double arrow

Для исполнения Своих целей Бог использует все, и даже зло, ради Своей


славы и нашего блага. Итак, когда зло приходит в нашу жизнь, из учения о провидении мы можем обрести глубокую уверенность в том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, вес содействует ко благу» (Рим. 8:28). Подобная убежденность позволила Иосифу сказать своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50:20).

Мы также должны помнить, что Бог прославляется и в наказании зла. Писание говорит нам, что «все сделал Господь ради Себя; и даже нечестиво­го блюдет надень бедствия» (Прит. 16:4)2. Также и псалмопевец говорит: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе» (Пс. 75:11). А пример с фарао­ном (Рим. 9:14-24) ясно показывает нам, как Бог может использовать зло для Своей славы идля блага Своего народа.

2) Тем не менее Бог никогда не делает зла и неповинен в зле. Вутверждении,
схожем с приведенными выше текстами Дсян. 2:23 и 4:27,28, Иисус также

10 Следует считать, что слово «оставлены» в этом стихе относится как к преткнове­нию, так и к непокорности. Неверно было бы говорить, что Бог предопределил только тот факт, что непокорные преткнутся, поскольку не факт, а личности «оставлены» на определенную участь. (См.: Wayne Grudcm, The Firs! Epistle of Peter, TNTC [Leicester: InterVarsity Press, and Grand Rapids: Eerdmans. 1988], pp. 106-110).

11 Дейвид Дж, А. Клайнз предлагает следующий перевод: «Господь все сотворил со
своей противоположностью; поэтому грешные обретут свое осуждение». Он стремится из­
бежать вывода о том, что Господь создал фешных на день осуждения (см.: David J. A. Clines,
"Predestination in the Old Testament", p. 116). Однако его перевод совершенно неубедите­
лен. Конструкция, переведенная словом «цель» (ПШП), в Ветхом Завете встречается всего
восемь раз и обычно обозначает «ответ» на вопрос или утверждение. Таким образом, она
означает нечто вроде «уместного ответа» или «соответствующей цели». Однако предлог?
гораздо правильнее переводить «ради», а не «с», и поэтому в любом случае в этом предло­
жении говорится о том, что Господь создал все для соответствующей цели или для умест­
ного ответа. Таким образом, переводим ли мы здесь «цель» или «противоположность», в
этом стихе говорится о том, что даже грешники были созданы Богом «ради [евр. Ь] дня
бедствия». - .;....■.,..:.■ .-■—и:




Глава 15. Провидение Божье



сочетает Божье предопределение распятия с моральным осуждением тех, кто его осуществляет: «Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (Лк. 22:22; ср.: Мф. 26:24; Мк. 14:21). В бо­лее общем утверждении о зле мира И исус говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).

Иаков предостерегает нас, чтобы мы не осуждали Бога за зло; «В искуше­нии никто не гоиори: „Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольща­ясь собственною похотью» (Иак. 1:13,]4). В этом стихе не говорится о том, что Бог не предопределяет зла; здесь говорится о том, что мы никогда не долж­ны думать, что Он лично искушает нас и повинен в этом искушении. Мы не должны осуждать Бога за искушен ие и не должны думать, что oi i одобрит нас, если мы уступим этому искушению. Мы должны сопротивляться злу и нам всегда следует осуждать себя самих или тех, кто искушает нас, но не Бога. Даже втаком стихе, как Ис. 45:7, где говорится, что Бог «производит бедствия», нет утверждения, что Бог Сам творит зло и что, по Его установлению, зло со­вершается через выбор воли Еготворений.

Все эти стихи ясно указывают на то, что «вторичные причины» (люди, ангелы и бесы) реальны и что люди совершают зло и несут за это ответствен­ность. Хотя Бог и установил, что так должно быть (это утверждается и в об­щих терминах, и в частных подробностях), все же Бог отстранен от действи­тельного свершения зла, и тот факт, что Он производит его через «вторичные причины», не наносит ущерба Его святости и не делает Его достойным осуж­дения. Жан Кальвин мудро говорит:

а: -:й-)

...Воры, убийцы и прочие злодеи суть орудия божественного про- -. видения, которыми Господь пользуется для осуществления своих пред­решенных приговоров; но отрицаю, что на этом основании они могут быть оправданы. Разве они вовлекут также и Бога в то беззаконие, какое творят? Или прикроют свое злодейство его праведностью? Они не могут ,

>г-

сделать ни того, ни другого1

Немного далее Кальвин даст главе такое заглавие: «Бог, пользуясь людь­ми и склоняя их сердце к осуществлению своего суда, остается чистым, без пятнаипорока»13.

Нам следует отметить, что альтернативы утверждениям о том, что Бог использует зло для Своих целей, но никогда не делает зла и не подлежит осуж­дению за зло, совершенно нежелательны. Если бы нам пришлось сказать,

12 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, Library of Christian Classics, cd. by John T. McNeill and trans, by F. L. Battles, 2 vols. (Philadelphia: Westminster, I960), 1:217 (1.16.5). ,,13 Ibid, 1:228(1.18).



Часть И. Учение о Боге



что Сам Бог делает зло, то нам пришлось бысделать вывод, что Он не бла­гой и праведный Бог, а потому и вовсе не Бог. С другой стороны, если мы считаем, что Бог не использует зла ради Своих целей, то нам пришлось бы признать, что в мире существует такое зло, которого Бог не хотел допус­тить, что оно Ему неподконтрольно и может не служить Его целям. Тогда нам очень трудно будет говорить, что «все» содействует ко благу тех, кто любит Бога и призван по Его изволению (Рим. 8:28). Если зло пришло в мир, несмотря на то что Бог не планировал этого и не хотел, чтобы зло было в мире, то как мы можем гарантировать, что в мире не возрастает количе­ство зла, которого Бог не планировал и не желал? Как мы можем гаранти­ровать, что Бог способен использовать зло ради Своих целей и даже тот факт, что Он в принципе способен преодолеть зло? Это, безусловно, неже­лательная точка зрения.

3)Бог справедливо обвиняет и судит моральные творения за то зло, которое
они совершают.Об этом говорят многие тексты Писания. Один из них нахо­
дим в Книге Пророка Исайи: «...Как они избрали собственные свои пути, и
душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употреблю их
обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал — и не было
отвечающего, говорил — и они не слушали, а делали злое в очах Моих и из­
бирали
то, что неугодно Мне» (Ис. 66:3,4). Мы читаем также: «Только это я
нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие по­
мыслы» (Еккл. 7:29). Вина за зло всегда остается на ответственном творе­
нии,
будь то человек или бес, и творение, совершающее зло, всегда заслужива­
ет наказания.
Писание постоянно утверждает, что Бог праведен и справед­
лив, наказывая нас за наши грехи. И если мы считаем, что Он не должен
обвинять нас, потому что мы не можем сопротивляться Его воле, то нам сле­
дует уразуметь ответ на такое утверждение апостола Павла: «Ты скажешь
мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто,
человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): „зачем
ты меня так сделал?"» (Рим. 9:19,20). Всякий раз, как мы совершаем зло, мы
знаем, что мы по собственной воле избираем свои поступки, и осознаем, что
виновны в этом.

4)Зло реально, а не иллюзорно, и мы не должны совершать зла, так как оно
приносит вред и нам, и другим.Писание постоянно учит нас, что мы не имеем
права совершать зло и что мы должны упорно сопротивляться ему в нас са­
мих и в мире. Нам следует молиться: «Избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). И
если мы видим, что человек отклоняется от истины и совершает зло, нам сле­
дует стараться удержать его от этого. Писание гласит: «Если кто из вас укло­
нится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший греш-




Глава 15. Провидение Божье



ника отложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19,20). Нам не следует лаже желать зла, ибо поддержание грешных устремлений в нашем разуме позволяет им «восстать» на нашудушу (1 Пет. 2:11) и нанести нам духовный вред. Если нам хочется сказать: «Почему бы не сде­лать зло, чтобы добиться блага?», как это делали некоторые оппоненты Пав­ла, нам следует вспомнить, что Павел сказал о людях, распространяющих подобное учение: «Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8).

Размышляя о том, что Бог использует зло для достижения Своих целей, мы должны помнить, что Он может совершать некоторые вещи, это будет пра­вильно для Бога, но мы не можем, так как это неправильно для нас. Он требует поклонения Себе и принимает это поклонение. Он ищет Себе славы. Он со­вершит последнее осуждение преступников. Он также использует зло для до­стижения благих целей, нонам не позволяет этого делать. Кальвин поддержи­вает Августина, цитируя его: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку.. Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей» и. Герман Бавинк проводит аналогию с отцом, кото­рый пользуется очень острым ножом, но не позволяет прикасаться к нему сво­ему ребенку. Так и Бог использует зло для достижения благих целей, но не по­зволяет этого Своим чадам. Нам следует подражать многим моральным каче­ствам Бога (ср.: Еф. 5:1), но не в этом.

5) Независимо ото всех предыдущих утверждений, мы вынуждены признать, что не понимаем, как может быть так, что Бог предопределяет наши злодеяния,но при этом мы несем за них ответственность перед Ним, а Он остается неви­новным.Мы можем говорить о том, что все это истинно, потому что об этом говорит Писание. Однако Писание не говорит нам, как именно Бог создает такое положение вещей, при котором мы несем перед Ним ответственность зато, что Он предопределил. Писание безмолвствует, и нам приходится со­гласиться со словами Беркхофа, что «проблема отношения Бога к греху оста­ется тайной»15.

9. «Свободны» ли мы? Обладаем ли мы «свободой воли»? Если Бог осу­ществляет Свой контроль над всем происходящим, то обладаем ли мы сво­бодой? Ответ зависит оттого, что мы подразумеваем под словом «свобода». Но как бы кто ни понимал слово «свобода», все согласятся (даже самые вы­дающиеся богословы реформатской или кальвинистской традиции), что мы свободны в нашей воле и в нашем выборе. И Луис Беркхоф в своем «Систе­матическом богословии» (pp. 103,173), иЖан Кальвин в своем «Наставлении

14 John Calvin, Institutes, 1:234(1.18.3).

15 Berkhof, Systematic Theology, p. 175.


36R


Часть II. Учение о Боге


Глава 15.



в христианской вере»16 говорят о том, что в определенном смысле выбор и по­ступки человека «свободны». Однако Кальвин поясняет, что этот термин дает столько поводов к заблуждениям, что сам он старается не использовать его. Это обусловлено тем фактом, что «человек обладает свободной волей для соверше­ния добрых дел, только если ему помогает милость Бога»17. Кальвин говорит:

l~r'i~'' Таким образом, как мы видим, признается, что человек обладает сво­бодной волей, но не потому, что у него есть свобода выбора между доб­ром и злом, а потому, что он поступает по своей воле, а не по принужде­нию. Это, безусловно, верно. Но не глупо ли украшать столь незначи.-;,;?тельную вещь таким возвышенным именем? .^л игу .он^еклИ- игеквачши*

Кальвин продолжает и объясняет, как этот термин часто истолковывают неверно:

Если человеку приписывают свободную волю, то сколько найдется людей, которые тотчас вообразят, что человек — хозяин своих суждений и своей ноли и, следовательно, всегда можно действовать, полагаясь на собственную добродетель... Впрочем, если кто-то, находясь в здравом уме, позволяет себе пользоваться этим обозначением, я не стану осо­бенно возражать... Я не хотел бы применять такое обозначение16.

Таким образом, когда мы ставим вопрос о «свободе воли», важно опреде­лить, что мы понимаем под этим выражением. Писание нигде не говорит о том, что мы «свободны» втом смысле, что не подвластны контролю Бога1^,

■'" -"16 Institutes, 1:296 (2.3.5), цитируя св. Бернара Клервоского: «Среди животных один
только человек свободен... Что он делает добровольно, то от свободы». Далее в том же
самом разделе он снова одобрительно цитирует св. Бернара, который говорит, что воля
подчинена греху и потому грешит по необходимости, но затем говорит, что «эта необхо­
димость как бы добровольна... Душа... удерживается в рабстве и в то же время остается
свободной —странным и весьма дурным образом она раба по отношению к необходимо­
сти и свободна по отношению к воле». Немного далее сам Кальвин говорит, что «чело­
век, согрешающий по необходимости, грешит одновременно и по собственной воле» (1:309
[2.4.1 ]). Кальвин ясно говорит, что Адам, до того как грех пришел в мир, «обладал свобод­
ной волей, с помощью которой при желании мог бы обрести вечную жизнь... Адам мог
бы устоять, если бы захотел, ибо оступился по собственной воле... Адам обладал способ­
ностью выбора между добром и злом» (1:195 [1.15.8]). Таким образом, Кальвин употребляет
термин «свободная воля» в значении «добровольности», «желания» и применяет его к Адаму
до грехопадения. При этом он тщательно избегает применения этого термина к грешным
человеческим существам, если под словами «свободная воля» подразумевают «способ­
ность к добру своей собственной силой» (см. текст выше). Щ1О1^;

. "Institutes, 1:262(2.2.6). Hh> la Ibid.,1:264,266(2.2.7,8).

19 Ведь наша способность совершать выбор воли — это просто сотворенное отраже­ние воли Бога и Его способности совершать выбор воли. Тем не менее если бы мы были полностью свободны в нашем выборе, то в нашей воле мы были бы равны Богу, а ничего подобного мы не ожидаем ни в этой жизни, ни в будущей. ....



Глава IS. Провидение Божье



или способны принимать решения, не обусловленные ничем. (Многие люди считают, что мы сиободны именно в этом смысле; см. ниже.) Не гонорит оно йотом, что мы «свободны» совершать благие поступки нашими собственны­ми силами, независимо от Бога. И тем не менее мы свободны в самом великом смысле, в каком только может быть свободно Божье творение. Мы совершаем выбор воли, выбор, который приводит к реальным результатам1". Когда мы при­нимаем решения, мы не осознаем никакого ограничения нашей воли, исхо­дящего от Бога21. Нам следует настаивать на том, что мы обладаем властью выбора воли; иначе мы впадем в заблуждение фатализма или детерминизма и придем к заключению, что наш выбор не имеет значения или что мы не в со­стоянии совершать выбор. С другой стороны, та разновидность свободы, кото­рой требуют люди, отрицающие контроль Бога надо всем происходящим, — свобода быть вне поддерживающей и контролирующей деятельности Бога — невозможна, если Христос действительно «постоянно несет все вещи словом Своей силы» (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.). Если это так, то быть вне конт­роля означает прекратить существование! Абсолютная «свобода», из которой полностью удален контроль Бога, просто невозможна в мире, которым Бог управляет и который поддерживает в бытии.

ua1:(::■ ;цП jThf'.■.u.'ii- ч i-S'svo В. Управлениеч-уи u^isonr. Mf«iTf .шш

1. Свидетельство Писания.Мы рассмотрели первые два аспекта прови­дения: 1) сохранение и 2) содействие. Третийже аспект провидения Божьего указывает на то, что Бог имеет цель во всем, что Он делает в мире, и Он управ­ляет всем, чтобы исполнить Свои намерения. В Псалтири читаем: «Царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Кроме того, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы про­тивиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32). Павел гово­рит, что «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:3б) ичто Бог«все покорил под ноги Его» (1 Кор. 15:27). Бог совершает «все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), дабы в конце концов «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено не­бесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Огца» (Флп. 2:10,11). Павел знает, что Бог властвует

Богословы-армипиане не согласны с таким пониманием свободы воли и отстаи­вают такую свободу, которая означает, что наши решения не обусловлены ничем вне нас самих (см. ниже разбор возражения Джека Коттрелла о том, что сиобода должна означать нечто большее, чем выбор воли).

21 Джон Файнберг говорит: «Если действие соответствует желанию действующего лииа, то, даже если действие причинно обуслоилено, оно свободно и действующее лицо морально за него ответственно» (John Feinbcrg, "God Ordains All Things", in Predestination and Free Will: Four Views of Divine Sovereignty and Human Freedom, ed. by David Basinger and Randall Basinger [Downers Grove, HI.: InterVarsity Press, 1986], p. 37).



 
 

Часть II. Учение о Боге

над всем и осуществляет Свои планы в каждом событии. Он говорит: «Любя­щим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

2. Различия в воле Бога. Хотя в Боге Его воля едина, не разделена и непроти­воречива, мы не можем понять всей глубины воли Божьей и нам открыта только ее часть. По этой причине, как мы увидели в гл. 1222, мы можем воспринять два аспекта воли Божьей. С одной стороны, есть Божья моральная воля (которую иногда называют Его «явной» волей). Сюда относятся моральные требования Писания, такие, какдесять заповедей и моральные повеления Нового Завета. Моральные повеления Бога предписывают нам нормы поведения, которые пра­вильны в очах Божьих. С другой стороны, — это Его управление всем происхо­дящим (иногда этот аспект воли Божьей называют «скрытой волей»). Сюда от­носятся все события истории, которые предопределил Бог, например тот факт, что Христос будет распят «беззаконными» людьми (Деян. 2:23). Сюда относятся также все прочие злодеяния, которые были упомянуты в предыдущем разделе.

Иногда против такого разделении двух аспектов воли Бога возражают, утверждая, что оно подразумевает «противоречие Самому Себе»23. Тем не ме­нее даже из человеческого опыта известно, что мы можем желать и осуществ­лять нечто мучительное и неприятное (напр., наказывать непослушного ре­бенка или делать прививки, которые вызывают кратковременное недомога­ние), чтобы добиться лучшего результата в будущем (привести ребенка к повиновению или предотвратить вероятное серьезное заболевание). Бог же бесконечно более велик и мудр, чем мы. Безусловно, Он может желать, чтобы Его творения сделали нечто, на короткий срок приносящее Ему огорчение, чтобы в последствии обрести еще большую славу. Утверждать, что это означа­ет «противоречие Бога Самому Себе», — значит не понимать объяснений, по­казывающих отсутствие здесь какого бы то ни было противоречия24.

,. к Г. Божьи установления

Установления Божьи — это вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит. Это

22 Здесь дан более подробный анализ вопроса о явной и скрытой воле Бога.

23 Это возражение Говарда Маршалла (см.: I. Howard Marshall, "Predestination in the
New Testament", p. 173).

24 Жан Кальвин говорит тем, кто возражает против наличия двух аспектов воли Бо­
жьей: «Пусть они мне скажут, как осуществляет Бог Свой суд — добровольно или нет?
...Божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в
силу грубости и слабости нашего ума мы не можем понять, как Бог различным образом
желает и не желает, чтобы нечто произошло». Он также одобрительно цитирует утверж­
дение Августина: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку...
Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей»
(Institutes, 1:233,234 [1.18.3]). ' '



Глава 15. Провидение Божье



учение сходно с учением о провидении, но здесь мы говорим о решениях Бога, принятых еще до сотворения мира, а не Его действия во времени. Его дейст­вия — это исполнение вечных установлений, которые Он определил очень дав­но. (О слове «установление» в несколько ином смысле см. в гл. 1.)

Давид говорит: «Втвоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16; ср.: Иов. 14:5: дни, месяцы и пределы человека определены Богом). Существовал также «определенный со­вет и предведение Божие» (Деян. 2:23), по которому Иисус был предан смер­ти, а действия тех, кто осудил и распял Его, были «предопределены» Богом (Деян. 4:28). Наше спасение было установлено уже давно, так как Бог, чОн избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф. 1:4). Наши добрые дела «Бог предназначил нам ис­полнять» (Еф. 2:10; ср.: Иуд. 4).

Эти примеры говорят о разнообразных аспектах человеческой деятельно­
сти. Представляется уместным заключить из этих примеров, что все, совер­
шаемое Богом, Он запланировал прежде создания мира, все это — Его вечный
план.
Учение об установлениях Божьих помогает нам осознать, что Бог не по­
ступает внезапно, по необходимости. Он знает окончание с самого начала, и
Он совершит все свои благие намерения. Это должно усилить наше доверие
Богу, особенно в пору испытаний. и!

■■■■' ■"'■■ '■' Д. Важность наших поступков

■■ Иногда мы забываем, что Бог осуществляет управление миром через по­ступки людей. Если мы не отдаем себе в этом отчета, мы начинаем думать, что наши поступки и наш выбор не оказывают никакого влияния на ход собы­тий. Чтобы уберечь себя от такого неверного восприятия Божьего провиде­ния, следует подчеркнуть несколько моментов.

/. Мы несем ответственность за наша поступка.Бог создал нас ответ­ственными за наши поступки, которые приводят к реальным и значимым для вечности результатам. Во всех Своих деяниях Бог сохраняет эти свойства от­ветственности и значимости.

Чтобы понять это, следует обратиться к аналогиям из мира природы. Бог сотворил камень со свойством твердости, и поэтому камень тверд. Бог сотво­рил воду со свойством влажности, и поэтому вода мокрая. Бог сотворил рас­тения и животных с признаком жизни, и поэтому они живут. Точно также Бог сотворил нас со свойством ответственности за наши поступки, и поэтому мы ответственны за них! Если мы поступаем по справедливости и повинуемся Богу, Он вознаградит нас и у нас все будет хорошо как в этой жизни, так и в буду­щей. Если же мы совершаем зло и противимся Богу, Он будет дисциплиниро­вать нас и, возможно, наказывать нас, и наши дела будут плохи. Осознание




Часть II. Учение о Боге




этого факта поможет нам обрести пасторскую мудрость в беседах с людьми, в которых нам следует призывать их избегать лености и неповиновения.

Тот факт, что мы ответственны за наши поступки, означает, что нам не следует думать: «Бог заставил меня совершить зло, и я не виноват в этом». Не случайно, Адам извинялся за самый первый грех в таких выражениях, ко­торые поразительно напоминают именно такой ход мысли: «Жена, которую Ты мне дач, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). В отличие от Адама, Писание никогда не возлагает вину за грех на Бога. Если мы начинаем ду­мать, что Бог виновен в грехе, мы греховно мыслим о провидении Божьем, так как вина всегда лежит на творении, а не на Творце. Мы можем сказать, что со стороны Бога несправедливо призывать нас к ответу, если все события пре­допределил Он Сам, однако Павел поправляет нас: «Ты скажешь мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" Аты кто, человек, что спо­ришь с Богом?» (Рим. 9:19,20). Мы должны осознать и принять в свое сердце мысль о том, что Бог по праву обличает и карает зло. И, если мы несем за это ответственность, мы также по праву осуществляем дисциплину в наших се­мьях, в церкви и даже, в определенном смысле, в окружающем пас обществе. Нам никогда не следует говорить о злодеянии: «Бог этого желал, и, значит, это благо», так как мы должны помнить, что некоторые вещи, запланированные Божьей волей установления, сам к по себе не благи, и мы не должны одобрять их, как не одобряет их и Сам Бог.

2. Наши действия приводят к реальным результатам и действительно из­меняют ход событий. В рамках обычного порядка вещей, установленного в мире, если я пренебрегаю своим здоровьем (напр., у меня больной желудок, а я злоупотребляю табаком и алкоголем), то я, скорее всего, умру раньше. Бог устроил мир так, что наши действия имеют реальные последствия. Бог устро­ил так, что события происходят потому, что мы обусловливаем их. Конечно, мы не можем знать того, что Богзапланировалдаже на остаток текущего дня, не говоря уже о следующей неделе или о следующем годе. Однако мы знаем, что если мы доверяем Богу и повинуемся Ему, то мы обнаруживаем, что Он запланировал для нас бздгоради нашего послушания. Мы не в состоянии про­сто не обращать внимание на тех людей, с которыми встречаемся, так как Бог приводит на наши пути множество людей и дает нам ответственность совер­шать в отношении их поступки, которые имеют значение для вечности, — на благо или на зло.

Кальвин, призывая нас с осторожностью строить планы на будущее, муд­ро замечает: «Господь пожелал скрыть от нас все будущие события, чтобы мы шли вперед, не ведая о том, что должно произойти, и не перестав&чи пользо­ваться данными нам Богом средствами против опасностей, пока не достиг­нем цели или пока опасности не одолеют нас... Мы должны созерцать Божье провидение не сугубо само по себе, а вместе со свойствам и, приданными ему



I


Глава 15. Провидение Божье



Богом. Он словно одел в них провидение, чтобы оно явилось нам именно в таком виде»25.

Напротив, если мы предвидим, что в будущем могу г произойти несчастья или возникнуть опасности, и если мы не принимаем разумных мер, чтобы избе­жать их, то мы можем обнаружить даже, что наше бездействие стало тем сред­ством, которое Бог использовал для того, чтобы эти события произошли!^ ,_:■

3. Молитва — это один из способов действия, который имеет определен­
ные результаты и действительно меняет ход событий.
Бог установил также,
что молитва — это очень значимый способ достижения в мире тех или иных
результатов26. Если мы серьезно молимся о конкретной личности или ситуа­
ции, мы часто обнаруживаем, что Бог определил нашу молитву как средство,
которое Он использует для осуществления изменений в мире. Писание напо­
минает нам об этом следующими словами: «Не имеете, потому что не просите»
(Иак. 4:2). Иисус говорит: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси­
те и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24).

4. Мы должны действовать!Учснж о провидении ни в коем случае не при­
зывает нас пребывать в лености и ожидать исхода событий. Конечно, Бог мо­
жет сказать нам, что необходимо ждать и довериться Ему, а не полагаться на
себя самих, — и это правильно. Но утверждать, что нам следует доверяться
Богу вместо того, чтобы брать на себя ответственность и действовать, — это
просто леность и искажение учения о провидении.

Другими словами, если моему сыну дано домашнее задание, которое дол­жно быть выполнено к следующему дню, я проконтролирую выполнение этой работы, прежде чем отпустить его гулять. Я понимаю, что все — в руках Божь­их и что Бог давно предопределил, какую оценку получит мой сын, но ни я, ни сын не знаем, какая это будет оценка. Единственное, что я знаю, так это то, что, если мой сын будет хорошо учиться и тщательно выполнять домаш­ние задания, он будет получать хорошие оценки. Если же он будет учиться плохо, оценки тоже будут плохими. Поэтому Кальвин говорит: jWHW»a ни

Теперь ясно, в чем состоит наш долг. Если Господь поручил нам за­ботиться о нашей жизни, мы должны ее сохранять. Если Он предостав­ляет нам возможность делать это, мы должны ею пользоваться. Если Он предупреждает пас об опасностях, то мы не должны неосмотрительно и безрассудно бросаться им навстречу. Если Он наделяет нас средствами, которые помогут избежать опасностей, то мы не должны ими пренебре­гать. Нам возразят, что никакая опасность не может принести вреда, если ей не предназначено навредить. Если же предназначено, то никакими

"JohnCalvin, Institutes, 1:216 (1.17.4).

26 Более подробный анализ молитвенной практики см. в гл. 17.



Часть П. Учение о Боге



средствами нельзя этого избежать. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодоле­нию?"

Прекрасный пример активных действий в сочетании с доверием Богу на­ходим во 2 Цар. 10:12, где Иоав говорит: «Будь мужествен, и будем стоять твер­до за народ наш и за города Бога нашего», но далее в том же предложении до­бавляет: «Господь сделает, что Ему угодно». Иоав сражается и доверяет Богу, Который свершит то, что считает правильным.

Схожие примеры находим и в Новом Завете. Когда Павел был в Корин­фе, Господь, чтобы удержать Павла от отчаяния по поводу того противодей­ствия, которое ему оказывали иудеи, явился ему в видении и сказал: «Не бой­ся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10). Если бы Павел был фа­талистом и неверно понимал провидение Божье, то он, услышав слова Богао том, что у Него «много людей в этом городе», сделал бы вывод, что Бог решил спасти многих коринфян и не имеет никакого значения, останется Павел в городе или нет, так как Бог уже избрал там множество людей к спасению! Па­вел мог бы решить, что ему следует просто собрать вещи и уехать! Однако Па­вел не совершил этой ошибки. Напротив, он пришел к выводу, что если Бог избрал многих в Коринфе, то, возможно, именно через проповеди Павла эти люди обретут спасение. Поэтому Павел принял мудрое решение: «Ион оста­вался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11).

Павел помешает этот ответственный поступок в контекст о провидении Божьем в одном-единственном предложении во 2 Тим. 2:10: «Посему я все тер­плю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с веч­ною славою». Из того факта, что Бог избрал определенное число людей к спа­сению, он не заключает, что людям уже нет нужды что-то предпринимать; на­против, он приходит к выводу, что многое следует делать, чтобы цели Божьи исполнились через те средства, которые Богтакже установил. И в самом деле, Павел был готов претерпеть «все», все трудности и страдания, ради того, что­бы вечные планы Бога воплотились в жизнь. Искренняя вера в провидение Божье — это не повод к бездействию и отчаянию, а призыв к активности.

Схожий пример — это история о путешествии Павла в Рим. Бог открыл Павлу, что никто из находившихся на корабле не погибнет во время продол­жительного шторма. И Павел призывал к мужеству всех, кто был на палубе:

Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как




1 John Calvin, Institutes, 1:216(1.17.4).



Глава 15. Провидение Божье



мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров (Деян. 27:22-26).

Однако вскоре после того, как Павел произнес эти слова, он заметил, что моряки тайно спускали на воду спасательную шлюпку и «хотели бежать с корабля» (Деян. 27:30). Они хотели оставить пассажиров одних, без людей, умевших управлять кораблем. Когда Павел увидел это, он не занял ложную, фаталистическую позицию, думая, что Бог чудесным образом доставит ко­рабль к берегу. Он немедленно пошел к сотнику, командовавшему моряками, и «сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не може­те спастись» (Деян. 27:31). Павел осознавал, что Божья забота о происходя­щем и даже ясное предсказание того, что произойдет, все же требовали обыч­ных человеческих средств для его осуществления. Он был так решителен, что даже говорил о том, что эти средства были необходимы: «Если они не останут­ся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Нам следует подра­жать этому примеру, сочетая в себе полное доверие Божьему провидению с употреблением обычных средств, которые необходимы для осуществления событий, запланированных Богом.

5. Что если мы не в состоянии понять это учение полностью?Каждый верующий, который размышляете провидении Божьем, рано или поздно при­дет к убеждению: «Я не могу полностью понять это учение». В какой-то степе­ни это верно для каждого учения, поскольку наш разум конечен, а Бог — бес­конечен. Однако в особенности это справедливо по отношению к учению о провидении: мы должны верить в него, поскольку оно изложено в Писании, даже если мы не понимаем, как оно согласуется с другими учениями Писа­ния. Кальвин в связи с этим дает нам мудрый совет:

Те же, кто находит все это слишком грубым или суровым, пусть за­думаются над тем, насколько невыносимы их мрачность и высокомерие. То, что Бог засвидетельствовал во многих местах Писания, они отбрасы­вают под тем предлогом, что это превосходит их разумение. Более того, они дерзают хулить тех, кто продвигает вперед то учение, которое Бог никогда не позволил бы обнародовать через своих пророков и апосто­лов, если бы не знал, что оно полезно. Ибо наше познание должно со­стоять ни в чем ином, как в благоговейном и послушном принятии все­го, чему нас учит Писание, без всяких исключений^.


Сейчас читают про: