славы и нашего блага. Итак, когда зло приходит в нашу жизнь, из учения о провидении мы можем обрести глубокую уверенность в том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, вес содействует ко благу» (Рим. 8:28). Подобная убежденность позволила Иосифу сказать своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50:20).
Мы также должны помнить, что Бог прославляется и в наказании зла. Писание говорит нам, что «все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет надень бедствия» (Прит. 16:4)2. Также и псалмопевец говорит: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе» (Пс. 75:11). А пример с фараоном (Рим. 9:14-24) ясно показывает нам, как Бог может использовать зло для Своей славы и для блага Своего народа.
2) Тем не менее Бог никогда не делает зла и неповинен в зле. В утверждении,
схожем с приведенными выше текстами Дсян. 2:23 и 4:27,28, Иисус также
10 Следует считать, что слово «оставлены» в этом стихе относится как к преткновению, так и к непокорности. Неверно было бы говорить, что Бог предопределил только тот факт, что непокорные преткнутся, поскольку не факт, а личности «оставлены» на определенную участь. (См.: Wayne Grudcm, The Firs! Epistle of Peter, TNTC [Leicester: InterVarsity Press, and Grand Rapids: Eerdmans. 1988], pp. 106-110).
|
|
11 Дейвид Дж, А. Клайнз предлагает следующий перевод: «Господь все сотворил со
своей противоположностью; поэтому грешные обретут свое осуждение». Он стремится из
бежать вывода о том, что Господь создал фешных на день осуждения (см.: David J. A. Clines,
"Predestination in the Old Testament", p. 116). Однако его перевод совершенно неубедите
лен. Конструкция, переведенная словом «цель» (ПШП), в Ветхом Завете встречается всего
восемь раз и обычно обозначает «ответ» на вопрос или утверждение. Таким образом, она
означает нечто вроде «уместного ответа» или «соответствующей цели». Однако предлог?
гораздо правильнее переводить «ради», а не «с», и поэтому в любом случае в этом предло
жении говорится о том, что Господь создал все для соответствующей цели или для умест
ного ответа. Таким образом, переводим ли мы здесь «цель» или «противоположность», в
этом стихе говорится о том, что даже грешники были созданы Богом «ради [евр. Ь] дня
бедствия». -.;....■.,..:.■.-■—и:
Глава 15. Провидение Божье
сочетает Божье предопределение распятия с моральным осуждением тех, кто его осуществляет: «Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (Лк. 22:22; ср.: Мф. 26:24; Мк. 14:21). В более общем утверждении о зле мира И исус говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).
|
|
Иаков предостерегает нас, чтобы мы не осуждали Бога за зло; «В искушении никто не гоиори: „Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13,]4). В этом стихе не говорится о том, что Бог не предопределяет зла; здесь говорится о том, что мы никогда не должны думать, что Он лично искушает нас и повинен в этом искушении. Мы не должны осуждать Бога за искушен ие и не должны думать, что oi i одобрит нас, если мы уступим этому искушению. Мы должны сопротивляться злу и нам всегда следует осуждать себя самих или тех, кто искушает нас, но не Бога. Даже втаком стихе, как Ис. 45:7, где говорится, что Бог «производит бедствия», нет утверждения, что Бог Сам творит зло и что, по Его установлению, зло совершается через выбор воли Еготворений.
Все эти стихи ясно указывают на то, что «вторичные причины» (люди, ангелы и бесы) реальны и что люди совершают зло и несут за это ответственность. Хотя Бог и установил, что так должно быть (это утверждается и в общих терминах, и в частных подробностях), все же Бог отстранен от действительного свершения зла, и тот факт, что Он производит его через «вторичные причины», не наносит ущерба Его святости и не делает Его достойным осуждения. Жан Кальвин мудро говорит:
■ а: -:й-)
...Воры, убийцы и прочие злодеи суть орудия божественного про- -. видения, которыми Господь пользуется для осуществления своих предрешенных приговоров; но отрицаю, что на этом основании они могут быть оправданы. Разве они вовлекут также и Бога в то беззаконие, какое творят? Или прикроют свое злодейство его праведностью? Они не могут,
>г- |
сделать ни того, ни другого1
Немного далее Кальвин даст главе такое заглавие: «Бог, пользуясь людьми и склоняя их сердце к осуществлению своего суда, остается чистым, без пятнаипорока»13.
Нам следует отметить, что альтернативы утверждениям о том, что Бог использует зло для Своих целей, но никогда не делает зла и не подлежит осуждению за зло, совершенно нежелательны. Если бы нам пришлось сказать,
12 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, Library of Christian Classics, cd. by John T. McNeill and trans, by F. L. Battles, 2 vols. (Philadelphia: Westminster, I960), 1:217 (1.16.5).,,13 Ibid, 1:228(1.18).
Часть И. Учение о Боге
что Сам Бог делает зло, то нам пришлось бы сделать вывод, что Он не благой и праведный Бог, а потому и вовсе не Бог. С другой стороны, если мы считаем, что Бог не использует зла ради Своих целей, то нам пришлось бы признать, что в мире существует такое зло, которого Бог не хотел допустить, что оно Ему неподконтрольно и может не служить Его целям. Тогда нам очень трудно будет говорить, что «все» содействует ко благу тех, кто любит Бога и призван по Его изволению (Рим. 8:28). Если зло пришло в мир, несмотря на то что Бог не планировал этого и не хотел, чтобы зло было в мире, то как мы можем гарантировать, что в мире не возрастает количество зла, которого Бог не планировал и не желал? Как мы можем гарантировать, что Бог способен использовать зло ради Своих целей и даже тот факт, что Он в принципе способен преодолеть зло? Это, безусловно, нежелательная точка зрения.
3) Бог справедливо обвиняет и судит моральные творения за то зло, которое
они совершают.Об этом говорят многие тексты Писания. Один из них нахо
дим в Книге Пророка Исайи: «...Как они избрали собственные свои пути, и
душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употреблю их
обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал — и не было
отвечающего, говорил — и они не слушали, а делали злое в очах Моих и из
бирали то, что неугодно Мне» (Ис. 66:3,4). Мы читаем также: «Только это я
нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие по
мыслы» (Еккл. 7:29). Вина за зло всегда остается на ответственном творе
нии, будь то человек или бес, и творение, совершающее зло, всегда заслужива
ет наказания. Писание постоянно утверждает, что Бог праведен и справед
лив, наказывая нас за наши грехи. И если мы считаем, что Он не должен
обвинять нас, потому что мы не можем сопротивляться Его воле, то нам сле
дует уразуметь ответ на такое утверждение апостола Павла: «Ты скажешь
мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто,
человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): „зачем
ты меня так сделал?"» (Рим. 9:19,20). Всякий раз, как мы совершаем зло, мы
знаем, что мы по собственной воле избираем свои поступки, и осознаем, что
виновны в этом.
|
|
4) Зло реально, а не иллюзорно, и мы не должны совершать зла, так как оно
приносит вред и нам, и другим.Писание постоянно учит нас, что мы не имеем
права совершать зло и что мы должны упорно сопротивляться ему в нас са
мих и в мире. Нам следует молиться: «Избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). И
если мы видим, что человек отклоняется от истины и совершает зло, нам сле
дует стараться удержать его от этого. Писание гласит: «Если кто из вас укло
нится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший греш-
Глава 15. Провидение Божье
ника отложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19,20). Нам не следует лаже желать зла, ибо поддержание грешных устремлений в нашем разуме позволяет им «восстать» на нашудушу (1 Пет. 2:11) и нанести нам духовный вред. Если нам хочется сказать: «Почему бы не сделать зло, чтобы добиться блага?», как это делали некоторые оппоненты Павла, нам следует вспомнить, что Павел сказал о людях, распространяющих подобное учение: «Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8).
Размышляя о том, что Бог использует зло для достижения Своих целей, мы должны помнить, что Он может совершать некоторые вещи, это будет правильно для Бога, но мы не можем, так как это неправильно для нас. Он требует поклонения Себе и принимает это поклонение. Он ищет Себе славы. Он совершит последнее осуждение преступников. Он также использует зло для достижения благих целей, нонам не позволяет этого делать. Кальвин поддерживает Августина, цитируя его: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку.. Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей» и. Герман Бавинк проводит аналогию с отцом, который пользуется очень острым ножом, но не позволяет прикасаться к нему своему ребенку. Так и Бог использует зло для достижения благих целей, но не позволяет этого Своим чадам. Нам следует подражать многим моральным качествам Бога (ср.: Еф. 5:1), но не в этом.
|
|
5) Независимо ото всех предыдущих утверждений, мы вынуждены признать, что не понимаем, как может быть так, что Бог предопределяет наши злодеяния, но при этом мы несем за них ответственность перед Ним, а Он остается невиновным. Мы можем говорить о том, что все это истинно, потому что об этом говорит Писание. Однако Писание не говорит нам, как именно Бог создает такое положение вещей, при котором мы несем перед Ним ответственность зато, что Он предопределил. Писание безмолвствует, и нам приходится согласиться со словами Беркхофа, что «проблема отношения Бога к греху остается тайной»15.
9. «Свободны» ли мы? Обладаем ли мы «свободой воли»? Если Бог осуществляет Свой контроль над всем происходящим, то обладаем ли мы свободой? Ответ зависит оттого, что мы подразумеваем под словом «свобода». Но как бы кто ни понимал слово «свобода», все согласятся (даже самые выдающиеся богословы реформатской или кальвинистской традиции), что мы свободны в нашей воле и в нашем выборе. И Луис Беркхоф в своем «Систематическом богословии» (pp. 103,173), иЖан Кальвин в своем «Наставлении
14 John Calvin, Institutes, 1:234(1.18.3).
15 Berkhof, Systematic Theology, p. 175.
36R
Часть II. Учение о Боге
Глава 15.
в христианской вере»16 говорят о том, что в определенном смысле выбор и поступки человека «свободны». Однако Кальвин поясняет, что этот термин дает столько поводов к заблуждениям, что сам он старается не использовать его. Это обусловлено тем фактом, что «человек обладает свободной волей для совершения добрых дел, только если ему помогает милость Бога»17. Кальвин говорит:
l~r'i~'' Таким образом, как мы видим, признается, что человек обладает свободной волей, но не потому, что у него есть свобода выбора между добром и злом, а потому, что он поступает по своей воле, а не по принуждению. Это, безусловно, верно. Но не глупо ли украшать столь незначи.-;,;?тельную вещь таким возвышенным именем?.^л ;ш игу.он^еклИ- игеквачши*
Кальвин продолжает и объясняет, как этот термин часто истолковывают неверно:
Если человеку приписывают свободную волю, то сколько найдется людей, которые тотчас вообразят, что человек — хозяин своих суждений и своей ноли и, следовательно, всегда можно действовать, полагаясь на собственную добродетель... Впрочем, если кто-то, находясь в здравом уме, позволяет себе пользоваться этим обозначением, я не стану особенно возражать... Я не хотел бы применять такое обозначение16.
Таким образом, когда мы ставим вопрос о «свободе воли», важно определить, что мы понимаем под этим выражением. Писание нигде не говорит о том, что мы «свободны» втом смысле, что не подвластны контролю Бога1^,
■'" -"16 Institutes, 1:296 (2.3.5), цитируя св. Бернара Клервоского: «Среди животных один
только человек свободен... Что он делает добровольно, то от свободы». Далее в том же
самом разделе он снова одобрительно цитирует св. Бернара, который говорит, что воля
подчинена греху и потому грешит по необходимости, но затем говорит, что «эта необхо
димость как бы добровольна... Душа... удерживается в рабстве и в то же время остается
свободной —странным и весьма дурным образом она раба по отношению к необходимо
сти и свободна по отношению к воле». Немного далее сам Кальвин говорит, что «чело
век, согрешающий по необходимости, грешит одновременно и по собственной воле» (1:309
[2.4.1 ]). Кальвин ясно говорит, что Адам, до того как грех пришел в мир, «обладал свобод
ной волей, с помощью которой при желании мог бы обрести вечную жизнь... Адам мог
бы устоять, если бы захотел, ибо оступился по собственной воле... Адам обладал способ
ностью выбора между добром и злом» (1:195 [1.15.8]). Таким образом, Кальвин употребляет
термин «свободная воля» в значении «добровольности», «желания» и применяет его к Адаму
до грехопадения. При этом он тщательно избегает применения этого термина к грешным
человеческим существам, если под словами «свободная воля» подразумевают «способ
ность к добру своей собственной силой» (см. текст выше). Щ1О1^;
. "Institutes, 1:262(2.2.6). Hh> la Ibid., 1:264,266(2.2.7,8).
19 Ведь наша способность совершать выбор воли — это просто сотворенное отражение воли Бога и Его способности совершать выбор воли. Тем не менее если бы мы были полностью свободны в нашем выборе, то в нашей воле мы были бы равны Богу, а ничего подобного мы не ожидаем ни в этой жизни, ни в будущей.....
Глава IS. Провидение Божье
или способны принимать решения, не обусловленные ничем. (Многие люди считают, что мы сиободны именно в этом смысле; см. ниже.) Не гонорит оно йотом, что мы «свободны» совершать благие поступки нашими собственными силами, независимо от Бога. И тем не менее мы свободны в самом великом смысле, в каком только может быть свободно Божье творение. Мы совершаем выбор воли, выбор, который приводит к реальным результатам1". Когда мы принимаем решения, мы не осознаем никакого ограничения нашей воли, исходящего от Бога21. Нам следует настаивать на том, что мы обладаем властью выбора воли; иначе мы впадем в заблуждение фатализма или детерминизма и придем к заключению, что наш выбор не имеет значения или что мы не в состоянии совершать выбор. С другой стороны, та разновидность свободы, которой требуют люди, отрицающие контроль Бога надо всем происходящим, — свобода быть вне поддерживающей и контролирующей деятельности Бога — невозможна, если Христос действительно «постоянно несет все вещи словом Своей силы» (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.). Если это так, то быть вне контроля означает прекратить существование! Абсолютная «свобода», из которой полностью удален контроль Бога, просто невозможна в мире, которым Бог управляет и который поддерживает в бытии.
ua1:(::■;цП jThf'.■.u.'ii- ч i-S'svo В. Управление ч-уи u^isonr. Mf«iTf .шш
1. Свидетельство Писания.Мы рассмотрели первые два аспекта провидения: 1) сохранение и 2) содействие. Третийже аспект провидения Божьего указывает на то, что Бог имеет цель во всем, что Он делает в мире, и Он управляет всем, чтобы исполнить Свои намерения. В Псалтири читаем: «Царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Кроме того, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32). Павел говорит, что «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:3б) ичто Бог«все покорил под ноги Его» (1 Кор. 15:27). Бог совершает «все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), дабы в конце концов «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Огца» (Флп. 2:10,11). Павел знает, что Бог властвует
2а Богословы-армипиане не согласны с таким пониманием свободы воли и отстаивают такую свободу, которая означает, что наши решения не обусловлены ничем вне нас самих (см. ниже разбор возражения Джека Коттрелла о том, что сиобода должна означать нечто большее, чем выбор воли).
21 Джон Файнберг говорит: «Если действие соответствует желанию действующего лииа, то, даже если действие причинно обуслоилено, оно свободно и действующее лицо морально за него ответственно» (John Feinbcrg, "God Ordains All Things", in Predestination and Free Will: Four Views of Divine Sovereignty and Human Freedom, ed. by David Basinger and Randall Basinger [Downers Grove, HI.: InterVarsity Press, 1986], p. 37).
Часть II. Учение о Боге
над всем и осуществляет Свои планы в каждом событии. Он говорит: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
2. Различия в воле Бога. Хотя в Боге Его воля едина, не разделена и непротиворечива, мы не можем понять всей глубины воли Божьей и нам открыта только ее часть. По этой причине, как мы увидели в гл. 1222, мы можем воспринять два аспекта воли Божьей. С одной стороны, есть Божья моральная воля (которую иногда называют Его «явной» волей). Сюда относятся моральные требования Писания, такие, какдесять заповедей и моральные повеления Нового Завета. Моральные повеления Бога предписывают нам нормы поведения, которые правильны в очах Божьих. С другой стороны, — это Его управление всем происходящим (иногда этот аспект воли Божьей называют «скрытой волей»). Сюда относятся все события истории, которые предопределил Бог, например тот факт, что Христос будет распят «беззаконными» людьми (Деян. 2:23). Сюда относятся также все прочие злодеяния, которые были упомянуты в предыдущем разделе.
Иногда против такого разделении двух аспектов воли Бога возражают, утверждая, что оно подразумевает «противоречие Самому Себе»23. Тем не менее даже из человеческого опыта известно, что мы можем желать и осуществлять нечто мучительное и неприятное (напр., наказывать непослушного ребенка или делать прививки, которые вызывают кратковременное недомогание), чтобы добиться лучшего результата в будущем (привести ребенка к повиновению или предотвратить вероятное серьезное заболевание). Бог же бесконечно более велик и мудр, чем мы. Безусловно, Он может желать, чтобы Его творения сделали нечто, на короткий срок приносящее Ему огорчение, чтобы в последствии обрести еще большую славу. Утверждать, что это означает «противоречие Бога Самому Себе», — значит не понимать объяснений, показывающих отсутствие здесь какого бы то ни было противоречия24.
,. к Г. Божьи установления
Установления Божьи — это вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит. Это
22 Здесь дан более подробный анализ вопроса о явной и скрытой воле Бога.
23 Это возражение Говарда Маршалла (см.: I. Howard Marshall, "Predestination in the
New Testament", p. 173).
24 Жан Кальвин говорит тем, кто возражает против наличия двух аспектов воли Бо
жьей: «Пусть они мне скажут, как осуществляет Бог Свой суд — добровольно или нет?
...Божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в
силу грубости и слабости нашего ума мы не можем понять, как Бог различным образом
желает и не желает, чтобы нечто произошло». Он также одобрительно цитирует утверж
дение Августина: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку...
Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей»
(Institutes, 1:233,234 [1.18.3]). ' '
Глава 15. Провидение Божье
учение сходно с учением о провидении, но здесь мы говорим о решениях Бога, принятых еще до сотворения мира, а не Его действия во времени. Его действия — это исполнение вечных установлений, которые Он определил очень давно. (О слове «установление» в несколько ином смысле см. в гл. 1.)
Давид говорит: «Втвоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16; ср.: Иов. 14:5: дни, месяцы и пределы человека определены Богом). Существовал также «определенный совет и предведение Божие» (Деян. 2:23), по которому Иисус был предан смерти, а действия тех, кто осудил и распял Его, были «предопределены» Богом (Деян. 4:28). Наше спасение было установлено уже давно, так как Бог, чОн избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф. 1:4). Наши добрые дела «Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10; ср.: Иуд. 4).
Эти примеры говорят о разнообразных аспектах человеческой деятельно
сти. Представляется уместным заключить из этих примеров, что все, совер
шаемое Богом, Он запланировал прежде создания мира, все это — Его вечный
план. Учение об установлениях Божьих помогает нам осознать, что Бог не по
ступает внезапно, по необходимости. Он знает окончание с самого начала, и
Он совершит все свои благие намерения. Это должно усилить наше доверие
Богу, особенно в пору испытаний. и!
■■■■' ■"'■■ '■' Д. Важность наших поступков
■■ Иногда мы забываем, что Бог осуществляет управление миром через поступки людей. Если мы не отдаем себе в этом отчета, мы начинаем думать, что наши поступки и наш выбор не оказывают никакого влияния на ход событий. Чтобы уберечь себя от такого неверного восприятия Божьего провидения, следует подчеркнуть несколько моментов.
/. Мы несем ответственность за наша поступка.Бог создал нас ответственными за наши поступки, которые приводят к реальным и значимым для вечности результатам. Во всех Своих деяниях Бог сохраняет эти свойства ответственности и значимости.
Чтобы понять это, следует обратиться к аналогиям из мира природы. Бог сотворил камень со свойством твердости, и поэтому камень тверд. Бог сотворил воду со свойством влажности, и поэтому вода мокрая. Бог сотворил растения и животных с признаком жизни, и поэтому они живут. Точно также Бог сотворил нас со свойством ответственности за наши поступки, и поэтому мы ответственны за них! Если мы поступаем по справедливости и повинуемся Богу, Он вознаградит нас и у нас все будет хорошо как в этой жизни, так и в будущей. Если же мы совершаем зло и противимся Богу, Он будет дисциплинировать нас и, возможно, наказывать нас, и наши дела будут плохи. Осознание
Часть II. Учение о Боге
этого факта поможет нам обрести пасторскую мудрость в беседах с людьми, в которых нам следует призывать их избегать лености и неповиновения.
Тот факт, что мы ответственны за наши поступки, означает, что нам не следует думать: «Бог заставил меня совершить зло, и я не виноват в этом». Не случайно, Адам извинялся за самый первый грех в таких выражениях, которые поразительно напоминают именно такой ход мысли: «Жена, которую Ты мне дач, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). В отличие от Адама, Писание никогда не возлагает вину за грех на Бога. Если мы начинаем думать, что Бог виновен в грехе, мы греховно мыслим о провидении Божьем, так как вина всегда лежит на творении, а не на Творце. Мы можем сказать, что со стороны Бога несправедливо призывать нас к ответу, если все события предопределил Он Сам, однако Павел поправляет нас: «Ты скажешь мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" Аты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:19,20). Мы должны осознать и принять в свое сердце мысль о том, что Бог по праву обличает и карает зло. И, если мы несем за это ответственность, мы также по праву осуществляем дисциплину в наших семьях, в церкви и даже, в определенном смысле, в окружающем пас обществе. Нам никогда не следует говорить о злодеянии: «Бог этого желал, и, значит, это благо», так как мы должны помнить, что некоторые вещи, запланированные Божьей волей установления, сам к по себе не благи, и мы не должны одобрять их, как не одобряет их и Сам Бог.
2. Наши действия приводят к реальным результатам и действительно изменяют ход событий. В рамках обычного порядка вещей, установленного в мире, если я пренебрегаю своим здоровьем (напр., у меня больной желудок, а я злоупотребляю табаком и алкоголем), то я, скорее всего, умру раньше. Бог устроил мир так, что наши действия имеют реальные последствия. Бог устроил так, что события происходят потому, что мы обусловливаем их. Конечно, мы не можем знать того, что Богзапланировалдаже на остаток текущего дня, не говоря уже о следующей неделе или о следующем годе. Однако мы знаем, что если мы доверяем Богу и повинуемся Ему, то мы обнаруживаем, что Он запланировал для нас бздгоради нашего послушания. Мы не в состоянии просто не обращать внимание на тех людей, с которыми встречаемся, так как Бог приводит на наши пути множество людей и дает нам ответственность совершать в отношении их поступки, которые имеют значение для вечности, — на благо или на зло.
Кальвин, призывая нас с осторожностью строить планы на будущее, мудро замечает: «Господь пожелал скрыть от нас все будущие события, чтобы мы шли вперед, не ведая о том, что должно произойти, и не перестав&чи пользоваться данными нам Богом средствами против опасностей, пока не достигнем цели или пока опасности не одолеют нас... Мы должны созерцать Божье провидение не сугубо само по себе, а вместе со свойствам и, приданными ему
I
Глава 15. Провидение Божье
Богом. Он словно одел в них провидение, чтобы оно явилось нам именно в таком виде»25.
Напротив, если мы предвидим, что в будущем могу г произойти несчастья или возникнуть опасности, и если мы не принимаем разумных мер, чтобы избежать их, то мы можем обнаружить даже, что наше бездействие стало тем средством, которое Бог использовал для того, чтобы эти события произошли!^,_:■
3. Молитва — это один из способов действия, который имеет определен
ные результаты и действительно меняет ход событий. Бог установил также,
что молитва — это очень значимый способ достижения в мире тех или иных
результатов26. Если мы серьезно молимся о конкретной личности или ситуа
ции, мы часто обнаруживаем, что Бог определил нашу молитву как средство,
которое Он использует для осуществления изменений в мире. Писание напо
минает нам об этом следующими словами: «Не имеете, потому что не просите»
(Иак. 4:2). Иисус говорит: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси
те и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24).
4. Мы должны действовать!Учснж о провидении ни в коем случае не при
зывает нас пребывать в лености и ожидать исхода событий. Конечно, Бог мо
жет сказать нам, что необходимо ждать и довериться Ему, а не полагаться на
себя самих, — и это правильно. Но утверждать, что нам следует доверяться
Богу вместо того, чтобы брать на себя ответственность и действовать, — это
просто леность и искажение учения о провидении.
Другими словами, если моему сыну дано домашнее задание, которое должно быть выполнено к следующему дню, я проконтролирую выполнение этой работы, прежде чем отпустить его гулять. Я понимаю, что все — в руках Божьих и что Бог давно предопределил, какую оценку получит мой сын, но ни я, ни сын не знаем, какая это будет оценка. Единственное, что я знаю, так это то, что, если мой сын будет хорошо учиться и тщательно выполнять домашние задания, он будет получать хорошие оценки. Если же он будет учиться плохо, оценки тоже будут плохими. Поэтому Кальвин говорит: jWHW»a ни
Теперь ясно, в чем состоит наш долг. Если Господь поручил нам заботиться о нашей жизни, мы должны ее сохранять. Если Он предоставляет нам возможность делать это, мы должны ею пользоваться. Если Он предупреждает пас об опасностях, то мы не должны неосмотрительно и безрассудно бросаться им навстречу. Если Он наделяет нас средствами, которые помогут избежать опасностей, то мы не должны ими пренебрегать. Нам возразят, что никакая опасность не может принести вреда, если ей не предназначено навредить. Если же предназначено, то никакими
"JohnCalvin, Institutes, 1:216 (1.17.4).
26 Более подробный анализ молитвенной практики см. в гл. 17.
Часть П. Учение о Боге
средствами нельзя этого избежать. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодолению?"
Прекрасный пример активных действий в сочетании с доверием Богу находим во 2 Цар. 10:12, где Иоав говорит: «Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего», но далее в том же предложении добавляет: «Господь сделает, что Ему угодно». Иоав сражается и доверяет Богу, Который свершит то, что считает правильным.
Схожие примеры находим и в Новом Завете. Когда Павел был в Коринфе, Господь, чтобы удержать Павла от отчаяния по поводу того противодействия, которое ему оказывали иудеи, явился ему в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10). Если бы Павел был фаталистом и неверно понимал провидение Божье, то он, услышав слова Богао том, что у Него «много людей в этом городе», сделал бы вывод, что Бог решил спасти многих коринфян и не имеет никакого значения, останется Павел в городе или нет, так как Бог уже избрал там множество людей к спасению! Павел мог бы решить, что ему следует просто собрать вещи и уехать! Однако Павел не совершил этой ошибки. Напротив, он пришел к выводу, что если Бог избрал многих в Коринфе, то, возможно, именно через проповеди Павла эти люди обретут спасение. Поэтому Павел принял мудрое решение: «Ион оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11).
Павел помешает этот ответственный поступок в контекст о провидении Божьем в одном-единственном предложении во 2 Тим. 2:10: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою». Из того факта, что Бог избрал определенное число людей к спасению, он не заключает, что людям уже нет нужды что-то предпринимать; напротив, он приходит к выводу, что многое следует делать, чтобы цели Божьи исполнились через те средства, которые Богтакже установил. И в самом деле, Павел был готов претерпеть «все», все трудности и страдания, ради того, чтобы вечные планы Бога воплотились в жизнь. Искренняя вера в провидение Божье — это не повод к бездействию и отчаянию, а призыв к активности.
Схожий пример — это история о путешествии Павла в Рим. Бог открыл Павлу, что никто из находившихся на корабле не погибнет во время продолжительного шторма. И Павел призывал к мужеству всех, кто был на палубе:
Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как
1 John Calvin, Institutes, 1:216(1.17.4).
Глава 15. Провидение Божье
мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров (Деян. 27:22-26).
Однако вскоре после того, как Павел произнес эти слова, он заметил, что моряки тайно спускали на воду спасательную шлюпку и «хотели бежать с корабля» (Деян. 27:30). Они хотели оставить пассажиров одних, без людей, умевших управлять кораблем. Когда Павел увидел это, он не занял ложную, фаталистическую позицию, думая, что Бог чудесным образом доставит корабль к берегу. Он немедленно пошел к сотнику, командовавшему моряками, и «сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Павел осознавал, что Божья забота о происходящем и даже ясное предсказание того, что произойдет, все же требовали обычных человеческих средств для его осуществления. Он был так решителен, что даже говорил о том, что эти средства были необходимы: «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Нам следует подражать этому примеру, сочетая в себе полное доверие Божьему провидению с употреблением обычных средств, которые необходимы для осуществления событий, запланированных Богом.
5. Что если мы не в состоянии понять это учение полностью?Каждый верующий, который размышляете провидении Божьем, рано или поздно придет к убеждению: «Я не могу полностью понять это учение». В какой-то степени это верно для каждого учения, поскольку наш разум конечен, а Бог — бесконечен. Однако в особенности это справедливо по отношению к учению о провидении: мы должны верить в него, поскольку оно изложено в Писании, даже если мы не понимаем, как оно согласуется с другими учениями Писания. Кальвин в связи с этим дает нам мудрый совет:
Те же, кто находит все это слишком грубым или суровым, пусть задумаются над тем, насколько невыносимы их мрачность и высокомерие. То, что Бог засвидетельствовал во многих местах Писания, они отбрасывают под тем предлогом, что это превосходит их разумение. Более того, они дерзают хулить тех, кто продвигает вперед то учение, которое Бог никогда не позволил бы обнародовать через своих пророков и апостолов, если бы не знал, что оно полезно. Ибо наше познание должно состоять ни в чем ином, как в благоговейном и послушном принятии всего, чему нас учит Писание, без всяких исключений^.