double arrow

Д. В отношении будущих событий существуют разногласия

Тем не менее христиане расходятся во мнениях относительно подробнос­тей, касающихся тех событий, которые произойдут перед возвращением Хрис­та и сразу после него. В частности, это касается вопроса о природе миллениума

6 Даже в «просвещенном» XX в. такие заявления Moiyi влиять на людей. Летом 1988 г.
бывший ученый-ракетчик, обладавший внушительным академическим авторитетом,
издал брошюру, в которой заявлял, что Иисус возвратится 12 сентября 1988 г., и десятки
тысяч экземпляров этого произведения были распространены в Соединенных Штатах и
по всему миру. Я был удивлен, обнаружив, что некоторые из моих вполне здравомысля­
щих друзей-христиан были встревожены и что некоторые христиане в нашей общине
забрали детей из школы, чтобы их семьи были имеете, когда Христос возвратится. Когда
предсказание не сбылось, его автор, Эдгар Уайзнант, скорректировал его, сказав, что в
вычислениях содержалась ошибка и что Христос возвратится 1 сентября 1989 г. (или на
день позднее или раньше), или если не тогда, то на Роша-шана (еврейский Новый год,
празднуется в 1-й и 2-й день месяца таи грей. — Примем, пер.) 1990-го, 1991-го или 1992 гг.,
или самое позднее — 15-17 сентября 1993 г. Конечно, эти предсказания также не сбы­
лись. Однако они внесли беспорядок во множество жизней. Многие люди были испол­
нены ложных ожиданий, и публикация этой брошюры и ее продолжения взбудоражила
их. См.: Edgar Wlmenant, 88 Reasons Wlty the Rapture Wit! Be in 1988(Nashville, Tenn.: World
Bible Society, 1988) and Edgar Whisenant and Greg Brewer, The Final Shout: Rapture Report
1989
(Nashville, Term.: World Bible Spciety,.1989)., -,,,,,,............................



Часть VII. Учение о грядущем


и связи возвращения Христас миллениумом; последовательности возвраще­ния Христа и периода великой скорби; а также вопроса спасения еврейского народа (и отношений спасенных евреев и Церкви).

Прежде чем мы рассмотрим эти вопросы более подробно, важно подчерк­нуть, что все, о ком пойде г здесь речь и кто расходится во мнениях, стоят на подлинно евангельских позициях. Все евангельские христиане, имеющие раз­личные точки зрения по этим вопросам, согласны, что Писание непогреши­мо, и стремятся верить всему, чему учит нас Писание. Различия касаются ис­толкования некоторых отрывков, которые повествуют о рассматриваемых событиях, однако эти различия следует рассматривать как второстепенные, так как они не касаются доктринальных вопросов учершя.

Однако нам следует уделить время более детальному изучению этих вопро­
сов, чтобы глубже постигнуть природу событий, которые являются частью
плана Божьего о нас, и так как все еще есть надежда на большее единство в
Церкви, при условии, что мы согласимся исследовать эти темы вновь, более
подробцоисовместнообсудим их. - ... '

Е.МожетлиХристосвозвратитьсявлюбоевремя?

Один из самых важных вопросов, вызывающих разногласие, — это во­прос о том, может ли Христос возвратиться в любое время. С одной стороны, в Писании есть много текстов, которые призывают нас бодрствовать, так как Христос может возвратиться, когда мы этого не ждем. С другой стороны, во многих других текстах говорится, что перед возвращением Христа произой­дут определенные события. Кажущееся противоречие между этими отрывка­ми разрешалось по-разному. Одни христиане приходили к выводу, что Хрис­тос может возвратиться в любое время, другие считали, что Он не может воз­вратиться в течение, по крайней мере, еще одного поколения, поскольку для исполнения предсказанных событий потребуется долгое время.

".. " ~1. Стиха, предсказывающие внезапное возвращение Христа. Для того что­бы ощутить совокупную силу отрывков, предсказывающих, что Христос мо­жет вернуться очень скоро, следует привести их по порядку:

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш при идет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стра­жу придег пор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, при идет Сын Человеческий (Мф. 24:42-44, ср. ст. 36-39).

...Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и Ц \ час, в который не думает (Мф. 24:50).

Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в кото- ' ■'
рый приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). - -^'->


Глава J)J. Возвращение Христа: когда и как?




пькости возвраще-асения еврейского

но, важно подчерк-мнениях, стоят на [ане, имеющие раз-[сание непогреши-[ичия касаются ис-■ рассматриваемых к второстепенные,

тению этих вопро-г являются частью ольшсс единство в темы вновь, более

время?;,, •-.,,

огласке, — это во-С одной стороны, в фствонать, так как фугой стороны, во чХриста произой­ду этими отрывка-; выводу, что Хрис-о Он не может воз--шя, поскольку для ремя.

tcma. Для того что-[х, что Христос мо-г у:

iac Господь ваш а, в какую стра-ть дома своего. <е, приидет Сын

\е ожидает, и в!и часа, в кото- ''"'


О дне же том или часе никто не знает, ни Ашелы небесные, пи Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, ког­да наступит это время {Мк. 13:32,33).

Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрство­вать. Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вече­ром, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодр­ствуйте (Мк. 13:34-37).

Будьте же и вы готовы, ибо. в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12:40).

Господь наш грядет (I Кор. 16:22). -'I'vU.WUBTaqnq^THH ir^j)ti;'.iTj')t

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа (Флп. 3:20).

:,>;■;■ Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как -тать ночью <1 Фес. 5:2).

Научающая нас, чтобы мы... целомудренно, праведно и благочес-'1 тиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления сла­вы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:12,13).

...Будем увешавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10:25).

'','. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. <...>...Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближает­ся. <...> ...Вот, Судия стоит у дверей (Иак. 5:7—9).

Впрочем близок всему конец (I Пет. 4:7). ■■:• — /-..-.■■-.-.—.■■-.

Придет же день Господень, как тать ночью, й ¥6гда небеса с1 шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10).

Win..;.-.."■ .а;и. -■;,.■ -, ■■;.. 1ремя близко (Отк. 1:3).

-diuif-Г' ok тай

'iTi-jit- k.(a;t
j) иСк^м.

Се, гряду скоро... (Отк. 22:7). г-

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Отк. 22:12).

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Отк. 22:20).

■ VI ■■М.то мы можем сказать об этих отрывках? Если бы в Новом Завете не было текстов, повествующих о знамениях, которые будут предшествовать возвра­щению Христа, вероятно, мы пришли бы к заключению, что Иисус может воз­вратиться в любой момент. В этом смысле мы можем сказать, что возвращение



Часть VII. Учение о грядущем


Христа близко1. Если бы существовало основание для того, чтобы считать, что Христос не вернется вскоре, то это снижало бы силу повелений смотреть и бодрствовать.

Прежде чем мы ознакомимся с отрывками, посвященными знамениям, которые будут предшествовать приходу Христа, нам следует рассмотреть еще одну проблему. Ошибался ли Иисус и новозаветные авторы, говоря, что Он скоро возвратится? Разве они не думали и даже не учили, что второе при ше­ствие Христа произойдет уже через несколько лет? Среди либеральных иссле­дователей Нового Завета очень распространено мнение о том, что Иисус оши­бался.

Однако ни один из процитированных текстов не подтверждает необхо­димость такой интерпретации. Тексты, которые повелевают быть готовыми, не говорят о том, как долго следует ждать, не говорится об этом и в текстах, утверждающих, что Иисус явится тогда, когда Его не будут ждать. Что же ка­сается текстов, в которых говорится, что Иисус придет «скоро», то нам следу­ет осознавать, что библейские пророки часто выражались, используя «проро­ческую перспективу», в которой видны будущие события, но не виден вре­менной отрезок, который от них отделяет.

Джордж Лэдд говорит:

Пророков мало интересовала хронология, и будущее всегда прел-,. ставлялось близким... Ветхозаветные пророки смешивали близкие и отдаленные события в единое повествование. Библейское пророчество не трехмерно, а двухмерно; у него сеть высота и ширина, но ему нет дела до глубины, т. е. до хронологии будущих событий... Отдаленное видится через близкое. Верно, что ранняя Церковь жила в ожидании возвраще­ния Господа, но такова сама природа библейского пророчества, что оно делает возможным для каждого поколения жить в ожидании конца*.

Петр также напоминает нам, что Господь воспринимал время иначе, чем мы, и поэтому «скоро» в Его понимании может означать не то, что мы ожида-

7 Следует пояснить, что в этой главе я не использую слово «близкий», как специаль­
ный термин, характерный для точки зрения о том. что вознесение на небо произойдет до
наступления скорби (см. ниже). Я просто хочу скачать, что Христос может возвратиться в
любое время.

Более того, слово «близкий» я не использую в том смысле, что Христос безусловно возвратится скоро (так как в этом случае стихи, которые учат о Его скором возвращении, воспринимались бы неверными в те времена, когда они были написаны). Я использую слово «близкий» втом смысле, что Христос мог бы прийти в любое время и что мы долж­ны быть готовы к Его возвращению и любой день. (Есть исследователи, которые опреде­ляют слово «близкий» более широко, в том смысле, что Христос может прийти в течение жизни любого поколения. В этой главе я не использую этот термин в таком значении.)

8 George Eldon Ladd, A Commentary on the Revelation of John (Grand Rapids; Eerdmans,
1972), p. 22.


T


Глава 53. Возвращение Христа: когда и как '•




), чтобы считать, что делений смотреть и

:нными знамениям, ует рассмотреть еще эры, говоря, что Он, что второе прише-либеральныхиссле-гом, что И исус оши-

цтверждает необхо-ают быть готовыми, об этом и в текстах, утждать. Что же ка-коро», то нам следу-., используя «проро-1Я, но не виден вре-


ем: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполне­нием обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, ночтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8,9).

2. Знамения, которые будут предшествовать возвращению Христа. Дру­гой подбор текстов (нам следует их рассмотреть) говорит о знамениях, кото­рые, как утверждает Писание, будут предшествовать времени возвращения Христа. Беркхоф говорит: «По Писанию, до возвращения Господа должно про­изойти несколько важных событий, и поэтому его нельзя назвать близким»9.

Здесь следует привести тс отрывки, которые наиболее прямо говорят о зна­мениях, предшествующих возвращению Христа.

1) Проповедь Евангелия всем народам ■''?.

И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мк. 13:10; ср.: Мф. 24:14).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: