1. Традиционные богословия. '"4
1955 011,87-91 "—°' •n:lJ»J ^'--Л
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBricn (вопрос напрямую не рассматривается)
л.
■■■-■' ■■'■■ v ' >";-'.'! i ' *ffi*-"iAS*-Другиеработы к""'''"■■''ii '■''" ■*ftir " ' '
Basinger, Davin, and Randall Basinger, eds. Predestination and Free Will: Four Views of Divine Sovereignty and Human Freedom. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.
Berkouwer, G. С The Providence of God. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.
Cameron, N. M. de S. "Providence". Tn NDT, pp. 177-179.
Carson D. A. Divine Sovereignty and Human Responsibility: Biblical Perspective in Tension. New Foundations Theological Library. Atlanta: John Knox, and London: Marshall, Morgan and Scott, 1981.
Carson D. A. How Long, О Lord? Reflections on Suffering and Evil. Grand Rapids: Baker, and Leicester: Inter-Varsity Press, 1990.
Craig. William Lane. The Only Wise God: The Compatibility of Divine Foreknowledge and Human Freedom. Grand Rapids: Baker, 1987.
Feinberg, John. The Many Faces of Evil: Theological Systems and the Problem of Evil. Zondervan, 1994.
Flavel, John. The Mystery of Providence. Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976. Reprint of 1698 edition.
Helm, Paul. The Providence of God. Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity
Press, 1994. ■' "^
Глава 15, Провидение Божье
Parker, T. H. L. "Providence of God". In EOT, pp. 890, 891. Pink, Arthur W. The Sovereignty of God. Grand Rapids: Baker, 1930. Warfield, В. В. Calvin and Calvinism. London and New York: Oxford University Press, 1931.
|
|
........'. Отрывок для запоминания
Рим. 8:28:
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
— -j -inqtiofi эавт
-f:.i:S;.dl{iIi":'.v"|f:- L>j.
.'Х-
J5HJ-«W!авднй'f'I ris-*-1* ^^EJ-'l
U "J ь-
ГЛАВА 16 ^_________ |
.J.(I '.if.Я |
Чудеса |
Что такое чудеса? Могут ли они происходить в наши дни? |
■*-Э1<1
l^^-\i■•)..;■!
.. ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Вопрос о чудесах тесно связан с вопросом о провидении, рассмотренным
в предыдущей главе. Было показано, что Бог осуществляет исчерпывающий,
непрерывный единодержавный контроль надо всеми аспектами творения. В
настоящей главе вопрос о чудесах будет рассмотрен на основании учения о
ПровиденИИ. Contwwu-r п. -.. г,.;
•......... г А. Определение
Понятие «чудо» мы можем определить следующим образом: чудо — это менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в серд-цахлюдей и свидетельствует о Себе1. В этом определении за основу берется принятое нами понимание провидения Божьего, с помощью которого Бог сохраняет, контролирует все вещи и управляет ими. Если провидение мы трактуем именно таким образом, то у нас отпадает необходимость в иных распространенных объяснениях или определениях чудес.
Например, одно из определений чуда звучит так: «Прямое вмешательство Бога в дела мира». Однако в основе этого определения лежит деистический взгляд на отношение Бога к миру, в соответствии с которым мир существует сам по себе, а Бог лишь изредка вмешивается в ход событий. Это, безусловно, не библейская точка зрения. Библия говорит нам, что Бог делает так, что идет дождь (Мф. 5:45), что трава растет (Пс. 103:14) и что Он постоянно несет все словом Своей силы (Евр. 1:3). Другое определение чуда — это «Более прямая деятельность Бога в мире». Однако слова «более прямая» подразумевают, что обычные действия Бога не являются «прямыми», что тоже указывает на некую деистическую отстраненность Бога от мира.
|
|
1 Это определение я взял из неопубликованных лекций Джона Фрейма (John Frame), профессора систематического богословия в Вестминстерской богословской семинарии.
i
Глава 16. Чудеса
Еще одно определение звучиттак: «Действие Бога, при котором Он не использует средств лля достижения желаемых Им результатов». Однако если мы говорим, что Бог действует, «не используя средств», то в Библии почти не остается чудес, так как трудно представить себе чудо, свершившееся без каких-либо средств: например, при исцелении физические особенности больного, несомненно, участвуют в процессе выздоровления. Когда Иисус умножил количество хлебов и рыб, Он, по меньшей мере, использовал те хлеба и ту рыбу, которые имелись изначально. Когда Он превратил воду в вино, Он использовал воду, для того чтобы сделать из нее вино. Такое определение представляется совершенно неубедительным2.
Еще одно определение чуда — это «исключение из законов природы» или «действие Бога, противоречащее законам природы». Однако выражение «законы природы» в обычном понимании подразумевает, что у всех существующих вещей есть определенные качества, «законы природы», которые действуют независимо от Бога, и что для совершения чуда Богу необходимо вмешиваться и «нарушать» эти законы3. Это определение также не согласуется с учением о провидении.
Другое определение чуда — это «событие, которое невозможно объяснить естественными причинами». Это определение неадекватно, поскольку: 1) в нем отсутствует Бог как сила, осуществляющая чудо; 2) в нем подразумевается, что Бог не использует естественных причин, когда действует необычным или поразительным образом, и, следовательно, Бог лишь изредка вмешивается в мир; 3) оно приводит ктому, что значительно меньшее число случаев следует признать чудесами. Например, часто ответ Бога на молитву поражает или изумляет молившегося, и все же появляется искушение объяснить это только естественными причинами, особенно если мы настроены скептически и отказываемся видеть в событии десницу Божью.
Таким образом, самое первое определение, приведенное выше, где чудо определяется как менее часто встречающийся образ действий Бога в мире, кажется предпочтительным и в большей степени соответствующим библейскому учению о провидении Божьем. В этом определении не говорится, что чудо — это иной тип действий Божьих, а утверждается, что это лишь менее распространенный тип действий Бога, который призван породить в людях изумление или страх; Бог таким образом дает о Себе свидетельство.
2 Однако если чудо определяется как «деяние Бога, в котором не используются обыч- ныесредства, ради возбуждения в людях страха и изумления», то такое определение очень близко к предложенному выше и согласуется с библейским учением о провидении (см.: L. Berkhof, Systematic Theology, pp. 176, 177).
1 Если христиане понимают выражение «законы природы» в смысле просто пред
сказуемых моделей поведения, которое Бог предназначил для каждой сотворенной веши
и поддерживает в ней, то такое определение приемлемо в гораздо большей степени, так
как в этом случае учитывается провидение Божье. '
Часть II. Учение о Боге
Библейская терминология чудес часто указывает на это представление о силе Божьей, приводящей людей в страх и изумление. Чаще всего использовались следующие выражения: 1) «знак» (евр. П1Х; грсч. OEfieiov) — слово, которое означает нечто, указывающее на что-то иное, в частности {в случае чудес) на деятельность и силу Бога; 2) «явление» (евр. П£ЛП; греч. херад) — событие, которые вызываетсильноеудивлениелюдей'1; и 3) «сила» (евр. ГГЛЗЭ; греч. Siim/Jig) —деяние, в котором явлена великая сила, в частности (в применении к чудесам) Божья сила3. Часто употребляли также выражение «знамения и чудеса» (Исх. 7:3; Втор. 6:22; Пс. 134:9; Деян. 4:30; 5:12; Рим. 15:19; и др.) и «знамения, чудеса и силы» (2 Кор. 12:12: Евр. 2:4).
|
|
Помимо значения самих слов, обозначающих чудеса, наше определение подтверждается и тем фактом, что чудеса в Писании действительно вызывают страх и изумление и указывают на то, что здесь действует сила Божья. Библия часто говорит нам, что Сам Бог свершает «чудеса» или «знамения». В Пс. 135:4 говорится, что Бог «один творит чудеса великие» (ср.: Пс. 71:18). В песни Моисея говорится:
Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен свято-стию, досточтим хвалами, творец чудес? (Исх. 15:1 i, курсив мой. — У Г.).
Таким образом, чудесные знамения, свершенные Моисеем, когда его посох обратился в змею и вновь в посох или когда его рука покрылась проказой, а затем очистилась (Исх. 4:2-8), были призваны показать народу израильскому, что Бог послал Моисея. Также и чудесные знамения, которые Богсвер-шил руками Моисея и Аарона, далеко превосходившие ложные чудеса или подражания знамениям, которые совершались магами при дворе фараона (Исх. 7:12; 8:18,19; 9:11), показывали, что израильский народ поклонялся единственному истинному Богу. Когда Илия вышел против священников Ваала на горе Кармил (3 Цар. 18:17—40), огонь, сошедший с неба, показал, что Господь — единый истинный Бог.
Если мы принимаем определение, в котором говорится, что чудо — это «менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в сердцах людей и свидетельствует о Себе», то нам следует определить также, какие явления следует считать чудесными. Конечно, мы с полным правом можем назвать воплощение Иисуса как богочеловека и Его воскресение из мертвых самыми важными чудесами в истории. Такие события исхода, как переход Красного моря и падение Иерихона, были значительными чудесами. Те слу-
|
|
4 Реакция людей на чудеса в Евангелиях часто описывается глаголом ващб^со, «изумиться, поразиться».
s Подробный анализ новозаветной лексики, обозначающей чудеса, см.: W. Mundle,
О. Hofius, and С. Brown, "Miracle, Wonder, Sign", NIDNTT 2:620-635...,
Глава 16. Чудеса
чаи, когда Иисус исцелял, очищал прокаженных и изгонял бесов, также, несомненно, были чудесами (см.: Мф. 11:4,5; Лк. 4:36-41; Ин. 2:23; 4:54; 6:2; 20:30,31).
Однако можем ли мы считать необычные ответы на наши молитвы чудом? Судя по всему, да, если они достаточно значимы, вызывают страх и изумление людей и видимым образом являют действие силы Божьей: огветнамачитву Илии о том, чтобы Бог послал огонь с небес, был чудом (3 Пар. 18:24, 36:38), как и ответ на молитву о том, чтобы сын вдовы вернулся к жизни (3 Цар. 17:21), илиотом, чтобы дождь прекратился, а затем начался вновь (3 Цар. 17:1; 18:41-45 иИак. 5:17,18). В Новом Завете освобождение Петра из темницы, как ответ на молитву церкви, несомненно было чудом (Деян. 12:5-17; отметим также молитву Павла об отце Публия, Деян. 28:8). Однако, должно быть, существовали чудеса и менее драматичного характера, чем названные выше, так как Иисус исцелил много сотен людей, «больныхразличными болезнями» (Л к. 4:40). К Павлу приходили «прочие на острове, имевшие болезни» (Деян. 28:9).
Сдругой стороны, христиане ежедневно видят ответы на свои молитвы, и нам не следует размывать данное нами определение, называя чудом каждый ответ на наши молитвы. Однако если ответ на молитву настолько значим, что знающие об этом событии люди изумляются и признают необычное действие силы Божьей, то такое событие, судя по всему, уместно назвать чудом6. Это не противоречит нашему определению. В пользу такой точки зрения свидетельствуют и библейские данные о том, что деяния Божьи, вызывавшие изумление и страх, люди называли чудесами (греч. Sbmfiic,)1.
Однако, вне зависимости оттого, какое определение чуда мы принимаем, вес согласятся с тем, что Бог действительно свершает некие действия в ответ на наши молитвы — обычным порядком или в определенной степени неординарно. Важно помнить об этом и благодарить за это Бога, не пропуская такие
Кто-то предпочтет большую сдержанность в определении чуда, обозначая этим термином, напр., лишь события, которые никоим образом не могли бы иметь меего обычными средствами, которые засвидетельствованы большим количеством людей и задокументированы независимыми наблюдателями. В этом случае чудес получается гораздо меньше, особенно к скептически настроенном обществе. Однако подобное определение не соответствует многому из того, что Павел имел в виду, когда говорил о чудесах в церквах в Коринфе (1 Кор. 12:10,28,29) и в Галатии (Гап. 3:5), и мешает христианину распознать в себе дар чудотворения, если этот дар действительно присутствует. (Конечно, христиане, придерживающиеся такого ограничительного определения, благодарит Бога и за те ответы на их молитвы, которые они не называют чудесами.)
' Это определение не теряет своей значимости просто из-за того, что одно и то же событие одни назовут чудом, а другие — обычным явлением, тик как человеческая оценка соЗытий зависит от того, насколько близки люди были к происшедшему, какова их систем мировосприятия, христиане они или нет.
402 Часть П. Учение о Бога
события и не рассуждая слишком длинно о «естественных причинах» там, где на самом деле Бог действовал в ответ на молитву верующего. Мы должны следить за тем, чтобы рассказ об ответе на молитву не обрастал преувеличенными деталями, но мы не должны впадать и в другую крайность, отказываясь благодарить Бога за то, что Он для нас сделал.
Б, Чудеса как признак новозаветной эпохи
В Новом Завете чудесные знамения Иисуса подтверждали, что Он пришел от Бога. Никодим говорил: «...Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Превратив воду в вино, Иисус «явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). Посло-вам Петра, Иисус был «мужем, засвидетельствованным... от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него...» (Деян. 2:22).
Позднее, в период ранней церкви, апостолы и иные люди проповедовавшие Евангелие, также совершали чудеса, которые изумляли народ и давали подтверждение провозглашаемому Евангелию (Деян. 2:43; 3:6—10; 4:30; 8:6-8, 13; 9:40-42 и др.). Чудеса происходили даже в тех церквах, в которых апостолов не было. Павел подразумевает этот факт, когда спрашивает в послании, обращенном ко многим галатийским церквам: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гая. 3:5). Он упоминает также о людях, обладающих «силами чудодейственными» в церквах в Коринфе (I Кор. 12:10), как о людях, получивших особый дар Духа. Последние два стиха имеют особенно большое значение, так как в тексте 1 Кор. 12:4—31 рассматривается не частная ситуация, создавшаяся в Коринфе, а природа церкви в целом как «тела Христова», в котором много членов, принадлежащих одному телу8.
s Павел говйрит, напр., что Бог поставил людей в церкви «во-першх Апостолами...» (1 Кор. 12:28). Однако апостолов, данных конкретно коринфской церкви, просто не было. Таким образом, в этом отрывке описывается ситуация в церкви в целом.
Уорфилд отмечает, что люди, принимавшие участие в богослужении в коринфской церкви, «могли обладать чудесными ларами» (см.: В, В. Warfield, Counterfeit Miracles [Edinburgh: Banner of Truth, 1972; первая публикация 1918 г.])- Ом говорит: «Нет никаких причин считать, что молодая коринфская община была в этом отношении необычна. Апостол не пишет так. будто это исключительное положение вешей, свойственное только данной церкви... Многое в других посланиях и в Деяниях говорит о том, что подобная прекрасная картина христианского поклонения была характерна для очень многих общин, основанных апостолами по всему известному тогда миру... Мы имеем все основания считать, что чудесные дары были широко распространены в апостольских церквах. Церкви без даров были скорее исключением, чем правилом» (pp. 4, 5).
■ ■''■Глава 16. Чудеса 403
Чудеса можно рассматривать как одну из характеристик новозаветной церкви9. В период Ветхого Завета чудеса были связаны прежде всего с какими-либо выдающимися деятелями, такими, как Моисей, Илия или Елисей. В Новом Завете, когда Иисус начинает Свое служение, происходит внезапное и беспрецедентное возрастание количества чудес (Л к. 4:36,37,40,41). Однако, в отличие от порядка, свойственного ветхозаветной эпохе, власть свершать чудеса и изгонять бесов принадлежала не одному только Иисусу, кроме того, чудеса не прекратились и после того, как Иисус вознесся на небо. Даже во время Своего служения Иисус дал власть исцелять больных и изгонять бесов не только двенадцати, но также и семидесяти Своим ученикам (Лк. 10:3,9,17-19; ср.: Мф. 10:8; Л к. 9:49,50). Кроме того, отмеченные выше отрывки из Первого послания к Коринфянам и Послания к Галатам указывают, что чудеса совершали не только семьдесят учеников — это происходило в новозаветных церквах в целом. Это говорит о том, что чудеса были одним из признаков новозаветной церкви, их можно считать проявлением нового мощного действия Святого Духа, которое впервые проявилось в Пятидесятницу. Люди ожидали, что это действие Святого Духа будет проявляться в течение всей эпохи церкви10.