В авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные " ' ""'"""......... " ' ' '\\

1955 Ott, 485-488.V'. [. ', ],.^, ['.. -■',,..



УЪ#


Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?


125!




■Л' '"

pim-..с ;п-. (.--, ч

u.i'..\l ^<Д~ '-~. 11

hi- -'■ ■


2. Написанные после II Ватиканского собора..,.»i'Vi'iA!.", ": ■
1980 McBrien, 2:1101-1106 ник'^пг,;-...

■*- '-.:■>"; t.1-' T-. 1 '. < - ■- • ■

Другие работы

Archer, Gleason, Paul Feinberg, Douglas Moo, and Richard Reiter. The Rapiure: Pre-, Mid-, or Post-tribulational? Grand Rapids: Zonderran, 1984. :'

Bauckham, Ricliard J. "Apocalyptic". In NDT, pp. 33-35. -■■ ■• ■■-

Beechick, Allen, The Pre-Tribulation Rapture. Denver: Accent, 1980.

Berkouwer, G. С The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Mariin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.

Clouse, F. G. "Rapture of the Church". In EDT, pp. 908-910.

Dumbrell, William J. The Search for Order: Biblical Eschatology in focus. Grand Rapids: Baker, 1992.

Erickson, Millard. Contemporary Options in Eschatology. Grand Rapids: Baker, 1977.

Gundry, R. H. The Church and the Tribulation. Grand Rapids: Zondcrvan, 1973.

Hoekema, Anthony A. The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 109-238.

Ladd, George Eldon. The Blessed Hope. Grand Rapids: Eerdmans, 1956.

Lightner, Robert P. The Last Days Handbook: A Comprehensive Guide to Under­standing the Different Views of Prophecy. Wlto Believes What About Prophecy and Why. Nashville, Tenn.: Thomas Nelson, 1990.

Rosenthal, Marvin. The Pre-Wraih Rapiure of the Church. Nashville, Tenn.: Tho­
mas Nelson, 1990..-.lll4l,.; -.t ■.,

Travis, S. H. "Eschatology". In NDT, pp. 228-231.

VanGemeren, Willem. The Progress of Redemption. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

Van Kampen, Robert. The Sign. Wheaton, 111.: Crossway, 1992.

Vos, Geerhardus. The Pauline Eschatology. Grand Rapids: Eerdmans, 1961.

Walvoord, John F. The Blessed Hope and the Tribulation. Grand Rapids: Zonder­
van, 1976. ■ ■

Т гЛ а с!

Отрывок для запоминания

I ф 4-1^—IS- tli:Jlllttt

Ибо cue говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними вос­хищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итакутешайте друг друга сими словами. -.,„-.,-_


■.■.1N!.LtifV-'H,-t;-/;.(i-r:, ■;■>,: H;Jfi ■U^fv.ins ЙС/Яг1 о; Й>Л г- j: ■'I гУН.чrfiu


ГЛАВА 54

Миллениум i;*bv

Что такое миллениум?

Когда он должен наступить?

Пройдут ли христиане через великую скорбь?


Jri м-ц:т^У^--


йЭ1П»1 (d


;?.яЙ\5 i'-1.;1 H v.H


-.--8

i -ft


       
 
   

-1'п

■ ' ■'"■■.(l.fi' -да да,."'!V; гт!."fbiurD wi' ю эти.'чпЯ" О Я.(*иЯ ^ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

м

Слово «миллениум» означает «тысяча лет» (от лат. millennium, «тысяча лет»), Этоттермин основывается на тексте Отк. 20:4,5, где говорится, что некие люди «ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Непосредственно перед этим отрывком на­писано о том, что с неба сошел ангел, который взял дьявола, «и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысячалет» (Отк. 20:2,3).

В истории Церкви существовало три основных подхода к пониманию при­
роды «миллениума». ■•■ • Л>'«-'| ,LV4lW\ -.«ill

А. Изложение трех основных подходов

( 1. Амилленаризм. Это самый простой подход.

В соответствии с этой точкой зрения, в Отк. 20; 1—10 описывается нынеш­няя эпоха Церкви. Это та эпоха, в которую влияние сатаны на народы очень ограничено, так что Евангелие может быть проповедано всему миру. Те, о ком говорится, что они будут править с Христом в течение тысячи лет, — это хрис­тиане, которые умерли и уже правят с Христом на небесах. В соответствии с этим взглядом, царствование Христа в течение миллениума — это не телесное царствование на земле, а небесное царствование, подобное тому, о котором Он сказан: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Основная мысль амилленаризма заключается в том, что в будущем не бу­дет миллениума. Поскольку амилленарии верят, что текст Отк. 20 исполняет­ся уже сейчас, в эпоху Церкви, они утверждают, что именно сейчас длится период «миллениума», о котором говорится в этих стихах. Точную продолжи­тельность эпохи Церкви мы не можем узнать, и выражение «тысяча лет» — это просто образное выражение длительного отрезка времени, в который сверша­ются превосходные планы Бога.

В соответствии с этой точкой зрения, нынешняя эпоха Церкви будет длиться до времени возвращения Христа. Когда Христос возвратится,


Глава 54. Миляениум




■Ш\С... /;iii:

горбь?.. Д,-л

(Bl'il.'i i'MV.1 (ir';ff^

MJ: li.'. пл>..i 4НИИ '-';<;11];1

лиши, «тысячалет»). тгся, что некие люди зумерших не ожили, цэтим отрывком на-)ла, «и сковал его на жил над ним печать, шлет»(О-!К. 20:2,3).,а к пониманию при-

писывается нынеш-ны на народы очень (сему миру. Те, о ком:ячи лет, — это хрис-IX. В соответствии с as. — это не телесное е тому, о котором Он Ь. 28:18).

ito в будущем не бу-:Отк. 20 исполняет-енно сейчас длится.Точную продолжи-е «тысячалет» — это ', в который сверша-

mojea Церкви будет возвратится,


произойдет воскресение как верующих, так и неверующих. Тела верующих воскреснут для воссоединения с душами, и верующие навечно войдут ъ веч­ную радость на небеса. Неверующие воскреснут для того, чтобы предстать перед судом и подвергнуться осуждению. Верующие также предстанут перед престолом Судьи Христа (2 Кор. 5:10), но этот суд определит лишь степень их вознаграждения на небесах, так как только неверующие будут навечно осуж­дены. В это время появятся новое небо и новая земля. Сразу же после суда наступит вечность (см. рис. 54.1).


via. Г с с.-
h

Эта схема довольно проста, поскольку в ней все события конца времен происходят одновременно, сразу же после возвращения Христа. Некоторые амилленарии говорят, что Христос может возвратиться в любое время, другие же (как, напр., Беркхоф) утверждают, что некоторые знамения еще только должны исполниться.

ВЕЧНОСТЬ

ЭПОХА ЦЕРКВИ

Отк. 20:1—6 — наши дни -4h-

j,[ ■«!,; лчг Воскресение верующих

т.,..

Воскресение неверующих, Суд

' ■ пи",. ' *,,г,. J F Т- ■viv,. ■'

Новое небо, новая земля!*'W?* '?:?;*?'" М '.-■"•!" '■.-^■•■- Рис. 54.1. Амиллемаризм г * "■ ^'Ч'1"''11 ■■■;■"■!'

2. Постмилленаризм. Приставка «пост-» означает «после». В соответствии с этим подходом, Христос возвратится после миллениума. Точка зрения пост-милленариев представлена на рис. 54.2.

В соответствии с этой точкой зрения, постепенно будет все шире распро­страняться Евангелие и все больше расти церкви, таким образом, все боль­шая часть мирового населения обратится к христианству. Поэтому влияние христианства на общество будет все больше, а общество все в большей степе­ни будет жить в соответствии с тем, что заповедал Бог, и постепенно на земле наступит «век миллениума», век мира и праведности на земле. Этот «миллс-ниум» будет длиться в течение длительного периода времени (необязательно тысячу лет в буквальном см ыслс), и в конце этого периода Христос возвратится на землю, верующие и неверующие воскреснут, произойдет последний суд и возникнут новое небо и новая земля. Тогда мы войдем в вечность.

Самая основная черта амилленаризма — это уверенность в том, что Еванге­лие способно изменять жизни и приносить благо миру. Вера в постмилленаризм



Часть VII. Учение о грядущем


усиливается, когда церковь переживает периоды возрождения, когда нет войн
и международных конфликтов и когда создается впечатление, что достигнут
большой прогресс в деле преодоления зла и страданий в мире. Однако утвер­
ждения постмилленаризма основаны не просто на наблюдении событий, ко­
торые происходят вокруг нас, а на аргументах, взятых из различных мест Пи­
сания, которыебудутрзссмотреныниже.....:...,.

■ОН RVfK«4On!"■ MS.-jil urt п..rliC-L





::■ Ь-rOk'-" "'ifi..-


Воскресение верующих Воскресение неверующих

Суд Новое небо, новая земля


Рис. 54.2. Постмилленаризм ■ г-

З.Премчл11енаризм.1)'Клясс№ихкин, или исторический, премилленаризм. При-ставкачпре-»означает «перед», и «премилленаристская» точка зрения заключается втом, что Христос возвратится перед миллениумом1. Этот взгляд имеет долгую историю, начиная с самых ранних веков. Этот подход изображен на рис. 54.3.

В соответствии с этой точкой зрения, современная эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока на землю не придут вел икая скорбь и страдания («С» на рис. 54.3 и 54.4 обозначает «скорбь», «В» — «верующих»)2. После периода скорби, в конце эпохи Церкви, Христос возвратится на землю для того, чтобы установить тысячелетнее царство. Когда Он возвратится, умершие верую­щие воскреснут из мертвых, их тела соединятся с душами и эти верующие бу­дут править с Христом на земле в течение тысячи лет. (Некоторые премилле-нарии считают, что это будет буквально тысячу лет, а другие полагают, что это символическое выражение для обозначения долгого периода времени.) В это время Христос будет физически присутствовать на земле в Своем воскрешен­ном теле и будет править как Царь на всей земле. Верующие, которые будут

1 Для обозначения премилленаризма используется и другой термин — «хилиазм», от греческого слова j^iAioi, «тысяча». Этот термин встречается в основном в литературе про­шлых лет, а в настоящее время используется редко.

3 Другой тип премилленаризма подразумевает, что Христос придет «Эопериода вели­кой скорби. Эту альтернативную форму премилленаризма мы рассмотрим ниже.


Глава 54. Мимениум



воскрешены из мертвых, и те, кто будет на земле, когда Христос возвратится, получат прославленные воскрешенные тела, которые не будут подвержены смерти, и в этих воскрешенных телах они будут жить на земле и править с Христом. Из тех неверующих, которые будут жить на земле, многие (но не все) обратятся к Христу и спасутся. Иисус будет править в совершенной правед­ности, и на всей земле будет мир. Многие премилленарии полагают, что земля будет обновлена и в это время м ы увидим новое небо и новую землю (однако для премилленаризма этот вопрос не основной, так как можно быть премил-ленарием и верить, что новое небо и новая земля возникнут после суда). В на­чале этого периода сатана будет связан и брошен в бездну, так что в течение миллениума он не будет обладать никакой властью (Отк. 20:1-3).

В соответствии с премилленаристской точкой зрения, в конце тысячелет­него периода сатана будет освобожден из бездны и соединится с многочислен­ными неверующими, которые внешне подчинялись Христу, но внутренне были Ему непокорны. Сата] [а соберет этих непокорных людей для битвы с Христом и будет окончательно повержен. Тогда Христос воскресит из мертвых всех неве­рующих, умерших во все времена, и они предстанут перед Ним для последнего суда. После того как произойдет последнийсуд, верующие войдут в вечность.

Судя по всему, премилленаризм становится более популярен, когда Церковь претерпевает гонения, а зло и страдание умножаются на земле. Однако, как и в случае с постмилленаризмом, аргументы в пользу премилленаристской точки зрения основаны не просто на наблюдении происходящего, а на конкретных от­рывках из Писания, в основном (но не исключительно) на Отк. 20:1—10.


ХРИСТОС

-VNHSIJLHM^:■'! 1."

"("УГ-V'j,,;f.tt.

«Восхищение» верующих на небо, чтобы пребывать с Христом

■<— НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО —>• X "ХРИСТОС


?!   ii T. -.SI
    i'f-V-, : i  
л-». iTV   /■'иг- / c:


ЭПОХА ЦЕРКВИ


МИЛЛЕНИУМ


ВЕЧНОСТЬ



Рис. 54.3. Классический премилленаризм

Воскресение верующих!.*.;ш.т>№ (Новое небо, новая земля)3

у

ЫЫ Silt ■:<■! SC

: ac. an\t,,.-v.


Воскресение неверующих

Суд (Новое небо, новая земля)


'Классические премилленарии расходятся но мнениях по вопросу о том, когда воз­
никнет новое небо и новая земля.. -,■■:.



Часть VII. Учении о грядущем


2) Форма премилленаризма, подразумевающая восхищение Церкви до на­ступления скорби (диспенсационалистский премилленаризм). Еще одна разно­видность премилленаризма получила широкое распространенней XIX и XX вв., особенно в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах. В соответ­ствии с этим подходом. Христос возвратится не только до наступления мил-лениума, но также и до великой скорби. Эта точка зрения близка к класси­ческому премилленаризму, упомянутому выше, однако с одним важным от­личием: здесь добавляется еще одно возвращение Христа, которое произойдет до того, как Он вернется править на землю в период миллениума. Это будет тайное возвращение Христа, с целью забрать нерующих из мира4. Этот взгляд представлен на рис. 54.4.

В соответствии с этой точкой зрения, эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока внезапно, неожиданно и тайно Христос не возвратится на землю, а затем не призовет верующих к Себе: «Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16,17). Затем Христос вместе с верую­щими, взятыми с земли, возвратится на небеса. Когда это произойдет, на земле начнется великая скорбь, которая будет длиться семь лет5.

В течение этих семи лет скорби многие знамения, появление которых, как было предсказано, будет предвещать возвращение Христа, исполнятся6. Про­изойдет великий исход еврейского народа, и евреи уверуют в Христа как в Мессию. Среди великих страданий будет успешна проповедь, особенно из уст новообращенных евреев-христиан. В конце скорби Христос вернется со Свои­ми святыми, чтобы править на земле в течение тысячи лет. После миллениу­ма произойдет война, в результате которой сатана и его силы будут оконча­тельно повержены, и тогда воскреснуг неверующие, произойдет последний суд и начнется вечность.

Нужно упомянуть еще об одной особенности этой точки зрения. Она встречается исключительно среди диспенсационалистов, которые стремятся провести четкое различие между Израилем и Церковью. Подход, подразуме­вающий возвращение Христадо скорби, позволяет провести это разграниче­ние, поскольку Церковь забирается из мира до массового обращения еврей­ского народа. Поэтому евреи остаются отдельной от Церкви группой. Другая

4 Иногда это тайное возвращение Христа за верующими называют '«восхищением».

1 Некоторые исследователи придерживаются несколько иной точки зрения. Они считают, что Христос возвратится посреди скорби, чтобы избавитьотиее верующих. После этого скорбь будет длиться на земле еще три с половиной дополнительных года. Более подробное изложение этой точки зрения см.: Gleason Archer, "The Case for the Mid-Scventieth-Week Rapture Position" in Gleason Archer, Paul Fcinberg, Douglas Moo, and Richard Reiler, The Rapture: Pie-, Mid-, or Posl-Tribulaihwal? (Grand Rapids: Zondcrvan, 1984), pp. 113-145.

6 О знамениях, предшествующих возвращению Христа, см. в гл. 53.


Глава 54. Миллениум




 

ие Церкви до на-

Ещс одна разно-иевХ1ХиХХвв., татах. В соответ-аступлениямил-элизка к класси-.иим важным от-"орое произойдет ■мума. Это будет ира4. Этот взгляд

ет длиться до тех •ится на землю, а креснут прежде; щем на облаках в с вместе с верую-изойдет, на земле

ние которых, как;полнятся6. Про-т в Христа как в.особенно из уст ернется со Свои- 1ослемиллениу-ы будут оконча-ет последний суд

1ки зрении. Она торые стремятся 1ход, иодразуме-это разграниче-1рашения еврей-группой. Другая

от «восхищением», гочки зрения. Они:е верующих. После ушных года. Более; Case for the Mid-Douglas Moo, and Rapids: Zondervan,

53.


характерная черта премилленаризма, подразумевающего возвращение Хрис-тадо скорби, заключается в стремлении истолкования библейских пророчеств «настолько буквально, насколько это возможно». Особенно это касается вет­хозаветных пророчеств об Израиле. Те, кто придерживается этой точки зре­ния, считают, что пророчества о будущем благословении Богом Израиля ис­полнятся в среде самого еврейского народа; евреи не «одухотворятся» своим исполнением в Церкви. И наконец, еще одной привлекательной чертой дан­ной разновидности премилленаризма является то, что она позволяет людям настаивать, что Христос может возвратиться «в любой момент», а потому пол­ностью учитывает те отрывки из Писания, которые призывают нас быть го­товыми к возвращению Христа. Тем не менее сторонники этого взгляда очень буквально истолковывают знамения, предшествующие возвращению Хрис­та, поскольку считают, что они еще только исполнятся во время скорби.


«Восхищение» верующих на небо, чтобы пребывать с Христом 7 лет

ЭПОХА ЦЕРКВИ

Прежде чем рассмотреть аргументы, свидетельствующие в пользу этих трех (или четырех) точек зрения, важно подчеркнуть, что иетолкование дета­лей пророческих изречений, касающихся будущих событий, — часто задача очень нелегкая, зависящая от многих факторов. Поэтому степень увереннос­ти в наших выводах будет меньшей, чем в других учениях. Несмотря на то что я придерживаюсь одной точки зрения (классический премилленаризм), я по­лагаю, что евангельским христианам важно осознать, что эта область иссле­дований очень сложна и требует большой степени благодати в отношении тех, кто придерживается других взглядов на миллениум и период скорби.

-и.,^.Воскресение неверующих

U; t <щ;}> -. Суд

.' 1,-. ■.,. Новое небо, новая земля

Рис. 54.4. Диспенсационалистский премилленаризм

"''''



Часть VII. Учение о грядущем


,; ■:\.-.ю-ун- Б. Аргументы в пользу амилленаризма "

-. ■, ча:"?-■>&■ ■■:«■■

В защиту амилленаристской точки зрения приводятся следующие аргу­менты:

1. Амилленарии говорят, что во всей Библии лишь один отрывок (Oik. 20:1--6) содержит учение о будущем земном тысячелетнем царстве Христа и что сам по себе этот отрывок неясен. Неверно основывать столь важное учение на от­рывке, истолкование которого спорно и неясно.

Но каким образом амилленарии толкуют Отк. 20:1—6? Их толкование7
подразумевает, что в этом отрывке речь идет о нынешней эпохе Церкви. Вот
этототрывок:.,,юм :J -joh-i -,i. !.

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и '■■. заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже наро- ,'•;•■ ды, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть ос­вобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и цар- " ствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, до- '' '^ коле не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят "' имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут цар­ствовать с Ним тысячу лет.

В соответствии с амилленаристским толкованием8, связывание сатаны (ст. i, 2) произошло во время земного служения Иисуса. Он говорил отом, что сильного нужно связать, для того чтобы расхитить его дом (Мф. 12:29), и что Дух Божий в то время присутствовал, побеждая бесовские силы: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). О сокрушении сил сатаны Иисус сказан во время Своего служе­ния: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

7 Здесь я использую материал из книги: Anthony A. Hoekema, "Amillennialism", in The Meaning of the Millennium: Four Views,ей. Robert G. Cloiise (Downers Grove, Til.: Intert&rsity Press, 1977), pp. 155-187.

s Амилленарии утверждают, что связывание сатаны, описанное в Отк. 20:1—3, име­ло определенную цель: «Дабы не прельщал уже народы» (ст. 3). Именно так и было, когда пришел Иисус и Евангелие начало провозглашаться не только иудеям, но (после Пяти­десятницы) также и всем народам мира. Всемирная миссионерская деятельность Церк­ви, присутствие Церкви практически среди всех народов мира показывает, что власть «прельщать народы» и держать их во тьме, которой сатана обладал в ветхозаветный пе­риод, была уничтожена.


Глава 56. Новое небо и новая земля




1


Ранее мы рассматривали вопрос о том, каким образом Бог присутствует всюду1, и, в частности, как в некоторых местах Он являет свое присутствие для благословения. Величайшее проявление присутствия Божьего для благо­словения происходит на небе, где Он являет Свою славу и где ангелы, прочие небесные существа и спасенные святые поклоняются Ему.

2. Небо — это определенное место, а не просто состояние разума. Одна­ко кто-то может спросить, каким образом можно соединить небо и землю? Ясно, что земля — это место, которое расположено на определенном участке нашего мира, существующего в пространстве и времени, но вероятноли по­мыслить о небе как о месте, которое может быть соединено с землей?

Представление о небе как об определенном месте часто отрицается, в основ­ном потому, что его существование подтверждается только свидетельством Писания. В последнее время даже некоторые евангельские исследователи очень неуверенно говорили о том, что небо — это определенное место:. Можно ли отрицать, что небо — это реальное место, лишь на том основании, что мы о нем знаем только из Библии и не можем исследовать его опытным путем?

Новый Завет ясно и неоднократно учито том, что небо расположено в опре­деленном месте. Когда Иисус вознесся на небо, тот факт, что Он отправился в определенное л*ест0, похоже, составляет основную суть повествования. Кро­ме того, И исус хотел, чтобы Его ученики именно так восприняли Его вознесе­ние, когда Он постепенно возносился, все еще говоря с ними: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9; ср. с Лк. 24:51: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них»). Ангелы воскликнули: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы виде­ли Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Трудно яснее представить учение о том, что Иисус вознесся в некое место.

Тот же самый вывод можно сделать из повествования о смерти Стефана. Перед тем, как его побили камнями, он, «будучи исполнен Духа Святого, воз­зрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и ска­зал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную


1 ' О вездесущности Бога см. в гл. 10.

2 Миллард Эриксон говорит: «Хотя небо — это и место, и состояние, в первую очередь это все же состояние» (Millard Erickson, Christian Theology, p. 1232). Это утверж­дение очень трудно понять. Нечто может либо быть местом, либо не быть местом; ничто не может являться местом, но при этом «в первую очередь — состоянием». Еще более кате­горичен Дональя Гатри, который говорит о Новом Завете: «Однако нам не стоит пытаться найти описание места, кроме упоминания присутствия в нем» (Donald Guthrie, New Testament

Theology, p. 875). Он говорит также: «Павел не мыслит о небе как о месте, он мыслит о нем в терминах присутствия Бога» (гам же, р. 880). Однако какой смысл имеет такое разграни­чение? Если кто-то присутствует где-либо, то, по определению, там должно быть место, поскольку «присутствовать» означает «находиться в том или ином месте».


Глава 56. Новое небо и новая, земля



В этом городе мы будем править всем творением Божьим: «И будут царство­вать во веки веков» (22:5).

Однако более важным, чем физическая красота небесного города, более важным, чем общение, которым мы будем наслаждаться с народом Божьим из всех наций и исторических периодов, более важным, чем наше избавле­ние от боли, горя и физического страдания, и более важным, чем власть над Царством Божьим, — гораздо более важным, чем все это, — будет наше при­сутствие перед Богом и наслаждение общением с Ним. «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Боге ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их...» {21:3,4, курсив мой. — У. Г.).

В Ветхом Завете сказано, что когда слава Божья наполняла храм, священ­ники не могли стоять на служении (2 Пар. 5:14). В Новом Завете сказано, что, когда слава Божья окружила пастухов на поле близ Вифлеема, они «убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Однако там, в небесном городе, мы будем способ­ны вынести присутствие силы и святости Бога. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Бажия осветила его, и све­тильник егоАгнец» (21:23, курсив мой. — У. У.). Это будет исполнением пла­на Бога, Который решил призвать нас «славою и благостию» (2 Пет. 1:3); тог­да Бог призовет нас постоянно пребывать «пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 1:24, курсив мой. — У. Г.; ср.: Рим. 3:23; 8:18; 9:23; 1 Кор. 15:43; 2 Кор. 3:18; 4:17; Кол. 3:4; 1 Фес. 2:12; Евр. 2:10; 1 Пет. 5:1,4,10).

В этом городе мы будем жить в присутствии Божьем, так как «престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (22:3). Здесь, на земле, мы иногда испытываем радость подлинного поклонения Богу и осо­знаем, что наша величайшая радость заключается в Его прославлении. Но в том городе радость увеличится во много раз и мы испытаем то, ради чего и были сотворены. Наша величайшая радость будет заключаться в том, что мы увидим Самого Господа и навсегда пребудем с Ним. Когда Иоанн говорит о благословениях небесного города, то последнее, о чем он упоминает, — «узрят лице Его» (22:4, курсив мой. — У. Г.) — это самое значительное благословение. Когда мы посмотрим в лицо нашему Господу, а Он в ответ посмотрит на нас с бесконечной любовью, мы увидим в Нем исполнение всего хорошего, спра­ведливого и желанного, что только естьв мире. В лице Бога мы увидим испол­нение всех желаний: совершенной любви, мира, радости, познания истины, справедливости, святости и мудрости, доброты и силы, славы и красоты. Когда мы посмотрим в лиио нашего Господа, мы более полно, чем когда-либо, осо­знаем: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во­век» (Пс. 15:11, курсив мой. — У. Г.). Тогда исполнится стремление наших сердец: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во вес дни жизни моей, созерцать красоту Тосподню и посе­щать храм Его» (Пс. 26:4, курсив мой. — У. Г.). ■ -.■■■■■ >■ -■


Глава 50. Поклонение


Н37


несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены (2 Пар. 20:21,22, -.п курсив мой. — У. Г.).

Точнотакжеивнашидни, поклоняясь Господу, народ Божий может ожи­дать, что Господь станет сражаться против бесовских сил, которые противят­ся Евангелию, и обратит их вспять.

7. Неверующие осознают, что они находятся в присутствии Божьем. Хотя в Писании и не говорится о проповеди как о главной цели собрания верую­щих, Павел все же повелевает коринфянам помнить о неверующих, приходя­щих на богослужение и стараться изъясняться так, чтобы неверующие по­нимали их (1 Кор. 14:23). Он также говорит им, что если дар пророчества действует как должно, то неверующий может узнать тайны своего собствен­ного сердца, он падет ниц, «поклонится Богу и скажет: „истинно с вами Бог "» (\ Кор. 14:25; ср.:Дсян. 2:11). Однако неверно было бы посвящать единствен­ное на неделе собрание верующих в первую очередь проповеди неверующим. Павел заботится скорее о том, чтобы посетители пони мали, что происходит (и не думали, что христиане «беснуются»,,1.Кор. 14:23), и могли сказать: «Ис-тинносвами Бог»..«*-■!■- ■•-•■ - -* ■■•■'•

В. Вечная ценность поклонения

Поскольку поклонение прославляет Бога и исполняет ту цель, ради кото­рой Бог сотворил нас, оно имеет вечное значение и огромную ценность. Когда Павел предостерегает эфесян, чтобы они не тратили время попусту, а исполь­зовали его надлежащим образом, он упоминает о жизни мудрых людей: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16).

Затем Павел объясняет, что значит быть мудрым и не тратить времени по­
пусту: -, ■ ■

Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Бо-;; о;
жия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но испол- ,\
няйтесь Духом, накидал самих себя псалмами и славословиями и пес­
нопениями духовными, поя и воспевая в сердца* ваших Господу, благо­
даря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа
..;" (Еф. 5:17-20, курсив мой. - У Г.). J',' "'"'

Итак, рассуждая о мудром использовании времени, Павел говорит, что оно заключается в пении духовных псалмов и в воспевании Господу в своем сердце.

Следовательно, поклонениеэто исполнение воли Божьей'. Поклонение — это результат осознания того, «что есть воля Божия». Это и значит «доро­жить временем». Более того, поскольку Бог вечен и всеведущ, хвала, которую



Оглавление


' ■■' ■■■....................... Часть III. Учение о человеке «.рейсам*;-, ■■;

Глава 20. Сотворение человека..................................................................................................... 495

Глава 21. Человек: мужчина и женщина................................................................................ 512

Глава 22. Сущность человеческой природы.......................................................................... 532

Глава 23. Грех...................................................................................................................................... 553

Глава 24. Заветы между Богом и человеком............................................................................. 582


Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе

Глава 25. Личность Христа..........................................................................................................

Глава 26. Искупление.......................................................................................................................

Глава 27. Воскресение и вознесение........................................................................................

Глава 28. Должности Христа......................................................................................................'

Глава 29. Работа Святого Духа...........-............................................... .).-цу1.->*л:у>н:*ыс>и

Часть V. Учение об искуплении; ~ '

Глава 30. Общая благодать......................................................................... '. fe'Al^TjQf/A Л.

Глава 31. Избрание и осуждение.................................................... я*'.1 ЗЗР.иЛйО.Нч^. S.

Глава 32. Евангельский призыв и актуальный призыв ..'.'..................................... '....

Глава 33. Рождение свыше..............................................................................................................

Глава 34. Обращение (вера и покаяние).................................. 3UWMl'i U, wo;".-, л

Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)'............:.............................

Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)...................................................................

Глава 37. Освящение (возрастание в подобие Христу).....................................................

Глава38. КрещениеСвятымДухомиисполнениеСвятымДухом......................................

Глава39. НеотступностьСвятых(стойкостьвхристианскойвере).......................................

Глава 40. Смерть и промежуточное состояние.......................................................................

Глава 41. Прославление (обретение воскрешенного тела)...............................................

Глава 42. Единение с Христом.;"i4G»*4'dl«ЈM'W«■*'«'№,ииjjAtsu-i i-j*i-J.. м


595 641 688 706

--752 779 787

~*<80@ 815 831 842 860 889 915 935


Ot»i........................................... Часть VI. Учение о Церкви е-У-ц\ ч;оа .' ■..!'.i

Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели................................................................... 963

Глава 44. Чистота и единство Церкви..................................................................................... 986

Глава 45. Власть Церкви.........................................................................................<?u'jlJ. /u./idSOl

Глава 46. Церковное правление............................................................................'................ 1020

Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви............................................................ 1071

Глава 48. Крещение........................................................................................................................ 1089


831 842 860


______________ Оглавление _________________________ 1453

Глава 49. Вечеря Господня............................................................................... 1114

Глава 50. Поклонение.................................................................................. 1130

Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы............................................................. 1145

Глава 52. Новозаветное учение о духовныхдарах............................ ■M.:f г?8.?;".................... 1183

Часть VII. Учение о грядущем

Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?........................................................... 1231

Глава 54. Миллениум..................................................................................... 1252

Глава 55. Последний суд и вечное наказание............................................................ 1287

Глава 56. Новое небо и новая земля...................................................................... 1306

-. \:...-,. ■«■,- ■

Приложения

Приложение 1. Исторические символы веры.............................................................. 1319

Приложение 2. К вопросу о разногласиях по поводу слова tiovoyevqt;: «един­
ственный» или «единородный»?.................................................... 1380

Аннотированный библиографический список евангельских система­
тических богословии....................................................................... 1382

Словарь........................................................................................... 1391

Тематическийуказатель............................................................................ 1416

Указатель библейских ссылок...: .''Я.-'Ah......................................................... 1445


ubh.-O1'.E At(m"-ift!K;'

u*\?!.'} eyTq


' i,t i ■,:.r ■■- ■»jtj-.i!if.'ViMr. ■*■'.: ■ И

,. -.-.., >:f,

.!-'■".'"-■■:K, 1>удемУэйн;,j

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕБОГОСЛОВИЕ ■ ■ Введение в библейское учение

Главный редактор Р. 3. Ороховатская Переводчики Т. Г. Еатухтина, В. Н. Генке

Художник О. В. Иванова Художествен ко-технически я редактор О. Н. Ляпунова

Корректор J7. Д. Казырова Компьютерная верстка С. В. Полищук

Изд.лиц. ЛП№ 000306 от 12.11.99. Подписанов печать 05.10.2004. Формат70х10071(. Бумага офсетная. Гарнитура ■Ньютон». Печать офсетная. Усл. печ. л. 118,3. Тираж 2 300 экз. Заказ 3605

Местная релипюзнаяорган11мшисЕангельскга христиан •ХРИСТИАНСКИЙ ЦЕНТ1'«МИ.РТ.. 197198, Россия, Санкт-Петербург, а/я 333,тел.(Б12) 233-50-12, тел./факс (812) 235-64-40, e-mail: offiee@mirt.m, http://www.mirt.ru


Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП -Типография «Наука*. 199034,Санкт-Петер6ур1:9ли


.12


Глава 54, Мимениум



Сточки зрения амилленарие», то, что описано в ст. 4, происходит на небе: «И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Поскольку Иоанн видит «души», а не фи­зические тела, то, как утверждают амилленарии, это должно произойти на небесах. Когда в тексте говорится, что «они ожили», то это не означает, что они обрели телесное воскресение. Возможно, это просто означает, что «они жили», поскольку аорист e^rpav может быть истолкован как утверждение о действии, которое происходило в течение определенного периода времени. (Гла-гол «царствовали» — это также аорист изъявительного наклонения; он обо­значает действие, длившееся тысячу лет, поэтому глагол «ожили» может иметь сходное значение.) С другой стороны, некоторые амилленарии истолковыва­ют глагол kCftaav как «ожили» атом смысле, что люди вошли в небесное су­ществование в присутствии Христа и начали править с Ним на небесах.

В соответствии с этой точкой зрения, слова «первое воскресение» (ст. 5) обозначают уход на небеса для того, чтобы быть с Господом. Это не телесное воскресение, а вхождение в присутствие Бога на небесах. Точно так же ст. 5 («Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет») истол­ковывается втом смысле, что они не вошли в присутствие Божье для суда до окончания тысячелетнего периода. Таким образом, как в ст. 4, так и в ст. 5 выражение «ожили» означает «вошли в присутствие Божие». (Другое амилле-наристское толкование «первого воскресения» заключается в мнении о том, что здесь идет речь о воскресении Христа и об участии верующих в воскресе­нии Христа через единение с Христом.)

2. Второй аргумент, который часто приводят в пользу амилленаризма, за­ключается в том, что Писание учит лишь об одном воскресении, когда вос­крешены будут как верующие, так и неверующие, а не о двух воскресениях (о воскресении верующихдо миллениума и воскресении неверующих для суда по окончании миллениума). Это важный аргумент, так как премилленарист-ская позиция требует принятия двух различных воскресений, разделенных ты­сячелетием.

Свидетельства в пользу лишь одного воскресения содержатся, по мень­
шей мерс, в трех отрывках. Иисус говорит: «Наступает время, в которое все,
находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, иизыдут
творившие добро в
воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29,
курсив мой, — У. Г.). Здесь Иисус говорит об одном «времени», когда и веру­
ющие, и неверующие выйдут из могил. Павел, когда говорил на суде перед
Феликсом, объяснил, что он, как и его недруги-иудеи, имел надежду на Бога,
что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15, кур­
сив мой. — У. Г.). И вновь здесь говорится об одном воскресении — как веру­
ющих, так и неверующих. И наконец, у пророка Даниила мы читаем: «И мно­
гие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на
вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).;,..



Часть VII. Учение о грядущем


:з- 3. Слишком сложно принять мысль о том, что прославленные верующие и грешники будут вместе жить на земле. Беркхоф говорит: «Невозможно понять, каким образом часть старой земли и грешное человечество сможет существо­вать вместе с частью новой земли и прославленны м человечеством. Как могут совершенные святые в прославленных телах иметь общение с греш ни ками во плоти? Как могут прославленные грешники существовать в этой искажен­ной грехом атмосфере, посреди сцен смерти и разрушения?»5

4. Если Христос придет в славе, чтобы править на земле, то каким образом
люди могут продолжать упорствовать в грехе?
Не кажется ли крайне неправ­
доподобным, что люди смогут продолжать отвергать Иисуса, пришедшего в
воскрешен ном теле, чтобы править землей в качестве Царя, и что зло и непо­
виновение будут возрастать на земле до тех пор, пока сатана не соберет наро­
ды на битву с Христом?10

5. Нет никакой убедительной цели подобного миллениума. Как только
окончится эпоха Церкви и Христос возвратится, то для чего откладывать на­
ступление вечности?

6. И в заключение амиленнарии утверждают, что Писание, судя по всему,
показывает, что все основные будущие события, которые должны произойти до
наступления вечности, произойдут одновременно. Христос возвратится, бу­
дет одно воскресение и верующих, и неверующих, произойдет последний суд,
возникнут новое небо и новая земля. А затем мы войдем в вечность без милле­
ниума".

Здесь мы можем коротко ответить на эти аргументы амилленариев; неко­торые более полные ответы будут даны в разделе, посвященном премиллена-ризму.

Во-первых, в ответ на возражение о том, что только одно место в Писании учит о будущем земном миллениуме, можно привести несколько доводов.

1) Для того чтобы утвердить истину, Библии достаточно указать на нее лишь один раз, и мы должны верить в это. История о смешении языков

~,> 9 Berkhof, Systematic Theology, p. 715.

111 См. особенно удачное изложение этого аргумента: Arthur H. Lewis, The Dark Side of the Millennium (Grand Rapids: Baker, 1980).

11 Поскольку амилленарии верят, чтоОтк. 20:1—6 относится к нынешней эпохе, они иногда говорят, что «премиллеиарии ждут миллениума, постмилле и арии трудятся ради него, а мы наслаждаемся им».

Следует отметить, что некоторые амилленарии не любят, когда употребляется тер­
мин «амилленаризм», поскольку он предполагает, что они вовсе не верят в миллениум,
тогда как правильнее было бы сказать, что они не верят в будущий миллениум. Они
предпочитают более позитивный термин «осознанный милленаризмо, который позво­
ляет им подчеркнуть, что они верят в тысячелетнее царство Христа, о котором говорит­
ся в Отк. 20:1—6; однако они убеждены, что в этом отрывке говорится о современной
эпохе Церкви (см.: Jay Adams, The Time Is at Hand [Pliillipsburg, N. J.: Presbyterian and
Reformed, 1970|, p. 7-11). ■ ■..„!..:..■... -. _■


Глава 54. Миллениум




авленные верующие и Невозможно понять, во сможет существо-зечеством. Как могут ниесгрешниками во:ать в этой искажен-м?»9

ж, то каким образом;яли крайне неправ-icyca. пришедшего в 1ря, и что зло и непо-ана не соберет наро-

[ениума. Как только iero откладывать на-

сание, судя по всему, олжны произойти до:тос возвратится, бу-зйдет последний суд, i вечность без милле-

шилленариев; неко-(енном премиллена-

1но место в Писании сколькодоводов, гочно указать на нее 5 смешении языков

^, Lewis, The Dark Side of

к нынешней эпохе, они ленарии трудятся ради

яда употребляется тер-: не керят в миллениум, )ущий миллениум. Они |ризм», который позво-ста, о котором гонорит-ворится о современной „ N. J.: Presbyterian and


при постройке Вавилонской башни, например, изложен а только в Быт. 11:1—9, и все же мы верим, что она истинна, поскольку этому нас учит Писание. Точ­но так же, если только один отрывок учит нас о тысячелетнем царстве Христа, мы все же должны верит ь в это.

Кроме того, нет ничего удивительного в том, что это учение ясно излага­ется в Книге Откровение. Нечто подобное уже было. Например, во всем Вет­хом Завете нет ясного учения о том, что Мессия придет дважды: один раз как страдающий Мессия, Который умрет и воскреснет, заслужив для нас спасе­ние, а затем — как победоносный Царь, для того чтобы править землей. Воз­можно, косвенное упоминание о втором пришествии Христа содержится у вет­хозаветных пророков, однако нигде об этом не говорится открыто, так как Бог не считал необходимым открыть в такой степени Свой план спасения до того, как он осуществился. Точно так же во многих книгах Ветхого и Нового Заве­тов, написанных до Откровения, содержатся намеки на будущий земной мил­лениум, который будет предшествовать вечности, однако ясное учение об этом не было явлено до тех пор, пока Иоанн не написал Откровение. Поскольку Откровение — это та книга, которая наиболее ясно излагаетто, что произой­дет в будущем, вполне уместно, что это более ясное откровение помещено в этой части Библии.

2) В ответ на утверждение о том, что отрывок, который учит о миллениуме,
неясен, премилленарии отвечают, что Отк. 20:1—6 понимается очень просто:
текст гласит, что сатана будет связан и брошен в бездну на тысячу лет — именно
это и говорят премилленарии. Текст говорит о тысячелетнем царстве Христа,
и премилленарии ожидают будущего тысячелетнего царства Христа на земле.
Текст говорит о людях, воскресших в «первое воскресение», и премилленарии
говорят, что произойдет первое воскресение верующих, которые «блаженны и
святы» (Отк. 20:6), и второе воскресение, в конце тысячи лет, для «прочих умер­
ших» (ст. 5). По мнению премилленариев, «неясность» появляется в тексте
только тогда, когда его пытаются истолковать каким-либо иным, не прямым
и непосредственным образом.

3) Наконец,.многие премилленарии считают, что есть и другие отрывки,
особенно в Ветхом Завете, которые требуют от нас веры в будущий период вре­
мени — более великий, чем нынешняя эпоха, но еще не равный вечности (см.:
Пс. 71:8-14; Ис. 11:2-9; 65:20; Зах. 14:6-21; 1 Кор. 15:24; Отк. 2:27; 12:5;
19:15)4 Они утверждают, что в этих отрывках речь идет о том времени, кото­
рое очень похоже на миллениум, как они его понимают.

4) В связи с амилленаристским толкованием Отк. 20:1—6 возникает мно­
го затруднений. Хотя Мф. 12:28,29 и Лк. 10:18 говорят о «связывании» сата­
ны во время земного служения Иисуса, все же связывание сатаны, описанное
в Отк. 20, кажется гораздо более значительным. В этом отрывке говорится
не просто о том, что сатана в это время связан, но также о «бездне» и об ангеле,

! Анализ эгих отрывков см. ниже.



Часть VII. Учение о грядущем


который «-низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Отк. 20:2,3, кур­сив мой, — Примеч. пер.). Здесь имеется в виду нечто большее, чем связыва­ние, или ограничение. Образ низвержения сатаны в бездну, заключение и пе­чать над ним дает картину полного удаления его влияния с земли. Утвержде­ние о том, что сатана сейчас пребывает в бездне, заключен там и над ним положена печать, просто не согласуется с ситуацией в мире в эпоху Церкви, в которую сатана все еще очень силен, когда он «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8), когда он побуждает человеческое сердце «солгать Духу Святому» (Деян. 5:3) и когда «язычники, принося жертвы, приносят бе­сам, а не Богу» (1 Кор. 10:20).

Но даже после того, как сатана был связан, все же «бог века сего осле­пил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор. 4:4). Вот почему христиане все еще должны бороться «не против кро­ви и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, противдухов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Дело обстоит именно так, потому что даже в эпоху Церкви влияние сатаны на мир не пол­ностью устранено, хотя Евангелие и способно побеждать бесовские силы, противодействующие распространению Царства Божьего: «Дух антихрис­та... и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:3), и «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19, курсив мой. — Примеч. пер,). Эта тема активности сатаны на земле в течение всей эпохи Церкви постоянно повто­ряется в Новом Завете, и поэтому крайне трудно предположить, что сатана был брошен в бездну, заточен там и на него была положена печать на тысячу лет. Эти образы могут говорить только о полном уничтожении власти сата­ны на земле.

Однако что можно сказать о выражении «Дабы не прельщал уже народы»
(Отк. 20:3), которое, как утверждают амилленарии, говорит о связывании и
заточении сатаны? Разве это не означает, что Евангелие теперь может быть
проповедано среди всех народов? Да, это выражение может иметь такой смысл.
Но более согласуется со значением глагола «прельщать» (греч. izXavcxo), осо­
бенно в Откровении, утверждение о том, что это может происходить в тече­
ние всей эпохи Церкви
и окончиться только с началом миллениума, Сатана
назван «обольщающим всю вселенную» (Отк. 12:9), а о вавилонском вол­
шебстве сказано, что им «введены в заблуждение все народы», до тех пор пока
не придет суд (Отк. 18:23)°. Поэтому правильнее было бы сказать, что сатана
сейчас продолжает прельщать народы, однако с началом миллениума это воз­
действие прекратится. Влияние сатаны было сильнее перед первым прише­
ствием Христа, однако и в наши дни оно продолжается.
_________ Ьуг.-. <К '-О.-

13 В обоих отрывках употреблено слово яЛаиЬи. Тот же самый глагол используется в
Мф. 24:4,5,11,24 в связи с предостережением Иисуса о том, что многих соблазнят лже­
христиане и лжепророки. - ■


Глава 54. Миддениум




ним печать, дабы (Огк. 20:2,3, кур-jee, чем связыва-заключение и пе-!емли.Утвержде-:н там и над ним в эпоху Церкви, в кающийлев, ища «сердце «солгать вы, приносят бе-

■г века сего осле-. о славе Христа» i-ше против кро-мироправителей 2). Дело обстоит ы на мир не пол-бесовские силы,: «Дух антихрис-мы от Бога и что (. пер.). Эта тема остоянно повто-жить, что сатана печать на тысячу нии власти сата-

щап уже народы» г о связывании и лерь может быть [етьтакойсмысл.

исходить в тече- тениума. Сатана вилонском вол->, до тех пор пока азать, что сатана пениума это воз-первым прише-

1гол используется в ■их соблазнят лже-


Тот факт, что Иоанн видел «души», еше не означает, что виденное им про­изойдет на небесах. Поскольку души — это те, кто «ожил» в «первом воскре­сении», мы должны рассматривать их у&клюдей, получивших воскрешенные тела, которые начали править на земле. Более того, Отк. 20:1 показывает, что все происходит на земле, так как там говорится: «И увидел я Ангела, сходяще­го с неба». Но если ангел сошел с неба, то он далее действует на земле, и все описанное также происходит на земле.

Некоторые амилленарии доказывают, что выражение «ожили» относится к вхождению в небесное существование, или в присутствие Бога. Но где еще греческий глагол £6ш, «жить», имеет такое значение? Нигде в Новом Завете этот глагол не используется в значении «войти в присутствие Божие».

Кроме того, амилленаристское толкование выражения «первое воскресе­ние» неубедительно. Слово «воскресение» (греч. tvtxjvxcng) ни в одном дру­гом месте не означает «вхождение на небо» или «вхождение в присутствие Бо­жие», а просто означает телесное воскресение. Именно в этом значении вос­принимали это слово также и читатели I в. Другое толкование «первого воскресения» — как воскресение Христа (и наше единение с ним) — также неправдоподобно, поскольку те, кто «ожил», — это те, кто был «обезглавлен за свидетельство Иисуса» {ст. 4), что подразумевает телесное воскресение после смерти14.

Во-вторых, трудно принять точку зрения, что Писание учит только об оЛнш воскресении, когда воскреснут одновременно и верующие, и неверую­щие. Ведь в Отк. 20 открыто говорится о «первом воскресении» и подразуме­вается, что будеттакже и второе. Отех, кто ожил и стал правитьс Христом, мы читаем: «Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в вос­кресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (ст. 5, 6). В этом тексте проводится различие между теми благословенными, которые участву­ют в этом первом воскресении, и теми, кто не участвует в нем. Это «прочие из умерших», и к ним не относится утверждение о власти «смерти второй» (т. е. последнего суда и вечного осуждения вне присутствия Божьего); они подвер­гнутся этой второй смерти. Но если в Отк. 20 содержится ясное учение о пер­вом воскресении и о том, что прочие умершие оживут по истечении тысячи лет, то это означает, что будет два разных воскресения.

В отношении же других отрывков, которые, по мнению амилленариев, подтверждают представление об одном воскресении, следует сказать, что эти

и Есть и другие причины, по которым следует отвергнуть подобное толкование; 1) утверждают, чго выражение «прочие из умерших не ожили, доколе не окончится ты­сяча лет» (ст. 5) говорит о воскресении неверующих. Однако это подразумевает, что слово «ожили» в обоих случаях обозначает телесное воскресение, а не просто духовное едине­ние с Христом при Его воскресении; 2) слова «это — первое воскресение» (ст. 5) в этом контексте противопоставлены оживлению верующих (ст. 4), и при этом в тексте нет упо­минания о воскресении Христа.



Часть VII. Учение о грядущем



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow