Великая скорбь


jet всегда пред-тали близкие и кое пророчество, но ему нет дела аленное видится (ании возвраще-очества, что оно щнии конца8.

ал время иначе, чем ie то, что мы ожида-

изкий», как специаль­на небо произойдет до: может возвратиться в

1То Христос безусловно 1 скором возвращении, писаны). Я использую: время и что мы дол ле­тели, которые опреде-ожет прийти в течение и в таком значении.) rand Rapids: Eerdmans,


Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не коней. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней (Мк. 13:7,8; ср.: Мф. 24:15—22; Лк. 21:20-24).

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творении, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сокра­тил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, кото­рых Он избрал, сократил те дни (Мк. 13:19,20).

3) Лжепророки, свершающие чудеса и ',ill(-,i uV

...Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, что­бы прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13:22; ср.: Мф. 24:23,24).

,.= i~i.*-.iU.~.,_,.,(«„..,.J „p^r.lj^.w^ „ „,Чет

4) Знамения на небесах ■■■ ■«•"(* -1---* ■'■--' '' --i-- ••"'< 'и-" -•'■■>■- - • ■-<:■

...В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидя г

9 Berkhof, Systematic Theology, p. 696. Он перечисляет несколько событий, такие, как
проповедь Евангелия всем народам, обращение полноты Израиля, великая скорбь, яв­
ление антихриста и значительное наложение многих знамений (войны, голод, землетря­
сения, чудеса лжепророков, страшные знаки на солнце, луне и зиездах), которые он
рассматривает на pp. 697-703..,w



Ча с in i, УН, Учение о грядущем



Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою ьп
(Мк. 13:24,25; ср.: Мф. 24:29,30; Лк. 21:25-27). ■,^...

... '-ЧН.Ло-поп if?!<■!

5) Пришествие человека греха и отступление. Павел пишет фессалоникий-
цам, что Христос не придеч, пока не явится человек греха и пока при своем
возвращении Господь не уничтожит его. Этого «человека греха» иногда отож­
дествляют со зверем из Отк. 13, а иногда называют антихристом, последнего
и наихудшего из «антихристов», упомянутых в I Ин. 2:18. Павел пишет:

...О пришествии Господа нашего Иисуса Христа... <...> ...День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек '''- • греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, на­зываемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как _-•!, Бог, выдавая себя за Бога. <.,.> И ныне вы знаете, что не допускает от­крыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконных, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2:1-10).

6) Спасение Израиля. Павел говорит о том, что многие евреи не уверовали
в Христа, но он говорит также, что в будущем большое количество евреев бу­
дет спасено:

Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство языч­никам, то тем более полнота их (Рим. 11:12)"\

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется... (Рим. 11:25,26).

7) Выводы о знамениях, предшествующих возвращению Христа. Все эти

отрывки в совокупности весьма убедительны, и, как мы упомянули выше, многие христиане решили, что Христос просто не может прийти влюбой мо­мент11. Просматривая список знамений, приведенный выше, можно понять:

10 Здесь употреблено греческое слово лХфаца, «полнота». «Полнотой Израиля" на­
зывают будущее полное включение Израиля в число народа Божьего.

11 Беркхоф также упоминает Мф. 25:19, где господин возвращается «по долгом вре­
мени», и Мф. 25:5, где говорится о задержке возвращения жениха (Louis Berkhof, Systematic
Theology,
p. 697). Однако ни в том, ни в другом отрывке не говорится о конкретных про­
межутках времени, и оба они не противоречили бы задержке в десять или двадцать лет
после того, как Иисус возвратился на небо.,...


не требуется даже все, ещ; при первом п

3. Возмо:

рывки, котор Христа, с отр стос, произой ко решений.

Первое р ти в любое epi но из привед Христа, завис мений,таких браниеполис

Такая то1 тываетпредо! ствовать и чт смысл в пред Христа влюб| ние многих Л(или отрицаю! результат таю жения.

Во-вторы всем не так, * когда мы види сказал: «Когда вы ваши, пото. У.Г.).Ншты следовать зал ибо многие пр прельстят. <„. там", — не вер аненеудивля/

|! Я не упои ния по местам» | нию Христа, not рии и потому чт ствующих Его вс болезней» (Мф.: приход поел ел hv


Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?




но и славою

фессалоникий-лока при своем а» иногда отож-ом, последнего цел пишет: _,.

...День тот ''-■'■ •тся человек е всего, на- tdem он, как. г.. ■пускает от-вии, только живающий Иисус убьет о, которого шмениями и ибающих за See. 2:1—10).

■и не уверовали ство евреев бу-

гство языч-

й, — чтобы ле отчасти, :съ Израиль

риста. Все эти

мянули выше, гивлюбой мо-ложно понять:

ой Израиля» на-

«по долгом врс-erkhof, Systematic:онкретных про-ши двадцать лет


не требуется много аргументов, чтобы доказать, что большинство из них, или даже псе, ешс не произошли. По крайней мере, такое впечатление создается при первом прочтении этих отрывков12.., ■.....-.■ ■ -.х ■■>.■■:.; ■■

3. Возможные решения. Каким образом мы могли бы согласовать те от­рывки, которые призывают нас быть готовыми к внезапному возвращению Христа, с отрывками, в которых говорится, что, прежде чем возвратится Хри­стос, произойдет несколько важных видимых явлений? Предлагалось несколь­ко решений.

Первое решение заключается в утверждении, что Христос не может прий­ти в любое время. Такой точки зрения придерживается Бсркхоф, как это вид­но из приведенной выше цитаты. Какое время требуется для возвращения Христа, зависит от мнения о том, сколько времени нужно для исполнения зна­мений, таких, как проповедь Евангелия всем народам, приход скорби и со­брание полного числа евреев к спасению.

Такая точка зрения вызывает два затруднения. Во-первых, она не учи­тывает предостережения, данные нам Иисусом, о том, что мы должны бодр­ствовать и что Он придет тогда, когда мы не будем этого ожидать. Какой смысл в предупреждении о том, чтобы люди были готовы к возвращению Христа в любое время, если мы знаем, что этого не может произойти в тече­ние многих лет? Те, кто придерживается этой точки зрения, преуменьшают или отрицают значимость бодрствования и готовности к приходу Иисуса, и результат таков, каким Иисус не хотел бы его видеть, давая эти предостере­жения.

Во-вторых, сторонники этой точки зрения воспринимают знамения со­всем не так, как их понимал Иисус. Знамения даются таким образом, что, когда мы видим их, они усиливают наше ожидание возвращения Христа. Иисус сказал: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите голо­вы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Л к. 21:28, курсив мой. — У. Г.). Нам также дано предостережение о том, что мы можем отпасть и по­следовать за ложными мессиями: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, ччо это Я, и многих прельстят. <...> Тогда, если кто вам скажет:,, вот, здесь Христос", или: „вот, там", — не верьте» (Мк, 13:5,6,21). Итак, знаки даны для того, чтобы христи­ане не удивлялись всем этим великим событиям; чтобы подтвердить, что Бог

12 Я не упомянул «войны» и «военные слухи», а также «глады, моры и землетрясе­ния по местам» (Мф. 24:6,7) как знамения, которые должны предшествовать возвраще­нию Христа, поскольку эти знамения присутствуют в течение всей человеческой исто­рии и потому что Иисус говорил о них не как о знамениях, непосредственно предше­ствующих Его возвращению, а как о том, что предшествует этим знамениям: «это начало болезней» (Мф. 24:8). Тем не менее усиление подобных явлений вполне может означать приход последних дней и скорое появление других знамений.



Часть VII. Учение о грядущем


все знает заранее; и чтобы удержать их от увлечения ложными мессиями, при­ходящими не так драматично, как Иисус, явление Которого будет видимым образом и во всемирном масштабе. Но знаки даны не для того, чтобы мы ду­мали, что Иисус не придет еще в течение нескольких лет. Нет никаких указа­ний на то, что Иисус дал эти знамения для того, чтобы у христиан было ос­нование не бодрствовать и не готовиться к Его возвращению или чтобы они не ожидали Его возвращения в любое время! Истолковывать знамения, пред­шествующие возвращению Христа, таким образом (как это делает Беркхоф, напр.) — значит истолковывать их вопреки тому, к чему стремился Иисус. Поэтому мнение о том, что Христос не может возвратиться в любое время, не кажется убедительным.

Другое решение этой проблемы заключается в утверждении, что Христос действительно может возвратиться в любое время, и в попытках тем или иным образом согласовать эти отрывки.

1) Согласовать их можно, например, следующим образом: предположить, что Новый Завет говорит о двух различных возвращениях Христа ил и двух вто­рых пришествиях Христа13, а именно о тайном пришествии, во время которо­го Христос забирает христиан из мира (пришествие «за Его святыми»), и о пришествии, которое произойдет после семи лет скорби, т. е. о видимом, яв­ном, торжествующем пришествии (пришествии «со святыми»), во время ко­торого Христос явится для того, чтобы править землей. За этот семилетний период все те знамения, которые еще не исполнились (великая скорбь, лже­пророки с их чудесами, антихрист, спасение Израиля и знамения на небесах), исполнятся. Следовательно, нет никакого противоречия между ожиданием пришествия, которое может произойти «в любой момент* и осознанием того факта, что более позднему пришествию будут предшествовать многие знаме­ния14.

Проблема этого решения заключается в том, что из отрывков, предсказы­вающих возвращение Христа, трудно вывести мысль о двух отдельных возвращениях. Однако мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе, где будем анализировать взгляд премилленариев на возвращение Христа с це­лью восхищения христиан до наступления скорби. Следует отметить так­же, что этот подход возник недавно, что он не был известен в истории Церкви

13 Те, кто придерживается такой точки зрения, не согласны с концепцией о двух
пришествиях и предпочитают говорить о двух аспектах одного и того же второго прише­
ствия; но поскольку эти два пришествия разделены промежутком в семь лет, то, возмож­
но, речь действительно идет о двух вторых пришествиях.

14 Эта точка зрения подразумевает взятие христиан на небо до великой скорби (рге~
tribuiational rapture view).
Те, кто придерживается этого взгляда, говорят о первом, тайном
пришествии Христа (с целью забрать христиан из мира) как о «восхищении!'. Эта точка
зрения рассмачривается в гл. 54. ■.-.«.,_, !14 л:, *..<.■;,... >п *..,^л,,.,■.,>>..,...•.,_,;■■,..;. ■ ■■■;-,.


Глава 53, Возвращение Христа: когда и как?




ши мессиями, при-ого будет видимым того, чтобы мы ду- Нет никакихуказа-христианбылоос-нию или чтобы они ать знамения, пред-это делает Беркхоф, устремился Иисус, гься влюбое время,

кдении.что.фистос ыткахтем или иным

bom: предположить, (риста или двух вто-ии, во время которо-. Его святыми»), и о [, т. е. о видимом, яв- ыми»), во время ко-За этот семилетний:еликая скорбь, лже-имения на небесах), [я между ожиданием г» и осознанием того ювать многие знаме-

трывков, предсказы-ib о двух отдельных ледуюшей главе, где ашение Христа с це-1едует отметить так-ген в истории Церкви

ш с концепцией о двух [ того же второго прише-м в семь лет, то, возмож-

i до великой скорби (рге- оворят о первом, тайном ^восхищении». Эта точка


до тех пор, пока в прошлом веке не был предложен Джоном Нельсоном Дар-би (John Nelson Darby, 1800-1882). Нам не следует полагать, что подобное разрешение несогласованности приведенных выше отрывков не является единственно возможным.

2) Другое решение заключается в предположении о том, что все знамения
уже исполнились и поэтому Христос действительно может прийти в любой
момент.
С этой точки зрения, возможное исполнение знамений заключается,
судя по всему, в событиях истории ранней церкви, происшедших в I в. Можно
сказать, что в определенном смысле Евангелие действительно было пропове­
дано всем народам; что возникли лжепророки, которые противились Еванге­
лию; что была великая скорбь, которую христиане претерпели, испытав гоне­
ния нескольких римских императоров; что сыном погибели на самом деле был
император Нерон, а полное число евреев, предназначенных к спасению, со­
бралось постепенно, в ходе истории Церкви, ведь сам Павел приводит себя в
пример начала этого процесса (Рим. 11:1). В следующей главе мы рассмотрим
более подробно этот взгляд, а здесь просто отметим, что многие люди не сочли
эту точку зрения убедительной, поскольку знамения, о которых идет речь, ка­
жутся им событиями более значительными, чем те, которые имели место в I и.

3) Есть и другая возможность согласовать эти отрывки. Можно пред­
положить, что, возможно, знамения уже исполнились, хотя это и маловеро­
ятно,
но мы не можем точно знать, всели знамения исполнились. Такая
точка зрения учитывает главнейшую цель появления знамений и тот факт,
что нам не следует знать, когда возвратится Христос. Что касается знаме­
ний, то их главнейшая цель — усилить наше желание возвращения Хрис­
та. Поэтому, когда мы видим что-либо, сходное с этими знамениями, паше
желание возвращения Христа становится более живым и сильным. Что же
касается повеления бодрствовать и быть готовыми к возвращению Иису­
са, то сторонники этой точки зрения могут сказать, что Христос мог бы
возвратиться влюбое время (так как мы не уверены, что все знамения ис­
полнились), а потому мы должны бодрствовать, даже если мы не думаем,
что Иисус может возвратиться в ближайшее время (так как складывается
впечатление, что еще не все знамения исполнились). И наконец, сторон­
ники этой точки зрения согласны, что мы не можем знать, когда именно
возвратится Христос, и что Он возвратится тогда, когда мы не будем Его
ожидать.

Но возможно ли, что эти знамения уже исполнились? Мы можем рассмот­реть их по порядку. В каждом случае наш вывод будет таков; возможно, хотя и маловероятно, что это знамение уже исполнилось.

I) Проповедь Евангелия всем народам. Было ли Евангелие проповедано всем народам? Вероятно, нет, ведь есть много языковых групп и племен, которые



Часть VII. Учение о грядущем


еще не слышали Благую несть. Поэтому маловероятно, что это знамение уже ис­полнилось. Однако Павел говорит в Послании к Колоссянам о всемирном рас­пространении Евангелия; «Вы прежде слышали в истинном слове благовество-вания, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрас­тает» (Кол. 1:5,6, курсив мой. — У. /".). Он говорит также: «Если только пребываете тверды и непоколебимы в пере и не отпадаете от надежды благовест-вования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, ко­торого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23, курсив мой. — У. Г.). В этих стихах он, безусловно, не подразумевает, что все живое творение слышало Бла­гую весть. Он имеет в виду, что она начала распространяться по миру, и, та­ким образом, Евангелие было проповедано всему миру или всем народам15. Поэтому, хотя это и маловероятно, но все же возможно, что это знамение пер­вично исполнилось в! в., а затем в большем масштабе исполнялось еще не­сколько раз.

2) Великая скорбь. Похоже, что Писание указывает на период страданий гораздо более значительных, чем тс, что уже происходили на земле. Однако следует помнить, что многие люди предостережение Иисуса о великой скорби относили к осаде Иерусалима римлянами во время Иудейской войны 66-70 гг н. э.16 Страдания, связанные с этой войной, были действительно ужасны и могли быть именно тем, что Иисус предсказывал, когда говорил о великой скорби. Начиная с I в. в истории было много периодов жестоких гонений на христиан, и даже в нашем веке гонения имели место в разных частях планеты: христиан преследовали в бывшем Советском Союзе, в коммунистическом Китае и в исламских странах. Трудно было бы убедить тысячи христиан на­шего времени, десятилетиями преследовавшихся за веру на огромных терри­ториях, что эта великая скорбь еще не пришла. Они в течение долгих лет мо-

15 Вот что говорит Р. Т. Франс по поводу утверждения Иисуса о том, что «проповеда­
но будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам»
(Мф. 24:14): «Вселенная (Лкощещ, букв.: „обитаемая земля") — это обычное выраже­
ние, первоначально обозначавшее греческий мир (в противоположность варварскому),
затем Римскую империю, а в последствии — весь известный на то время мир; таким
Образом, это не географический термин, обозначающий все сообщества, известные на
земле на данный момент, это просто указание на то, что Евангелие было представлено
всем народам, т. е. за пределами иудейской общины... В определенном смысле задолго до
70 г. п. э. Павел мог утверждать, что „распространил благовес! иование" на обширных
территориях Азии и Европы (Рим. 15:19), и с тех пор сходные утверждения могли бы быть
сделаны неоднократно и в отношении территорий, гораздо больших, чем o'ikovhevt], из­
вестная во времена HHcyca»(R. T. France, The Gospel According to Matthew, TNTC [Leicester:
Inter-Varsity Press, Grand Rapids: Eerdmans, 19Я5], p. 339).

16 Описание этих событий см.: France, Matthew, p. 340, 341, со ссылкой на книгу
Иосифа Флавия «Иудейская война» 5.512-18.,., ■


Глава 53. Возвращение Христа: когда и как:




5 знамение ужеис-i о всемирном рас-:лове благовество-жтплодивозрас-ке: «Если только здсжды благовест- <и поднебесной, ко- }Й. —У. Г.). В этих ние слышало Бла-ля по миру, и, та-и всем народам15, это знамение пер-олнялосьеше не-

]ериод страдании на земле. Однако

0 великой скорби
)й войны 66—70 гг.
[тельно ужасны и
)ворил о великой
гокихгонений на
х частях планеты:
ммунистичсском
ячи христиан на-
огромныхтсрри-
иедолгихлет мо-

ом,что«проповеда-ство всем народам* -о обычное выраже-■iUCTb вариарскому), э время мир; таким ества, известные на было представлено м смысле задолго до шис" на обширных [ения могли бы быть 1, чем о'исощёут], из- iew, TNTC[ Leicester:

1 ссылкой на книгу


лились о том, чтобы Христос возвратился и избавил их от той скорби, кото­рую они переносили.

И вновь, хотя мы и можем думать, что слова Иисуса указывают на еще
большие преследования в будущем, трудно быть в этом абсолютно уверенным.
Кажется, уместно было бы считать — хотя это и маловероятно, но возможно, —
что предсказание о великой скорби уже исполнилось...^и.

3)Лжехристы и лжепророки. Что касается ложных мессий и лжепророков,
творящих чудеса и знамения, то любой миссионер, работавший среди наро­
дов, занимающихся колдовством, засвидетельствует, что «чудеса и знамения»
часто совершались силой бесов, для того чтобы противодействовать распро­
странению Евангелия. Несомненно, бесовские чудеса и ложные знамения про­
исходили в течение столетий, по крайней мере, с тех времен, когда египетские
чародеи при дворе фараона произвели ложные знамения в противоположность
чудесам Моисея (Исх. 7:11; 8:7; ср.:Деян. 8:9-11). Подобные ложные чудеса,
в какой бы форме они ни происходили, чаще всего сопровождаются ложны­
ми религиями, соблазняющими большое количество людей (руководители
таких групп могут быть названы ложными мессиями или лжепророками).
Похоже, что слова Иисуса предсказывают гораздо большее проявление по­
добных деяний во времена, непосредственно предшествующие Его возвраще­
нию, но вновь следует сказать, что трудно быть уверенным в том, что так оно и
будет. Правильнее всего было бы считать — что маловероятно, но все же воз­
можно, — что это знамение уже исполнилось.

4)Чудесные знамения на небесах. Появление чудесных знамений на небе­
сах— это, вероятнее всего, еще не исполнилось. Конечно, имели место затме­
ния солнца и луны, появлялись кометы, и так происходило с самого сотворе­
ния мира. Но Иисус говорит о чем-то значительно более масштабном: «Солн­
це померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные
поколеблются»
(Мф. 24:29, курсив мой. — У. Г.). Франс пытается доказать,
что это символический язык, отсылающий к разрушению Иерусалима и к суду
Божьему над ним17. Но тогда он должен полагать, что Ис. 13:10 (на эти слова,
судя по всему, указывается в Мф. 24:29) — это также не более чем символи­
ческий язык, повествующий опадении Вавилона. Хотя гораздо более вероят­
но, что как Ис. 13:10, так и Мф. 24:29 повествуют о событиях, которые еще
только произойдут в будущем — когда звезды буквально упадут с неба, а
солнце и луна погаснут; уместным преддверием к этим событиям будут по­
трясения земли и неба и космические разрушения, и произойдет это после
возвращения Христа (см.: Евр. 1:10-12; 12:27; 2 Печ. 3:10,11). Более того, очень


' France, Matthew, pp. 343, 344.



Часть VII. Учение о грядущем


важно, что за описанием космических событий в Мф. 24:29 следует описание «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесныхе силою и славою вели­кою» (ст. 30)IS. Учитывая эти факты, трудно согласиться с тем, что описание падения звезд с неба и помрачения солнца и луны — это всего лишь символи­ческий язык. Правильнее было бы рассматривать эти описания как букваль­ные знамения, которые произойдут непосредственно перед возвращением Хри­ста и которые относятся к другой категории, в отличие от прочих знамений, так как вполне очевидно, что они еще не были явлены. Тем не менее эти собы­тия могут произойти очень быстро — всего за несколько минут или, самое боль­шее, за час или два — и сразу же после этого возвратится Христос. Эти знаме­ния не убеждают нас в том, что нам следует отрицать тот факт, что Христос может возвратиться в любое время.

5) Пришествие человека греха. Уже не раз совершались попытки иден­тифицировать человека греха («антихриста») с историческими фигурами, обладавшими огромной властью, которые сеяли смерть и разорение среди народов. Древнеримские императоры Домициан и Нерон жестоко пресле­довали христиан, и о них обоих полагали, что это и есть антихрист. (Мно­гие римские императоры, в том числе и эти двое, провозглашали себя бо­жествами и требовали поклонения себе.) В недавнее время антихристом чаше всего считали Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. С другой сторо­ны, многие протестанты, начиная с эпохи Реформации, в особенности те, кто терпел гонения от католической церкви, считали антихристом того или иного папу.

Однако все эти предположения оказались неверными15, и, судя по все­му, в мир явится еще худший «человек греха», который принесет на землю страшные гонения и страдания, и победит его лишь Иисус, когда возвра­тится. Однако зло, свершенное всеми прочими из упомянутых правителей, было столь велико, что, по крайней мере тогда, когда они находились у вла­сти, невозможно было быть уверенным, что «человек греха», о котором го-

18 Затруднение, которое вызывает точка зрения Франса, заключается в том, что очень
ясное предсказание о возвращении Христа на землю ему приходится считать предсказа­
нием о разрушении Иудейского храма в 70 г. н. э. Он утверждает, что в Мф. 24:30 гово­
рится о «пришествии Бога для свершения возмездия и утверждения Своей власти*., и,
следовательно, речь идет не о возвращении Христа во плоти, а о свершении возмездия
«над теми, кто отверг Его», когда в 70 г. был разрушен храм (ibid., р. 344).

19 Однако Иоанн говорит; «Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь по­
явилось много антихристов» (1 Ин. 2:18), и говорит также о «духе антихриста», кото­
рый, по его словам, «уже в мире» (1 Ин. 4:3). Поэтому, если эти прежние гонители
церкви не были тем самым антихристом, многие из них могли быть предвестниками

последнего антихриста.

.*■*!..<.*', це,. чм1 ■■'.!•.'..у ■мл-'



Глава 53. Возвращение Христа: когда и как':




5 следует описание ою и славою вели-тем, что описание его лишь символ и-ганиякакбукваль-зозврашенисм Хри-прочих знамений, не менее эти собы-iyr или, самое бол ь-[ристос. Эти знаме-: факт, что Христос

исьпопыткииден-iecкимм фигурами, j и разорение среди он жестоко пресле-ь антихрист. (Мно-озглашали себя бо-время антихристом на. С другой сторо- i, в особенности те,

1ТИХРИСТОМ ТОГО ИЛИ

[ми11),и,судяповсе-i принесет на землю 1исус, когда возвра-тнутых правителей, ни находил ись у вла-■реха», о котором го-

[ючается в том, что очень штся считать предсказа-ет, что в Мф. 24:30 гово-дения Своей власти*, и, i о свершении возмездия 1.,р.344).

антихрист, и теперь по-*духе антихриста», кото-4 эти прежние гонители ли быть предвестниками


воритея в гл. 2 Второго послания к ФессалоникиЙцам, еще не явился20. И вновь мы можем сказать: маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось. «■■■., -.-" ■

6)Спасение Израиля. Что касается спасения полноты Израиля, то следует
вновь отмстить, что Рим. 9-П, судя по всему, указывает на то, что в будущем
произойдет массовое соединение еврейского народа, когда он примет Иисуса
в качестве Мессии. Однакоунаснетуверепностивтом,что Рим. 9—11 пред­
сказывает именно это, и многие исследователи считают, что в будущем не про­
изойдет никакого соединения еврейского народа, превосходящего то, что мы
уже видели в истории Церкви, так как Павел приводит себя в качестве перво­
го примера этого соединения (Рим. 11:1,2). И вновь мы можем сказать, что
маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось.

7)Заключение. За исключением знамений на небесах, маловероятно, но
возможно, что все остальные знамения уже свершились. Бол ее того, единствен­
ное знамение, которое, как представляется, безусловно не совершилось, —
помрачение солнца и луны и падение звезд — может произойти за несколько
минут, и поэтому правильно было бы говорить, что теперь Христос может воз­
вратиться в любой час дня или ночи. Итак, не похоже, но безусловно вероят­
но, что Христос может возвратиться в любое время.

30 Существует мнение, что Павел не хотел, чтобы фессалоникийцы ожидали воз­вращения Христа в любое время, так как. он пишет им: «Молим вас, братия... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как: бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1,2). Далее он говорит: Via не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступле­ние и не откроется человек греха» (2 Фес. 2:3). Кто-то может решить, что Павел рассуждает следующим образом: вы знаеге, что человек греха еще не явился; поэтому и Христос еще не пришел. И Христос не придет до тех пор, пока не появится этот человек греха.

Однако следует отмстить, что Павел не говорит фессалоникийцам, что Христос не может прийти в любое время. Он не говорит, что им не следует быть готовыми к воз­вращению Христа или что им не следует ожидать Его. Он просто говорит им, что факт возвращения Христа еще не свершился, т. с. это нечто совсем иное. И он не просто гоьорит, что прежае должен явиться человек греха, он говорит также, что когда Христос возвра­тится, Он поразит этого человека греха и уничтожит его: «И тогда откроется беззакон-ник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Сво­его» (2 Фес. 2:8, курсив мой. — У. Г.). Дело не просто в том, что они еще не видели этого человека, дело в том, что они не видели того, как Иисус уничтожает его при Своем воз­вращении. Вывод из этого таков, что Христос еще не пришел, так как Он не уничтожал человека греха. И все же Он, безусловно, мог бы вернуться в любое время, даже когда было написано Второе послание к Фессалоникийцам, и немедленно уничтожить того римского императора, который тогда находился у власти (так как римские императоры часто объявляли себя Богом, и требовали поклонения себе, и сам Иоанн говорил, что «появилось много антихристов». 1 Ин. 2:18).



Часть VII. Учение о грядущем



Однако согласуется ли такая точка зрения с предостережением бодрство­вать, потому что Христос возвратится тогда, когда мы не будем Его ждать? Можно ли быть готовым к чему-либо, если мы сомневаемся, что это может произойти? Безусловно, да. Каждый, кто пристегивает ремень безопасности, садясь за руль машины, приобретает автомобильную страховку, другими сло­вами, готовится к происшествию, ко горос рассматривает как маловероятное21. Сходным образом, вполне можно воспринимать всерьез предостережения о том, что Иисус может прийти, когда мы не ждем Его, и тем не менее говорить, что знамения, предшествующие Его пришествию, вероятно, свершатся в будущем.

В этом мнении есть положительные духовные моменты, поскольку мы
живем христианской жизнью в быстро меняющемся мире. В приливах и от­
ливах мировой истории мы иногда видим события, которые могли бы быть
окончательным исполнением некоторых из этих знамений. Они происходят,
а затем забываются. В самые тяжелые дни Второй мировой войны казалось
очень вероятным, что Гитлер — это антихрист. Во времена гонений на церковь
кажется очень вероятным, что христиане находятся посреди великой скорби.
Когда мы слышим о землетрясениях и о голоде, мы гадаем, не близко ли уже
пришествие Христа. Затем эти события проходят, мировые лидеры уходят с
политической арены, и линия событий, ведущая к концу века сего, кажется
на некоторое время прервавшейся. Но вот на общей мировой сцепе возникает
новая волна событий, и вновь наше ожидание возвращения Христа усилива­
ется. С каждой последующей «волной» событий мы не знаем, какая из них
окажется последней. И это хорошо, потому что Бог не хочет, чтобы мы знали
об этом. Он просто хочет, чтобы мы желали возвращения Христа и ожидали
его в любое время. В духовном плане для нас опасно утверждать, что эти зна­
мения еще не исполнились, но неразумно и утверждать, что эти знамения уже
исполнились. Однако самым точным соответствием новозаветному отноше­
нию к возвращению Христа было бы говорить, что мы не знаем точно, про­
изошли ли уже эти события. В таком отношении к пришествию сочетаются
разумная экзегетика, ожидание возвращения Христа и определенная степень
смирения относительно нашего знания. !;tyi • i •< >:•


И, если > зать, чтотош: попривстство киестрадани; вое вoзpoждe^ веди Евангел!-отчаяние, noTi ваться, тогда в ется избавлен

1. До того,
ти I! любой час'
маете об этом?
пию, это окаже

2. Как вы !
вратиться? Поч
Сам проповедо

3. Теперь в
Если вы не оче
вашей жизни м

4. Вы когд
что время втор'
мнения? Если i
ващу жизнь?

5. Вы готов
вратится через
исправить за эт(
вать»? Должны.
см, что возвраш



21 Я благодарю Бога за го, что тридцать лет вожу машину и ни разу не попадал в серьезную аварию; я молюсь о том, чтобы этого никогда не произошло и ожидаю, что и в будущем все будет так. Однако каждый раз, садясь в автомобиль, я пристегиваю ремень безопасности. Я i отовлюсь к событию, которое считаю маловероятным, но тем не менее возможным. Точно так же я думаю, что многие знамения еще в большей мерс исполнятся и не похоже, что Иисус возвратится в течение ближайших дней или недель. Вот я пишу эту книгу, которая не будет опубликована в течение нескольких месяцев, исходя из пред­посылки, что Иисус еще не возвратится к тому времени. Тем не менее я часто прислу­шиваюсь к своему сердцу и к своей дун re, спрашивая себя, нет ли в них чего-либо тако­го, отчего мне стало бы стыдно при возвращении Иисуса, так как я хочу быть готовым к Его возвращению в любое мгновение, даже когда я этого lie ожидаю.


второе при[ личная эсх£ маранафа общая эсха!


Глава 53. Возвращение Христа: когда и как':




:режснием бодрство-не будем Его ждать? земся. что это может ■емснь безопасности, ■аховку, другими сло-как маловероятное21, эсдостереженияотом, г менее говорить, что свершатся в будущем, [енты, поскольку мы ipe. В приливах и от-горые могли бы быть шй. Они происходят, эвой войны казалось а гонений на церковь зеди великой скорби. 1ем, не близко ли уже)вые лидеры уходят с цу века сего, кажется овой сцене возникает:ния Христа усилива-? знаем, какая из них очет, чтобы мы знали ия Христа и ожидали ерждать, что эти зна-что эти знамения уже возаветному отноше- не знаем точно, про­шествию сочетаются тределенная степень


И, если Христос возвратится внезапно, у нас не; будет искушения ска­зать, что то или иное знамение еще не свершилось. Мы просто будем готовы поприветствовать Его, когда Он возвратится. И если нам предстоят еще вели­кие страдания, если мы видим сильное противодействие Евангелию, массо­вое возрождение в среде еврейского народа, значительный прогресс в пропо­веди Евангелия по всему миру и даже знамения на небесах, то мы не упадем в отчаяние, потому что будем помнить слова Иисуса: «Когда же начнет это сбы­ваться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближа­ется избавление ваше» (Лк. 21:28).

■14:, '; (;.

Вопросы для самостоятельной работы

1. До того, как вы прочинит эту главу, считали ли вы, что Иисус может прий­
ти в любой час? Как это влияло на вашу христианскую жизнь? Что вы теперь ду­
маете ой этом? Если наша точка зрении изменилась, то какое, по вашему мне­
нию, это окажет влияние на вашу жизнь?

2. Как вы думаете, почему Иисус решил на время оставить мир, а затем воз­
вратиться? Почему Он не остался на земле после Своего воскресения и не стал
Сам проповедовать Евангелие по всему миру?

3. Теперь вы желаете возвращения Христа? Прежде вы больше желали этого?
Если вы не очень стремитесь к возвращению Христа, то, как вы думаете, что в
вашей жизни мешает этому стремлению?

4. Вы когда-либо откладывали долгосрочный проект потому, что считали,
что время второго пришествия приблизилось? Есть у вас сейчас подобные со­
мнения? Если да, то считаете ли вы, что они оказывают негативное влияние на
вашу жизнь?

5. Вы готовы к возвращению Христа сегодня? Если бы вы знали, что Он воз­
вратится через 24 часа, то какие ситуации или взаимоотношения вы хотели бы
исправить за это время? Что, по вашему мнению, означает повеление «бодрство­
вать»? Должны ли мы исправить что-то в нашей жизни сейчас, даже если счита­
ем, что возвращение Христа сегодня маловероятно'?1 "



1 и ни разу не попадал в иошло и ожидаю, что и в ь, я пристегиваю ремень оягиым, но тем не менее ольшей мере исполнятся i или недель. Вот я пишу месяцев, исходя из пред-ie менее я часто прислу-ли в них чего-либо гако-ак я хочу быть готовым к и лаю.


Специальные

второе пришествие Христа

личная эсхатология

маранафа

общая эсхатология

и ■ "игоi«■■• ■ «чпмид /i-arrsi щ

■'(■ -?st


.„ парусил * "скоро

эсхатология



Часть VI!, Учение о грядущем


iV: ■ ■ ujVTV.» Библиография


afti-'..■■•!■ Соответствующие разделы

ЙП:1й) в евангельских систематических богословиях

--ф:> Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 579-581
•■ 1930 Thomas, 87-88, 525

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:387-401 ^Т£|Г

1892-1894 Miley, 2:440-447.';■-■

м 1940 Wiley, 3:243-281

"'. 1960 Purkiser, 537-550

'.', Carter, 2:113-116

'3. Баптистские

£;. 1767 Gill, 2:230-243

'-тШ? ■:■ ■ ВоУсе> 451-461.-^JSQ?. —■■ Strong, 1OO3-1OI5 1917 ' ' Mullins, 462-466 1983-1985 Erickson, 1185-1194, 1203-1204,,

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 4:255-263; 5:280-314

тэашfiqn

. Thiessen, 337-350 ':-■ -:-^n.. ■-,, 'IJ-1 Ryrie, 273-274, 463'.:f-or ttluiBI . '-isrwiriqii у

5. Лютеранские Г)1^" иц [.j-

1917-1924 Pieper, 3:515-534 -1 ■'' ■- ' ■
м 1934 Mueller, 619-625 ■: „тЪй^У oil

6. Реформатские (или пресвитерианские)
1871-1873 Hodge, 3:790-836
1887-1921 Warfield, SSW, 1:348-364

"■' 1889 Shedd, 2b:64I-646; 3:471-528

1937-1966 Murray, CW, 1:86-95: CW, 2:387-410

1938 Berkhof, 695-707 •■■:..m n ■-

1962 Buswell, 2:341-423

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 3:297-396, ^й(1,уг«

,?'„-, t Соответствующие разделы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: