double arrow

А. Библия необходима для того, чтобы узнать о Евангелии

Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать
Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? 'Как слы­
шать без проповедующего? <...> Итак вера от слышания, а слышание от сло­
ва Божия (Рим. 10:13-17). -■ ■ --

■:- ■'..•.-■ ■'■'.;-.:■■'-'.-/•/-■

В этом утверждении видна следующая логика рассуждения: I. Для обре­тения спасения необходимо призвать имя Господне (у Павла в пелом, как и в данном конкретном контексте [см. ст. 9]. слово «Господь» обозначает Господа Иисуса Христа). 2. Люди могут призывать имя Христа только если они верят в Него (т. е. верят в то, что Он — Спаситель, достойный призвания и отвечаю­щий на призыв). 3. Люди не могут уверовать в Христа, если они не слышали о Нем. 4. Они не могут услышать о Христе, если кто-либо не расскажет им о Нем («проповедующий»). 5. Вывод таков: спасительная вера обретается через





\


Глава 6. Необходимость Писания



слышание (т. е. через слышание евангельской вести) проповеди Евангелия Христа. Это, очевидно, означает, что без слышания проповеди Евангелия Хри­ста никто не может спастись1.

Это один из многих текстов, которые показывают, что вечное спасение можно обрести только через веру в Иисуса Христа, и никаким другим путем. «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уве­ровал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Также и Иисус говорит: «Я семь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ни. 14:6).

Петр говорит на суде синедриона: «Нет ни в ком ином спасения: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спа­стись» (Деян. 4:12). Тот факт, что спасение возможно только через Христа, основан на том, что Иисус— Единственный, Кто умер за наши грехи, и Един­ственный, Кто мог бы сделать это. Павел говорит: «Ибо един Бог, един и по­средник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искуплениявсех» (1 Тим. 2:5,6). Нет другого пути примирения с Богом, как толь­ко через Христа, ибо нет другого пути разрешить проблему вины за наш грех перед Святым Богом2.

Но если люди могут быть спасены только через веру в Христа, то как же могут спастись верующие Ветхого Завета? Ответить на это следует так: те, кто спасся в Ветхом Завете, также спаслись верой в Христа. Хотя их вера была лишь с надеждой обращена в будущее, она была основана на Божьем слове обетования о том, что придет Мессия, или Спаситель. О ветхозаветных веру­ющих Авеле, Енохе, Ное, Аврааме и Сарре автор Послания к Евреям говорит: «Все сии умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные, и радовались» (Евр. 11:13). (Здесь возникает противоречие: автор говорит, что ветхозаветные праведники верили на основе обетования, а в процитирован­ном стихе говорится, что они не получили обетования. Все дело в том, что гре­ческий текст Евр. \\;\Ъ — 1щ Xafibvxeq xac, tnavysXiaq — большинство за­падных пере водов [не только английских] интерпретирует следующим образом: «не получив исполнения обетовании», что допустимо, но несколько более про­блематично, чем дословный синодальный перевод этого стиха. — Примеч. пер.)

1 Кто-то может сказать, что в следующем стихе, Рим. 10:18, где цитируется Пс. 18:5:
«По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их», подразумевается,
что вес люди повсюду уже услышали весть Евангелия, или весть Христа. Однако, учи­
тывая контекст Псалма 18, можно сделать вывод, что речь идет о природном творении,
особенно о небесах, возвещающих Божью славу и величие Его действия в творении, а
не о провозглашении спасения через Христа. Если сделать вывод, что все люди повсюду
уже услышали Евангелие Христа через естественное откровение, то миссионерская дея­
тельность Павла потеряет всякий смысл.

2 Вопрос о том, справедливо ли со стороны Бога осуждать тех, кто никогда не слы­
шал о Христе, рассматривается в гл. IS и гл. 31. ■ ■



Часть I, Учение о Слове Божьем



В той же самой главе далее говорится, что Моисей «поной |ение Христово [или Мессии] почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокрови­ща; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11:26). Иисус также говорит об Авраа­ме: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел тл. возрадовался» (Ин. 8:56). Судя по всему, здесь речь также идет о радости Авраама при мысли о будущем пришествии обетованного Мессии. Таким образом, даже ветхоза­ветные верующие имели спасительную веру в Христа, на Которого они наде­ялись, основываясь не на точном знании исторических подробностей жизни Христа, а на величайшей вере в абсолютную верность Божьего обетования.

Таким образом, Библия необходима для спасения вот в каком смысле: человек можетлибо читать евангельскую весть в Библии сам, либо слышать ее от другого человека. Даже тс верующие, которые обрели спасение во време­на Ветхого Завета, обрели его именно так— веруя в слово Божье, которое обе­щало им будущего Спасителя.

Эти повторяющиеся примеры верования в Божьи слова обетования, на­ряду с процитированными выше стихами, в которых утверждается необходи­мость слышания о Христе и веры в Него, судя по всему, указывают на то, что грешные люди более нуждаются в конкретном, нежели в интуитивном ощу­щении. Похоже, что единственным основанием, достаточно прочным для того, чтобы укрепить на нем чью-либо веру, я вляется само Слово Божье (устное или записанное). В самые ранние времена оно было кратким, но уже тогда мы об­ладали свидетельством слов Бога, обещающих будущее спасение. И этим сло­вам верили те, кого Бог призвал к Себе.

Даже во времена Адама и Евы существовали такие слова Бога, которые указывали на будущее спасение. Например, в проклятии змея (Быт. 3:15) да­стся обетование о том, что семя жены (один из ее потомков) поразит змея в голову, но и само оно будет ранено — обетование, которое в конечном счете исполнилось в Христе. Первые двое детей Адама и Евы, Каин и Авель, прино­сили жертвы Господу (Быт. 4:3,4), а это указывает на то, что они осознавали необходимость платы за грех и знали Божье обетование, в котором говори­лось, что Он может принять только жертву, принесенную должным образом. Слова «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт. 4:7) вновь, в очень краткой форме, дают пример слова Божьего, которое приносит опреде­ленное спасение через веру в обетование Божье, данное через это слово3. С раз-




3 Цитируемый автором стих довольно сложен для перевода с древнееврейского. При­ведем несколько русскоязычных вариантов пересода. «Приносишь ли ты доброе, или недоброе, грех лежит у дверей; он стремится к тебе, но ты можешь господствовать над ним» (Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста: Для упо­требления евреям. Вена: А. Рейхард и Ко, 1877. Т. 1. С. 6); «Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам пра-



\


Глава 6. Необходимость Писания



витием ветхозаветной истории Божьи слова обетования становились вес бо­лее и более точными, а устремленная в будущее вера народа Божьего, соответ­ственно, становилась все более и более определенной. И все же, всегда суще­ствовала вера, основанная конкретно на словах самого Бога.

Таким образом, люди могут узнать о существовании Бога и о некоторых Ею законах ибе:з Писания, но нет никакой возможности прийти кспаситель- «он вере без конкретного знания Божьих слов обетования. -'.;!'--r;Ј$;f ■


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: