Е. Роль ученых-исследователей

В таком случае, какова роль тех людей, которые имеют специальные зна­ния в области древнееврейского языка (для Ветхого Завета) и греческого язы­ка (для Нового Завета)? Несомненно, их роль очень важна, по крайней мере в четырех сферах:

1. Они могут ясноучить Писанию, сообщая его содержание другим и та­
ким образом исполняя служение «учителей», о котором говорится в Новом
Завете (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11).

2. Они могут открывать новые аспекты учений Писания. Такое откры­
тие редко (если вообще такое возможно) приводит к отрицанию основных уче­
ний церкви, которых она придерживалась в течение веков. Однако эти иссле­
дования открывают путь применения Писания к новым сферам жизни, по­
могают ответить на те вопросы, которые возникают как у верующих, так и у
неверующих людей в каждый новый период истории, они непрерывно уточ­
няют и конкретизируют понимание церковью конкретных стихов Библии,
вопросов учения или этики. Хотя Библия может показаться небольшой по
объему, по сравнению с огромной мировой литературой, она является бога­
тейшей сокровищницей мудрости Божьей, которая превосходит по ценности
все прочие книги. Процесс соотнесения различных учений друге другом, их
синтез, их применение к жизни каждого нового поколения — это благодар­
ный труд, который никогда не завершится в эту эпоху. Каждый ученый, глу­
боко любящий Слово Божье, вскоре осознает, что в Писании гораздо больше
знаний, чем человек может воспринять за свою жизнь!

3. Они могут защищать учения Библии от нападок других ученых или
людей, получивших специальное образование. Обучение Слову Божьему иног­
да связано с исправлением лжеучений. Человек должен не только «наставлять в
здравом учении», но также и «противящихся обличать» (Тит. 1:9; ср.: 2 Тим. 2:25:
■аС кротостью наставлять противников»; и Тит. 2:7,8). Иногда те, кто нападает
на библейское учение, — это люди, получившие специальное образование и
обладающие историческими, лингвистическими и философскими познани­
ями. Они используют все это для того, чтобы нападать на учение Писания,
выдвигая крайне усложненные доводы. В подобных случаях верующие, обла­
дающие сходными специальными навыками, могут использовать свое обра­
зование для того, чтобы осмыслить эти доводы и ответить на них. Подобное
образование также очень полезно для ответа лжеучителям различных культов
и сект. Это не означает, что верующие без специального образования не могут



Часть I. Учение о Слове Божьем



дать отпор лжеучениям (так как большинство из них может быть опровергну­то верующим, ведущим молитвенную жизнь и читающим Библию). Это зна­чит, что на какие-то сугубо спеииа1ьныс аргументы могут дать ответ только те люди, которые специально изучали данные сферы знания.

4. Они могут обогащать изучение Писания на благо церкви. Библейские исследователи чае'] о обладают образованием, которое позволяет им соотнес­ти учение Писания с богатой историей Церкви и сделать толкование Писа­ния более точным, а его смысл более живым, поскольку они обладают глубо­кими знаниями языков и культур, связанных с написанием Библии.

Эти чет ыре сферы применения действуют на благо всей церкви, и все ве­рующие благодарны тем, кто делает эту работу. Однако такое служение не дает людям право решать за вею церковь, какое учение истинно, а какое — ложно и как именно следует поступить в затруднительной ситуации. Если бы такое право было сохранено за формально обученными библейскими учителями, то они стали бы правящей элитой церкви, и структура церковного управления, как оно описано в Новом Завете, распалась бы. Процесс принятия решений в церкви должен осуществляться служителями церкви, вне зависимости оттого, являются они учеными или нет (а при конгрегациопальной форме правлений не только служителями, но также и всеми теми, кто составляет церковь)6.


5.



в0Пр0СЫ дЛЯ самостоятельной работы '

1. Если учение о ясности Писания истинно, почему среди христиан столько разногласий по вопросам учения Библии? Исследуя разнообразные истолкова­ния Писания, некоторые приходят к выводу, что люди могут заставить Библию говорить все, чего они сами хотят. Как вы считаете, что Иисус ответил бы на такое утверждение?

2. Что произошло бы с церковью, если бы большинство верующих перестали
читать Библию, а только слушали библейских учителей и читали книги о Биб­
лии? Если бы вы считали, что только ученые могут правильно понимать Библию,
что стало бы с вашим личным чтением Библии? Возможно, нечто подобное уже
произошло в вашей жизни или в жизни ваших знакомых?

3. Как вы полагаете, действительно ли для каждого из текстов Писания есть
верное и неверное истолкование? Если бы вы считали, что Библия в целом неяс­
на, то как бы изменился ваш ответ? Влияет ли убежденность в ясности Писания
на ту тшательность, с которым вы исследуете текст Писания? Влияет ли эта убеж­
денность на то, как вы ищете в Писании библейский ответ на какое-либо затруд­
нение, связанное с проблемой учения или моральной проблемой?

4. Если даже между профессорами семинарий нет согласия по некоторым
вопросам библейского учения, могут ли прочие христиане надеяться.на то, что

' Анализ вопроса о разнообразных формах церковного управления см. в гл. 46.



Глава 5. Ясность Писания



они придут к правильному разрешению этих вопросов? (Обоснуйте ваш ответ.) Как вы считаете: обычным людям в среде еврейского народа во времена Иисуса было трудно решить, кому верить — Иисусу или ученым, которые не соглаша­лись с Ним? Считал ли Иисус, что они смогут сделать такой выбор?

5. Может ли пастор читать проповедь, основанную на Библии, так, чтобы
не создавалось впечатления, что только люди с семинарским образованием (по­
добные ему самому) способны верно истолковывать Писание? Как вы считаете,
есть ли необходимость в том, чтобы в каких-то случаях, касающихся разногласий
по вопросам учении или этики, он основывал свои аргументы на значении гре­
ческих или еврейских слов, которые сами члены церкви не в состоянии понять?
Есть ли у исследователя возможность использовать подобные специальные зна­
ния перед широкой публикой?

6. Руководители церкви во времена Мартина Лютера считали, что нужно ис­
пользовать Библию на латинском языке, чтобы простые люди не могли ее читать
и неверно истолковывать. Дайте оценку этому аргументу'. Как вы считаете, поче­
му Мартин Лютер так стремился перевести Библию на немецкий язык? Почему
руководители церкви в прошлые века преследовали и даже убивали тех людей,
которые — подобно Уильяму Тиндалу в Англии — переводили Библию на язык
своего народа? Почему перевод Библии на другие языки является столь важной
составляющей миссионерской работы?

7. Можно ли на основе учения о ясности Писания сделать вывод, что Новый
Завет может быть понят людьми, которые не имели доступа к Ветхому Завету?

Специальные термины


герменевтика экзегетика „.


Mi ivisVV


ясность ясность Писания


Библиография

Соответствующие разделы.;.^,ijv.i-a в евангельских систематических богословиях

 

1. Англиканские (епископальные)

1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается),:,i) (;?:,-.;;

2. Арминианские (уэслианские или методистские) ■'' ■'"■" '

1875-1876 Pope, 1:223-230 -Г1[,)ifc _.ЫйП -^qr4 h-i'n"' '-\

1983 Carter, 2:747-767 h>:-,^1ъ] ^ ^V'r.'^/b:

4«»..-ii<tttt
-:'ж1
м Mr.t

3. Баптистские -Vj<* 1'-""'V'"'J'-'"
1767 Gill, 30-32
1976-1983 Henry, 4:272-367
1983-1985 Erickson, 253-256



Часть I. Учение о Слове Божьем



4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 1:105-119 " i5 л-•■

1986 Ryrie, 110-118 "

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:319-330,359-370
■* 1934 Mueller, 138-141

;c'v;.fi. Реформатские (или пресвитерианские)

"-f.'iit 1861 Heppe, 33-41

твоя эт

■■вне ■ 1871-1873 Hodge, 1:183-190
1938 Berkhof, /«(га., 167

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

■,М

(Вопрос напрямую не рассматриваетсн.)

Другие работы

В этом разделе я привел несколько работ, помогающих развивать навыки ис­толкования библейских текстов, в том числе три ценные работы, написанные ав­торами, не принадлежащими к евангельским круга'м (J. Вагг и Е. D. Hirsch).

Barr, James. The Semantics of Biblical Language. London: Oxford University Press, 1961.

Berkhof, Louis. Principles of Biblical Interpretation. Grand Rapids: Baker, 1950.

Carson, D. A. Exegetica! Fallacies. Grand Rapids: Baker, 1984.

Dockery, David S. Biblical Interpretation Then and Now: Contemporary Herme-neutics in the Light of the Early Church. Grand Rapids: Baker, 1992.

Fee, Gordon D., and Douglas Stuart. How to Read the Bible for All Its Worth. Grand Rapids: Zondervan, 1982.

Hirsch, E. D., Jr. The Aims of Interpretation. Chicago: University of Chicago Press, 1976.

Hirsch, E. D., Jr. Validity of Interpretaiion. New Haven and London: Yale Univer­sity Press, 1967.

Hubbard, Robert L., William W. Klein, and Craig L. Blomberg. Introduction to Biblical Interpretation. Waco, Tex.: Word Books, 1993.

Inch, Morris A., and С Hassel Bullock, eds. The Literature and Meaning of Scrip­ture. Grand Rapids: Baker, 1981.

Kaiser, Walter C, Jr. Toward an Exegelical Theology. Grand Rapids: Baker, 1982.

Marshall, 1. Howard, ed. New Testament Interpretation: Essays on Principles and Methods. Grand Rapids: Eerdmans, 1977.

McCown, Wayne, and James Ear! Massey, eds. Interpreting God's Word for Today: An Inquiry Into Hermeneutics From a Biblical Theological Perspective. Wesleyan Theolog­ical Perspectives, vol. 2. Anderson, Ind.: Warner Press, 1982.

McKnight, Scot, ed. Introducing New Testament Interpretation. Grand Rapids: Bak­er, 1990.



Глава 5. Ясность Писания



McKnight, Scot, ed. Interpreting the Synoptic Gospels. Grand Rapids: Baker, 1988.

Mickelsen, A. Berkeley. Interpreting the Bible. Grand Rapids: Eerdmans, 1963.

Osbome, Grant R. The Hermeneulical Spiral: A Comprehensive Introduction to Bib­lical Interpretation. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1992.

Packer, J. I. "Infallible Scripture and the Role of Hermeneutics". In Scripture and Truth. Ed. by D. A. Carson and John Woodbridge. Grand Rapids: Zondervan, 1983, pp. 325-356.

Packer, J. I. "Scripture". In NDT, pp. 627-631.

Ramm, Bernard. Protestant Biblical Interpretation. 3d ed. Grand Rapids: Baker, 1970.

Schultz, Samuel J., and Morris A. Inch, eds. Interpreting the Word of God. Fest­schrift in Honor of Stephen Barabas. Chicago; Moody, 1976.

Silva, Moises. Biblical Words and Their Meanings. Grand Rapids: Zondervan, 1983,

Silva, Moises. Has the Church Misread the Bible? The History of Interpretation in the Light of Contemporary Issues. Grand Rapids: Zondervan, 1987.

Sire, James. Scripture Twisting: Twenty Ways the Cults Misread the Bible. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1980.

Sproul, R. C. Knowing Scripture. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1977.

Thiselton, Anthony C. New Horizons in Hermeneutics: The Theory and Practice of Transforming Biblical Reading. Grand Rapids: Zondervan, 1992.

Thiselton, Anthony C. The Two Horizons: New Testament Hermeneutics and Philo­sophical Description. Grand Rapids: Eerdmans, 1980.

Отрывок для запоминания

Втор. 6:6,7:

Ида будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ло­жась и вставая.


(xcii.aL'. 1)5й,Mg

r лвиг.ь: Необходимость Писания .л.пм

IV;-,sbc -- Jnf:i\j.inJo-fi^..

Для чего необходима Библия? "^ n-vy.w.\ V,.-

чг>)-:-1?! Что могут люди узнать о Боге без Библии? L TH:V]

■■■■■'■■ -г,, \.nv. ni. ■■ «.i»,^п.аг** f i лз/'^

-'. ■.nv.a\'-^.filedi-Я,fi'(r№M

A {:■-','■ <{'

ii:!■;■'. V

Нужна ли нам Библия, или кто-то, кто может рассказать нам о том, что говорит Библия о существовании Бога? Что мы грешники, нуждающиеся в спасении? Как обрести спасение? Как узнать волю Божью? На эти вопросы призвано ответить исследование на тему о необходимости Писания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: