Несомненно, одно из предназначений чудес состоит в подтверждении евангельской вести. Это было очевидно в служении Иисуса, и это признавали Нйкодим и другие: «...Мы знаем, что Ты —Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может ткорить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Это было очевидно также в проповеди тех, кто слышал Иисуса, так как они проповедошли «при засвидетельствовании от Бога знамениями чудесами, и различными силами, и раздаянисм Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4). Чтобы понять, была ли эта цель значима только во время первоначальной проповеди Евангелия (до написания Нового Завета), или же это
' Уорфилд продолжает: «Апостольская церковь являлась всюду как сама по себе дар Божий, демонстрируя обладание Духом через соответствующие деяния Духа —чудеса исцеления и чудеса силы, чудеса знания, будь то в форме пророчества или в форме различения духов, чудеса говорения на языках и их истолкования. Апостольская цер-ковьбыла, по определению, церковью, творящей чудеса» {Counterfeit Miracles, p. 5).
Хотя si и согласен с анализом Уорфилда, касающимся данных Нового Завета, есть кшогоспорного в его дальнейших рассуждениях, а также в основной мысли его книги, ртрая заключается в том, что по прошествии апостольской эпохи чудесные дары в церк- i прекратились и что в наши дни ожидать появления таких даров не следует, так как fir предназначал их только для подтверждения проповеди апостолов в начальный пери-|становления церкви, когда апостолы еще были живы.
5 Подробнее этот вопрос рассматривается ниже, в гл. 51, посвященной духовным
404 Часть П. Учение о Боге
распространяется на всю эпоху церкви, нужно решить, что именно подтверждают чудеса — только абсолютную истинность Писания (как слов Самого Бога) или же Евангелие в целом, когда бы оно ни было проповедано. Как мы увидим ниже, чудеса свершались не только теми, кто записывал тексты Писания или говорил с абсолютным апостольским авторитетом11. Этот факт говорит о том, что чудес, даруемых нам в подтверждение Евангелия, можно ожидать в течение всей эпохи церкви.
Когда происходят чудеса, они свидстсльствуютотом,чтоБогвоистину действует, и тем самым помогают проповеди Евангелия. Самаритянка сказала жителям своего селения: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала» (Ин. 4:29), и многие из самарян уверовали в Христа. Такие ситуации часто имели место во времена служения Иисуса, а также и в период ранней церкви. Когда Филипп отправился в самаринский город, произошло следующее:
Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса; ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись; и была радость великая в том городе (Деян. 8:6—8).
Когда был исцелен расслабленный Эней, «видели его все, живущие в Лид-де и в Сароне, которые и обратились к Господу» (Деян. 9:35). Когда Тавифа была воскрешена из мертвых, «это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа» (Деян. 9:42) и.
1' См. ниже, с. 406.
12 Процитированные стихи показывают позитивную роль чудес в обращении людей К вере. Иногда говорят, что. называя чудеса сиидетельством Евангелия, мы тем самым принижаем значение Благой вести и считаем, что сама по себе она неспособна привести людей к вере (см. в особенности: James M. Boice, "A Better Way: The Power of Word and Spirit", in Michael Scott Horton, ed.. Power Religion [Chicago: Moody, 1992], 119—136). Однако это возражение нельзя считать серьезным, так как ни Иисус, ни Павел так не рассуждали — оба они совершали чудеса, проповедьтвая Евангелие, а Иисус и Своим ученикам заповедал поступать точно также (Мф. 10:7,8), Мы должны помнить, что Сам Бог «свидетельствовал» о Евангелии «знамениями и чудесами, и различными силами, и раз-даянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4); вряд ли можно сказать, что у Него неверный вл'лнд на силу евангельской проповеди.
Евангелие от Иоанна — особенно ценный источник по теме чудес как силы, привлекающей людей к вере в Христа (см.: Ин. 2:11,23; 3:2; 4:53,54; 6:2,14: 7:31; 9:16; 11:48; 12:11; 20:30,31). Это резко контрастируете точкой зрения Д. А. Карсона (D.A.Carson, "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", in Horton, Power Religion, pp. 100, 101), который допускает позитивную роль чудес в обретении людьми веры, но сводит ее к минимуму. Удивительно, ко он не рассматривает многие из упомянутых выше текстов и видит неодобрительное отношение к чудесам в стихах, где такой негативной оценки отнюдь не содержится, напр., в Ин. 2:23—25; 4:48; и 20:29—31. Не следует думать, что если проповедь сопровождается чудесами, то вера обращенных будет слабее (как считает Карсон, р. 101); если следовать этой логике, то уверовавшие во время проповеди Иисуса Петр и Павел обладали слабой иерой, — вряд ли такой взгляд можно назвать новозаветным!
Глава 16. Чудеса___ ______ _____ ____ 405
Второе предназначение чудес в Новом Завете — это свидетельство о том, что Царство Божье пришло и что оно начато распространять свое благотворное влияние на жизни людей. Ведьрсзул ьтаты чудес Иисуса демонстрируют признаки Царства Божьего. Иисус сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Его победа над разрушительными силами сатаны показала, каково Царство Божье. Таким образом, каждое чудо исцеления или изгнания беса приближало Царство и помогало осуществлять служение Иисуса, ибо Он явился с Духом Господним «благовествавать нишим... исцелять сокрушенных сердцем, прогто-иедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк, 4:18).
Иисус дал Своим ученикам «силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповелывать Царствие Божие и исцелять больных» (Л к. 9:1,2). Он повелел им: «Ходя же проповедайте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» {Мф. 10:7,8; ср.: Мф. 4:23; 9:35; Дсян. 8:6,7,13).
Третье предназначение чудес — помощь нуждающимся. Двое слепцов неподалеку от Иерихона восклицали: «Помилуй нас!», и Иисус, «умилосердившись», исцелил их (Мф. 20:30,34). Когда Иисус увидел большую толпу людей, Он «сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14:14; см. также: Лк. 7:13). Здесь чудеса являются свидетельствами сострадания Христа.
Четвертое предназначение чудес, связанное со вторым, — это удаление препятствий на пути чьего-либо служения. Как только Иисус исцелил тещу Петра, «она встала и служила им» (Мф. 8:15). Когда Бог смилостивился над Епафродитом и возвратил ему здоровье, Епафродит смог служить Павлу и исполнять свои обязанности посланца к филиппийской церкви (Флп. 2:25:30). (Как бы это ни случилось — чудесным или обычным образом, Павел связывает это событие с милостью Божьей, см.: Флп. 2:27.) Хотя текст открыто не говорит, что Тавифа (или Доркас). которая «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36), вернулась к ним после того, как Господь через Петра воскресил се из мертвых (Дсян. 9:40,41), все же упоминание о добрых делах, свидетельствовавших о ее бескорыстной заботе о ближних (Деян. 9:39), предполагает, что она снова вернулась к своему служению милосердия после своего воскресения из мертвых. Не случайно Павел ожидает, что употреблениевцерквичудесныхдаровбудетназидатьлюдей(1 Кор, 12:7; 14:4, 12,26).
И наконец, пятое предназначение даров (которому способствуют и все прочие) — это прославление Бога. После того, как Иисус исцелил расслабленного, народ «удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:8). Когда Иисус исцелил человека, слепого от рождения, Он сказал, что тот был слеп «для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин.9:3).
406 Часть П. Учение о Боге
Г. Только ли апостолы могли творить чудеса?
/. Необычайная концентрация чудес в служении апостолов. Иногда утверждают, что чудеса могли совершать только апостолы или связанные с ними люди. Прежде чем рассмотреть аргументы сторонников дан ной точки зрения, важно отметить, что существуют определенные указания на тот факт, что значительная концентрация чудес характеризовала апостолов как особых представителей Христа. Например, Богу было угодно произвести исключительные чудеса через Петра и Павла в самый ранний период церкви:
Руками... Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса... Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женшин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все (Деян. 5:12-16).
Когда Павел был в Эфесе, «Бог... творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела сто, и у них прекращались болезни, и злые духи выходил и из них» (Деян. 19:11,12)|3. Другой пример — воскрешение Тавифы. Когда она умерла, ученики в Иоппии послали за Петром, чтобы тот молился о ее воскрешении из мертвых (Деян. 9:36-42). Вероятно, они обратились к Петру, так как считали, что Богдаровал ему (или всем апостолам) необычайную силу чудотворения. Также и служение Павла в целом характеризовалось чудесными происшествиями; в Послании к Римлянам Павел подводит краткий итог своему служению словами о том, что Христос свершил через него для приведения язычников к послушанию «силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19).
Тем не менее необычайная концентрация чудес в служении апостолов не доказывает, что другие люди не совершили ни одного чуда. Как мы ясно увидели, «чудотворсния»О Кор. 12:10) и иные чудесные дары (в тексте 1 Кор. 12:4-11 упоминаются многие из них) были частью жизни коринфской церкви, Павел также знает о том, что Бог совершает чудеса и в галатийской церкви (Гал. 3:5).
2. Что такое «признаки Апостола» (см.: 2 Кор. 12:12)? 'Тогда почему же многие говорят о том, что чудеса были признаками, присущими лишь апостолам? Их аргументы основываются по большей части на 2 Кор. 12:12, где Ш-
13 Ни об одном из этих случаев не следует думать как о «магии», которая действова
ла через соприкосновение с тенью Петра или с платком Павла; все это — указания на то,
что Святому Духу угодно было дать служению этих людей настолько полную и исключи
тельную силу, что Он распространял Слое действие даже на те вещи, к которым они
приближались или прикасались.,.,...,
Глава 16. Чудеса_________________________ 407
вел говорит: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). Подразумевается, как считают многие, что люди, которые небыли апостолами (или их сподвижниками), не имели подобной власти и не могли свершать эти чудесные знамения14. Кроме того, утверждают, что чудеса прекратились со смертью апостолов и их соратников. Из этого заключают, что в наши дни ожидать чудес не следует. (Людей, придерживающихся такой позиции, часто называют цессационистами [от лат. cessatio; «прекращение». — Примеч. пер.], так как они считают, что чудеса «прекратились» па раннем этапе истории церкви.)
Размышлял над этим вопросом, следует помнить, что в ключевом тексте,
который принимается за основу (где говорится о «признаках Апостола», 2 Кор.
12:12), Павел не утверждает, что он — апостол, в отличие от другиххристиан,
которые не являются апостолами. Он скорее пытается доказать, что он ис
тинный представитель Христа, в отличие от «лжеапостолов» (2 Кор. 11:13),
ложных представителей Христа, служителей сатаны, которые принимают вид
«служителей правды» (2 Кор. 11:14,15). Короче говоря, противопоставление
здесь проводится не между апостолами, которые могли творить чудеса, и обыч
ными христианами, которые не могли творить чудес, а между подлинными
апостолами-христианами, в которых действовал Святой Дух, и лжецами-
нехристианами, в которых Духа не было, утверждающими, что они — апос
толы. Таким образом, даже если мы понимаем «признаки Апостола» как спо
собность творить чудеса, нам следует помнить, что люди, использующие этот
текст для доказательства того факта, что чудеса не могут быть свершены в
наши дни христианами, вырывают выражение «признаки Апостола» из его
контекста и используют его в таком смысле, который Павел и не предполагал
в него вкладывать. Павел отделяет себя здесь от нехристиан, а эти люди ис
пользуют его текст для отделения Павла от других христиан.:.,
Кроме того, внимательное изучение текста 2 Кор. 12:12 показывает, что весьма сомнительно, чтобы выражение «признаки Апостолов» здесь обозначало бы чудесные «знамения». В этом же самом стихе Павел различает «признаки Апостола» и чудеса, которые он называет «знамениями, чудесами и силами», отмечая, что чудеса осущестапяются вместе с признаками апостола: «Признаки Алос- гтшоказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами»^.
14 См.: Waller J. Chanlry, Signs ofthe Apostles, 2d ed. (Edinburgh: Banner of Truth, 1976), esp. pp. 17-21; B. B. Warfield, Counterfeit Miracles', Norman Geisler, Signs and Wonders (Wheaiori: Tyndale House, 1988).
13 Это разделение определяется грамматикой греческого текста, в котором выражение «признаки Апостола» стоит в именительном падеже, а «знамения, чудеса и силы» — в дательном, и, таким образом, эти слова не могут вторично определять «признаки Апостола* к качестве приложения: существительные в синтаксической роли приложения в греческом должны быть в том же падеже. (NIV не принимает в расчет грамматику и переводит так, словно второе выражение является в отношении первого приложением, RSV и NASB более точны.)
Часть II. Учение о Боге
Последнее выражение содержит в себе три термина, обозначающих чудеса, и поэтому должно означать именно чудеса (ср.: «знамения и чудеса» в Деян. 4:30; 5:12; 14:3; 15:12; Рим. 15:19; Евр. 2:4 и др.). Таким образом, первое выражение, «признаки апостола», должно обозначать что-то иное — то, что сопровождает знамения и чудеса и что совершается «вместе» с ними!6.
На самом деле, хотя слово «знак» (или «знамение» — Примеч. пер,), по-гречески (tyrj^Eiov), часто означает чудеса, спектр его значений гораздо более широк. Zrit-Leiou просто означает«нечто, указывающее на что-то другое»17. Во 2 Кор. 12:12 «признаки» апостола правильнее всего истолковывать как все то, что характеризовало апостольскую миссию Павла и показывало, что он — истинный апостол18. Нам не приходится гадать, что это были за признаки, так как вес в том же Втором послании к Коринфянам Павел говорит, что отличало его как истинного апостола:
.' ■ 1. Духовная сила в борьбе со злом (10:3,4,8-11; 13:2-4,10).
2. Ревностная забота о благе церквей (11:1—6). ■;■■"'
3. Знание Иисуса и Его евангельского плана (11:6). ""it*1 '■■
1 4. Умение терпеть недостаток и никому не докучать (11:7—11).
^ 5. Умение не превознеситься в церкви; не применять физического наси-лия(11:20,21).
6. Трудности и страдания ради Христа (11:23—29).
7. Вознесение на небо (12:1—6).
16 Как отмечает и сам автор, существительные «знамения», «чудеса» и «силы» в гре
ческом тексте стоят в дательном падеже, который функционально в этом случае почти в
точности соответствует русскому творительному, т. е. в синтаксическом плане вся конст
рукция отвечает на вопрос «как?» или «каким образом?» Вполне вероятно, что эти суще
ствительные не адекватны «признакам Апостола» ни каждое в отдельности ни все вмес
те, однако выводить это утверждение из грамматики — большая натяжка. В этом месте
автор, не вполне улавливая нюанс падежного значения, говорит о слове «вместе» (with),
которое присутствует только в английском переводе и, опять-таки, отвечает на вопрос
«как?», а не «наряду с чем?» — Примеч. пер.
17 «Знаками» называли многие вещи, не имеющие никакого отношения к чудесам,
Напр., собственноручная подпись Павла — это «знак» (2 Фес. 3:17); «обрезание» — это
«знак» вмененной Аврааму праведности (Рим. 4:11); поцелуй Иуды — это «знак» иудей
ским предводителям (Мф. 26:48); радуга — это «знак» завета (Быт. 9:126 LXX); трапе
за с пресным хлебом во время Пасхи — это «знак» избавления (Исх. 13:9 LXX); черв
леная веревка Раавы — это «знак», который лазутчики велели ей повесить на своем окне
(1 Клим. 12:7).
18 Среди современных комментариев на Второе послание к Коринфянам я нашел
только три работы, в которых «признаки апостола» во 2 Кор. 12:12 толкуются как чудеса:
Colin Kruse, The Second Epistle о/Paul to the Corinthians, TNTC (Leicester: Inter-Varsity Press,
and Grand Rapids: Eerdmans, 1987), p. 209; Jean Hering, The Second Epistle of Saint Paul to the
Corinthians, trans. A. W. Heathcote and P. J. Ailcock (London: Epworth, 1967), pp. 95, 96; and
Глава 16. Чудеса_______________________ 409
-' 8. Смирение и вера в необходимость «жала в плоть» (12:7-9). ■ *г
■'■- 9.Сила вслабости(12:10).
Чудеса могут относиться к первому из перечисленных пунктов, однако это, безусловно, не самый принципиальный аспект «признаков Апостола»..
Другое свидетельство о том, что «признаки Апостолов» во 2 Кор. 12:12 — это именно качества, а не чудеса, заключается в том факте, что Павел говорит: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (курсив мой. — У. Г.). В словах о том, что чудеса свершались «всяким терпением», не имели бы никакого смысла, так как многие чудеса происходят мгновенно. При этом слова о том, что уподобление Пав-лаХристу в страданиях ради коринфян свершалось «всяким терпением», вполне логичны.
Следует отметить, что нив одном пункте этого списка Павел не говорит о том, что чудеса доказывают подлинность его апостольства. Можно даже сказать, что большая часть признаков, о которых он говорит, не отличала его от других истинных христиан. Однако эти признаки подлинно отличают его от служителей сатаны, лжеапостолов, которые вовсе не являются христианами: ихжизнь отмечена не смирением, а гордыней; не самопожертвованием, а эгоизмом; не щедростью, а алчностью, не стремлением принести пользу другим людям, а стремлением вознестись над ними; не духовной силой в физической немощи, а уверенностью в их природной силе; не трудностями и страданием,
Murray Harris, "2 Corinthians", ЕВС, 10:398. Эти авторы истолкоиьшакл это выражение именно так, однако ни в одной из их работ не приводится каких-либо аргументов в пользу данной точки зрения, а Харрис отмечает также альтернативную точку зрения, в соответ-ствше которой «признаки» — это измененная жизнь коринфян и жизнь Павла, проник-нутап подражанием Христу.
Большая часть комментаторов понимает «признаки Апостола» в гораздо более широком смысле, в том числе как обозначение особенностей жизни Павла и результаты его служения. См.: Philip E. Hughes, Paul's Second Epistle to the Corinthians, NIC (Grand Rapids: Eerdmans, 1962), pp. 456-458 (следуя за Златоустом и Калышном); Ralph P. Martin, // Corinthians, WBC (Waco, Tex.: Word, 1986), pp. 434-438 (с подробным обоснованием); Alfred Plummer, A Critical and Exegetical Commentary on the Second Epistle of St. Paul to the Corinthians, ICC (Edinburgh: T. & T.Clark, 1915), p. 359; R. V. G. Tasker, 2 Corinthians, TNTC (London: Tyndale Press, 1958), p. ISO; Charlestiougs, An Exposition of land2Corinthians (Wilmington, Del.: Sovereign Grace, 1972 [reprint]), pp. 359,360; John Calvin, The Second Epistle of Paul the Apostle to the Corinthians..., trans. T. A. Smail, ed.by D. W. Tor-lanceandT. F. Torrance (Edinburgh; Oliver and Boyd, and Grand Rapids: Eerdmans, 1964), pp. 163,164; см. также: J. B. Lightfoot, The Epistle of St. Paul to the Galatians (Grand Rapids: Znndervan, 1957), p. 99. Многие из этих комментаторов считают «признаки Апостола» как нечто сопровождаемое чудесами или включающее в себя чудеса, но ни один из них не считает, что это выражение в первую очередь, или даже исключительно, обозначает чудеса.
410 Часть II. Учение о Боге
а поисками удобств и комфорта19. Когда Павел действовал среди них, подобно Христу, его действия был и «признаками» того, что его утвержден не об апостольстве было истинным, таким образом, эти качества были «признаками Апостола». В таком контексте «признаки», которые отмечают подлинного апостола, не обязательно являются качествами, показывающими абсолютное различие между Павлом и другими христианами; это скорее качества, свидетельствующие о подлинности его служения, в отличие отложных служений. Здесь он не объясняет коринфянам, как отличить апостола от других христиан (он делает эта в 1 Кор. 9:1,2; 15:7—11; Гал. 1:1, 11—24, упоминая о личной встрече с воскресшим Христом и назначение Им на апостольство), здесь он говорит о том, что такое подлинное служение, утвержденное Христом.
Тогда почему же Павел добавляет, что все эти признаки подлинного апостольства свершались среди коринфян «знамениями, чудесами и силами»? Он Просто говорит еще об одном дополнительном доказательстве подлинности своего апостольства. Чудеса, конечно же, играли значительную рол ьв утверждении истинности проповеди Павла, а коринфяне могли это либо отнести, либо нет к выражению «признаки Апостола» — в дополнение к прочим признакам подлинного апостольства в его служении имеласьтакже чудесная демонстрация силы Божьей20.
Есть и еще один важный аргумент. Широкий контекст Нового Завета показывает, что чудеса свершались нетолько апостолами, но и другими, например, Стефаном (Деян. 6:8), Филиппом (Деян. 8:6,7), христианами в галатий-ских церквах (Гал. 3:5) итеми, кто обладал даром «чудотворений» втеле Хрис-Товомвцелом(1 Кор. 12:10,28). Чудеса сами по себе не могуг рассматриваться как исключительный признак апостольства. Ведь в 1 Кор. 12:28 дары «чудо-творения» и «исцеления» перечисляются отдельно: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во- вторых пророками, в-третьих учителями: далее, иным лал силы чудодейственные, также дары исцелений..,»
Схожее свидетельство дано нам в Мк. 16:17,18. Хотя существуют серьезные сомнения в аутентичности этого текста как части Евангелия от Марка31,
)ч Некоторые толкователи считают, что лжеапостолы творили чудеса и утверждали, что имеют откровения от Бога, поэтому Павлу приходилось заявлять о более значимых чудесах и откровениях. Однако во Втором послании к Коринфянам ничего не говорится _$ чудесах и откровениях лжеапостолов.
20 Следующий стих также дает подтверждение такому толкованию: «Ибо чего у вас недостает пред прочими церквами?..» (2 Кор. 12:13). Тот факт, что у них не было недостатка в заботе и внимании Павла, доказывал им, что в их среде совершались «признаки Апостола» только в том случае, если они включали в себя все служение Павла коринфянам, т. е. они не были только чудесами.
31 Данные рукописей и стилистический анализ показывают, что эти стихи не были частью Евангелия, написанного Марком (о текстуальных вариантах см. в гл. 4).
Глава 16. Чудеса_________________________ 4П
он, тем не менее, имеет очень ранее происхождение2' и отражает, по крайней мере, одну из традиций ранней церкви. В этом тексте Иисус говорит:
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Здесь власть совершать чудеса также воспринимается как способность; присущая всем христианам. Те, кто записал и передал потомкам эту традицию и кто считал ее подлинным учением Иисуса, явно не считали, что чудеса могли свершать исключительно апостолы и их сподвижники23.
Иногда уверяют, что чудеса могли свершать только апостолы и их сподвижники или те, на кого апостолы возлагали руки24. Однако доказательств такого мнения практически нет, так как все в истории новозаветной церкви свершалось через апостолов и их сподвижников. В таком случае можно сказать следующее: «В новозаветные времена церкви основывали только апостолы и их сподвижники, поэтому в наши дни мы не должны основывать церкви». Или: «В новозаветные времена миссионерскую работу в других странах велитолько апостолы и их сподвижники, поэтому в наши дни мы не должны вести миссионерскую работу в других странах». Эти аналогии демонстрируют несостоятельность приведенного аргумента. НопыЙ Завет прежде всего показывает нам, как церковь должна действовать, а не то, как она не должна действовать.
Однако если многие другие христиане в церкви I в, свершали чудеса силой Святого Духа, то власть свершать чудеса не могла быть тем признаком, который отличал апостолов от прочих христиан.
3. Определение «чуда» Норманом Гайслером. Одна из недавних попыток опровергнуть мнение о том, что чудеса происходят и в наше время, принадлежит Норману Гайслеру25. Гайслер дает болееофаниченнос определение чуда, чем принятое в этой главе, и использует это определение для опровержения мнения о вероятности чудес в наше время. Гайслер говорит, что «чудеса 1) всегда успешны, 2) мгновенны, 3) необратимы, 4) дают подтверждение миссии посланца Божьего»26. Доказательства этим тезисам он в большом количестве
■а
1!Он включен во многие рукописи «Диатессарона»Татиана(170п н. э.), его цитирует Ириней (ум. в 202 г. н.э.) и Тертуллиан (ум. в 220 г. н.э.).
!3Я благодарю ХаролдаХехнера (Harold Hoehner), профессора Даллаской богословской семинарии, за идею сравнить тексты 1 Кор. 12:28 и Мк. 16:17 (хотя он, возможно, не согласится с моими выводами, изложенными в этом разделе).
" Напр.: Chantry, Signs, pp. 19-21.
"Norman Ge\s\eT, Signs and Wonders. Era определение чудес см.: р. 28—32 и 149—155.
2Ь Ibid, p. 28-30.
Часть П. Учение о Боге
находит в служении Иисуса; однако, как только Гайслер выходит за рамки жизни Иисуса и пытается доказать, что другие люди, обладавшие властью свершать чудеса, никогда не терпели неудач, его аргументация становится менее убедительной. В случае с мальчиком, одержимым бесом, которого ученики не смогли освободить (Мф. 17:14-21), он говорит, что «ученики просто на время забыли, что им следует использовать ту силу, которую Иисус уже передал им»27. Однако этот аргумент неубедителен, ведь Гайслер говорит, что власть свершать чудеса всегда дает положительный результат! А если он сталкивается с тем, что противоречит его тезису, то отвечает, что они просто «забы-ли», как творить чудеса. Иисус, однако, рассуждает иначе, чем Гайслер, Он говорит: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). Чем меньше вера, тем меньше и власти творить чудеса.
Что же касается того факта, что Павел не смог исцелить Епафролита (Флп. 2:27), Гайслер вынужден с неуверенностью говорить о том, что Павел, может быть, и не пытался исцелить его (хотя тот и пришел к нему в темницу и был так болен, что едва не умер) или что «Павел на тот момент уже не обладал даром исцеления»21. То же самое предположение он использует для того, чтобы объяснить, почему Павел оставил больного Трофима в Милите (2 Тим. 4:20). В этих случаях Гайслер идет гораздо дальше, это не обычное цессационист-ское заявление о том, что чудеса прекратились со смертью апостолов, — он говорит, что чудеса прекратились в жизни величайшего из апостолов уже до его первого римского заточения. Едва ли эти слова можно счесть убедительными в применении к апостолу, чье служение постоянно сопровождалось «силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:1 9) и который торжественно пишет в своем последнем послании: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
Данное Гайслером определение чуда не подходит и к случаю со слепцом, на которого Иисус возложил руки, так как слепец не сразу смог видеть ясно, сначала он увидел «проходящих людей, как деревья». Только после того, как Иисус возложил на него руки во второй раз, он «стал видеть все ясно» (Мк. 8:24,25). Гайслер отвечает, что Иисус Сам желал провести исцеление б два этапа, чтобы показать ученикам на этом символическом примере постепенный рост в их духовной жизни23. Хотя в тексте ничего об этом не сказано, возможно, это правда, но даже и тогда это опровергает тезис Гайслера, таккак если Сам Иисус пожелал исцелить человека в два этапа в те времена, то Он может пожелать исцеления людей в два этапа и в наши дни — или даже в три и более этапов. Как только Гайслер допускает, что Бог для достижения Своих
27 Norman Geisler, Signs and Wonders, p. 150,
2B Ibid.
M Ibid, p. 153, 154.
Глава 16. Чудеса
■4ft'"
целей может желать совершения чуда в несколько этапов, его заявление о том, что чудесадолжны быть мгновенны, теряет почву3".
Вместо определения Гайслера правильнее было бы принять мысль отом, что даже те люди, которым Бог дарует способность свершать чудеса, не могут свершать их по своему желанию, так как Святой Дух постоянно «разделяет» эти способности между людьми «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11; слово «разделять» в греческом тексте — это причастие настоящего времени, что указывает на продолжающуюся деятельность Святого Духа). Кроме того, едва ли есть причины исключать из категории «чуда» (как, судя по всему, делает Гайслер) необычные случаи ответов на молитвы, придавая определению чуда крайне ограниченный характер. Например, Бог отвечает на постоянные и продолжительные молитвы о физическом исцелении (и этому невозможно дать медицинского объяснения), но отвечает лишь спустя многие месяцы и даже годы; при этом Он ясно показывает, что отвечает именно на молитвы, и люди приходят в изумление и прославляют Бога. В таком случае нет никаких оснований утверждать, что это вовсе не было чудом, лишь потому, что ответ на молитвы не был мгновенным. Кроме того, Гайслер не учитываеттого факта, что духовные дары, как чудесные так и «обычные», могут отличаться по своей силе (начто указывают многие новозаветные тексты)31.
4. Послание к Евреям (2:3,4). Еще один текст, который часто используют для подтверждения мысли о том, что чудеса могли свершать только апостолы и их сподвижники — это Евр. 2:3,4. Здесь автор говорит, что весть о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании32 от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, ираздаянием Духа Святого по Его воле».
Поскольку здесь говорится, что чудеса явились через тех, кто лично слышал Господа («слышавшими от Него»), утверждают, что нам не следует ожи-датьевершения чудес другими людьми, которые лично не слышали проповеди Господа и не были свидетелями Его служения33.
w Гайслер также с большим трудом объясняет текст Мк. 5:8 (где Иисус несколько раз приказывает бесам выйти) и Мк. 6:5 (где говорится о том, что Иисус был не способен свершить чудо в Назарете по причине неверия людей) (см. р. 149, 152).
"Об этом см. ниже.
й KJV переводит: «При засвидетельствовании илот Бога знамениями и чудесами...» Такой перевод предполагает, что чудеса свидетельствовали тем людям, которые слышали первую проповедь Иисуса. Однако в греческом тексте нет слова «им», и современные версии не следуют этому переводу.
"См. напр.: Chantry, Signs of the Apostles, pp. 18, 19: «Само Писание воспринимает новозаветные чудеса как Божий разрешительный штамп на проповеди апостолов, которая была богодухновеиным воспроизведением того, что они видели и слышали, находясь рядом с Иисусом. Мысль об этих чудесах должна усиливать наше уважение к авторитету их слов и наше внимание к ним».
i
Часть П. Учение о Боге
Однако в данном случае также есть попытка получить из текста больше, чем он содержит на самом деле. Во-первых, выражение «слышавшие от Него» (Евр. 2:3), несомненно, обозначает не исключительно апостолов, так как Иисуса слушали и многие другие люди. Однако нужно отметить еще более важное обстоятельство — в этом утверждении речь идет о том, о чем текст просто-напросто не сообщает. Факт, что евангельская весть подтверждалась чудесами, когда ее проповедовали люди, слышавшие Иисуса, ничего не говорит о том, подтверждалась ли она чудесами, когда Евангелие проповедовали люди, не слышавшие Иисуса. И наконец, в этом тексте говорится о том, что проповедь подтверждалась не только «знамениями и чудесами, и различными силами», но также «дарами Святого Духа» (греческий текст можно понять как «дарами Святого Духа, распределяемыми по Его воле», однако в нем отсутствует слово «дары» и дословно он гласит: «распределениями [или даже «раздачами* — liepia^dig] Святого Духа по Его воле». — Примеч. пер.). Если кто-то берется утверждать, что в этом тексте говорится о том, что чудеса могли совершать только апостолы и их сподвижники, то ему придется сказать также, что дары Святого Духа тоже присутствовали исключительно в новозаветной церкви. Однако лишь немногие скажут, что в наши дни даров Святого Духа более нет34.
5. Заключение: действительно ли только апостолы могли совершать чудеса? Если служение в силе и славе Святого Духа характерно для новозаветной эпохи (2 Кор. 3:1 — 4:18), то ожидать нам следует как раз противоположного — что второе, третье и четвертое поколения христиан, которые также знают Христа и силу Его воскресения (Флп. 3:10), постоянно исполнены Духом Святым (Еф. 5:17), ведут духовную брань тем оружием, которое имеет божественную власть на разрушение твердынь (2 Кор. 10:3,4), которым дан не дух боязни, «но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7), которые сильны в Господе и в Его мощи и которые облеклись в доспехи Божьи, чтобы восстать против миропра-вителей тьмы века сего, противдухов злобы поднебесной (Еф. 6:10—12), будут также обладать способностью нести служение Евангелия не только в истине и в любви, ной при чудесных проявлениях силы Божьей. В Новом Завете трудно увидеть причину, по которой только служение апостолов должно было бьпь «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Бо-жией»(1 Кор. 2:4,5).
Хотя в служении апостолов мы наблюдаем большое количество чудес, нет никаких оснований полагать, что после смерти апостолов чудес было мало
34 Другой аргумент в пользу мнения о том, что чудеса могли иметь место только в I п., заключается в утверждении, чго некоторые чудеса, такие, как лар пророчества, всегда дают новое откровение, равное по авторитету Писанию. Этот аргумент детально рассмотрен ниже, игл. 51, 52.
,*|.!ци * эинь"нн<;.-uie^j hoop.-.i >■»■ --.■■• \
Глава 16. Чудеса
или что их совсем не было. Апостолы были руководителями церкви нового завета, и их жизнь и проповедь были отмечены силой Святого Духа, производившей чудеса. Кроме того, они дали церкви такой пример, которому она может стремиться подражать в ходе всей своей истории, если только Богу-Духу Святому угодно свершать чудеса ради назидания церкви35.
Д; Ложные чудеса
Маги при дворе фараона были способны совершать ложные чудеса (Исх. 7:11,22; 8:7), хотя и вынуждены были признать величие силы Божьей (Исх. 8:19). Симон волхв в Самарии изумлял народ своими магическими действиями (Деян. 8:9—11), хотя чудеса, свершенные через Филиппа, были гораздо более славными (Деян. 8:13). В Филиппах Павлу встретилась молодая служанка, «одержимая духом прориштельным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16:16), и Павел изгнал этого духа {Деян. 16:18). Кроме того, Павел говорит, что пришествие человека греха «будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. 2:9,10) и что это обольщение ложными чудесами произойдет «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10). Это означает, что люди, в последние времена совершающие ложные чудеса силою сатаны, не будут говорить истины, но станут проповедовать лжесвангелие. Наконец, Отк. 13 показывает нам, что второй зверь поднимется «из земли». О нем говорится, что он обладает «всею властью первого зверя» и «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле» (Отк. 13:11-14). И вновьлож-ные чудеса сопровождает лжеевангелие: его власть свершается во взаимодействии с первым зверем, который говорит «гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его ижилише Его» (Отк. 13:5,6).
Из этого обзора ложных чудес в Писании очевидны два вывода: 1) власть Бога в свершении чудесных знамений гораздо более велика, чем власть сатаны, и народ Божий побеждает в столкновениях с силой творящих зло. Поэтому Иоанн и говорит верующим, что «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире»
н Однако христианам следует быть крайне осторожными И соблюдать точность в своих рассказах о чудесах, если они действительно происходят. Если христиане будут даже в небольшой степени преувеличивать или искажать те обстоятельства, при которых произошло чудо, то это принесет большой вред Евангелию. Сила Святого Духа достаточно велика для того, чтобы действовать так, как Ему угодно, и нам никогда не следует «приукрашивать» действительные факты только для того, чтобы они выглядели более привлекательными. В каждой ситуации Бог совершает именно то, что Ему угодно совершить.
Часть If. Учение о Боге
(1 Ин. 4:4)36. 2) Ложные чудотворцы всегда отрицают Евангелие. Нигде в Писании нет указаний на то, что подлинные христиане, в которых пребывает Святой Дух, могут творить ложные чудеса. Даже в городе, исполненном поклонения идолам и бесам (см.: 1 Кор. 10:20), Павел говорит коринфским верующим, многие из которых сами прежде жили как язычники, что «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Здесь Павел дает им уверенность в том, что человек, подлинно исповедующий Иисуса Господом, имеет в себе Духа Святого. Очень важно, что сразу же после этого он начи нает рассматривать вопрос о духовных дарах, которые есть у «каждого» верующего (I Кор. 12:7).
Мыдолжны быть уверены в истинности чудес тех, кто совершает подлин
ное исповедание веры (1 Кор. 12:3), кто верит в воплощение и в божественность
Христа (1 Ин. 4:2), в чьей жизни видны плоды Святого Духа и чье служение
также приносит добрый плод (Мф. 7:20; ср.: Ин. 15:5; Гал, 5:22,23); нам следует
благодарить Бога за то, что Святой Духдействует даже втех, кто, можетбыть,
неразделяетвссхнашихубсжденийповсем вопросам учения37. Действительно,
если бы Бог свершал чудеса только через тех, кто совершен как в учении, так
и в поведении, то чудес не было бы до самого возвращения Христа.^,.........................................
jabt: J <■:-
Е. Следует ли христианам в наши дни ожидать чудес? "Г!'п
Одно дело — говорить о том, что чудеса могут происходить в наши дни, иное дело — просить Бога о свершении чуда. Могут ли христиане просить Бога об этом?
Ответ на это вопрос зависит от того, какова цель, ради которой человек ищет чуда. Безусловно, неправильно искать чудес для того, чтобы увеличить собственную власть или славу, подобно Симону волхву. Петр сказал ему:
36 Могут возразить, что исключением будет видение конца времен в Отк. 13:7, где
зверю «дано было... вести войну со святыми и победить их» (Отк. 13:7). Однако даже
здесь нет указания на то, что власть чудотворения зверя больше власти Святого Духа.
Этот отрывок следует понимать не как описание схватки чудодейственных сил, а как
гонение военной силой, так как далее читаем о тех, кто был обезглавлен «за свидетель
ство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не при
няли начертания на чело свое и на руку спою» (Отк. 20:4).
37 Тот факт, что люди, призывающие имя Христа, способны пророчествовать, изго
нять бесов и творить «многие чудеса» во имя Его(Мф. 7:21—23), ле противоречит этому
утверждению, так как речь здесь идет не о христианах. Иисус говорит им: «Я никогда
не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Хотя, вероятно, здесь говорится о
ложных чудесах, совершенных бесовской силой, все же речь, вероятно, идет о действии
общей благодати (см.: гл. 31), которую Бог производит через нехристиан и которая сходна
по действию с проповедью Евангелия людьми с нечистыми мотивами, не знающими
Христа в своем сердце, которую Бог иногда допускает (ср.: Флп. 1:15-18).
Глава ]6. Чудеса
«...Сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твое го» (Деян. 8:21,22).
Не следует искать чудес и просто ради развлечения, подобно Ироду: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо» (Лк. 23:8). Однако Иисус даже не ответил на вопросы Ирода.
Не следует и неверующим скептикам искать чудес только для того, чтобы получить повод для критики тех, кто проповедует Евангелие:
И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили пока
зать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ... <...> Род лукавый и '*'■'-
прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме зна- ■■ ■
мения Ионы пророка (Мф. 16:1—4). .>-•,.
В Евангелиях часто говорится, что не следует искать знамений, однако важно отметить, что эти обличения всегда направлены против неверующих, которые ищут чуда только ради того, чтобы получить возможность критиковать Иисуса38. Иисус никогда не обличает тех, кто приходит к Нему в вере, в нужде, надеясь на исцеление или освобождение от нечистого духа или ожидая иного чуда, будь то для себя или для другого человека.
Итак, что можно сказать о тексте 1 Кор. 1:22—24? Здесь Павел говорит: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Имеется ли здесь в виду, что Павел не совершал чудес («знамений») в Коринфе, а может быть, даже в проповеди в целом?
Павел не может здесь говорить о том, что он не совершал чудес, проповедуя Евангелие. Ведь в Рим. 15:18,19, в отрывке, написанном во время пребывания в Коринфе, он говорит:
38 Удивительно, но тот факт, что Иисус обличает только враждебно настроенных неверующих, ищущих чуда, не упоминается в следующих работах: D.A.Carson, "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", M. Horton, ed, Power Religion, pp. 89—118, и James M. Boice, "A Better Way: The Power of Word and Spirit", in Power Reigion, pp. 119—136. В обеих статьях обличения Иисуса используются как доказательства утверждения, что современные верующие не должны искать чудес. Однако новозаветный контекст не подтверждает подобную точку зрения. (См., особенно: Boicc, p. 126, где он одобрительно цитирует высказывание Джона Вудхауса [John Woodhouse]: «Стремление к новым знамениям и чудесам свидетельствует о греховности и неверии».)
Ясное утверждение о намерении «искусить» Иисуса находим также в Мк. 8:11 и Лк. 11:16, где Иисус обличает лукавый род, который хочет получить от Него чудо. Единственный текст, в котором тоже содержится подобное обличение — это Мф. 12:38—42, тле нет прямого упоминания о намерении "искусить» Иисуса, но Он явно отвечает окниж-никам и фарисеям» (ст. 38), и этот эпизод следует сразу за Мф. 12:14, где фарисеи «имели совещание против Него, как бы погубить Его», и Мф. 12:24, где фарисеи говорят: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веслъзеиула, князя бесовского». " ' " "!" ^
N Зак. 3605
Часть П. Учение о Боге
,. ■ Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою зна-■, мений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово. распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
Кроме того, но 2 Кор. 12:12 ясно говорится о том, что труд Павла сопровождался «знамениями, чудесами и силами*.
Таким образом, 1 Кор. 1:22-24 не может означать, что Павел отрицал значимость мудрости или знамений, так как во Христе он совершал знамения и учил мудрости. Он, вероятнее всего, говорит о том, что знамения и мудрость сами по себе не спасают людей, спасение можно обрести только через Благую весть. Знамения и мудрость, которых искали иудеи и эллины, не были знамениями и мудростью Христа, это были знамения, которые лишь развлекали или подогревали их враждебность и скептицизм; это была мудрость мирская, а не мудрость Божья.
Вполне уместно искать чудес ради истинных целей, установленных Богом: ради подтверждения истинности Евангелия, помощи нуждающимся, устранения препятствий служению и прославления Бога (см. выше, раздел В). В Евангелиях мы видим, как множество людей приходило к Иисусу, и Тот исцелял их ради этих целей. Более того, посылая Своих учеников проповедовать о том, что Царство Божье приблизилось, Он сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8). Как они могли делать все это, не ища у Бога чудес повсюду, куда они приходили? Повеление Иисуса требовало, чтобы ученики искали чудес.
После Пятидесятницы ранняя церковь молилась и просила смелости для проповеди Евангелия, а также, чтобы Бог свершил чудеса, которые сопровождали бы эту проповедь. Верующие восклицали:
И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (Деян. 4:29,30).
Этот пример, данный нам ранней церковью, вовсе не учит нас тому, что нам не следует просить у Бога чудес. Также и ученики в Лидде послали за Петром, чтобы тот молился об умершей Тавифе, тем самым ища чудесного вмешательства Бога (Деян. 9:38). Иаков повелевает пресвитерам церкви молиться и просить исцеления больных (Иак. 5:14). Конечно, не следует считать, что чудесный ответ на молитву лучше ответа, полученного через обычные средства (напр., медицинскую помощь); нужно помнить также, что молитва о конкретной нужде, обрашенная к Богу, не гарантирует ответа. С другой стороны, часто наша вера во всемогущество Бога, вера в то, что Он может действовать чудесным образом, бывает слишком мала. Нам не следует принимать широко распространенное мнение о том, что Богоченьредко отвечает на молитвы, если
т
Глава 16. Чудеса
вообще когда-либо отвечает. И нам, безусловно, не следует стесняться рас
сказывать о чудесах, если они действительно происходят; не надо думать, что
ответ на молитву не связанный с чудом, — это лучший ответ. Чудеса — это
деяния Божьи, и Бог свершает чудеса для того, чтобы прославить Себя и уси
лить нашу веру. Если в наши дни люди сталкиваются в жизни с серьезными
проблемами, то им следует искать у Бога ответа и, если есть необходимость в
чудесном вмешательстве, просить Бога действовать именно так, если это Ему
угодно39. Особенно если мы руководствуемся христианским состраданием к
нуждающимся и горячим желанием увидеть приближение Царства Христа и
прославить Его имя. wa
Вопросы для самостоятельной работы явялени
1. Какое влияние (позитивное или негативное) оказали на вашу веру в Писа
ние библейские повествования о чудесах, когда вы обратились к вере в Христа?
2. До того как вы прочитали эту главу, что вы думали о чудесах, которые про
исходили в церкви времен Нового Завета? Считаете ли вы, что в современной церк
ви часто происходят чудеса? Изменилось ли ваше мнение после прочтения этой
главы, и если да, то как?
3. Если вы считаете, что чудеса должны происходить в церкви до времени
возвращения Христа, тогда почему во многие периоды истории церкви мы видим
очень небольшое количество чудес? Почему в церкви так мало чудес в наши дни?
4. Если вы придерживаетесь «цессационистской» точки зрении, то какие
необычные ответы на молитвы вы все же считаете возможными в наши дни?
(Напр., молитва об исцелении, об избавлении от опасности, отражение бесов
ского нападения и/или словесное изгнание нечистого духа, или внезапное и
необычное понимание того или иного отрывка из Писания или какой-либо жиз
ненной ситуации.) Какие события вы считаете следствием действия «чудес», в
соответствии с определением, данным в этой главе? (Вы можете дать и другое опре
деление «чуда».)
5. Обязательно ли чудеса, полезные церкви в наши дни, должны быть «за
мечательными» и выдающимися событиями (такими, как воскрешение мерт
вых ИЛИ исцеление человека, который был слеп от рождения)? Какие «малые»
39 Джон Уолворд, прежде занимавший должность президента Даллаской богословской семинарии, считает, что дар чудотцорения — это -(способность свершать чудеса по собственной воле во имя Христа». Поэтому он считает, чтодарчудотворений прекратился. И все же он полагает, что в наши дни нам следует молиться о чудесах: «Однако христианин может взывать к Богу о чуде, и Бог ответит на эти молитвы. Бог все же может исцелить или даже воскресить умершего, если это Ему угодно, однако такие чудеса зависят от конкретного случая и от единовластия Божьего... И хотя дарчулотворениянс является частью плана Бога относительно современности, Бог имеет власть совершать чудеса» (John Walvoord, The Holy Spirit [Wheaton, 111.: Van Kampen, 1954], pp. 179, 180).
Часть II. Учение о Боге
чудеса могли бы также служить целям, перечисленным в этой главе? Можете ли вы рассказать о каком-либо ответе на молитву с вашей церкви (или в вашей жизни), который вы назвали бы «чудесным», исходя из определения чуда, данного нами в начале главы?
6. Вы хотели бы видеть больше проявлений чудесной силы Святого Духа (или больше необычных ответов на молитвы) в вашей церкви? Если бы чудес происходило больше, то какие опасности возникли бы и связи с этим? Каковы были бы преимущества?
Специальные термины
закон природы «знаки Апостола» знамение
KOH<iftSTROTOOM63»(
сила '--'■■'■
цессационистский
чудо
- 4.
-:, 5.
'"........... v" Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные) 1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
Арминиакские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 1:63-76
1940 Wiley, 1:149, 150, 153, 154
1983 Cottrell, 2:229-604
Баптистские
1907 Strong, 117-133
1917 Mullins, 172, 193
1983-1985 Erickson, 406-410
1987-1994 Lewis/Demarest, 1:100-109, 115-118
Дислснсационалистские
1947 Chafer, 7:239.. -......
J949 Thiessen, 11-13 -""— ">нь?^г. -г.
1986 Ryrie, 350-351, 372-373
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:459-460
1934 Mueller, 174
it-Ji.-vj^i
filfc'l,
Глава 16. Чудеса
6. Реформатские (или пресвитерианские) лЧ Vskq "Wflsft ■.»n»;(ftV.Kisbiri)
1559 Calvin, 1:14-18, 85-88; 2:1453-1455, 1465-1467 (PA, 3; 1.8.5-8;
4.19.6,18)
1861 Heppe, 263-265
1871-1873 Hodge, 1:617-636
1887-1921 Warfield, SSW, 2:167-206
1889 Shedd, 1:533-546
."\tVA |
i r |
".A 2.1 |
1937-1966 Murray, CW, 3:210-214
1938 Berkhof, 176-178
1962 Buswell, 1:176-183
'=-y_l
7. Обновленческие {пятидесятиические и харизматические):. .ыш^ 198S-1992 Williams, 1:141-168 ?pxitnoni-&m.j Ыр-.9*11$лш&п
■■\^й1-1'.>1г. Соответствующие разделы ''п.йн^Ш
в авторитетных римско-католических богословиях J ~ш-*-.-пцА.
1. Традиционные богословия ^ьг.н'рлЙТяв"*^ biw n -Ш.
1955 Ott (вопрос напрямую не рассматривается)
2. Написанные после II Ватиканского собора i *.
1980 McBricn, 1:325-328 *?Н* ^^4'v,.,.,:.;il,
JO?!
П 'is:1.
,j.,.i:t-■■>.. Другиеработы
Berkouwer, G. C. "Providence and Miracles". In The Providence of God. Trans, by Lewis B. Srnedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952, pp. 188—231.
Boice, James Montgomery. "A Better Way: The Power of Word and Spirit". In Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Michael Scott Horton, ed. Chicago: Moody Press, 1992.
Bridge, Donald. Signs and Wonders Today. Leicester Inter-Varsity Press, 1985.
Brown, Colin. "Miracle". In NDT, pp. 433-434.
Brown, Colin. That You May Believe; Miracles and Faith — Then and Now. Grand Rapids: Ecrdmans, 1985.
Carson D. A. "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", in Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Michael Scott Horton, ed. Chicago: Moody Press, 1992.
Deere, Jack. Surprised by the Power of the Spirit: A Former Dallas Seminary Professor Discovers That God Still Speaks and Heals Today. Grand Rapids: Zondervan, 1993.
Gcisler, Norman. Signs and Wonders. Wheaton: Tyndale, 1988.
Geislcr, Norman. Miracles and Modern Thought. With a response by R. С Sproul. Grand Rapids: Zondervan, and Dallas: Probe Ministries, 1982.
Greig, Gary S., and Kevin N. Springer, eds. The Kingdom and the Power. Ventura, Calif.: Regal, 1993.
Gross, Edward N. Miracles, Demons, and Spiritual Warfare: An Urgent Call for Discernment. Grand Rapids: Baker, 1990.
г
Чаапь II, Учение о Боге
Grudem, Wayne. Power and Truth: A Response to the Critiques of Vineyard Teaching and Practice by D. A, Carson, James Montgomery Boice, and John H. Armstrong in Power Religion. Anaheim, Calif: Association of Vineyard Churches, 1993.
Grudem, Wayne. "Should Christians Expect Miracles Today? Objections and Answers From the Bible". In The Kingdom and the Power. Gary Greig and Kevin Springer, eds. Ventura, Calif: Regal, 1993, pp. 55-110.
Horton, Michael S., ed. Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Chicago: Moody, 1992.
Kirk, J. A. "Power". In NDT, pp. 524-525.
Lewis, C, S. Miracles: A Preliminary Study. New York: Macmillan, 1947.
Moule, C. F. D., ed. Miracles. London: Mowbray, 1965.
Spiceland, J. D. "Miracles". In EDT, pp. 723, 724.
Wenham, David, and Craig Blomberg, eds. Miracles of Jesus. Sheffield, England: JSOT, 1986.
Williams, Don. Signs, Wonders, and the Kingdom of God: A Biblical Guide for the Skeptic. Ann Arbor, Mich.: Servant, 1989.
Wimber, John, with Kevin Springer. Power Evangelism. Revised edition. San Francisco: Harper and Row, and London: Hodder and Stoughton, 1992.
(iSi' |
Отрывок для запоминания
Евр. 2:3,4:
Как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, ираздаянием Духа Святого по Его воле?
та4 Л йиЧ
arfT".A.Q поет с 3
К -л
'.;: y-. i)
M
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: