Объяснение и обоснование в Писании. Когда Павел повествует о том, каким образом Бог приносит спасение в нашу жизнь, он пишет: «кого он предопределил

Когда Павел повествует о том, каким образом Бог приносит спасение в
нашу жизнь, он пишет: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал,
тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:30). Здесь Павел при­
водит порядок событий, в котором к нам приходит благословение спасения.
Хотя уже давно, еще до сотворения мира. Бог «предопределил» нас к тому, что­
бы быть Его детьми и быть подобными образу Его Сына, Павел отмечает, что
при осуществлении плана Бога в нашей жизни Он «призвал» нас (здесь име­
ется в виду Бог-Отец). Затем Павел называет оправдание и прославление, тем
самым указывая, что они идут после призвания. Павел отмечает тем самым,
что в плане спасения Бога существует твердый порядок (хотя здесь названы
не все аспекты нашего о тссния). Поэтому мы начнем рассматривать вопрос
оспасенииименноспризвания........



А, Актуальный призыв1


■и


Когда Павел говорит: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого при­звал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30), он тем самым показывает, что призвание — это акт, совершаемый Богом. Это по существу акт Бога-Отца, ибо именно Он предопределяет людей «(быть) по­добными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Другие стихи еще более полно раскрывают суть этого призыва. Когда Бог мощно призывает людей. Он при­зывает их «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9); Он призывает их «в общение Сына Его» (1 Кор. 2:12; ср.: Деян. 2:39) и «в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:12; ср.: 1 Пет. 5:10; 2 Пет. 1:3). Призванные Богом люди принадлежат


■ '■V


1 Effectual calling~ очень важный термин реформатского богословия; русский экви­валент пока не выработан. Возможные варианты: конкретный, сугубый, направленный, индивидуальный. См.: Англо-русский словарь: В помощь христианскому переводчику / Сост. М.Воловичидр.; Под ред. М. Макарова. М.: Духовное возрождение, 1997. — При­тч, пер.



Часть V. Учение об искуплении


Иисусу Христу (Рим. L:6)2. Они также призваны к тому, чтобы быть «святы­ми» (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2), а также призваны к миру (I Кор. 7:15; Кол. 3:15), свободе (Гал. 5:13), надежде (Еф. 1:18; 4:4), святости (1 Фес. 4:7), к терпению и страданию (1 Пет. 2:20,21; 3:9); к вечной жизни (1 Тим. 6:12).

Эти стихи свидетельствуют о том, что речь идет не о бессильном челове­ческом призыве. Этот призыв исходит от Царя вселенной, и в нем заключена такая мошь, что челоееческое сердце не может не ответить на него. Это деяние Бога, которое гарантирует реакцию на него, поскольку Павел гз Рим. 8:30 под­черкивает, что всех, кого Бог «призвал», Он также и «оправдал». Этот призыв способен изъять нас из иарстватьмы и привести в царство Христа, чтобы мы присоединились к Нему в совершенном общении: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор.!:9)3.

Это величественное деяние Божье называют актуальным призывом, что­бы провести грань между ним и общим евангельским призывом, который до­стигает всех людей и который многие отвергают. Это вовсе не значит, что воз-вешение Евангелия не имеет отношения к призванию. Актуальный призыв действует через проповедь Евангелия людьми; Павел говорит: «К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 2:14, курсив мой.— У. Г.). Безусловно, существует много людей, которые услышали общий евангельский призыв, но не ответили на него. Но в некоторых случаях евангельский призыв с помощью Святого Духа становится столь мощным, что человеческое сердце откликается панего;вта-ком случае мы можем говорить, что эти люди услышали «актуальный призыв».

Актуальный призыв можно определить как действие божественной бла­годати, обращенное к конкретному человеку и приводящее его к спасению.

Очень важно, чтобы не создалось такого впечатления, будто люди могут быть спасены силой этого призыва безучастия их собственного ответа, про­диктованного их волей (см. гл. 34 о личной вере и покаянии, которые необхо­димы для обращения). Хотя и справедливо утверждать, что актуальный при­зыв пробуждает человека и способствует тому, чтобы он ответил на него, тем не менее нам следует твердо помнить, что наш ответ является актом нашей воли, в котором человек устремляет свою веру к Христу.

Пример актуального евангельского призыва находим в описании перво­го приезда Павла в Филиппы. Когда Лидия слушала проповедь Евангелия. «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14).

2 Выражение kAtjtoi Irjaov Xpioiov в синодальной русской версии переведено как
«призванные Иисусом Христом», тогда как родительный падеж lr\aov Xpw%ov здесь вряд
ли можно понимать как логическое подлежащее. Точнее было бы перевести: «призван­
ные Иисуса Христа», т. е. «призванные [и принадлежащие] Иисусу Христу», как это и
сделано в англоязычной версии, которую цитирует автор. — Примеч. пер.

3 Вопрос об оправдании рассматривается в гл. 35.


Глава 32. Евангельский призыв и актуальный призыв




,]ТЬ «СВЯТЫ-


Мы можем говорить также и о евангельском призыве, который действует через человеческую речь, в отличие от актуального призыва, который полнос­тью является деянием Бога. Этот евангельский призыв обращен ко всем лю­дям, даже к тем, кто не принимает его. Иногда такой евангельский призыв называют внешним или общим призванием. Актуальный призыв Бога, кото­рый связан с выбором слышащего человека в пользу этого призыва, напро­тив, называется внутренним призванием. Евангельский призыв является об­щим, внешним, и его часто отвергают, тогда как актуальный призыв является частным, внутренним и всегда действенным. Однако это никак не обесце­нивает евангельского призыва — это то средство, которое Бог избрал для пе­редачи актуального призыва. Без евангельского призыва ни один человек не отозвался бы и не был бы спасен! «Как веровать в Того, о Ком не слыша­ли?» (Рим. 10:14). Следовательно, нам необходимо точно знать, что такое еван­гельский призыв^,:,^

■fen Б. Составляющие евангельского призыва. *rito

В человеческой проповеди Евангелия есть три важнейшие составляющие.

1. Объяснение фактов, касающихся спасения. Любой человек, приходящий к Христу, должен иметь хотя бы общее представление о том, кто такой Христос и каким образом Он спасает нас. Следовательно, объяснение фактов, касаю­щихся спасения, должно включать в себя, как минимум, следующие пункты:

Все люди согрешили (Рим. нехристианин,


Часть V. Учение об искуплении


Глава 32.



слышащий эти слова, должен осознавать, что это те слова, которые Иисус Христос говорит ему лично прямо сейчас, в этот самый момент. Иисус Хрис­тос есть Спаситель, который ныне жив на небесах, и каждому нехристианину следует думать об Иисусе как о Том, Кто прямо сейчас говорит: «Приидитеко Мне... и Я успокою вас» (Мф. 11:28, курсив мой. — У. Г.). Это истинно личный призыв, требующий личного ответа от каждого, кто его слышит.

Иоанн также имеет в виду личный ответ, когда говорит: «Пришел к сво­им, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадам и Божиими» (Ин. 1:11,12). Подчеркивая необхо­димость «принять» Христа, Иоанн тем самым подчеркивает необходимость личного ответа. К тем, кто является членом «теплой» церкви и кто не осо­знает своей духовной слепоты, Господь Иисус также обращается с призы­вом, требующим личного ответа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20).

Наконец, пять стихов в самом конце Библии также гласят о призыве Святого Духа и церкви прийти к Христу: «И Дух и невеста говорят: приили! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17).

Но что означает наш приход к Христу? Хотя более подробно об этом пой­дет речь в гл. 34, все же здесь следует кое-что отметить. Если мы приходим к Христу и верим, что Он спасает нас от греха, мы должны отречься от греха в подлинном покаянии. В некоторых случаях в Писании говорится о покаянии и вере в связи с первоначальным обращением (Павел сказал, что провел вре­мя «возвещая Иудеям и Еллинамио/ошшепред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа», Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Но so многих случаях названо только раскаяние в грехах, а спасительная вера при этом подразу­мевается как сопутствующий фактор («И проповедану быть во имя Еголо- каяншои прощению грехов во всех народах», курсив мой. — У. Г.;Лк. 24:47; ср.: Деян. 2:37,38; 3:19; 5:31; 17:30; Рим. 2:4; 2 Кор. 7:10 и др.). Таким образом, истинная проповедь Евангелия должна включать в себя призыв принять со­знательное решение отречься от грехов и прийти к Христу в вере, прося Егоо прощении грехов. Если не говорится о неободимости раскаяния в грехахи веры в Христа для прощения грехов, то проповедь Евангелия нельзя считать ис­тинной и полной4.

Но что обещано тем, кто приходит к Христу? Это уже третья составляю­щая евангельского призыва.

4 См. гл. 34, где рассматривается вопрос о необходимости истинного покаяния н подлинной веры, а также вопрос о том, может ли кто-либо спастись, «приняв Иисуса как Спасителя, но не приняв как Господа».



Глава 32. Евангельский призыв и актуальный призыв



3. Обещание прощеная и вечной жизни. Да, Христом и произнесены слова личного призыва, в которых обещается покой, вода жизни и сила стать чадом Божьим, и все же весьма полезно в точности пояснить, что именно обещает Христос тем, кто приходит к Нему в вере и покаянии. Первое, что обещается в Евангелии, — это прощение грехов и вечная жизнь с Богом. «Ибо так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, курсив мой. — У. Г.). А Петр, проповедуя Евангелие, говорит: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19; ср.: 2:38).

Наряду с обещанием прощения и вечной жизни должна присутствовать и ^бренность б том, что Христос примет тех, кто в подлинном раскаянии и вере стремится к спасению: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

В. Важность евангельского призыва '"

Учение о евангельском призыве очень важно, поскольку, если бы призы­ва Евангелия не существовало, мы не смогли бы спастись. «Как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14).

Евангельский призыв важен также и потому, что через него Бог обраща­ется к нам, учитывая всю пол ноту нашей человеческой сущности. Он не спа­сает нас «автоматически», не дожидаясь ответа от нас, как от полноценных личностей. Он обращает Свой призыв к нашему интеллекту, нашим эмоциям, нашей воле. Он обращается к нашему интеллекту, объясняя в Своем Слове все, что касается спасения. Он обращается к нашим эмоциям с личным и теп­лым приглашением ответить. Ои обращается к нашей воле с просьбой услышать Его приглашение и ответить в покаянии и вере — отвратиться от грехов, принять Христа как Спасителя и успокоить свое сердце в надежде на

Вопросы для самостоятельной работы '(

1. Помните ли вы, как впервые услышали евангельский призыв и ответили
на него? Можете ли вы описать ощущения, которые вы тогда испытали? Полага­
ете ли вы, что призвание стало в вашем случае действенным благодаря Святому
Духу? Со п рот и мялись ли вы тогда этому призыву?

2. Недостает ли чего-либо в вашем изложении евангельского призыва дру-
ш людям? Как вы полагаете, действительно ли эти элементы настолько важны,
тобы включить их и проповедь? Что более всего необходимо для того, чтобы сде­
лать вашу проповедь более эффективной?

3. До того, как вы прочли эту главу, воспринимали ли вы Иисуса как Господа,
до сегодня обращающего слона евангельского призыва к каждому человеку



Часть V. Учение об искуплеш,


лично? Если нехристиане станут думать об Иисусе таким же образом, как они ответят на евангельский призыв?

4. Достаточно ли ясно вы представляете себе составляющие евангельского призыва, чтобы суметь изложить их другим людям? Могли бы вы найти чстыре-пять подходящих стихов из Библии, которые объяснили бы евангельский при­зыв? (Запоминание составляющих евангельского призыва и стихов, которые объясняют его, должны быть первым и важнейшим элементом жизни каждого христианина.)

Специальные термины


актуальный призыв внешнее призвание


внутреннее призвание евангельский призыв



MIT. STHUT

.:;.'П!;г.>\^^у^гд< Библиография -'i

Соответствующие разделы в К'

евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные),

1882-1892 Litton, 239-255,..' -;:. \

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 336-357

1940 Wiley, 2:334-357.............

1960 Purkiser, 269-278 ■•тЪЙМН:.

3. Баптистские :fi-' ": " '■■■"'^
1767 Gill, 1:530-537; 2:121-131 [',. '|,v, /,: " шу,
1887 Воусе, 367-373 „.—J^JZj,.,^.'..'.
1907 Strong, 790-793 'ni;' i:' ;

1917 Mullins, 365-368 ' '■ :

1983-1985 Erickson, 929-933 —-.- 'япд iao'

4. Диспенсаиионалистские

1947 Chafer, 3:210-224, 371-393 -„. * -

1949 Thiesscn, 257-263 *вэнгл

1986 Ryrie, 324-325, 335-339 "' '' ' "'

■«■'■f.W,Mtj

5. Лютеранские,.,;,.„......

1917-1924 Pieper, 2:423-426, 502; 3:220-252
1934 Mueller, 364-365, 470-485

ia-j ••'>■■:*•--



Глава 32. Евангельский призыв и актуальный призыв



6. Реформатские {или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:537-542 {3.1} ■ X :<»LftO

1861 Нерре, 510-542

1871-1873 Hodge, 2:639-732 ' *W-* ' ';:Ч-*Г.П.фМ ■ ■

1878 Dabney, 553-579._,'.,.,..'...................... -.,.... 2Z..<............ п

1937-1966 Murray, CW, 1:124-134, 143-165; CW, 2:161-166; 0^/4:113-
132; RAA, 88-94 '

1938 Berkhof, 454-464 ■ ли

1962 Buswell, 2:157-168

7. Обновленческие (или пятидесятническис и харизматические)

1988-1992 Williams, 2:13-33

Соответствующие разделы
1 в авторитетных римско-католических богословиях
1:"у--л'~

1. Традиционные богословия ■ v -,

1955 Ott {вопрос напрямую не рассматривается)

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980 McBrien {вопрос напрямую не рассматривается)

■ ■ i-\.ty

Другие работы

Aldrich, Joseph С. Life-Style Evangelism: Crossing Traditional Boundaries to Reach the Unbelieving World. Portland: Multnomah, 1981.

Alleine, Joseph. Sure Guide to Heaven. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1978. First published in 1672 as An Alarm to the Unconverted.

Baxter, Richard. A Call to the Unconverted to Turn and Live. Reprint: Grand Rap­ids; Zondervan, 1953.

Coleman Robert E. The Master Plan of Evangelism. Old Tappan, N. J.: Revell, 1963.

Hoekema, Anthony A. Saved by Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Pa-temoster, 1989, pp. 68-92.

Kevan, Ernest F. Salvation. PhilHpsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973.

Little, Paul. How to Give Away Your Faith. Revised by Marie Little. Downers Grove, 111,: InterVarsity Press, 1988.

Kennedy, D. James. Evangelism Explosion. 3d ed. Wheaton, 111.: Tyndale. 1983.

MacArthur, John F, Jr. The Gospel According to Jesus. Grand Rapids: Zondervan, \Ш.

Murray, John. "Effectual Calling". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 88-94.

Packer, J. I. "Call, Calling". In EDT, p. 184.

Packer, J. I. Evangelism and the Sovereignly of God. Downers Grove, III.: InterVar­sity Press, 1961.

Wells, David F. God the Evangelist: How the Holy Spirit Works to Bring Men and Women to Faith. Grand Rapids: Eerdmans, 1987.



Часть V. Учение об искуплении



Отрывок для запоминания о к-- ■ \

Мф. 11:28-30:

Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благр,.и бремя Мое легко.




''Orjilit! I lit"!

«ti Si 'ЗПЭГ.П J




i I


v..:-Л.J r\r---j<A л лчл1.-! ^' ■■* m\s.'.:-. ni-.,■:> Јf<it:

F«W- V

ii-:.1-^ ^jK '.'y\v.v(\J «;;1 11...1 л flu:, лиг'.'




Ч;\Л'Л n!."5m!!c'l.!!■■:>-


!


ll 1Я0Й#МНКаП[}1ЭЕ.

_»•>■ ГЛАВА 33 ^

Рождение свыше

Что значит родиться заново?


 
 


ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ JA_, j:

Мы можем определить понятие «рождение свыше» следующим образом: это тайное деяние Бога, которым Он вовлекает нас в новую духовную жизнь. Иногда это называют рождением заново (следуя терминологии Ин. 3:3—8)'.

А. Рождение свыше — деяние Бога

В некоторых аспектах даруемого нам Богом искупления, которые будут разбираться в последующих главах, мы играем активную роль (это справед­ливо, напр., в случае обращения, освящения и следования). Однако в деле рождения свыше мы не играем никакой активной роли. Это от начала и до кон-цадеяние Божье. Мы видим это, например, когда Иоанн говорит о тех, кому Христос дал власть стать чадами Божьими — «которые не от крови, ни от хо­тения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:! 3). Здесь Иоанн подчеркивает, что чада Божьи — это те, кто «от Бога родились», а наша чело­веческая воля («хотение мужа») не имеет никакого отношения к такому рож­дению.

Тот факт, что мы совершенно пассивны в акте рождения свыше, очевиден также из тех мест П исания, где об этом акте говорится как о «рождении», «воз­рождении» или «рождении заново» (и «рождении свыше». — Примеч. пер.; ср.: Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3; Ин. 3:3—8). От нашего выбора не зависит, живем ли мы физически, и мы не избираем —рождаться мам или нет. Это просто случается снами. Сходным образом и рождение свыше не зависит от нашей воли, как обэтом свидетельствуют аналогии, использованные в Писании.

1 Выражение s&v Ц1) tic, yEvvi\Qf\ ЬитВву (Ин. 3:3) ь большинстве английских версий переводится как «unless he is bom again», тогда как в русском синодальном тексте — «tan кто не родится свыше». Все дело в наречии iwa&ev, которое можно перевести как «верху, с высоты», так и «заново, сызнова». Таким образом, выражения «родиться зано­ют «родиться свыше» практически эквивалентны, поскольку оба опираются на один и тш новозаветный текст. — Примеч. тр.



Часть V. Учение об искуплении


Это деяние Бога предсказано также в пророчестве Иезекииля. Через него Бог дал обетование о том будущем времени, когда Он даст новую духовную жизнь Своему народу:

И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:26,27, курсив мой. — У. Г.).

Какое из Лиц Святой Троицы свершает акт рождения свыше? Когда Иисус говорит о «рождении от Духа» (Ин. 3:8), Он подчеркивает, что именно Бог-Дух Святой свершает рождение свыше. Однако другие стихи показывают, что также и Бог-Отец имеет отношение к рождению свыше. Павел говорит, что именно Бог «нас... оживотворил со Христом» (Еф. 2:5; ср.; Кол. 2:13). Также и Иаков говорит, что новое рождение дается нам «Отцом светов»: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созда­ний» (Иак. 1:17,18, курсив мой. — У. Г.)2. Наконец, Петр говорит, что Богесть «возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Пет. 1:3, кур­сив мой. — У. Г.). Мы можем заключить из этого, что в рождении свыше уча­ствуют как Бог-Отец, так и Бог-Дух Святой.

Какова связь между действенным призванием-' и рождением свыше? Как мы увидим дальше в этой главе, Писание говорит нам, что рождение свыше должно состояться прежде, чем мы ответим на актуальный призыв нашей спа­сительной верой. Таким образом, мы можем сказать, что рождение свыше про­исходит прежде, чем проявляется результат актуального призыва (наша вера). Однако намного труднее установить точное соотношение во времени между рождением свыше и человеческой проповедью Евангелия, через которую Бог призывает к вере. По меньшей мере, два отрывка из Писания говорят о том, что Бог перерождает нас тогда же, когда обращается к нам с актуальным при­зывом. Петр говорит: «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленно­го, от слова Божия, живого и пребывающего в век. <...>...А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:23,25, курсив мой. — У. Г.). А Иаков гово­рит: «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иак. 1:18, курсив мой. — У. Г.).

2 Когда Иаков говорит, что Бог «родил нас», он использует лексику, характерную для описания физического рождения, но имеет в виду рождение духовное. (В приведен­ном автором стихе из Послании Иакова употребляется глагол акокиёш, который имеете виду именно физиологический аспект рождения, а не j-swiw, используемый в цитиро­ванном отрывке из Евангелия от Иоанна и в послании Петра [ixvayevwiw], который озна­чает не только «рождать? |в послании Петра — «возрождать, рождать заново»], но и «по­рождать, создавать»; это скорее философский, чем «физиологический» термин. — При­меч. пер.)

1 См. гл. 32 об актуальном призыве.


Глава 33. Рождение свыше





Когда мы слышим проповедь Евангелия, Бог говорит через нее, призывая нас к Себе (актуальный призыв), и дает нам новую духовную жизнь (рожде­ние свыше), так что мы становимся способны ответить верой. Актуальный призыв, таким образом, это сам Бог-Отец, властно обращающийся к нам, а рождение свыше — Бог-Отец и Бог-Дух Святой, властно действующие в нас, чтобы привести нас в жизнь. Должно быть, и то и другое произошло одно­временно, когда Петр проповедовал в доме Корнилия, потому что, «когда Петр еше продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших сло­во» (Деян. 10:44).

Иногда в связи с этим употребляется термин «непреодолимая благодать»*. Он подчеркивает тот факт, что Бог действенно призывает людей, а также да­рует им рождение свыше, и оба эти деяния гарантируют, что мы ответим спа­сительной верой. Все же термин «непреодолимая благодать» ведет к не вполне верному пониманию, поскольку создает впечатление, что люди не по собствен­ной воле отвечают на призыв Евангелия — что полностью неверно, и такое птимтжтермнш «непреодолимая благодать» совершенно недопустимо. Од­нако этот термин ценен тем, что он показывает, что этот акт Бога столь власт­но проникает в человеческое сердце, что человек не может не ответить — хотя наш ответ и является добровольным5.

Б. Природа рождения свыше остается для нас тайной '"^'

От нас скрыто, в чем собственно заключается процесс рождения свы­ше. Мы знаем, что неким образом мы, которые прежде были духовно мертвы (Еф. 2:1), стали живыми в Боге и в самом прямом смысле «родились вновь» (Ин. 3:3,7; Еф. 2:5; Кол. 2:13). Однако мы не понимаем, как это происходит и что именно Бог делает с нами, чтобы дать нам новую духовную жизнь. Иисус говорит: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа»

.3:

4 Непреодолимая благодать (Irresistible grace) — это буква «I» в акрониме TULIP, который предста ил яет собой «пять основополагающих доктрин кальвинизма». «Т»внем стачает абсолютную греховность (Total depravity), см. гл. 23; *U*> -— безусловное избра-шк (Unconditional election), см. гл. 31; «L» — ограниченное искупление {Limited tenement), см. гл. 26; <*Р» — неотступность святых (Perseverance of the saints), см. гл. 39.

; Можно возразить, что Бог не может гарантировать наш ответ, поскольку этот ответ все-таки является результатом выбора воли, т. е. добровольным с нашей стороны. Однако это ыозражение лишь вводиттакие определения терминов «воля» и «доброволь­но*, которые не находят подтверждения в Писании. Подробнее см. гл. 15 о соотноше­нии Божьего провидения с решениями, продиктованными результатом выбора нашей



Часть V. Учение об искуплении



Писание представляет рождение свыше как процесс, затрагивающий и личность в целом. Безусловно, наш «дух жив» для Бога после рождения свы­ше (Рим. 8:10), но лишь потому, что наша личность полностью затронута рож­дением свыше. И не потому, что наш дух был прежде мертв, — мы были мерт­вы для Бога в наших грехах и преступлениях (см.: Еф. 2:1). И неверно было бы говорить, что вовремя рождения свыше происходит единственное — наш дух становится живым (как тому иногда учат)6, ибо все в нас затрагивается рожде­нием свыше: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Так как рождение свыше — акт Бога, в котором Он дает нам новую жизнь, то справедливо полагать, что это мгновенное событие. Это случается лишь од­нажды. В определенный момент мы духовно мертвы, а в следующий момент мы обладаем новой духовной жизнью, дарованной нам Богом. Тем не менее мы не всегда точно знаем, когда именно происходит это изменение. Особенно с детьми, которые воспитываются в христианской семье, или с людьми, ко­торые в течение определенного времени посещают церковь или библейскую школу. Вполне может быть так, что не произойдет никакого драматического перехода от «закоренелого грешника» к «святому и праведному мужу». Тем не менее мгновенное изменение происходит, когда Бог незримо, через Святого Духа, пробуждает в человеке духовную жизнь. Это изменение станет явным с течением времени. Оно проявится в поведении и желаниях, которые угодны Богу.

В других случаях (вероятно, в большинстве тех случаев, когда христиа­нином становится взрослый человек) рождение свыше происходит доволь­но явно. Время рождения свыше можно определить по тому, как меняется человек, который, осознав, что прежде он жил вдали от Бога и был мертв ду­ховно, вдруг в некоторый следующий момент отчетливо обнаруживает в себе новую духовную жизнь. Результаты, как правило, можно увидеть сразу же. В человеке вдруг обнаруживается искреннее стремление к Богу и к спасе­нию в Нем, уверенность в прошении грехов, желание читать Библию и мо­литься (и ощущение, что это значимая духовная деятельность), радость в служении, стремление к христианскому братолюбию, искреннее желание быть послушным Слову Божьему, а также жажда говорить с другими людь-




6 Такой взгляд на рождение свыше обычно обусловлен трихотомическим восприя­тием человека (мнение о том, что человеческая природа состоит из трех частей: тела, духа и души). Это мнение рассматривается в гл. 22. Однако если мы отрицаем трихото­мию и полагаем, что слова «дух» и «душа» в Писании являются синонимами и оба назы­вают нематериальную часть нашего существа, то подобное объяснение становится неубе­дительным. Писание, которое говорито нас как о новом творении и о том, что.мы рожда­емся заново (а не только наш дух), должно убедить даже тех, кто признает трихотомию, что рождение свыше есть нечто большее, чем оживление нашего духа


Глава 33. Рождение свыше



       
 
 
   

 

мм о Христе. Человек может сказать примерно следующее: «Я не знаю, что с
точности случилось, но до этого момента я не верил, что мое спасение зави­
сит от Христа. Внутренне я все еще сомневался. Но в тот момент я осознал,
чтоуверовал в Христа и что Он — мой спаситель. Что-то произошло в моем
сердце»7. Но даже в таких случаях мы не можем точно определить, что соб­
ственно произошло в нашем сердце. Все происходит именно так, как Иисус
сказал о ветре — мы слышим его шум, мы видим последствия его дунове­
ния, но мы не можем видеть самого ветра8. Так же действует и Святой Дух в
наших сердцах. ' ' ■ ■ ■■■■■■■■

В. Такое определение «рождения свыше» означает, что оно происходит прежде спасительной веры

Наосновании процитированных выше отрывков из Писания мы опреде­лили, что рождение свыше — это деяние Бога, Который пробуждает в нас ду­ховную жизнь. Он выводит нас из духовной смерти к духовной жизни. Осно­вываясь на таком определении, естественно утверждать, что рождение свыше имеет место прежде обретения человеком спасительной веры. Именно этот акт Бога делает нас способными ответить Богу верой. Тем не менее, когда мы гово­рим, что рождение свыше происходит «прежде», чем мы обретаем веру, важно помнить, что эти два явления необычайно близки. Обычно кажется, что они происходят одновременно. Когда Бог обращается к нам с актуальным призы-вомчерез Евангелие, Он перерождает нас и мы отвечаем на Его призыв верой и покаянием. Итак, с нашей точки зрения, трудно определить различие во времени, особенно потому, что рождение свыше — это явление духовное, и мы не можем увидеть его глазами, и даже осознать разумом.

Итак, многие места в Писан ии говорят нам, что это тайное, скрытое дея­ние Бога относительно наших душ происходит прежде, чем мы отвечаем Богу спасительной верой. Беседуя с Никодимом о рождении свыше, Иисус ска­зал: «Если кто не родится от воды и Духа, не.может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5, курсив мой. — У. Г.). Теперь мы входим в Царство Божье, когда ста­новимся христианами вследствие нашего обращения. Но Иисус говорит, что

' Льюис так рассказывает о своем обращении: «Я точно знал, что последний шаг был сделан, но едва ли понимал, каким именно образом. Одним солнечным утром я от­правился в Уипснейд. Когда мы выехали, я не верил, что Иисус Христос — Сын Бо-жнй, а когда мы добрались до зоопарка — уже верил. Однако эга поездка прошла не в ^мышлениях. Я также не испытывал и никаких особых эмоций* (С. S. Lewis, Surprised ty.foy|NewYork: Harcourt, Brace and World, 1955|, p. 237).

'Слово pneuma из Ин, 3:8 может быть переведено либо как «ветер», либо как «пух» (последнему варианту отдает предпочтение синодальная версия, первому — текст, на который опирается автор в своем рассуждении). — Примеч. пер.. „,.



Часть V. Учение об искуплении



мы должны родиться «от Духа», прежде чем сможем сделать это9. Наша не­способность прийти к Христу самостоятельно, без первоначальной работы Бога внутри нас, подчеркивается также и в следующих словах Иисуса: «Ни­кто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) и «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65). Этот внутренний акт рождения свыше прекрасно описан Лукой, когда он го­ворит о Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деяи. 16:14, курсив мой. — У. Г.). Сперва Господь отверз ее сердце, а затем она стала способна внимать проповеди Павла и ответить верой.

Павел говорит также: «Душевный человек [дословно: „естественный че­ловек"] не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14)'°. Он также говорит о людях, которые отделили себя от Христа: «Нетразумевзлощего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:11).

9 Когда Иисус говорит о «рождении от воды», вероятнее всего, здесь имеется в виду
духовное очищение от греха, о котором пророчествовал Иезекииль: «И окроплю вас чистою
водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И лам
вам сердце новое и дух новый дам вам...» (Иез, 36:25,26). Вода здесь символизирует духов­
ное очищение от греха, так же как новое сердце и новый дух, которые дарует Бог, говорят
о новой духовной жизни. Иезекииль пророчествует о том, что Богтогдаже ниспошлет внут­
реннее очищение от скверны греха, укоренившегося в сердце, когда пробудит новую ду­
ховую жизнь в Своем народе. И то, что эти два понятия тесно связаны в известном проро­
честве Иезекиидя; и предположение Иисуса, что Никодим должен понимать эту истину
(«Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь'.'»; Ин. 3:10); и что в продолжение всей
беседы Иисус затрагивает глубоко духовные темы — все говорит о том, что это самое вер­
ное понимание этого отрывка. Существует также предположение, что «рождение от воды»
имеет в виду физическое рождение и те «воды», которые его сопровождают. Однако Иисус,
рассуждая о духовном рождении, вряд ли стал бы подчеркивать, что люди рождаются именно
таким образом, и весьма сомнительно, что иудеи 1 в. поняли бы эту фразу именно так.
Другая интерпретация состоит «том, что Иисус говорит здесь о воде крещения. Но креще­
ние или иная другая подобная церемония не может здесь фигурировать (было бы невер­
ным считать, что Иисус говорит здесь о христианском крещении, поскольку оно оформи­
лось лишь после Пятидесятницы). Более того, аго означало бы, что Иисус учи г, что физи­
ческий акт крещения необходим для спасения; а это не согласуется с новозаветной мыслью
о том, что спасение достигается лишь благодаря вере. Если бы это было истиной, мы дол­
жны были бы найти твердое учение об этом в других местах Нового Завета — в тех, где
речь идет о крещении (см. гл. 48 о крещении).

10 Переводы выражения {швратос ущгк6(; в синодальном русском и в английском
текстах на первый взгляд почти прямо противоположны друг другу: в первом случае -
«душевный человек», во втором — «the man without the Spirit* («человек, лишенный Духа»,
автор поясняет это своей трактовкой — «естественный», т. е. человек, следующий врож­
денным инстинктам). Не вдаваясь в детали, следует отметить, что слово yv%iK6q, неза­
висимо от его значения, является контекстуальным антонимом слова лУЕщапкйъ ("Ду­
ховный») из ст. 15, т. е. «душевность» русского перевода является здесь яркой противопо­
ложностью «духовности». — Примеч. пер. ' ' '.■■-■■■:■ ■



Глава 33. Рождение свыше





Освобождение от духовной смерти и от неспособности ответить верой на­ступает тогда, когда Бог дарует нам новую духовную жизнь. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4,5). Павел говорит так­же: «И вас, которые были мертвы вогрехахи в нсобрезании плоти вашей, ожи­вая вместе с Ним» (Кол. 2:53, курсив мой. — У. /".)".

Не все евангельские церкви признают сегодня учение о том, что рожде­ние свыше происходит до обретения спасительной веры. Иногда даже гово­рят: «Если вы верите в Христа как в Спасителя, тогда (после того, как вы уве­ровали) вы рождаетесь заноао». Однако в Писании не написано ничего по­добного. Это новое рождение рассматривается как нечто, что совершает в нас Бог, чтобы мы смогли уверовать.

Люди часто думают, что рождение свыше наступает после акта спаситель­ной веры, потому что они видят результаты (любовь к Богу и к Его слову, от­вращение от греха) после того, как они приходят к вере, и заключают из этого, ню рождение свыше также должно происходить после того, как человек уве­ровал. Однако судить об этом мы должны на основании Писания, поскольку мы не можем судить о том, что такое рождение свыше непосредственно: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Поскольку христиане часто склонны концентрироваться на.результатах рождения свыше, а не на скрытом духовном деянии Самого Бога, некоторые евангельские исповедания веры включают в себя формулировки, подразуме­вающие, что рождение свыше происходит после того, как человек обретает спасительную веру. Так, например, в исповедании веры американской Еван­гелической свободной церкви (которое было принято также многими другими евангельскими оранизациями) сказано:

Мы верим, что истинная Церковь состоит из всех людей, которые через спасительную веру в Иисуса Христа были перерождены Святым Духом и соединены вместе в теле Христовом, которого Он Глава (Артикул 8).

11 RSV (и приведенный здесь синодальный текст. — Примеч. пер.) переводит: «И
и. гам орые были мертвы...» (Английский текст N[V, который цитирует автор, звучит
так: «Когда вы были мертвы в ваших грехах и необрезании вашей греховной природы,
Вот оживил вас со Христом». — Примеч. пер.) Однако в греческом тексте нет относитель­
ного местоимения (об), которое Павел мог бы легко использовать. В этом стихе упо-
греблен причастный оборот с причастием настоящего времени бешс, «будучи», которое
передает действие, продолжающееся одновременное действием основного глагола («ожи-
1.1*).Таким образом, NIV выражает смысл точнее: «В то время, когда мы продолжали
пребывать в состоянии смерти от наших грехов. Бог оживил нас». Вне зависимости от
щго, каким оборотом мы переводим причастие, этот временной нюанс все равно будет
присутствовать. И все же NIV, переводя этот текст с помощью ярко темпорального пред­
лога {чкогда вы были мертвы»), лучше всего передает смысл, который был заложен в
иоавтором. ■''-.' " ■'



Часть V. Учение об искуплении



-. Здесь выражение «рождение свыше» явно означает внешние признаки рож­дения свыше, которые становятся очевидными в измененной жизни, тс при­знаки, которые, вне всякого сомнения, появляются после того, какчеловек обретает спасительную веру. Таким образом, «рождение заново» нужно пони­мать не в смысле первоначального наделения нас новой жизнью, а в смысле полного изменения всей жизни, которое является результатом этого первона­чального акта. Если термин «рождение свыше» понимать именно таким обра­зом, то будет справедливым утверждать, что рождение свыше происходит после того, как человек обретает спасительную веру.

Тем не менее, если мы стремимся согласовывать нашу терминологию с тем, что мы обнаруживаем в Писании, следовало бы сузить употребление тер­мина «рождение свыше» до обозначения исключительно мгновенного, перво­начального акта Бога, в котором Он наделяет нас духовной жизнью. Тогда мож­но подчеркнуть, что мы не в состоянии наблюдать самого рождения свыше, мы лишь видим его результаты, которые проявляются в нашей жизни, и то, что вера в Христа ради спасения есть самый первый результат, который мы на­блюдаем. Мы не можем осознать своего перерождения до тех пор, пока не при­дем к вере в Христа, поскольку это является внешним проявлением скрытого, внутреннего акта Бога. Как только мы приходим к спасительной вере в Хрис­та, мы можем быть уверены, что родились заново.

Нам следует отдавать себе отчет в том, что изложение Евангелия в Писа­нии не имеет формы приказа: «Родись вновь, и ты будешь спасен». Эту мысль Писание формулирует следующим образом: «Веруй в Иисуса Христа, и бу­дешь спасен»12. Это постоянная тема апостольской проповеди в Деяниях, а также в изложении Евангелия, которое мы находим в посланиях.

Г. Подлинное рождение свыше.«■■"■чм'А^г должно приводить к видимым результатам

В предыдущем разделе мы видели прекрасный пример первоначального результата рождения свыше— когда Павел проповедовал Евангелие Л идиин «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14; ср,:

12 Иисус и в самом деле говорит Никодиму о необходимости заново родиться (Ин. 3:7: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше»), но это нельзя считать указанием Никодиму, ведь никто никогда не сможет сделать этого (т, е. даровать самому себе новую духовную жизнь). Это предложение является утверждением о том, что Никодим духовно нуждается в том, чтобы войти в Царство Божье, но не спосо­бен сделать этого самостоятельно. Несколько позже Иисус, когда начинает говорить об ответе, которого Он ждет от Никодима, подчеркивает необходимость личного ответа каж­дого человека верой: «Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий. верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14,15, курсив мой. — У. Г.).



Глава 33. Рождение свыше





Ин. 6:44, 65; 1 Пет. 1:3, курсив мой. — У. Г.). Иоанн говорит также: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин. 5:1)13. Но есть и другие результаты рождения свыше, многие из них перечислены в Первом послании Иоанна. Например, Иоанн говорит: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он неможет грешить, потому что рожден от Бога» (I Ин. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Здесь Иоанн по­ясняет, что человек, родившийся заново, имеет в себе духовное «семя» (рож­дающее жизнь и усиливающееся), и это освобождает жизнь человека от по­стоянного греха. Это, конечно, не означает, что такой человек будетжить со­вершенной жизнью. Просто сама жизнь человека не будет зависеть от привычки к греху. Когда людей спрашивают, в чем заключается особенность жизни возрожденного человека, на ум приходит не слово «грех», а слова «под­чинение Христу» или «подчинение Писанию». Обратите внимание: Иоанн го­ворит, что это справедливо для всех людей, которые действительно заново ро­дились: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха». Иными словами это можно выразить так: «Всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2:29). Подлинная, христианская любовь ~ один из самых важных результатов рождения свыше: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Mi(.4:7). Другое последствие — победа над миром: «...И заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир...» (1 Ин. 5:3,4). Здесь Иоанн пояс­няет, что рождение свыше дает способность победить трудности и соблазны, ко­торые мешают нам исполнять Божьи заповеди и ходить Его путями. Иоанн го­ворит, что мы можем победить эти соблазны, и потому следование заповедям Божьим не будет «тяжким», напротив, это будет приносить радость. Он продол­жает рассуждение и поясняет, что результатом победы над миром становится вера: «...И сия есть победа, победившая мир, вера наша»(1 Ин. 5:4).

Наконец, Иоанн отмечает, что другим следствием рождения свыше яв­ляется защита от самого сатаны: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, илукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18, курсив мой. — У. Г.). Конечно, сатана может нападать на возрож­денного человека, однако Иоанн успокаивает своих читателей: «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). И эта более мощная сила Святого Духа, пребывающая в нас, хранит от духовного зла, которое пытается причинить лукавый, стремясь погубить нашу душу.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что эти последствия, как подчер­кивает Иоанн, обязательно проявляются в жизни тех, кто родился вновь. Если речь идет об истинном рождении свыше, то христианин будет верить, что Иисус есть Христос и будет освобожден от власти постоянного греха,

"Причастие прошедшего времени, которое переведено здесь словом «рожден», такко было бы перевести более развернуто: «родился и живет новой жизнью, которая р.вляется результатом этого события».


- J



Часть V. Учение об искуплении



будет любить своего ближнего, будет преодолевать искушения мира и будет защитен от зла, которое пытается причинить лукавый, стремящийся погу­бить нашу душу. Эти отрывки свидетельствуют о том, что невозможно возро­диться и не пережить истинного обращения м.

Другие последствия рождения свыше перечислены Павлом, когда он го­ворит о «плодахДуха», т. е. о результатах, которые производит в человеческой жизни Святой Дух, действующий в верующем: «Плод же духа: любовь, ра­дость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержа­ние» (Гал. 5:22,23). Если речь идет об истинном рождении свыше, то эти плоды Духа будут все больше и больше проявляться в жизни возрожденного челове­ка. Напротив, те, кто не верует, включая и тех, кто говорит, что верует, но на самом деле это не так, будут ярко демонстрировать отсутствие этих качеств. Иисус сказал своим ученикам:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде,. а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с т терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доб­рое приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое при-1 носить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, сру­бают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7:15—20).

Ни Иисус, ни Павел, ни Иоанн не говорят об участии в делах церкви или о чудесах как о свидетельстве рождения свыше. Они говорят о чертах, кото­рые проявляются в самой жизни человека. Сразу же после стихов, которые были процитированы выше, Иисус предостерегает, что в судный день многие скажут Ему: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но Он ответит и м: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, дела­ющие беззаконие» (Мф. 7:22,23, курсив мой. — У. Г.). Пророчества, экзор-цизм, многие чудеса и великие деяния, совершенные во имя Иисуса (не го­воря уже о других видах деятельности в церкви, свершаемых силой плоти, и даже в течение десятилетий), не являются убедительными свидетельствами истинного рождения свыше. Внешне все это может быть совершено есте­ственной силой самого человека или даже с помощью дьявола. Но истин­ная любовь к Богу и к Его народу, искренняя покорность Его заповедям и христианские качества, которые Павел называет плодами Духа, если они вид-


речие?



14 Выше мы отметили, что человек сначала перерождается, а уже затем обретает
спасительную веру, следовательно, есть краткий промежуток времени, в течение ко­
торого человек уже возрожден, а результаты этого свершения (вера, любовь и т. д.) еше
не видны. Но Иоанн говорит, что эти результаты будут; они неизбежны, если человек
заново родился...i.....,..:.



Глава 33. Рождение свыше



ны в течение определенного времени в жизни какого-либо человека, просто не могут быть результатом действия сатаны, немогут быть результатом соб­ственных усилий этого человека. Это дается только через новую жизнь, через работу Духа Божьего в нас. ЦЕ^

tl'i0 Вопросы для самостоятельной работы '-""Л-; >

1. Родились ли вы заново? Есть ли 8 вашей жизни свидетельства нового рож­
дения? Помните ли вы, когда в вашей жизни произошло рождение свыше? Мо­
жете ли вы объяснить, как вы узнали, что это случилось с вами?

2. Если вы (или друзья, с которыми вы общаетесь) не уверены в том, что
выродились заново, посмотрите, что предлагает сделать Писание, чтобы при­
обрести подобную уверенность (или действительно впервые родиться зано­
во). (Вопрос о покаянии и спасительной вере рассматривается в следующей
главе.)

3. Полагали ли вы, что рождение свыше происходит прежде, чем человек
обретает спасительную веру? Считаете ли вы так теперь, или все еще сомневае­
тесь в этом?

4. Думаете ли вы, что ваше рождение свыше есть полностью деяние Божье и
вы никак не повлияли на этот процесс? Что вы чувствуете, размышляя об этом?
Как это отражается на вашем отношении к Богу? Проведите аналогию с физичес­
ким рождением. Что вы чувствуете, осознавая, что у вас не было выбора, когда вы
рождались физически?

5. Есть ли сферы в вашей жизни, в которых рождение свыше не проявляется?
Полагаете ли вы, что человек может переродиться, а затем впасть в духовную стаг­
нацию, так что не будет наблюдаться никакого роста? Какие обстоятельства мог­
ли бы способствовать этому (если вы считаете, что такое возможно)? Влияет ли
на духовную жизнь человека и его духовный рост то, как часто он посещает цер­
ковь, какие получаст наставления, каковы его отношения с братьями и сестрами
во Христе, как часто он читает Писание и молится?

6. Если рождение свыше есть полностью деяние Божье и люди никак не уча­
ствуют в этом, то какой смысл в проповеди Евангелия? Может быть, проповедь
Евангелия — нечто абсурдное и даже жестокое, ведь духовно мертвые люди не мо­
гут ответить на евангельский призыв? Каким образом разрешается это противо­
речие?


Специальные термины

непреодолимая благодать новое рождение рождение от воды


'И Jj''"0].t50illJU -■ ■V ■;(■(■ j_.-:SfГ

рождение от Духа рождение свыше



Часть V. Учение об искуплении


Библиография


Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях


--d;;>


1. Англиканские (епископальные)

ПОЙ

1882-1892 Litton, 320-328

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847 Finney, 282-364 ■■ rf4.ri*

., ц

1892-1894 Miley, 2:327-336
1960 Purkiscr, 292-297

3. Баптистские ■ ' ' ■

1767 Gill, 2:107-121 ''''S^r "'"',/

1887 Boyce, 373-382 "''"'

1907 Strong, 809-829

1917 Mullins, 385-389 ' ''! ..'"'

1983-1985 Erickson, 932-933, 942-946'*'^ *r'' '''' "' тм"'4

:'ru" ''-«три l(4-!i ;-!'■: 'V

4. Диспенсаиионалистские ■ "■->■ ;--'■■■■■ ■■'.■■;>'■,

1947 Chafer, 6:104-121 ■<"■ ''':"-"ii ■ V.. ■> V"4iv.

1949 Thiessen, 271-276

1986 Ryrie, 325-326

5. Лютеранские "■ ■l'-:') '-■."'..' -". ~'~ '.'■■ ;.•"":.^.,'; _.,|.>,,^'

1917-1924 Pieper, 2:498-501
1934 Mueller, 363-364

6. Реформатские (или пресвитерианские)
1559 Calvin, 1:592-621 (3.3)
1724-1758 Edwards, 543-565, 849-855
1861 Heppe, 518-527
1871-1873 Hodge, 2:682-732; 3:3-40
1878 Dabney, 579-599

1887-1921 Warfield, BTS, 351-374; SSW, 2:321-324

1889 Shedd, 2b, 490-528

1937-1966 Murray, CW, 2:167-201; RAA, 95-105 '*'.-■■ -;

1938 Berkhof, 465-479:.--•■ ■

1962 Buswell, 2:168-175

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 2:35-59 —■--^■->-J- ■ ■

I.ii.G.: TO ■jJf'N>


Глава 33, Рождение свыше



Соответствующие разделы ■

в авторитетных римско-католических богословиях 1 ч1

1. Традиционные богословия _!""".,.'"................

1955 Ott, 219-249 ""'" ■■■■■•■■■■•-*vtҐ»^;-• - "' -"'■■

2. Написанные после II Ватиканского собора ■^''йптвЖЙЫИ ' ! '
1980 McBrien, 2:991-1005 и^

( '. Другие работы

Hoekema, Anthony A. "Regeneration". In Saved by Grace. Grand Rapids: Eerd-mans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 93—U2.

Kevan, E. F. Salvation. Phiilipsburg, "N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973.

Packer, J. I. "Regeneration". In EDT, pp. 924-926.

Toon, Peter. Born Again: A Biblical and Theological Sfudy pf Rege#p_rafipn, Grand
Rapids: Baker, 1987. к^т^Ш^^Ы.ш^.'^ ■;.«.■.-".*/£. йткгП-я •

■;'"■) 'AYSCJi- Mi'

Отрывок для запоминания


Ин. 3:5-8:


■''■IX


Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды ujlyxa, неможет войти в Царствие Божие:рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

j </f-> ai'1.■:.!(:;' l^1-' г!''.иi* -r.iT\ н f.<HUfizi;lt i.j>/ ^Скгч-.'.т /(Hi.. л

"■■- ■■■■'■■ - ■--.: ^v,:.,эж t)\V"Jli<>'A. ■ (4! i U i !" 'IT'li'" '•-■

r-n,iiM:'!il,vVi4-.'"'".V-i ..s. kf: i. .■■!. '■

-i.i,- j,i.-..,. ■!' й-и it:.:• ■.wk:.u>-i !iHrf(-rit,"M /M.?1: ■■!;■■.

-;1фгГГ!'-"п'.-:1..-)'ЛОР.'. jf! -,li:;Т:'.'П.^Г; 'Hi "C iifj T.'j:i '..-fP ■ f '■ IfJTII/^;- r'tjfl iV!*i!|S imf J» V'uVtf.U.'J! MO.'i 'J-Ni; '/!')■ i'^Tfv- ' -.:?;'

iiij- "■■ill i. й.'ЗкН к1'1


ГЛАВА 34 -


Обращение —"•■*■ (вера и покаяние)~*""8ея

■sHONLJlibK'jJ

Что такое истинное покаяние? >-■

Что такое спасительная вера? Может ли человек принять Иисуса как Спасителя, но не принять как Господа?

/Л Lru.

" ЛчяоНт.А

Ш-Г.Ч -qq

В двух предыдущих главах было рассказано, как Сам Бог (через пропо­ведь Евангелия людьми) обращает к нам евангельский призыв и возрождает нас Святым Духом, наделяя новой духовной жизнью. Понятие «обращение» мы можем определить следующим образом: обращение — это наш доброволь­ный ответ на евангельский призыв, когда мы искренне раскаиваемся в грехах и веруем в Христа ради спасения.

Духовное обращение есть обращение от греха к Христу. Отступление от греха называется покаянием, а приход к Христу называется верой. Не имеет значения, с какого из этих двух элементов начинать рассматривать данный вопрос, поскольку ни один из них не может быть без другого, они должны про­исходить одновременно. Дня удобства изложения мы начнем со спасительной веры, а затем рассмотрим покаяние. л,и.ч>»1;*.<п. у...™.....■ ■«....«^>ц.

' v А. Истинная спасительная вера

включает в себя знание, одобрение и личное доверие

1. Одного знания недостаточно. Личная спасительная вера, в том пони­мании, которое мы находим в Писании, связана с чем-то гораздо большим, чем просто знание. Конечно же, нам необходимо знать о том, Кто такой Иисус, и каковы Его деяния, ибо «как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14). Но знание фактов о жизни Иисуса, Его смерти и в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow