Тем не менее христиане расходятся во мнениях относительно подробностей, касающихся тех событий, которые произойдут перед возвращением Христа и сразу после него. В частности, это касается вопроса о природе миллениума
6 Даже в «просвещенном» XX в. такие заявления Moiyi влиять на людей. Летом 1988 г.
бывший ученый-ракетчик, обладавший внушительным академическим авторитетом,
издал брошюру, в которой заявлял, что Иисус возвратится 12 сентября 1988 г., и десятки
тысяч экземпляров этого произведения были распространены в Соединенных Штатах и
по всему миру. Я был удивлен, обнаружив, что некоторые из моих вполне здравомысля
щих друзей-христиан были встревожены и что некоторые христиане в нашей общине
забрали детей из школы, чтобы их семьи были имеете, когда Христос возвратится. Когда
предсказание не сбылось, его автор, Эдгар Уайзнант, скорректировал его, сказав, что в
вычислениях содержалась ошибка и что Христос возвратится 1 сентября 1989 г. (или на
день позднее или раньше), или если не тогда, то на Роша-шана (еврейский Новый год,
празднуется в 1-й и 2-й день месяца таи грей. — Примем, пер.) 1990-го, 1991-го или 1992 гг.,
или самое позднее — 15-17 сентября 1993 г. Конечно, эти предсказания также не сбы
лись. Однако они внесли беспорядок во множество жизней. Многие люди были испол
нены ложных ожиданий, и публикация этой брошюры и ее продолжения взбудоражила
их. См.: Edgar Wlmenant, 88 Reasons Wlty the Rapture Wit! Be in 1988(Nashville, Tenn.: World
Bible Society, 1988) and Edgar Whisenant and Greg Brewer, The Final Shout: Rapture Report
1989 (Nashville, Term.: World Bible Spciety,.1989)., -,,,,,,............................
Часть VII. Учение о грядущем
и связи возвращения Христас миллениумом; последовательности возвращения Христа и периода великой скорби; а также вопроса спасения еврейского народа (и отношений спасенных евреев и Церкви).
Прежде чем мы рассмотрим эти вопросы более подробно, важно подчеркнуть, что все, о ком пойде г здесь речь и кто расходится во мнениях, стоят на подлинно евангельских позициях. Все евангельские христиане, имеющие различные точки зрения по этим вопросам, согласны, что Писание непогрешимо, и стремятся верить всему, чему учит нас Писание. Различия касаются истолкования некоторых отрывков, которые повествуют о рассматриваемых событиях, однако эти различия следует рассматривать как второстепенные, так как они не касаются доктринальных вопросов учершя.
Однако нам следует уделить время более детальному изучению этих вопро
сов, чтобы глубже постигнуть природу событий, которые являются частью
плана Божьего о нас, и так как все еще есть надежда на большее единство в
Церкви, при условии, что мы согласимся исследовать эти темы вновь, более
подробцоисовместнообсудим их. - ... '
Е.МожетлиХристосвозвратитьсявлюбоевремя?
Один из самых важных вопросов, вызывающих разногласие, — это вопрос о том, может ли Христос возвратиться в любое время. С одной стороны, в Писании есть много текстов, которые призывают нас бодрствовать, так как Христос может возвратиться, когда мы этого не ждем. С другой стороны, во многих других текстах говорится, что перед возвращением Христа произойдут определенные события. Кажущееся противоречие между этими отрывками разрешалось по-разному. Одни христиане приходили к выводу, что Христос может возвратиться в любое время, другие считали, что Он не может возвратиться в течение, по крайней мере, еще одного поколения, поскольку для исполнения предсказанных событий потребуется долгое время.
".. " ~1. Стиха, предсказывающие внезапное возвращение Христа. Для того чтобы ощутить совокупную силу отрывков, предсказывающих, что Христос может вернуться очень скоро, следует привести их по порядку:
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш при идет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придег пор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, при идет Сын Человеческий (Мф. 24:42-44, ср. ст. 36-39).
...Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и Ц \ час, в который не думает (Мф. 24:50).
Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в кото- ' ■'
рый приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). - -^'->
Глава J)J. Возвращение Христа: когда и как?
пькости возвраще-асения еврейского
но, важно подчерк-мнениях, стоят на [ане, имеющие раз-[сание непогреши-[ичия касаются ис-■ рассматриваемых к второстепенные,
тению этих вопро-г являются частью ольшсс единство в темы вновь, более
время?;,, •-.,,
огласке, — это во-С одной стороны, в фствонать, так как фугой стороны, во чХриста произойду этими отрывка-; выводу, что Хрис-о Он не может воз--шя, поскольку для ремя.
tcma. Для того что-[х, что Христос мо-г у:
iac Господь ваш а, в какую стра-ть дома своего. <е, приидет Сын
\е ожидает, и в!и часа, в кото- ''"'
О дне же том или часе никто не знает, ни Ашелы небесные, пи Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время {Мк. 13:32,33).
Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13:34-37).
Будьте же и вы готовы, ибо. в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12:40).
Господь наш грядет (I Кор. 16:22). -'I'vU.WUBTaqnq^THH ir^j)ti;'.iTj')t
Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа (Флп. 3:20).
:,>;■;■ Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как -тать ночью <1 Фес. 5:2).
Научающая нас, чтобы мы... целомудренно, праведно и благочес-'1 тиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:12,13).
...Будем увешавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10:25).
'','. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. <...>...Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. <...> ...Вот, Судия стоит у дверей (Иак. 5:7—9).
Впрочем близок всему конец (I Пет. 4:7). ■■:• — /-..-.■■-.-.—.■■-.
Придет же день Господень, как тать ночью, й ¥6гда небеса с1 шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10).
Win..;.-.."■ .а;и. -■;,.■ -, ■■;.. 1ремя близко (Отк. 1:3).
-diuif-Г' ok тай
'iTi-jit- k.(a;t |
j) иСк^м. |
Се, гряду скоро... (Отк. 22:7). г-
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Отк. 22:12).
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Отк. 22:20).
■ VI ■■М.то мы можем сказать об этих отрывках? Если бы в Новом Завете не было текстов, повествующих о знамениях, которые будут предшествовать возвращению Христа, вероятно, мы пришли бы к заключению, что Иисус может возвратиться в любой момент. В этом смысле мы можем сказать, что возвращение
Часть VII. Учение о грядущем
Христа близко1. Если бы существовало основание для того, чтобы считать, что Христос не вернется вскоре, то это снижало бы силу повелений смотреть и бодрствовать.
Прежде чем мы ознакомимся с отрывками, посвященными знамениям, которые будут предшествовать приходу Христа, нам следует рассмотреть еще одну проблему. Ошибался ли Иисус и новозаветные авторы, говоря, что Он скоро возвратится? Разве они не думали и даже не учили, что второе при шествие Христа произойдет уже через несколько лет? Среди либеральных исследователей Нового Завета очень распространено мнение о том, что Иисус ошибался.
Однако ни один из процитированных текстов не подтверждает необходимость такой интерпретации. Тексты, которые повелевают быть готовыми, не говорят о том, как долго следует ждать, не говорится об этом и в текстах, утверждающих, что Иисус явится тогда, когда Его не будут ждать. Что же касается текстов, в которых говорится, что Иисус придет «скоро», то нам следует осознавать, что библейские пророки часто выражались, используя «пророческую перспективу», в которой видны будущие события, но не виден временной отрезок, который от них отделяет.
Джордж Лэдд говорит:
Пророков мало интересовала хронология, и будущее всегда прел-,. ставлялось близким... Ветхозаветные пророки смешивали близкие и отдаленные события в единое повествование. Библейское пророчество не трехмерно, а двухмерно; у него сеть высота и ширина, но ему нет дела до глубины, т. е. до хронологии будущих событий... Отдаленное видится через близкое. Верно, что ранняя Церковь жила в ожидании возвращения Господа, но такова сама природа библейского пророчества, что оно делает возможным для каждого поколения жить в ожидании конца*.
Петр также напоминает нам, что Господь воспринимал время иначе, чем мы, и поэтому «скоро» в Его понимании может означать не то, что мы ожида-
7 Следует пояснить, что в этой главе я не использую слово «близкий», как специаль
ный термин, характерный для точки зрения о том. что вознесение на небо произойдет до
наступления скорби (см. ниже). Я просто хочу скачать, что Христос может возвратиться в
любое время.
Более того, слово «близкий» я не использую в том смысле, что Христос безусловно возвратится скоро (так как в этом случае стихи, которые учат о Его скором возвращении, воспринимались бы неверными в те времена, когда они были написаны). Я использую слово «близкий» втом смысле, что Христос мог бы прийти в любое время и что мы должны быть готовы к Его возвращению и любой день. (Есть исследователи, которые определяют слово «близкий» более широко, в том смысле, что Христос может прийти в течение жизни любого поколения. В этой главе я не использую этот термин в таком значении.)
8 George Eldon Ladd, A Commentary on the Revelation of John (Grand Rapids; Eerdmans,
1972), p. 22.
T
Глава 53. Возвращение Христа: когда и как '•
), чтобы считать, что делений смотреть и
:нными знамениям, ует рассмотреть еще эры, говоря, что Он, что второе прише-либеральныхиссле-гом, что И исус оши-
цтверждает необхо-ают быть готовыми, об этом и в текстах, утждать. Что же ка-коро», то нам следу-., используя «проро-1Я, но не виден вре-
ем: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, ночтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8,9).
2. Знамения, которые будут предшествовать возвращению Христа. Другой подбор текстов (нам следует их рассмотреть) говорит о знамениях, которые, как утверждает Писание, будут предшествовать времени возвращения Христа. Беркхоф говорит: «По Писанию, до возвращения Господа должно произойти несколько важных событий, и поэтому его нельзя назвать близким»9.
Здесь следует привести тс отрывки, которые наиболее прямо говорят о знамениях, предшествующих возвращению Христа.
1) Проповедь Евангелия всем народам ■''?.
И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мк. 13:10; ср.: Мф. 24:14).