Творение, откровение и вдохновение

' ■ Триединый Бог, создавший все Своим творческим проявлением и управ­ляющий всем Своим указующим Словом, создал род человеческий по Свое­му образу и подобию для соучастия в вечной жизни, как образец вечного брат­ства в общении и любви в Боге. Как носитель Божьего образа, человек должен был слушать обращенное к нему Божье Слово и отвечать в радости поклоне­ния и покорности. Помимо открытия Богом Себя в созданном миропорядке и последовательности событий внутри него, люди от Адама получали от Него словесные послания либо непосредственно, как указывается в Писании, либо опосредованно, в форме части или всего Писания.

Когда Адам пал, Создатель не покинул человечество до Страшного суда,
но обещал спасение и стал открывать Себя, как Спасителя, в ряде историчес­
ких событий, сконцентрированных вокруг семьи Авраама и достигших выс­
шей точки в жизни, смерти, воскресении, в осуществляемом в настоящее вре­
мя перво священническом служении и обетованном пришествии Иисуса Хри­
ста. В этом плане Бог время от времени произносил особые слова суда и
милости, обещания и указания грешным человеческим существам, желая за­
ключить с ними завет со взаимными обязательствами, в котором Он благо­
словляет их даром благодати, а они благословляют Его, отвечая Ему поклоне­
нием. Моисей, которого Бог избрал как посредника, чтобы донести Свои сло­
ва избранному народу во время исхода, стоит во главе длинного рядп пророков,
в уста и в писания которых Бог вложил Свои слова, чтобы донес i,i их до Из­
раиля. Целью Бога в этом ряде посланий было соблюдение завета путем при­
ведения Своего народа к познанию Своего имени, т. е. Своей природы, и Сво­
ей воли в заповедях для настоящего и познания намерений на будущее. Этот
ряд Божьих пророков пришел к своему завершению в Иисусе Христе, вопло­
щенном Божьем Слове, Который Сам был пророком больше, чем пророки, но
не меньше, и в апостолах и пророках первого поколения христиан. Когда пос­
леднее и наивысшее послание Бога, Его слово миру об Иисусе Христе, было
произнесено и объяснено в апостольском кругу, ряд открытых посланий пре­
кратился. С этих пор Церковь должна была жить и познавать Бога по тому,
что Он уже сказал, и сказал на все времена. ■ -.



Приложения


На горе Синай Бог написал условия Своего завета на каменных скрижа­лях, чтобы они свидетельствовали надежно и долго, и во все времена проро­ческого и апостольского откровения Он внушал людям, чтобы они записы­вали послания, данные им и через них, вместе с хвалебными записями о том, как поступил Он со Своим народом, и размышлениями о моральных аспек­тах жизни в завете с Ним, и о форме хвалы и молитвы, и о милостях завета. Богословская реальность вдохновения в библейских документах соответствует вдохновению устных пророчеств: хотя человеческая индивидуальность авто­ров отражалась в том, что они писали, слова, которые они писали, соответ­ствовали божественному замыслу. Таким образом, что сказано в Писании, сказано Богом; авторитет Писания — это Его авторитет, Он — конечный Ав­тор Писания, давший его через разум и слова избранных и уготованных лю­дей, которые свободно и с верой изрекали «святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым* (2 Пет. 1:21). Священное Писание должно быть при­знано Словом Божьим в силу своего божественного происхождения.

Авторитет: Христос и Библия --V.... ■ ■ ■■"-

Иисус Христос, Сын Божий, Слово, ставшее плотью, наш Пророк, Пас­тырь и Царь, является конечным Посредником между Богом и людьми, по­средством Которогоданывседары Божьей благодати. Данное Им откровение проявлялось не только через слово: Он открыл Своего Отца Своим присут­ствием и Своим и делами. Все же Его слова имели решающее значение, ибо Он был Бог, Он говорил от имени Отца, и Его слова будут судить всех людей в последний день.

Как предсказанный Мессия, Иисус Христос является главной темой Писания. Ветхий Завет предвидел Его; Новый Завет описывает Его первое пришествие в прошлом и смотрит вперед, ожидая второго. Канонические кни­ги Писания — это боговдохновенное, а потому законополагающее свидетель­ство о Христе. Следовательно, герменевтика, в фокусе которой не находится исторический Христос, не можетбыть приемлемой. Священное Писание долж­но приниматься как то, чем оно в своей сущности является, — свидетельство Отиа о воплощенном Сыне.

Также как канон Ветхого Завета установился ко времени Христа, так во времена апостолов был завершен канон Нового Завета, поскольку не может быть принесено никакое новое апостольское свидетельство об историческом Христе. Никакое новое откровение (отличное отданного Святым Духом по­нимания существующего откровения) не будет дано до второго пришествия Христа. Канон был создан божественным вдохновением. Задачей Церкви было различить канон, данный Богом, а не придумывать свой собственный. Суще­ственными критериями были и являются авторство (или свидетельство), со­держание и удостоверяющее свидетельство Святого Духа.

Слово «канон», означающее «правило» или «стандарт», — это указание на авторитет, что означает право на управление и контроль. Авторитет в хрис-


Приложение I. Исторические символы веры




гнныхскрижа-1ременапроро-ъюнизаписы-аписямиотом, >альныхаспек-илостях завета, хсоответствует шьность авто-гсали,соответ-но в Писании, конечный Ав-этованныхлю-ловеки, будучи пжнобытьпри-дения.

j Пророк, Пас-илюдьми, по-Им откровение Своим присут-!ачение,ибоОн гь всех людей в

главной темой 1ает Его первое эническиекни-.щеесвидетель-1Й не находится Писание долж-

- свидетельство

[ Христа, так во ольку не может э историческом ным Духом по-(Го пришествия ей Церкви было венный. Суще-1етельство),со-

— это указание
1торитет в хрис-


тианстве принадлежит Богув Его откровении, что означает, с одной стороны, Иисуса Христа, живое Слово, и, с другой стороны, Священное Писание, пи­санное Слово. Но авторитет Христа и Писания — одно целое. Как наш Про­рок, Христос засвидетельствовал, что Писание не может быть нарушено. Как наш Пастырь и Царь, Он посвятил Свою земную жизнь исполнению закона и пророков, вплоть до смерти во исполнение слов мессианского пророчества. Таким образом, также как Он увидел в Писании свидетельство о Себе и Сво­ей власти, так Своей покорностью Писанию Он засвидетельствовал его ав­торитет. Так же как Он склонился перед указанием Отца, данным в писаниях Ветхого Завета, также Он требует, чтобы поступали Его ученики, но не обо­собленно, а в соединении с апостольским свидетельством о Нем, которое Он внушил Своим даром Святого Духа. И христиане показывают себя верными слугами Господа, склоняясь перед божественными указаниями, данными в писаниях апостолов и пророков, вместе составляющих нашу Библию.

Подтверждая взаимно истинность Своего авторитета, Христос и Писа­ние сливаются в единый источник. Библейски понятый Христос и христо-центричная, проповедующая Христа Библия являются, с этой точки зрения, одним целым. Как в силу факта богодухновения мы подразумеваем, что ска­занное в Писании сказано Богом, так в силу открытой нам связи между Иису­сом Христом и Писанием мы можем утверждать, что сказанное в Писании сказано Христом.

i

- Безошибочность, непогрешимость, толкование

Священное Писание, как вдохновенное свыше Божье Слово, авторитет­но свидетельствующее об Иисусе Христе, может быть справедливо названо безошибочным и непогрешимым. Эти выраженные в отрицательной форме термины имеют особое значение, так как недвусмысленно защищают важ­нейшую истину.

«Безошибочность» означает «не вводящий» и «не введенный в заблужде­ние» и, таким образом, в категорических выражениях защищает ту истину, что Священное Писание является точным, достоверным и надежным прави­лом и руководством во всех вопросах.

Подобным же образом, «непогрешимый» означает «свободный от всякой лжи и ошибки» и, таким образом, защищает ту истину, что Священное Писа­ние полностью правдиво и заслуживает доверия во всех своих утверждениях.

Мы утверждаем, что каноническое Писание следует всегда толковать, осно­вываясь на том, что оно непогрешимо и безошибочно. Однако, выясняя, чтоимен-но утверждает вдохновленный Богом автор в каждом конкретном отрывке, мы должны уделять самое пристальное внимание особенностям его человеческой природы. Вдохновляя Своего писателя, Бог использовал культуру и условия его окружения, управляя ими; думать иначе — значит понимать неправильно.

Таким образом, к истории следует относиться как к истории, к поэзии — как к поэзии, к гиперболам и метафорам — как к гиперболам и метафорам,



Приложения


к обобщениям и приближениям — как к таковым, и т. д. Следует также отме­тить разницу между литературными условностями в библейские времена и наше время: например, так как нехронологичность повествования и неточное цитирование были в то время привычны и приемлемы и не обманывали ничь­их ожиданий, мы не должны рассматривать эти яачения как ошибки, когда находим их у библейских авторов. Если абсолютная точ ность в каком-то во­просе не ожидалась и не ставилась целью, то нет ошибки в том, что она не до­стигнута. Писание непогрешимо не в смысле абсолютной, по современным стандартам, точности, а в смысле истинности своих утверждений и достиже­ния той меры правды, к которой стремились авторы.

Истинность Писания не отрицается появлением в нем грамматических или орфографических отклонений, описаний феноменальных явлений при­роды, сообщений о лживых утверждениях (напр., ложь сатаны) или кажущих­ся расхождений между различными частями. Неправильно противопостав­лять так называемые феномены Писания учению Писания о нем самом. Ви­димые несоответствия не следует игнорировать. Их истолкование, если таковое окажется убедительным, укрепит нашу веру, а там, где в настоящее время убе­дительное толкование не может быть достигнуто, мы почтим Бога верой вто, что Слово Его истинно, несмотря на видимость, сохраняя уверенность в том, что однажды эта видимость рассеется как иллюзорность.

Поскольку все Писание есть произведение одного божественного Ума, толкование должно оставаться в пределах библейской аналогии и должно ис­ключать гипотезы, исправляющие один отрывок Писания с помощью друго­го, во имя ли прогрессивного откровения или несовершенного просвещения ума богодухновенного автора.

Хотя Священное Писание не связано рамками определенной культуры, так как его учение достаточно универсально, оно иногда культурно обуслов­лено обычаями и взглядами определенного периода, так что применение его принципов в наши дни требует других действий.

■;_фа if ■',*#.■ ■ ■■■!■■ Скептицизм и критика

Со времен Возрождения, а в особенности Просвещения, развились взгля­ды на мир, связанные со скептическим отношением к основным христиан-скимдогматам. Таковы агностицизм, отрицающий познаваемость Бога, идеа­лизм, отрицающий его трансцендентность, и экзистенциализм, отрицающий разумность Его взаимоотношений с нами.

Когда эти не- и антибиблейские принципы вкрадываются в богословские теории на уровне предположений, как часто происходит в наше время, прав­дивое толкование Священного Писания становится невозможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow