании Библии часто используется другой специ­альный термин—«экзегетика». Этот термин обозначает скорее действитель­ную практику истолкования Писания, а не теорию и принципы этого про­цесса. Экзегетика — это процесс истолкования текста Писания. Соответствен­но, если кто-либо занимается исследованием принципов истолкования, то речь идет о «герменевтике», а если кто-либо применяет эти принципы на практике и истолковывает библейский текст, то речь идет об «экзегетике».

Многочисленные разногласия о значении Писания, которые имели место в истории, напоминают нам, что учение о ясности Писания не утверждает, что все верующие согласны в своем понимании всех учений Писания. Тем не менее нужно помнить нечто очень важное — проблема всегда не в Писании, а в нас самих. Ситуация здесь практически такая же, как с вопросом об авторитете Писания. Хотя мы и утверждаем, что слова Писания обладаюттсм же автори­тетом, что и Сам Бог, мы понимаем, что многие люди не признают этого автори­тета и не подчиняются ему. Мы утверждаем, что все учения Писания ясны и могут быть поняты, но мы понимаем также, что люди часто (из-за их собствен­ных недостатков) неверно понимаютто, что ясно излагается в Писании. ■

■■ i-v, ■.- jjt Д-Практические выводы из этого учения -^„ц]*.!. ■>

Итак, учение о ясности Писания имеет очен ь большое практическое зна­чение. Она говорит нам, что если есть несогласие по вопросам учения или эти­ки (напр., по вопросу крещения, предопределения или церковного управления).


по


Часть I. Учение о Слове Божьем



то у этих разногласий могут быть только две возможные причины. Во-пер­вых, может быть, мы ищем утверждений там, где само Писание молчит. В по­добных случаях мы должны более смиренно принимать тот факт, что Бог не дал нам ответа на наш запрос и допустил в иеркви разные точки зрения. (Так час­то бывает с чисто практическими вопросами, такими, как методы евангели-зации, методика библейского преподавания или надлежащий состав членов церкви.) Во-вторых, возможно, что мы совершили ошибки в истолковании Пи­сания. Это могло произойти из-за того, что данные, которые мы использова­ли, были неточными или неполными. Это может объясняться также и тем, что дело заключается в наших личных недостатках, например, гордости, жаднос­ти, недостатке веры, эгоизме или даже в том, что, читая и исследуя Писание, мы недостаточно времени уделяли молитве.

Однако ни в одном из этих случаев мы не можем утверждать, что учение Библии по тому или иному вопросу является запутанным или что его невоз­можно понять правильно. Никогда мы не должны думать, что продолжающие­ся в ходе истории несогласия помешают и нам прийти к правильному выводу. Напротив, если в нашей жизни возникает подлинная необходимость разоб­раться в одном из подобных вопросов, мы должны искренне просить Бога о помощи, а затем обращаться к Писанию, стремясь найти ответ всеми сила­ми, веруя, что Бог поможет нам обрести верное понимание.

Эта истина должна подвигнуть всех христиан ежедневно читать Библию с великим рвением. Мы никогда не должны думать, что, например, только те, кто знает греческий и иврит, или только пасторы и библейские учителя могут правильно понимать Библию. Помните, что Ветхий Завет был написан на ив­рите и что многие из тех христиан, к которым были обращены новозаветные послания, совершенно не знали иврита: они читали Ветхий Завет в греческом переводе. И все же новозаветные авторы были уверены, что эти люди могут читать и правильно понимать Писание без изучения того языка, на котором оно было составлено. Христиане не должны оставлять задачу истолкования Писания ученым «экспертам»: они должны ежедневно осуществлять эту ра­боту сами5.

Мы признаем, что в истории церкви было много разногласий по вопро­сам учения, но мы не должны забывать, что относительно основных истин Писания во многом существовало удивительное согласие в течение всей ис­тории Церкви. И в самом деле, общаясь с христианами из других частей мира, можно обнаружить поразительный факт: по всем основн ым учениям христи-

5 Я не имею в виду, что истолкование Писания — дело сугубо индивидуальное. Бог часто использует книги, написанные другими людьми, или сонеты других людей для того, чтобы мы правильно поняли Его Слово. Главное, христиане должны ожидать, что Бог даст им возможность правильно поннгь учение Писания —любыми способами, и в пер­вую очередь через самостоятельное чтение Писания.


1.


Глава 5. Ясность Писания


III


анской веры царит практически полное согласие. Почему так происходит, вне зависимости оттого, о каком обществе, культуре или деноминации идет речь? Потому, что все мы читаем одну и туже Библию и верим в нее, а ее основные учения совершенно ясно изложены.

■•!■


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: