Г Л А В А 35

Оправдание (стать праведным пред Богом)

r-f когда и каким образом • ««нам даруется состояние праведности?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ. г;

В предшествующих главах мы разбирали евангельский призыв (призыв Бога веровать в Христа ради спасения), рождение свыше (через которое Бог наделяет нас новой духовной жизью) и обращение (в котором мы отвечаем на евангельский призыв раскаянием в грехах и верой ради спасения). Но как обстоит дело с наказанием за наши грехи? Евангельский призыв говорит нам, что мы должны верить для того, чтобы нам были прощены наши грехи. Рожде-ниесвыше сделало нас способными откликнуться на этот призыв. В обраще­нии мы реализуем наш ответ, веруя в Христа ради прошения грехов. Следую­щим шагом в процессе спасения будет ответ Бога на нашу веру. Он свершает то, о чем дал нам обетование, а именно признает наши грехи прощенными. Это должно быть законным признанием особого характера наших взаимоотно­шений с Божьим законом, утверждением, что мы полностью прощены и боль­ше не подлежим наказанию.

Правильное понимание учения об оправдании абсолютно принципиаль­но для христианства в целом. Когда Мартин Лютер осознал истину об оправ­дании одной только верой, он стал христианином и исполнился новойдля него радостью Евангелия, Самым первым испытанием протестантской Реформа­ции была дискуссия с Римско-католической церковью об оправдании. Если мы стремимся сохранить евангельскую истину для будущих поколений, мы должны правильно осознавать истину об оправдании. Даже сегодня иерный взгляд на оправдание — это разделительная линия между библейским Еван­гелием спасения одной лишь верой и лжеевангелиями спасения, основанных на добрых делах.

Когда Павел рассматривает процесс спасения, он прямо называет оправ­дание: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправ­дал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30, курсив мой. — У. Г.). Как мы показали в предыдущей главе, слово «призвал» означает здесь актуаль­ный призыв Евангелия, который включает в себя также и рождение свыше, за которым следует наш ответ в раскаянии и вере (или обращении). После



Часть V. Учение об искуплении


актуального призыва и ответа с нашей стороны следующим шагом в процес­се спасения будет «оправдание». Павел отмечает, что это — акт Самого Бога; «а кого оправдал, тех и прославил».

Более того, Павел достаточно ясно говорит о том, что оправдание проис­ходит после того, как мы обретаем веру, и в ответ на нашу веру: «Во время дол­готерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26, курсив мой,— У. Г.). Павел говорит также: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона* (Рим. 3:28, курсив мой. — У. Г.), «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У. Г.). «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.).

Но что такое оправдание? Мы можем определить его следующим обра­зом: оправдание есть единовременное деяние Божье, в котором Он 1) мыслит о наших грехах как о прощенных и о праведности Иисуса как о принадлежащей нам; 2) признает нас праведными в Его глазах.

Разъясняя составные части этого определения, мы сначала рассмотрим вторую его часть: аспект оправдания, в котором Бог «признает нас праведны­ми в Его глазах». Эти пункты рассматриваются в обратном порядке потому, что в Новом Завете слово «оправдание» и связанные с ним термины соотно­сятся в основном со второй частью этого определения. Однако есть также и места, в которых ясно говорится о том, что признание нашей праведности Бо­гом основывается на том факте, что Бог сначала думает о праведности как о чем-то, что принадлежит нам. Таким образом, следует рассмотреть оба аспек­та, хотя новозаветные термины, относящиеся к оправданию более связаны с тем, что Бог в этом акте признает нас праведными.


i.i.) ПО


А. Оправдывая, Бог выносит официальное решение


■ Употребление слова «оправдать» в Библии показывает, что оправдание есть акт Бога, в котором Он выносит о нас официальное суждение. Слово «оправдать» в Новом Завете (греч. SiKaioco) обладает целым рядом значений, однако самое распространенное из них — «признать справедливым, прапед-ным». Так, в Евангелии от Луки читаем: «И весь народ, слушавший Его, к мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» (Лк. 7:29). Конечно же, народ и мытари не сделали Бога праведным — этого никто не мог бы сделать. Они признали Бога праведным. Именно в этом значении этоттер-мин употребляется в тех местах Нового Завета, где говорится о том, как Бог признает кого-либо праведным (Рим. 3:20,26,28; 5:1; 8:30; 10:4,10; Гал. 2:16; 3:24). Это значение особенно четко проявляется в Рим. 4:5: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в пра­ведность». Невозможно предположить, что Павел здесь имеет в виду, что Бог


Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)




       
 
 
   


то Бог


«делает нечестивого праведным» (изменяя его внутренне и делая его морально совершенным), ибо тогда человек зависел бы от результата своих добрых дел. Павел хочет здесь сказать, что Бог признает нечестивого праведным в Своих глазах, и не на основе добрых дел, а в ответ на его веру.

Положение о том, что оправдание есть вынесение официального реше­ния, очевидно при сравнении с осуждением. Павел говорит; «Кто будет обви­нять избранных Божиих? Богоправдываетих. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34). «Обвинить» означает признать кого-либо виновным. Противоположностью осуждения является оправдание, т. е. «признание кого-либо невиновным». Это также очевидно из того факта, что Павел говорит об оправдании нас Богом в связи с тем, что кто-то обвиняет народ Божий: такое признание неправеднос­ти не может устоять перед суждением о нашей праведности, изреченным Са­мим Богом.

Некоторые ветхозаветные употребления слова «оправдать» (напр., в Сеп-туагинте греч. Sucaiixo) также подтверждают правильность изложенной трак­товки. Например, мы читаем о судьях: «Правого пусть оправдают, а винов­ного осудят» (Втор. 25:1). И в этом случае «оправдать» означает «признать праведным или невиновным», а «осудить» — «признать виновным». Утверж­дать, что «оправдать» означает здесь «сделать кого-либо внутренне благим», было бы бессмысленно, поскольку судьи не делают людей внутренне благи­ми, да они и не в состоянии сделать это. Приговор судьи в отношении пре­ступника также не делает человека внутренне преступным; судья просто кон­статирует, что человек виновен в определенном преступлении, которое и рас­сматривается в суде (ср.: Исх. 23:7; 3 Цар. 8:32; 2 Пар. 6:32). Таким же образом Иов нехочет признать, что его утешители правы; «Далек я оттого, чтобы признать вас справедливыми» (Иов. 27:5, в тексте то же самое еврей­ское и греческое слово «оправдывать» (имеется в виду Септуагинта. — При­меч. пер.]). Тожесамое находим ив Притчах: «Оправдывающий нечестиво­го и обвиняющий праведного—оба мерзость пред Госполом» (Прит. 17:15). Здесь представление об официальном признании какого-либо факта выра­жено особенно ясно. Нет никакого сомнения в том, что ни о какой мерзости пред Господом не шла бы речь, если бы слово «оправдывать» означало «сде­лать кого-либо внутренне благим или праведным». В таком случае «оправ­дать нечестивого» было бы прекрасным деянием в глазах Бога. Но если «оправ­дывать» — значит «признать праведным», то предельно ясно, почему «оправ­дывающий нечестивого» есть «мерзость пред Господом». Также Исайя призывает горе на голову тех, «которые за подарки оправдывают виновного» (Ис. 5:23). Здесь вновь слово «оправдывать» означает «признать праведным» (в контексте официального признания).

Павел часто употребляет это слово в значении «признать праведным» или «признать невиновным», когда говорит об оправдании нас Богом, о Его при­знании того факта, что мы, хотя и являемся виновными грешниками, тем


Часть V. Учение об искуплении

не менее праведны в Его глазах. Следует подчеркнуть, что такое официальное признание само по себе не меняет нашей внутренней природы. В этом значе­нии слова «оправдать» Бог выносит о нас официальное суждение. Вотлочему богословы говорят, что оправдание является судебным актом, где слово «су­дебный» означает «имеющий отношение к официальному судопроизводству». Джон Мюррей проводит очень важноеразличиемежду рождением свыше и оправданием:

Рождение свыше — деяние Божье в нас самих; оправдание — сужде­ние Бога о нас. Разница такая же, как между действиями хирурга и су­дьи. Хирург, удаляя раковую опухоль, совершает нечто в нас самих. Но совсем другое дело судья — он выносит вердикт относительно нашего юридического статуса. Если мы невиновны, он признает это.

Чистота Евангелия зависит от признания этого различия. Если оправдание смешивается с рождением свыше или освящением, откры­вается путь для извращения самой сути Евангелия. Оправдание и сей­час есть вопрос того, быть церкви или не быть'.,.,|f,,JM п-цц-\яп\\ и. г

a-q^htu «м i Б. Бог признает нас праведными в Его глазах щ < ',<.&- <

Когда Бог выносит официальное суждение, Он признает, что мы правед­ны в Его глазах. В таком признании есть два аспекта. Во-первых, это означает, что Бог постановляет, что мы не подлежим наказанию за грех, в том числе за прошлые, нынешние и будущие грехи. После пространного рассуждения об оправдании одной только верой (Рим. 4:1 — 5:21) и вводного рассуждения о грехе в христианской жизни, Павел вновь возвращается к главной теме По­слания к Римлянам и говорит о том, что именно характеризует тех, кто оправ­дан верой: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иису­се» (Рим. 8:1). Это означает, что оправданные не подлежат наказанию за грех. Мы не подлежим никаким обвинениям или осуждениям: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34).

Мысль о полном прошении грехов раскрывается в гл. 4, когда Павел рас­сматривает оправдание одной только верой. Павел цитирует Давида, который благословляет «человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Далее Павел напоминает, что Давид сказал: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим. 4:6—8, курсив мой. — У. Г.). Очевидно, что такое оправдание свя­зано с прощением грехов. Также и Давид говорил в Пс. 102:12: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (ср.: ст. 3).

Однако, если бы Бог просто признал нас прощенными за наши прошлые грехи, это не решило бы наших проблем полностью, это просто сделало бы нас

a'-^A *• * ■■■-■ HftOl 'John Murray. Redemption Accomplished andApplied\ p. 121. " vi'-


Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)



нейтральными в глазах Бога. Мы пребывали бы в том же состоянии, в каком пребывал Адам еще до того, как он сделал что-либо хорошее или плохое в гла­зах Бога, — он не был виновен пред Богом, но не заслужил и оправдания в глазах Бога. Этот первый аспект оправдания, в котором Бог признает про­щенными наши прошлые грехи, представлен на рис. 35.1, где знаки «минус» представляют наши грехи, полностью прощенные в момент оправдания.



Рис. 35.


Однако такого перехода недостаточно, чтобы обрести благосклонность со стороны Бога. Мы должны от моральной нейтральности перейти к позитив­ной праведности перед Богом, праведности жизни в совершенной покорности Ему, Эта необходимость представлена на рис. 35.2, на котором знаки «плюс» означают обретение праведности в глазах Бога.





Рис. 35.2

Таким образом, второй аспект оправдания заключается в том, что Богдол-жен признать нас не просто нейтральными в Его глазах, но праведными в Его глазах. Он должен признать, что мы обладаем достоинствами совершенной праведности пред Ним. Ветхий Завет иногда говорит о том, что Бог дарует та­кую праведность Своему народу, хотя сам народ этого не заслужил. Исайя го­ворит: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис. 61:10, курсив мой. — У. Г.). В Новом Завете Павел говорит об этом более конкретно. Он говорит, что для разрешения нашей нужды в праведности «явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21,22, курсив мой. — У. Г,), Он говорит: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3; цитата из Быт. 15:6, курсив мой. — У. /!). Это связано с послушани­ем Христу, ибо Павел говорит в самом конце пространного рассуждения об оправдании верой, что «послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19, курсив мой. — У. Г.). Итак, второй аспект оправдания заключается втом, что мы обретаем пред Богом достоинства совершенной праведности.



Часть V. Учение об искуплении


Однако возникает вопрос: как Бог может признать, что мы не подлежим наказанию за грех и что мы обладаем достоинствами совершенной праведно­сти, если мы при этом являемся виновными грешниками? Как Бог может при­знать нас невиновными и праведными, если на самом деле мы неправедны? Эти вопросы подводят нас к следующему пункту нашего рассуждения.


1 "!ГГ0:; В. Бог может признать нас праведными,

потому что Он вменяет нам праведность Христа

Когда мы говорим, что Бог вменяет нам праведность Христа, это озна­чает, что Бог мыслит о праведности Христа как о принадлежащей нам или рассматривает ее как принадлежащую нам. Мы читаем: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3, цитата из Быт. 15:6, кур­сив мой. — У. Г.). Павел поясняет: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независи­мо отдел» (Рим. 4:5,6, курсив мой. — У. Г.). Именно таким образом правед­ность Христа становится нашей. Павел говорит, что мы — те, кто получил «дар праведности» (Рим. 5:17).

Уже в третий раз, изучая учение Писания, мы сталкиваемся с понятием «вменить вину или праведность». Когда Адам согрешил, его вина была вме­нена нам; Бог-Отец рассматривал вину Адама как лежащую на нас, а значит, так оно и было3. Затем, когда Христос страдал и умер за наши грехи, наш грех был вменен Христу; Бог мыслил о грехе как о принадлежащем Ему, и понес за него наказание3. Теперь, в учении об оправдании, мы сталкиваемся с поняти­ем «вменить» в третий раз. Праведность Христа вменяется нам, а потому Бог мыслит о ней как о принадлежащей нам. Это не наша праведность, а правед­ность Христа, которая безвозмездно даруется нам. Поэтому Павел говорит, что И исус «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освяще­нием и искуплением» (1 Кор. 1:30, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит также, что желает «найтись s Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9, курсив мой. — У. /".). Павел знает, что праведность, которой он обладает пред Богом, не зависит от его дел; это праведность Бога, которая приходит через Иисуса Христа (ср.: Рим. 3:21,22)4.


ния приступи:


2 См. гл. 23 о том, что грех Адама был вменен нам. '' н' •' ' ■ -

3См. гл. 26 о том, что наша вина была вменена Христу. Павел говорит: «Ибо неэнав-

шсго греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными

пред Богом» (2 Кор. 5:21).

4 Часто можно слышать популярное объяснение, что оправданный означает «словно-

никогда-И-не-грешивший». Такое определение — хорошая игра слов (англ. justified -


Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)





Для понимания сути Евангелия очень важно подчеркнуть, что Бог при­знает нас справедливыми или праведными не на основе нашего нынешнего состояния праведности или святости, а на основе совершенной праведности Христа, которая принадлежит нам. В этом состояло основное различие между протестантизмом и католицизмом во времена Реформации. В протестантиз­ме, со времен Мартина Лютера, подчеркивалось, что оправдание не меняет нас внутренне. Если бы оправдание изменяло нас внутренне, а затем призна­вало нас праведными, основываясь на том, какими благими мы стали в ре­зультате этого, то 1) нас никогда нельзя было бы признать совершенно пра­ведными при этой жизни, потому что грех всегда в ней остается, и 2) не было бы никакого основания для прошения прошлых грехов (совершенных еще до того, как мы внутренне изменились); следовательно, мы никогда не были бы уверенными втом, что мы праведны пред Богом. Мы утратили бы уверенность, которой обладал Павел, когда писал: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мире Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У. Г.)5. Если бы мы думали, что оправдание основано на том, каковы мы внут­ренне, мы никогда не осмелились бы сказать вместе с Павлом: «Итак нет н ыне никакого осуждениятш, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1, курсив мой. — У. Г.). Мы не были бы уверены, что прошены Богом, мы не имели бы дерзнове­ния приступить к Богу «с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22).

■jjusl-as-if-I'd-never-smned». — Примеч. пер.), и в нем есть доля истины (поскольку оправ­данный человек, подобно никогда не грешившему человеку, не подлежит наказанию за грех). Однако это определение неверно в двух других аспектах:!) в нем ничего не гово­рится о том, что праведность Христа вменяется мне, если я оправдан; в таком случае следовало бы сказать также «словно-бы-я-жил-совершенно-праведной-жизнью»; 2) но, что еще более важно, это определение не демонстрирует того факта, что я никогда не буду «словно-никогда-и-не-грешившим*>, потому что я всегда буду отдавать себе отчет в том, что я согрешил и я не невинен, а напротив — виновен, но при этом прощен. Это уже совсем другая картина, по сравнению с определением «слов но-ни когда-и- не -грешив­ший»! Более того, это совсем другая картина и по сравнению с определением «словно-бы-я-жил-совершенно-праведной-жизнью», потому чтоя вечно буду помнить, что я не жил совершенно праведной жизнью, но праведность Христа была дарована мне по благодати Божьей.

Таким образом, когда мне прощаются грехи и вменяется праведность Христа, мое положение совершенно иное, нежели положение человека, который словно бы и не гре­шил никогда и жил совершенно праведной жизнью. Вовеки я буду помнить, что я про­щеный грешник и что моя праведность основана не на мне самом, а на благодати Божьей через спасительный труд Иисуса Христа. Это ценное учение, сущность Евангелия, про­сто не будет понято теми, кого убеждают, что «оправданный» означает «словно-никогда-и-не-грешивший».

5 Страдательное причастие аориста 8iKcaa>&Јi>TЈ<;, поставленное перед сказуемым,
означает действие, которое произошло прежде, чем действие, обозначенное глаголом в
настоящем времени, — «мы имеем мир», т. с. «Поскольку мы были оправданы верой, мы
имеем мир*. _.;'_....




Часть V. Учение об искуплении




Мы не смогли бы говорить о «даре праведности» (Рим. 5:17) или сказать, что «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23, курсив мой. — У. Г).

Традиционное римско-католическое понимание оправдания сильно от­личается от изложенного здесь. Римско-католическая церковь понимает оправдание как нечто, меняющее нас внутренне и делающее нас более святы­ми. «В соответствии с учением Трентского собора, оправдание есть „внутрен­нее освящение и обновление человека"»6. Чтобы оправдание могло состоять­ся, человек должен сначала креститься, а затем (уже в зрелом возрасте) про­должать веровать: «Действенной причиной... первоначального оправдания является таинство крещения»7. Однако «оправдание взрослого человека не­возможно без веры... Что касается содержания веры, то верить, так сказать, „отчасти" вовсе недостаточно. Здесь требуется богословская или догматиче-сая вера (конфессиональная вера), которая заключается втвердом принятии Божественных истин Откровения»*5. Таким образом, крещение — это средство, посредством которого человек первоначально получает оправдание, а затем требуется вера, чтобы взрослый человек обрел оправдание или продолжил пре­бывать в состоянии оправдания. Людвиг Отт поясняет, что «верить „отчас­ти"» недостаточно — т. е. веры, которая просто доверяет Христу, недостаточ­но. Это должна быть вера, которая принимает учение католической церкви, «богословская или догматическая вера».

Можно сказать, что римско-католический взгляд на оправдание пони­мает его не как вмененную праведность, а как внедренную праведность — т. е. Бог как бы внедряет в нас праведность, которая внутренне нас меняет, так что морально мы становимся лучше. Затем Он наделяет нас оправданием в раз­личной степени — в соответствии с тем, какая степень праведности была внед­рена или помещена в нас.

В итоге, люди не могут быть уверены, что они пребывают в «состоянии бла­годати», когда Бог, по своей милости, полностью принимает их и проявляет к ним благожелательность. Католическая церковь учит, что люди не могут быть уверены, что они пребывают в этом «состоянии благодати», если только не по­лучают от Бога особого откровения на этот счет. Трентский собор постановил:

Если кто-либо осознает свою слабость и склонность к Греху, то этот человек вполне может чувствовать страх и беспокойство относительно благодати, ибо никто не знает с определенностью веры, не допускаю­щей никакой ошибки, что он достиг благодати Божьей.

6 Ludwig Ott. Fundamentals of Catholic Dogma, p. 257. Следует отметить, что Отт пред­ставляет более традиционный католинизм до II Ватиканского собора. Многие современ­ные католики стараются приблизить свое понимание оправдания к протестантскому.

'Ibid.,р.251.

«Ibid., р. 252, 253.



Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)



                   
   
     
 
   
 
 
   
 
 


К этому утверждению Отт добавляет следующий комментарий:

Причина неуверенности относительно состояния благодати заклю-"1"--^* чается в том, что без особого откровения никто не может с определен- " ' ностью веры знать, удовлетворяет он или нет условиям, необходимым для достижения оправдания. Тем не менее невозможность определен­ности веры ни в коем случае не исключает высокой моральной уверен- у~- ности, подкрепляемой свидетельством совести9.

Более того, если Римско-католическая церковь рассматривает оправда­ние как нечто, что Бог совершает внутри нас, то из этого следует, что люди могут испытать состояние оправдания в разной степени. Мы читаем: «Сте­пень оправдывающей благодати не одинакова во всех праведных людях», и «благодать увеличивается добрыми делами»10. Отт поясняет, как этот католи­ческий взгляд отличается от взгляда протестантских реформатов: «Посколь­ку реформаты ошибочно рассматривали оправдание как просто внешнее вме­нение праведности Христа, им пришлось также утверждать, что оправдание одинаково для всех людей. Однако Трснтский собор постановил, что степень полученной благодати оправдания зависит от оправдываемого человека, в со­ответствии со степенью свободного Божьего распределения, и от состояния и содействия самого получающего»''.

И наконец, логическим следствием такого взгляда на оправдание явля­ется утверждение о том, что паша вечная жизнь с Богом основывается не на одной лишь благодати Божьей, но также частично и на наших заслугах: «Ибо оправданная вечная жизнь — это и дар благодати, обещанный Богом, и на­града за собственные добрые дела и заслуги... Спасительные дела в одно и то же время являются и дарами Бога, и деяниями человека, которыми он заслу­живает спасение».

Чтобы подтвердить этот взгляд на оправдание цитатой из Писания, Отт постоянно указывает нате тексты Нового Завета, где говорится не только об оправдании, но и о множестве других аспектов христианской жизни, таких, какрождение свыше (которое Бог производит в нас); освящение (которое яв­ляется процессом, происходящим в течение всей христианской жизни, и, ко­нечно же, различается от человека к человеку); обладание различными духов­ными дарами и их использование в христианской жизни (которые различны укаждого человека); вечное вознаграждение (которое также различается в случае каждого конкретного человека). Подвести все эти тексты под катего­рию «оправдание» — значит совершенно затемнить вопрос и в ко) [ечном счете прийти к выводу, что прощение грехов и признание нас праведными в глазах

'LudwigOtt, Fundanientals of Catholic Doggiq, PP- 261,262.
10 Ibid., p. 262. ^.

"ibid. ■;viI™.^4no<1Tl4r^r:WK>Wc<

l!lbid., p. 264....,J)17 uMw,^,m. aeV'iCJUtn о,,;*.



Часть V. Учение об искуплении




Бога не является даром Божьим, а зависит от наших собственных заслуг. Та­ким образом, это затемнение различий в конечном счете разрушает саму суть Евангелия.

Это прекрасно понимал Мартин Лютер, и именно это стало одной из основных причин Реформации. Когда Благая весть стала воистину Благой вестью об абсолютно безвозмездном спасении в Иисусе Христе, она распро­странилась, подобно пожару, по всему цивилизованному миру. Но это было просто возвращение к первоначальному Евангелию, которое провозглашает: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иису­се, Господенашем» (Рим. 6:23, курсив мой. — У. Г.), и настаивает на том, что «нет ныне никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Рим. 8:1, курсив мой. — У. Г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: