Другие работы. Многие из этих наименований взяты из обширной библиографии по вопро­сам творения и эволюции, подготовленной профессиональным биологом

Многие из этих наименований взяты из обширной библиографии по вопро­сам творения и эволюции, подготовленной профессиональным биологом, док­тором Уэйном Фрсйром.

Anderson, J. Kerby, and Harold G. Coffin. Fossils in Focus. Grand Rapids: Zondervan, 1977.

Austin, Stephen A. Calaslrophes in Earth History. El Cajon, Calif.: Institute of Creation Research, 1984 (теория «молодой земли»).

Barclay, D. R. "Creation". In NOT, pp. 177-179.

Blocher, Henri. In the Beginning: The Opening Chapters of Genesis. Trans, by David G. Preston. Leicester: Inter-Varsity Press, 1984.

Cameron, Nigel M. de S. Evolution and the Authority of the Bible, Exeter: Paternoster,

1983.

Cameron, Nigel M. de S., ed. In the Beginning...: A Symposium on The Bible and Creation. Glasgow: The Biblical Creation Society, 1980.

CloU, J. W. Genes, Genesis and Evolution. St. Louis, Mo.: Concordia Publishing House, 1970.

Clotz, J. W. Studies in Creation. St. Louis, Mo.: Concordia Publishing House, 1985.

Custance, Arthur G. Evolution or Creation. Grand Rapids: Zondervan, 1976.

Custance, Arthur G. Without Form and Void: A Study of the Meaning of Genesis 1:2. Brockviile, Ontario: Doorway Papers, 1970.

Davidheiser, Bolton. Evolution and the Christian Faith. Grand Rapids: Baker, 1969.

Denton, Michael. Evolution: A Theory in Crisis. Bethesda, Md.: Adler and Adler,

1986.

De Young, Donald B. Astronomy and the Bible: Questions and Answers. Grand Rapids: Baker, 1989 (теория «молодой земли»).

Fields, Wcston W. Unformed and Unfilled. Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed,

1976.

Frair, Wayne, and Perciva! Davis. A Case for Creation. Norcross, Ga.: CRS Books,

1983.

Gange, Robert. Origins and Destiny: A Scientist Examines God's Handiwork. Waco,

Tex.: Word, 1986.

Geisler, Norman L. andJ. Kcrby Anderson. Origin Science: A Proposal for the Creation-Evolution Controversy. Foreword by W&lter L. Bradley. Grand Rapids: Baker, 19S7.




Глава 14. Творение

Gentry, R. V. Creation's Tiny Mystery. Knoxville, Term.: Earth Science Associates, 1986.

Gish, D. T Evolution: The Challenge of the Fossil Record. El Cajon, Calif.: Master Books, 1985 (теория «молодой земли»),

Houston, James. / Believe in the Creator. Grand Rapids: Eerdmans, 1980.

Hummel, Charles E. Creation or Evolution? Resolving the Crucial Issues. Downers Grove, 111.: interVarsity Press, 1989.

Jolinson, Phillip E. Darwin on Trial. Downers Grove, 111.: [nterVarsity Press, 199!.

Kaiser, Christopher B. Creation and the History of Science. Grand Rapids: Eerdmans, 1991.

Kerkut, G. A. Implications of Evolution. New York: Pergamon, 1960.

Kofahl, Robert E., and Kelly L. Segraves. The Creation Explanation: A Scientific Alternative to Evolution. Wheaton, 111.: Harold Shaw, 1975 (теория «молодой зем­ли»).

Lester, L. P., and R. G. Bohlin. The Natural Limits to Biological Change. Grand Rapids: Zondervan, 1984.

Maatman, Russell. The Bible, Natural Science and Evolution. Grand Rapids: Reformed Fellowship, 1970.

Morris, Henry M., ed. Scientific Creationism. San Diego, Calif.: Creation-Life, 1974 (теория «молодой земли»).

Morris, Henry M., and John С Whitcomb. The Genesis Flood. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1961 (теория «молодой земли»}.

Morris, Henry M., and John D. Morris. Science, Scripture, and the Young Earth: An Answer to Current Arguments Against the Biblical Doctrine of Recent Creation. El Cajon, Calif.: Institute for Creation Research, 1989 {теория «молодой земли»).

Newman, Robert С, and Herman J. Eckelmann. Genesis One and the Origin of the Earth. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1977 (аргументы против теории «мо­лодой земли»).

Pitman, M. Adam and Evolution. Grand Rapids: Baker, 1984.

Ramm, Bernard. The Christian View of Science and Scripture. Grand Rapids: Eerdmans, 1954.

Ross, Hugh. Creation and Time: A Biblical and Scientific Perspective on the Creation-Date Controversy. Colorado Springs: NavPress, 1994 {высококвалифицированный ученый выступает против теории «молодой земли» с позиций последних науч­ных открытий).

Rusch, W. H., Sr. The ArgumentCreationism vs. Evolutionism. Norcross, Ga.: CRS Books, 1984.

Schacffer, Francis. No Final Conflict. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1975.

Thaxton, С. В., W. L. Bradley, and R. L. Olsen. The Mystery of Life's Origin: Reassessing Current Theories. New York: Philosophical Library, 1984.

Van Till, Howard J., Davis A. Young, and Clarence Menninga. Science Held Hostage: What's Wrong With Creation Science and Evolutionism? Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1988 (аргументы против теории «молодой земли»).

Whitcomb, John С. The World That Perished. Grand Rapids: Baker, 1988 (теория «молодой земли»),

Whitcomb, John С. The Early Earth. Revised edition. Grand Rapids: Baker, 1986 (теория «молодой земли»).



Часть II. Учение о Боге



■■ Wilder-Smith, A. E. The Natural Sciences Know Nothing of Evolution. El Cajon, Calif.: Master Books, 1981.

Young, Davis A. Christianity and the Age of the Earth. Grand Rapids: Zondervan. 1982 (аргументы против теории «молодой земли»).

Young, Davis A. Creation and the Flood: An Aliernative to Flood Geology and Theistic Evolution. Grand Rapids: Baker, 1977 (аргументы против теории «молодой земли»).

Youngblood. Ronald. How It ЛИ Began. Ventura, Calif.: Regal, 1980.




-■■■. natter» отрывок для ЗапойиНаййГ'^ А.о.imhs*

'"' Неем.9:6:

Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и «see, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.

 

Л fitful fen:. ;''f rn=<r,гЫМ

'.~1*]'1d?! 'Ivrrnfi'! ■'■: b:lR ЧЙПЭ)'{(1

■07 KHtji'i^s r!/

'. r.y tm&fr is:-:.:Э":' i:-'fcS''. n firr:

tr-'it!-Я

,liiliTIJlj>n

t-J-1- '- -'■'■-"■ ■ -'i

'№'! ilifsS

noiiibs






ГЛАВА 15

Провидение Божье

Если Бог все контролирует,
то какое значение могут иметь наши поступки?
;п,,,. Что такое установления Божьи?

■ ■ ' ■ ■ ■ ■ ■■

ОБЪЯСНЕНИЕИОБОСНОВАНИЕВПИСАНИИ -

Если мы признаем, что Бог — это всемогущий Творец (см. гл. 15), то ло­гично заключить из этого, что Он также управляет всем миром и оберегает его. Хотя в Писании слово «провидение» не употребляется, этим термином тра­диционно обозначают постоянный процесс раскрытия Богом Своего отноше­ния к творению. Если мы принимаем библейское учение о провидении, мы избегаем широко распространенных ошибок в понимании отношения Бога к творению. Библейское учение — это не деизм (который учит, что Бог сотворил мир, а затем, по сути, прекратил с ним всякие отношения), не пантеизм (кото­рый учит, что творение само в себе не обладает реальным, отдельным суще­ствованием, а просто является частью Бога), а провиденциализм, который учит, что, хотя Бог постоянно связан с творением, творение существует отдельно от Него. Кроме того, библейское учение говорит о том, что события в творении определены не случаем (или случайностью) и не бсзличным/>окол((детерми­низм), а Богом, Который личен, и при этом является бесконечно могуществен­ным Творцом и Господом.

Понятие «провидение Божье»мы можем определить следующим образом: Бог постоянно связан со всем, что Он сотворил: 1) Он поддерживает его суще­ствование и те особенности, с которыми Он сотворил все; 2) взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особен­ностями и определяя именно те действия, которые ими совершаются; и 3) управ­ляет ими для исполнения Своих целей.

В этом определении можно выделить три подраздела, соответствующих трем элементам: 1) сохранение, 2) содействие, 3) управление.

Мы рассмотрим все эти три темы по отдельности, а затем исследуем раз-', личные взгляды на учение о провидении и возражения против этого учения. Следует отметить, что, начиная с самого раннего периода истории Церкви, среди христиан существовали серьезные разногласия по вопросу об этом уче­нии, в особенности в связи с отношением Бога к свободе выбора. В настоя­щей главе мы сначала представим краткое изложение позиции, сточки зрения


 

Часть П. Учение о Боге

которой написана эта книга (часто ее называют «реформатской» или «каль­
винистской» точкой зрения)1, а затем рассмотрим аргументы, выдвигаемые
сторонниками другой точки зрения (которую обычно называют арминиан-
ской). ■-•

v.t<Sv№n ',.

,, -л-,?л чч А. Сохранение

Бог поддерживает существование всего, что Он сотворил, и со всеми теми особенностями, с которыми Он сотворил их.

В Евр. 1:3 о Христе сказано: «...Держа все словом силы Своей». Греческое слово, переведенное здесь как «держать», — это слово ферса, «нести». В Новом Завете оно обычно используется при описании процесса перенесения с места на место, например, когда к Иисусу приносят расслабленного (Л к. 5:18), ког­да приносят вино к распорядителю пира (Ин. 2:8) и когда Павел просит при­нести ему фелонь и книги (2 Тим. 4:13). Оно означает не просто «держать» или «поддерживать», это слово обладает значением активного, властного контро­ля над вещью, переносимой с места наместо. В Евр. 1:3 употребление причас­тия настоящего времени указывает, что Иисус «постоянно несет все» в мире словом Своей силы. Христос действенно вовлечен в труд провидения.

Также в Кол. 1:17 Павел говорит о Христе, что «все Им стоит». Слово «все» обозначает все сотворенные вещи мира (см. ст. 16), и этот стих содер­жит утверждение о том, что Христос все вещи поддерживает в существова­нии — Им они существуют, или «стоят». Оба эти стиха указывают на то, что если бы Христос прекратил поддерживать все вещи мира, то все, кроме три­единого Бога, мгновенно прекратило бы свое существование. Это учение под­тверждено и Павлом, который говорит: «...мы Им живем и движемся и суще-

1 Хотя философы могут определить позицию, которую я здесь отстаиваю как детер­минизм (или мягкий детерминизм), я не использую этого термина, поскольку в повсе­дневной речи он имеет несколько иной смысл. Это слово предполагает: 1) философскую систему, в которой выбор человека не является реальным и не имеет никакого значения для исхода событий; 2) систему, в которой конечной причиной всех вещей является ме­ханистический универсум, а не мудрый личный Бог. Кроме того, 3) этот термин дает возможность критикам причисли гь библейский взгляд к нехристианским детерминист­ским системам и размывать существующие между ними различия.

Точку зрения, которую я защищаю в этой главе, иногда также называют «компати-
билизмом», так как она предполагает, что абсолютное единодержавие Бога совместимо
со значимостью человека и человеческого выбора. У меня нет никаких возражений про­
тив этого термина, но я не использовал его, потому что: 1) я стремлюсь сократить количе­
ство специальных терминов в процессе изучения богословия и 2) мне кажется пред­
почтительным называть мою позицию традиционным реформатским взглядом на прови­
дение Божье, чтобы отнести себя к широкой богословской категории, представленной
Жаном Кальвином и другими богословами-систематиками; сведения о их работах пред­
ставленный библиофафиях, приведенных в конце каждой главы. -.:...:...........................


[




Глава 15. Провидение Божье



ствуем» (Деян. 17:28), и Ездрой: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). Петр так­же говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберега­ются огню наденьсуда» (2 Пет. 3:7).

Один из аспектов Божьего сохранения заключается в том факте, что ежесекундно Бог дарует нам наше дыхание. Елиуй в своей мудрости говорит о Боге: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыха­ние ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15; ср.: Пс. 103:29).

Бог, сохраняя те веши, которые Он создал, поддерживает также те осо­бенности, с которыми Он сотворил их. Бог сохраняет воду таким образом, что она продолжает действовать в качестве таковой. Он делает так, что трава про­должает действовать как трава, со всеми ее отличительными характеристика­ми. Он делает так, что лист бумаги, на котором написано это предложение, продолжает функционировать как лист бумаги, а не обращается в воду и не рас­текается по столу, не превращается в живое существо и не начинает расти! До тех пор, пока нет воздействия какой-либо иной части творения, свойства объекта не меняются (напр., пока бумага не соприкасается с огнем и не обра­щается в пепел, она будет бумагой), потому что Бог сохраняет землю и создан­ное Имтворение.

Однако мы не должны думать, что поддержание Богом всего созданного — это постоянно продолжающееся новое творение. Бог не творит непрерывно новые атомы и молекулы для каждой существующей вещи в каждый кон­кретный момент времени. Он сохраняет то, что уже было создано: Он «несет все вещи» словом Своей силы (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.). Нам следует оценить также тот факт, что сотворенные вещи реальны и что их свойства так­же реальны. Я не просто воображаю, что камень в моей руке твердый — он действительно твердый. Если я стукну им себе по голове, я не просто пред­ставлю себе, что мне больно — мне действительно будет больно! Поскольку Бог сохраняет этот камень с теми свойствами, с которыми Он сотворил его, камень был именно таким с того дня, как он возник, и (если только что-либо иное в творении не вступит с ним во взаимодействие и не изменит его) он оста­нется твердым до того дня, когда Бог уничтожит небо и землю (2 Пет. 3:7, 10-12).

Провидение Божье обеспечивает базис для научных исследований: Бог создал мир и поддерживает его так, что мир действует предсказуемо. Если в наши дни научный эксперимент дает определенный результат, то мы можем быть уверены, что (если все факторы идентичны) тот же самый результат он даст и завтра, и через сто лет. Учение о провидение обеспечивает базис и для технологических исследований: я могу быть уверен, что бензин обеспечит ра­боту двигателя моей машины завтра точно так же, как и вчера, и не просто


Часть //. Учение о Боге


           
   
 
     
 
 


потому, что «всегда так было», а потому что провидение Божье поддерживает мир, в котором сотворенные веши сохраняют те качества, с которыми Бог со­творил их. Результат может быть одинаковым как в жизни неверующего че­ловека, так и в жизни христианина: и те, и другие заливают бензин в бак и едут. Однако неверующий, поступая так, не знает конечной причины, по ко­торой бензин действует именно так, а я так поступаю с осознанием действи­тельной конечной причины (провидения Божьего) и с благодарностью к мое­му Творцу за чудное творение, которое Он создал и поддерживает в бытии.

' 1Ч(!" " Б.Взаимодействие *-Gt-п '.■H^U'ti

Бог взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особенностями и определяя именно те действия, которые ими совершаются.

Второй аспект провидения, взаимодействие, — это более широкое вопло­щение того представления, которое лежит в основе первого аспекта, сохране­ния. Некоторые богословы (напр., Жан Кальвин) даже рассматривают взаи­модействие в категории сохранения, однако правильнее все же выделять это в отдельную категорию.

В Еф. 1:11 Павел определяет Бога как «Совершающего все по изволению воли Своей». Слово, которое здесь переведено как «совершать» {svepyto}), ука­зывает, что Бог «трудится» или «производит» гсепо изволению Своей собствен­ной воли. Ни одно событие в творении не выпадает из Его провидения. Есте­ственно, что этот факт скрыт от наших глаз, если только мы не прочитаем об этом в Писании. Как и сохранение, Божий труд взаимодействия нельзя уви­деть, наблюдая окружающий нас мир.

Приступая к анализу доказательств взаимодействия, основанных на Писании, мы начнем с неодушевленного творения, затем перейдем кживот-ным, а затем разберем различные виды событий, происходящих в человечес­кой жизни.

1. Неодушевленное творение. В творении много вещей, о которых мы ду­маем как о «природных» явлениях. Однако Писание говорит нам, что проис­ходит они по воле Бога. Мы читаем: «Огонь и град, снег и туман, бурный ве­тер, исполняющий слово Его» (Пс. 148:8). Также:

Ибо снегу Он говорит: «будь на земле»; равно мелкий дождь и боль­шой дождь в Его власти. <...> От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и об­лака сыплют сеет Его. И они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он пове­левает им идти или для наказания, или в благоволение, или для поми­лования (Иов. 37:6—13; ср. сходные утверждения в 38:22—30).,.,|„,,„


е


Глава 15. Провидение Божье



■ ■■ Псалмопевец говорит: «Господьтворит все, что хочет, на небесах и на зем­ле, на морях и по всех безднах» (Пс. 134;6), а в следующем предложении при­водит пример действия Бога по Его воле в погоде; «Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134:7; ср.: 103:4).

Бог также повелевает расти траве, как говорит псалмопевец: «Ты произ-
ращаешь траву
для екота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из
земли пишу» (Пс. 103:14). Бог управляет звездами на небесах. Онслрашива-
ет Иова: «Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее деть­
ми?» (Иов 38:32; «Ас», или Ursa Major, — это созвездие Большой Медведицы;
в ст. 31 говорится о созвездиях Плеяд и Ориона). Кроме того, Бог постоянно
управляет приходом утра (Иов. 38:12), Иисус утверждает этот факт, когда го­
ворит, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). '('..

""'■ 2. Животные. Писание утверждает, что Бог питает диких полевых живот­ных: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пишу их в свое время. Даешь им — принимают; отверзаешь руку Твою — насыщаются благом. Сокроешь лице Твое — мятутся...» (Пс. 103:27-29; ср.: Иов. 38:39-41). Иисус также утверждал это, когда говорил: «Взгляните на птиц небесных.,. Отец ваш Не­бесный питает их» (Мф. 6:26). Он сказал также, что ни одна малая птица «не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29).

3. Внешне «случайные» события.С человеческой точки зрения, бросание
жребия (или его современный эквивалент — бросание кости или монетки) —
это наиболее'] ипичное из случайных событий, происходящих в мире. Однако
Писание утверждает, что исход этих событий определяет Бог: «В полу броса­
ется жребий, но все решение его — от Господа» (Прит. 16:33)2.

4. События, полностью обусловленные Богом и также полностью обус­
ловленные творением.Всем описанным выше событиям (дождь и снег, рост
травы, солнце и звезды, питание животных, жребий) мы можем (по крайней
мере, теоретически) дать удовлетворительное «естественное» объяснение. Бо­
таник может подробно описать факторы, которые обусловливают рост травы,

2 Верно говорится, что «не проворным достается успешный бег, не храбрым — побе­да, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположе­ние, но время и случай для всех их» (Еккл. 9:11). Однако Майкл Итон справедливо заме­чает: «В устах израильтянина „случай" означает то, что неожиданно, а не то, что обуслов­лено случайностью» (Michael Eaton, Ecclesiastes, TOTC [Leicester and Downers Grove, Ш.: interVarsity Press, 19S3], p. 70). Редкое слово, переведенное здесь как «случаи» (евр. UJS), в Библии встречается всего лишь еще один раз (3 Цар. 5:4 ] 1В]) для обозначения несчаст­ливого происшествия (в русском синодальном переводе — «препоны». — Примеч. пер.).



Часть П. Учение о Боге


Глава}



такие, как солнечный свет, влажность, температура, питательные вещества, содержащиеся в почве и т. д. Однако Писание говорит, что Бог повелевает ра­сти траве. Метеоролог может дать исчерпывающее объяснение причин, вызы­вающих дождь (влажность, температура, атмосферное давление и т. д.), и даже может воспроизвести дождь в лабораторных условиях. Однако Писание го­ворит, что Бог повелевает дождю идти. Физик может дать точную информа­цию о силе и направлении броска лары игральных костей, которая объяснит, почему они упали именно так, — однако Писание говорит, что Бог решает, ка­кой вы падет жребий.

Следовательно, если даже мы знаем «естественную» причину чего-либо, мы не должны считать, что причина здесь вовсе не в Боге. Если идет дождь, мы должны благодарить Его за это. Если всходит урожай, мы должны благо­дарить Его за это. Нельзя сказать, что частично эти события были обусловле­ны Богом, а частично — факторами сотворенного мира. Если бы это было так, то мы всегда искали бы какой-нибудь мельчайший аспект события, который мы не можем объяснить (напр., 1% происходящего), и считали бы его обус­ловленным Богом. Но очевидно, что такой подход неверен. Приведенные от­рывки из Писания ясно говорят нам, что подобные события полностью обус­ловлены Богом. При этом мы знаем, что они (в другом смысле) также полнос­тью обусловлены факторами, присутствующими в творении.

Учение о взаимодействии утверждает, что Бог направляет и действует че­рез отличительные особенности каждой сотворенной вещи, так что действие самих этих вещей приводит к тем результатам, которые мы видим. Таким об­разом можно утверждать, что события полностью (на 100%) обусловлены Бо­гом и полностью (на 100%) также обусловлены творением. Тем не менее боже­ственная и тварная причины действуют по-разному. Божественная причина каждого события действует как невидимая, скрытая за кулисами, направля­ющая причина и поэтому ее можно назвать «первопричиной», которая плани­рует и инициирует все, что происходит. Сотворенная же вещь производит дей­ствия, согласующиеся с собственными свойствами этого творения, и меха­низм этих действий часто можем описать мы сами или ученые, которые внимательно наблюдают за происходящими процессами. Таким образом, эти тварные факторы и свойства можно назвать «вторичными» причинами всего, что происходит, хотя они и открываются нам через наблюдение.

5. Дела народов. Писание говорит также о Божьем провиденциальном кон­троле над делами людей. Мы читаем, что Бог «умножает народы, и истребляет их; рассевает народы, и собирает их» (Иов. 12:23). «Господне есть царство, и Он — владыка над народами» (Пс. 21:29). Он определил время и место суще­ствования каждого народа на земле; Павел говорит: «От одной крови Он про­извел весь род человеческий для обитания по всему липу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26; ср.: 14:16). А когда Навуходоносор раскаялся, он так прославил Бога:,-™и-швдк ■л.^ш



Глава 15. Провидение Божье



                   
   
   
   
 
 
 
   
 

 

...Благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущно-го, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сде­лал?» (Дан. 4:31,32).

6. Все аспекты нашей жизни. Поразительно, насколько обширно свиде­тельство Писания о том, что Бог руководит различными событиями нашейжиз-ни. Например, нашу зависимость от Бога мы утверждаем каждый раз, когда молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11), хотя мы тру­димся, чтобы добыть себе пищу и (насколько это позволяет нам увидеть наша человеческая способность к наблюдению) получаем ее благодаря полностью «ес­тественным» причинам. Также и Павел, наблюдая события через призму веры, говорит: «Богмой да восполнит всякую нужду вашу» (Флп. 4:19), хотя Богмо-жет использовать для этого и «обычные» средства (напр., других людей).

Бог планирует все наши дни еще до нашего рождения, ведь Давид утвержда­ет: «В твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из нихеще не было» (Пс. 138:16). А Иов говорито человеке: «Дни ему определены, и число месяцев его у Тебя; сел и Ты положил ему предел, которого он не перейдет» (Иов. 14:5). Это очевидно и из жизни Павла, который говорит, что Бог избрал его «отутробы матери» (Гал. 1:15), и Иеремии, которому Бог сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:5).

Бог в провидении Своем заботится обо всех наш их действиях, ибо «мы Им живем и движемся» (Деян. 17:28). Каждый конкретный шаг, предпринимаемый нами каждый день, направляется Господом. Иеремия признается: «Знаю, Гос­поди, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направле­ние стопам своим» (Иер. 10:23). Мы читаем отом, что «от Господа направляют­ся шаги человека» (Прит. 20:24) и что «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9). Также в Прит. 16:1 говорится: «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка»3.

3 Дейвид Дж. А. Клайнз считает, что эти стихи просто говорят о том, что «когда между Богом и человеком возникает противоречие, то, безусловно, выигрывает не человек». Он утверждает что в этих стихах не говорится о жизни в целом, в них говорится о необычных ситуациях, в которых Бог преодолевает человеческую нолю, чтобы добиться Своих особых целей. Клайнз отрицает, что эти стихи означают, что Бог всегда действует именно так, и что эти стихи описывают контроль Бога над человеческим поведением в цепом (см.; David J. А. Clines, "Predestination in the Old Testament", in Grace Unlimited, ed. by Clark H. Pinnock [Minneapolis: Bethany House, 1975], pp. 116, 117). Однако в этих текстах нет указаний на по­добное ограничение (см.: Прит. 16:1,9). В этих стихах не говорится отом, что Бог направляет шаги человека только в тех редких случаях, когда Ему необходимо исполнить Свои цели; в них содержатся общие утверждения о том, как действует мир, — Бог направляет шаги чело­века всегда, а не только когда возникает противоречие между Богом и человеком.



Часть II. Учение а Боге



Успех и неудачатакже исходят от Бога, ибо читаем: «...не от востока и не от западай не от пустыни возвышение; но Богестьсудия: одного унижает, а дру­гого возносит» (Пс. 74:7,8). Поэтому Мария говорит: «Низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Л к. 1:52). Господь дарует детей, ибо «насле­дие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3).

Все наши таланты и способности — от Господа; Павел спрашивает ко­ринфян: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хватишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). Давид знал, что его воинский талант — от Бога; хотя он и проводил многие часы в упражнениях в стрельбе из лука, он говорил о Боге: «Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук»(Пс. 17:35).

Бог влияет на правителей в тех решениях, которые они принимают, так как «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Это было очевидно, когда Господь «обратил... сердце царя Ассирийского» к Своему народу, «чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа, Бога Израилсва» (Езд. 6:22), и когда «возбудил Господь дух Кира, царя Персидского» (Езд. 1:1), чтобы тот помог народу израильскому. Однако Бог влияет не только на сердце царя, ибо Он взирает «на всех, живущих на земле» и «создал сердца всех их» (Пс. 32:14,15). Если мы осознаем, что сердце в Писании — это место пребывания всех наших потаенных мыслей и стрем­лений, то этот отрывок имеет очень большое значение. В особенности Бог управляет желаниями и наклонностями верующих, производя в нас «и хоте­нием действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Все эти тексты, в кото­рых мы видим как общие утверждения о действии Бога в жизни всех людей, так и конкретные примеры действия Бога вжизни отдельных личностей, при­водят нас к мысли о том, что Божий труд содействия распространяется на все аспекты нашей жизни. Наши слова, шаги, движения, наши сердца и наши способности — все это от Господа.

Однако мы должны остерегаться неверного понимания. Здесь, также как и в менее высоком творении, Божье управление действует как невидимая, скрытая «первопричина», и это может привести нас к мысли, что наш выбор и наши поступки не имеют значения. Вновь и вновь Писание утверждает, что мы действительно определяем происходящие события. Мы обладаем зна­чимостью и несем ответственность. Мы совершаем выбор, и этот выбор реа­лен, он ведет к определенным результатам. Писание многократно повторяет и эти истины. Так же как камень действительно твердый, поскольку Бог сотворил его с признаком твердости, как вода действительно мокрая, по­скольку Бог сотворил се с признаком влажности, как растения действитель­но живые, поскольку Бог сотворил их с признаком жизни, так и наш выбор — это действительный выбор, и он приводит к значимым результатам, так как Бог сотворил нас столь замечательным образом, что мы наделены способнос­тью выбора..(V-ij't^aWHWfiltftWSffr'Swwi'iT.jfj]! farttM^WflRst < о'л iv.-.т sti и. etnwn fi''an



Глава 15. Провидение Божье




■ Есть мнение, что если наш выбор реален, то он не может быть обусловлен Богом (более подробно это мнение рассматривается ниже). Однако количе­ство текстов, утверждающих Божий контроль, столь значительно, а трудно­сти, возникающие в связи с другими интерпретациями этих текстов, столь офомны, что такой подход, по моему мнению, представляется неверным. Пра­вильнее было бы говорить о том, что Бог обусловливает все, что происходит, но что Он при этом неким образом сохраняет за нами способность совершать волевой, ответственный выбор, который приводит к реальному и вечному ре­зультату и за который мы несем ответственность. Каким именно образом Бог сочетает Свой контроль с нашим волевым значимым выбором, Писание нам не объясняет. Однако, вместо того чтобы отрицать один или другой ас­пект (просто потому, что мы не можем объяснить, как они одновременно могут быть истинными), нам следует принять оба и стремиться быть верными уче­нию всего Писания.

Пример автора, который пишет пьесу, может помочь нам понять, как оба аспекта могут быть истинны. В пьесе Шекспира «Макбете персонаж Макбет убивает короля Дункана. Итак (если мы исходим из того, что этот рассказ выдуман), мы можем спросить: «Кто убил короля Дункана?» На од­ном уровне правильным отпетом будет: «Макбет». В контексте пьесы он осу­ществил убийство и действительно виновен. Однако на ином уровне пра­вильным ответом на вопрос «Кто убил короля Дункана?» будет «Уильям Шекспир, так как он написал пьесу, создал всех ее персонажей и написал ту часть, где Макбет убивает короля Дункана». Неверным было бы утверж­дать, что Уильям Шекспир не убивал короля Дункана, потому что его убил Макбет. Неверным было бы утверждать также, что Макбет не убивал короля Дункана, потому что его убил Уильям Шекспир. И то и другое верно. На уровне персонажей пьесы Макбет полностью (на 100%) обусловил смерть короля Дункана, однако на уровне создателя пьесы Уильям Шекспир пол­ностью (на 100%) обусловил смерть короля Дункана. Точно таким же обра­зом мы можем понять, что Бог полностью обусловливает происходящее од­ним образом (как Творец) и мы также полностью обусловливаем происходя­щее иным образом (кактворение).

Конечно, кто-то может возразить, что эта аналогия иа самом деле не ре­шает проблему, так как персонажи пьесы — это не реальные личности; они лишь образы, не имеющие собственной воли, они не могут совершать под­линный выбор и т. д. Однако в ответ мы можем указать на тот факт, что Бог бесконечно более велик и мудр, чем мы. Мы, как конечное творение, можем создавать в пьесах лишь вымышленные персонажи, а не реальные личности. Но Бог, наш бесконечный Творец, создал подлинный мир и в нем сотворил нас как реальные личности, которые совершают выбор. Говорить о том, что Бог не мог создать мир, в котором Он дает нам право выбора (как говорят не­которые исследователи, см. ниже), — это означает просто ограничивать власть




Часть II. Учение о Боге



Бога. Судя по всему, это означает также отрицание истинности многочислен­
ных текстов Писания4...»^,¥п

7. Акак же зло? Если Бог через Свой труд действительно является причи­ной всего, что происходит в мире, то возникает вопрос: «Каково соотношение между Богом и злом мира?» Является ли Бог причиной злодеяний, совершае­мых людьми? Если да, то не несет ли Бог ответственности за грех?

Приступая к этому вопросу, правильнее всего будет прежде обратиться к тем текстам Писания, которые относятся к этой теме. Мы можем начать ис­следование с чтения текстов, в которых утверждается, что Бог действительно обусловил те или иные несчастья или злодеяния. Однако мы должны помнить, что во всех этих текстах Писание не говорит, что Бог непосредственно совер­шил что-либо дурное, говорится лишь, что Бог произвел то или иное злодеяние через волевые поступки творений, обладающих моральными качествами. Кро­ме того, Писание никогда не обвиняет Бога в зле и не показывает Бога радую­щимся злу; и Писание никогда не извиняет злые поступки человека, которые он творит. Каким бы образом мы ни осмысляли отношение Бога к злу, мы ни­когда не должны думать, что мы не несем ответственности за совершаемые нами злодеяния, что Боградуется злу или виновен в нем. Подобные выводы явно противоречат Писанию.

В Писании присутствуют, в буквальном смысле, десятки текстов, кото­рые говорят, что Бог (не прямо) произвел то или иное зло. Я привел такой

4 Говард Маршалл возражает против аналогии с автором и его пьесой на том основа­нии, что актеры «связаны предписанными ролями и заученным ими текстом», так что даже если драматург «заставляет [персонаж] говорить в своей пьесе: „Я люблю моего созда­теля", это нельзя назвать реальной взаимной любовью» (]. Howard Marshall," Predestination in the New Teslamenl" in Grace Unlimited, by Clark H. Pinnock, pp. 132, 133, 139).

Однако Маршалл ограничивает свое рассуждение лишь возможностями человечес­
ких существ, действующих на человеческом уровне. Он не рассматривает возможности
(и, по сути, реальности!) Бога, Который способен свершить нечто гораздо большее, чем
люди, и что Он вполне способен сотворить подлинные человеческие существа, а не про­
сто персонажей пьесы. Более справедливым было бы рассмотреть аналогию с автором и
его пьесой, применив к этой аналогии очень правильное утверждение того же Маршал­
ла, которое он высказал в другой части своей статьи: «Фундаментальное затруднение
заключается в попытке объяснить природу взаимоотношений между бесконечным Богом
и конечными творениями.
Мы все время стремимся мыслить о причинности, обусловлен­
ной Богом, как о человеческой причинности, и трудности возникают сразу же, как толь­
ко мы пытаемся соотнести божественную причинность и человеческую свободу выбора.
Мы не в силах объяснить, как Бог может обусловить те или иные наши поступки (или
обусловить существование этого мира и его функционирование в том виде, как мы его
наблюдаем)» f Ibid, pp. 137, Ш). Я полностью согласен со всем, что Маршалл высказал в
этом утверждении, и считаю такой подход к рассматриваемой проблеме абсолютно пра­
вильным.
:.'...._',.___,-..__.--------;.--------., ...........:_ _|;;.^.*.'.^Г'-..^-1 -^.wm»


I



Главе 15. Провидение Божье



пространный список (в следующих нескольких абзацах), потому что хрис­тиане часто не отдают себе отчет в этом очевидном учении Писания. И все же следует помнить, что в каждом из этих примеров зло было на самом деле совершено не Богом, алюдьми или бесами, которые решили поступить имен­но так.

Очень ясный пример можно извлечь из истории об Иосифе. Писание ясно говорит, что братья Иосифа напрасно завидовали ему (Быт. 37:11), ненавиде­ли (Быт. 37:4,5,8), хотели убить его (Быт. 37:24), а затем продали в рабство в Египет (Быт. 37;28). Однако позднее Иосиф говорит своим братьям: «Бог по­слал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:5); «Вы умышля­ли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20)5. Здесь мы видим сочетание злых поступков, совершенных грешными людьми, которые по спра­ведливости несут ответственность за свои грехи, и пересиливающего зло кон­троля Бога, с помощью которого Бог исполняет Свои цели. Оба этих аспекта ясно обозначены в этихтекстах.

В истории об исходе из Египта постоянно подчеркивается тот факт, что Бог ожесточал сердце фараона. Бог говорит: «Я ожесточу сердце его» (Исх. 4:21), «Я ожесточу сердце фараоново» (Исх. 7:3), «Господь ожесточил сердце фарао­на» (Исх. 9:12), «Но Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 10:20, повторе 10:27 и снова в 11:10), «Я ожесточу сердце фараона» (Исх. 14:4), «Ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского» (Исх. 14:8). Иногда указывают на то, что в Писании говорится также, что фараон сам ожесточил свое сердце (Исх. 8:15,32; 9:34) и что ожесточение Богом сердца фараона было лишь отве­том на первоначальную непокорность и жестокость сердца, которую фараон проявил по своей собственной свободной воле. Однако следует отметить, что обетования Богаотом, что Он ожесточит сердце фараона (Исх. 4:21; 7:3), даны задолго до того, как мы узнаем, что фараон сам ожесточил свое сердце (впер­вые мы читаем об этом в Исх. 8:15). Кроме того, наш анализ содействия, при­веденный выше, в котором божественные и человеческие причины могут обус­ловить одно и то же событие, должен показать нам, что оба эти фактора могут действовать одновременно. Даже если фараон ожесточает свое сердце, это не противоречит утверждению о том, что Бог обусловил такое поведение фара­она, и, следовательно, можно сказать, что Бог ожесточает сердце фараона. И наконец, если кто-то считает, что Бог лишь усиливает злые желания и устрем­ления, уже присутствовавшие в сердце фараона, то такое рассуждение спра­ведливо (по крайней мере, в теории) для всего зла мира, так как у всех людей есть злые устремления и все совершают выбор в пользу злодеяний.

s В Пс. 104:17 говорится, что Бог «послал пред ними человека; в рабы продан был Иосиф* (или: «Послал пред ними человека, который был продан в рабство, — Иосифа*. —

Примеч.Пер.). [>v.:.n.,,,- г.«««,^—■.■ -- ■--................. -ч- -..--,,.,.. ", -.



Часть [I. Учение о Боге



~. Какова здесь была цель Бога? Павел размышляет об Исх. 9:16 и говорит: «Ибо Писание говорит фараону: „для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле"» (Рим. 9:17). Далее Павел выводит общую истину из частного приме­ра: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Ведь Бог также ожесточил сердца египтян, которые преследовали израильский народ до Красного моря: «Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его» (Исх. 14:17). Эта тема повторяется а Пс. 104:25: «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его».

Позднее в ветхозаветном повествовании мы встречаем похожий пример, когда хананеяне были уничтожены иудеями во время завоевания Палестины под предводительством Иисуса Навина. Мы читаем: «Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были...» (Нав. 11:20; см. также: Суд. 3:12; 9:23). Также и требова­ние Самсона о женитьбе на неверующей филистимлянке было «от Господа», так как Он искал случая «отмстить Филистимлянам. А в то время Филистим­ляне господствовали над Израилем» (Суд. 14:4), Мы читаем также о том, что сыновья Илии, когда он обличил их за злодеяния, «не слушали голоса отца своего; ибо Господь решил уже предать их смерти» (1 Цар. 2:25). Позднее «злой дух от Господа» мучил царя Саула (1 Цар. 16:14).

Когда Давид согрешил, Господь сказал ему через пророка Нафана: «...Вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами тво­ими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем. Ты сделал тайно; а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солн­цем» (2 Цар. 12: И, 12; исполнение в 16:22). Ради дальнейшего наказания гре­ха Давида «поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело», а затем умерло (2 Цар. 12:15-18). Давид понял, что Бог может на­править на него зло, так как позднее, когда Семей проклял Давида и начал бросать камни в него и в его слуг (2 Цар. 16:5—8), Давид не стал мстить Семею и сказал своим воинам: «Оставьте его, пусть злословит; ибо Господь повелел ему» (2 Цар. 16:11).

Затем Господь «возбудил»1 Давида сделать перепись населения (2 Цар. 24:1), но потом Давид признал, что это был грех: «Тяжко согрешил я, поступив так»

6 Еврейское слово, употребленное во 2 Цар. 24:1, где говорится, что Бог возбудил
Давида против Израиля, — это словоП1О, «возбуждать, провоцировать, подегрекать» (BDB,
р. 694). Это то же самое слово, которое употреблено во 2 Пар. 21:1, где говорится о том,
что сатана возбудил Давида сделать перепись Израиля, вЗ Цар 21:25, где говорится о том,
что Иезавель подущала Ахава на злодеяние, во Втор. 13:6 (7), где говорится о том, что
близкие могут уговаривать тайно поклоняться иным богам, и во 2 Пар. 18:31, где речь
идет о том, что Бог отвел сирийских воинов от Иосафата. v-i>>- i-j^jiv.,



Глава 15. Провидение Божье



(2Цар. 24:10), и Бог послал кару на землю из-за этого греха (2 Цар. 24:12-17). Однако очевидно также, что «Гнев Господень... возгорелся на Израильтян* (2 Цар. 24:1), и поэтому тот факт, что Бог возбудил Давида к греху, был сред­ством, с помощью которого Бог осуществил наказание израильского народа. Более того, средство, с помощью которого Бог возбудил Давида, ясно описа­но в 1 Пар. 21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». На этом примере Библия показывает нам три силы, которые так или иначе оказывают влияние на совершаемое действие: Бог, что­бы добиться нужного Ему результата, действовал через сатану, чтобы возбу­дить Давида на грех, но Писание считает виновными грехе Давида. И вновь, когда Соломон отвратился от Господа, поддавшись влиянию иноземных жен, «воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина» (3 Цар. 11:14), и «воздвиг Бог против Соломона еще противника, Разона, сына Елиады» (3 Цар. 11:23). Эти злые цари были «воздвигнуты» на Давида Ботом.

В истории Иова, хотя Господь и дал сатане разрешение причинить вред имуществу и детям Иова и хотя этот вред был причинен через злодеяния саве-ян и халдеев, а также через разрушительную силу ветра (Иов. 1:12,15,17,19), все же Иов смотрит дальше всех этих вторичных причин, и своей верой видит; что все это свершено рукой Господа: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно1 (Иов. 1:21). Ветхозаветный автор сразу же за сло­вами Иова добавляет: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге* (Иов. 1:22). Иову только что сообщили, что злодеи разо­рили его стада, и все же с великой верой и огромным терпением он говорит: «Господь... взял». Хотя он и говорит, что Господь сделал это, он не обвиняет Бога в зле и не говорит, что Бог совершил зло, он говорит: «Да будет имя Гос­подне благословенно!» Винить Бога за зло, которое Он совершил через вто­ричные действующие силы, — значит совершать грех. Иов не делает этого, Писание не делает этого, не следует делать этого и нам.

В другом месте Ветхого Завета мы читаем, что Господь «попустил... духа лживого в уста... пророков» Ахава (3 Цар. 22:23) и послал нечестивых асси­рийцев как «жезл гнева» для наказания Израиля (Ис. 10:5). Он послал также вавилонян, и в частности Навуходоносора, на Израиль со словами: «Приведу их на землю сию и на жителей ее» (Иер. 25:9). Затем Бог обещает, что Он так­же покарает и вавилонян: «Накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер. 25:12). Если появляется лгущий пророк, который изрекает лжи вое посла­ние, то, говорит Господь, «если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля» (Иез. 14:9, в контексте, повествую­щем об осуждении Израиля за идолопоклонство). В качестве кульминации целого ряда риторических вопросов, на каждый из которых подразумевается отрицательный ответ, Амос спрашивает: «Трубитли в городе труба, — и народ



Часть II. Учение о Боге



не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попус­тил бы?» (Ам. 3:6). Далее, в Ам. 4:6—12, следует описание целого ряда сти­хийных бедствий, где Господь напоминает народу, что Он послал на него голод, жажду, ржу и блеклость хлеба, гусениц, моровую язву и смерть юно­шей и коней, «и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Ам. 4:6,8-11).

Во многих из приведенных выше текстов говорится, что Бог наводит на народ зло и разрушение в осуждение за его грехи. Если народ непокорен или поклоняется идолам, тогда Господь использует злых людей, или бесовские силы, или «природные» бедствия для того, чтобы свершить осуждение. (Дело не всегда обстоит именно таким образом — на память приходят Иосиф и Иов, — но все же такое случается часто.) Возможно, представление о наказании за грех может помочь нам понять, хотя бы отчасти, как Бог может праведно до­пускать несчастья. Все люди грешны, ибо Писание говорит нам, что «все со­грешили и лишены славы Божией»(Рим. 3:23). Никто из нас не заслуживает милости или милосердия Божьего, алишь вечное проклятие. Поэтому, когда Бог свершает над людьми зло, для того чтобы дисциплинировать Своих чад, для того чтобы привести неверующих к покаянию или свершить осуждение проклятия и разрушения над ожесточившимися грешниками, никто из нас не должен обвинять Бога в несправедливости. В конечном счете все служит целям Бога — ради Его прославления и ради блага Его народа. Мы должны помнить, что, наказывая зло в не возрожденных (в фараоне, хананеянах и ва­вилонянах), Бог также прославляется через явление Его справедливости, свя­тости и силы (см.: Исх.9:16; Рим. 9:14-24).

Через пророка Исайю Бог говорит: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия1; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7; еврейское слово, переведенное «образовывать» — это ХПЗ, тоже самое слово, которое

' Другие версии передают еврейское слово 1П, «зло», как «несчастье» (N]V), «ropes (RSV) или «бедствие* (NASB), и это слово действительно может обозначать природные бедствия. Однако нет никаких причин ограничивать его значение исключительно при­родными бедствиями, так как это слово очень широко употреблялось для обозначения зла в целом — оно было использовано для описания древа познания добра и зла (Быт. 2:9), и развращения человечества, которое привело к потопу (Быт. 6:5), и зла жителей Содома (Быт. 13:13). Употребляя это слово, говорили: «Уклоняйся от ам и делай добро» (Пс. 33:15). Это же слово находим в тексте о тех, кто называл зло добром, а добро — адаи(Ис. 5:20}, и в высказывании о том, что «ноги их бегут ко.му»(Ис. 59:7; см. также: 47:10,11; 56:2; 57:1; 59:15; 65:12; 66:4). Есть еще десятки ветхозаветных текстов, где это слово обозначает моральное зло греха. Противопоставление «миру» (слово иЪ$) в том же самом предло­жении в Ис. 45:7 может быть аргументом в пользу того, что в виду имеется лишь «бед­ствие», однако эта вовсе не обязательно, так как моральное зло и извращенность, безус­ловно, также являются противоположностью святости Божьего мира («шалом»), (В Ам. 3:6 ПЙП — это другое, но близкое по значению слово.) Однако в Ис. 45:7 не говорится, что Ъог свершает зло (см. ниже), кинфц'»,1-л,ншшуч1и jwm/,i.-eiu ы-и'пкзты^!'-



Глава 15. Провидение Божье



употреблено в Быт. 1:1). В Пл. 3:38 читаем: «Не от уст ли Всевышнего происхо­дит бедствие и благополучие?»8 Израильский народ в период искреннего пока­яния вопиет к Богу: «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» {Ис. 63:17)9.

Жизнь Ионы — это поразительная иллюстрация содействия Бога, прояв­ляющегося в жизни человека. Люди на борту корабля, шедшего в Фарсис, бросили Иону в море. Писание говорит: «...Взяли Иону и бросилиего в море; и утихло море от ярости своей» (Ион. 1:15). Но пятью стихами позже Иона признает управление Бога их действиями, ибо он говорит: «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря» (Ион. 2:4). Писание утверждает и тот факт, что люди бросили Иону в море, и тот факт, что Бог бросил его в море. Управление Бога не вынуждало моряков сделать что-то противоречащее их воле, они даже не осознавали никакого божественного воздействия — ведь они просили у Гос­пода прощения, когда бросили Иону за борт (Ион. 1:14). Писание открывает нам, и это осознает и сам Иона, что Бог осуществил свой план через выбор воли реальных человеческих существ, которые несли моральную ответствен­ность за свои поступки. Способом, который нам непонятен и значение кото­рого скрыто от нас, Бог обусловил их выбор воли так, что они сделали именно то, что они сделали.

Самое величайшее злодеяние в истории — распятие Христа — спланиро­
вал Бог. И не просто тот факт, что это произойдет, но также и все конкретные
действия, связанные с этим событием. Члены Иерусалимской церкви пони­
мали это, так как они молились: „,

Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иису­
са, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом
Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя m.o?j
совет Твой (Деян. 4:27,28). ^л->~—

Все действия всех участников распятия Иисуса были «предопределены» Богом. При этом апостолы явно не вменяют Богу никакой моральной вины, так как эти действия были результатом выбора воли грешных людей. Петр ясно говорит об этом в своей проповеди в Пятидесятницу: «Сего, по опреде­ленному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деян. 2:23). В одном предложении он связывает Божий совети предведение с моральным осуждением, которое Он вменяет «без­законным». Богне принуждал ихдействовать против их воли; Бог осуществил Свой план через выбор ихволи, за который они, тем не менее, несут ответствен­ность.

е Еврейское слово, переведенное здесь как «бедствие*, — это!"IJTl, как в Ам. 3:6.

'Другая разновидность зла — это физическое увечье. Господь говорит Моисею: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?»(Исх.4:11).



Часть П. Учение о Бо?е



*-r,v В примере, сходном с тем, как Бог посылал духа лжи в уста пророков Аха-ва, мы читаем о тех, кто отказывается любить истину: «За сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:11,12). Петр же говорит своим читателям, что те, кто противится им и преследует их, кто не принимает Христа как Мессию, «претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (I Пет. 2:8)!.

.Eili-'

- S. Анализ стихов, повествующих о Боге и зле. Прочитав так много стихов, в которых говорится об использовании Богом злодеяний людей и бесов, как мы можем проанализировать все прочитанное?

'I*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: