double arrow

Передача и перевод

Так как Бог никогда не обещал безошибочную передачу Священного Писания, необходимо заявить, что боговдохновенньш является только под-



Приложение I. Исторические символы веры




ледует также отме-тейские времена и ювания и неточное обманывали ничь-<ак ошибки, когда сть в каком-то во-гом, чтоонанедо-, по современным щений идостиже-

л фамматических ных явлений при-■ш) или кажущих-о противопостав-о нем самом. Ви-шие, если таковое "оящее время убе-м Бога верой в то, веренностьвтом,

жственного Ума,

1ГИИ И ДОЛЖНО ИС-

помощью друго-эго просвещения

енной культуры, 1ьтурно обуслов-' применение его

развились взгля-вным христиан-юсть Бога, идеа-iM, отрицающий

is богословские ше время,прав-жным.


линный текст оригинала, и подтвердить необходимость текстуальной крити­ки как средства обнаружения ошибок, которые могут вкрасться в текст в про­цессе его передачи. Однако вывод исследования состоит в том, что древнеев­рейский и греческий тексты удивительно хорошо сохранились, так что мы с полным основанием можем подтвердить, вместе с Вестминстерским испове­данием веры, особый Божий промысел в этом деле и заявить, что авторитету Писания нисколько не угрожает тот факт, что копии, которыми мы обладаем, не вполне свободны от ошибок.

Подобным образом, никакой перевод не может быть совершенным, и каж­дый перевод яалястся еще одним шагом от подлинников. Все же лингвисти­ческая наука заключает, что, по крайней мере, англоязычные христиане в наши дни чрезвычайно хорошо обеспечены множеством отличных переводов и мо­гут не сомневаться в том, что истинное Слово Божье им доступно. Дейст­вительно, ввиду того, что в Писании часто повторяются основные вопросы, которых оно касается, а также ввиду того, что Святой Дух постоянно свиде­тельствует в слове и через слово, никакой серьезный перевод Священного Писания не может так исказить его смысл, чтобы оно не могло «умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

-o-j'.h ■-r-«v-^ Непогрешимость и авторитетность

Утверждая авторитет Писания, подразумевающий всю полноту его исти­ны, мы сознательно стоим с Христом и Его апостолами, а на деле — со всей Библией и с основным направлением истории Церкви от первых дней до са­мого последнего времени. Нас беспокоит та несерьезность, небрежность и оче­видная бездумность, с которой многие в наше время отказались от убежде­ния, важность которого имеет далеко идущее значение.

Мы также осознаем, что отказ от утверждения полноты истинности Биб­лии, авторитет которой при этом исповедуется, ведет к значительной путани­це. В результате этого Библия, данная Богом, утрачивает свою авторитетность, а вместо нее авторитетной становится Библия, содержание которой приспо­соблено к критическому рассуждению индивидуума, чем, в принципе, допус­кается ее сводимость и приспособляемость. Это означает, что, по сути, авто­ритетным является независимый разум, противостоящий учению Священно­го Писания. Если это не замечается, а основные положения евангельского учения еще поддерживаются людьми, отрицающими полноту истинности Писания, они могут претендовать на евангельскую идентичность, хотя мето­дологически они отошли от евангельского принципа познания к неустойчи­вому субъективизму, и им трудно будет остановиться.

Мы утверждаем, что то, что говорится в Писании, говорится Богом, да будет Он прославлен. Аминь, аминь.


чу Священного тся только под-


                   
   
 
 
 
   
 
   
 
 
   
 


-Cgffi Ж

. к вопросу о разногласиях „, *по поводу слова fiowyEvrjg:' «единственный» или «единородный»?1

Разногласия из-за слова «единородный» были бессмысленны, так как возникли они из-за неверного понимания значения греческого слова /jovoyevfiz (употребленное по отношению к Иисусу в Ин. 1:14,18; 3:16,18 и I Ин.4:9). В течение многйхлетсчиталось, что оно происходит от двух греческих cnoBifiovo-, что означает «один, единственный», и yefudto, что означает «ро­дить, породить». Даже в окончательной версии Никейского символа веры этот термин осмысляется именно таким образом, так как в пояснительных пред­ложениях «...От Отца рожденного прежде всех веков» и «...Рожденного, несо-творенного» для объяснения слова novoyevfjQ используют глагол yevvtxo («ро­дить»). Однако лингвистические исследования XX в. показали, что вторая часть этого слова тесно связана не с глаголом yewiso, «родить, породить», а с существительным ytvoc, («род, вид»). Поэтому слово fiovoyevqc, означает скорее «единственный в Своем роде» Сын или «уникальный» Сын. (См.: BAGD, 527; D. Moody, "The Translation of John 3:16 in the Revised Standard Version", JBL 72 [ 1953], 213—219.) Значение «единородства» в греческом языке было бы выражено словом \iovoyEwryzbz, а не \Lovoyevi\q. Однако никейские отцы в 325-м и 381 гг. могли полагать, что слово iiovoyevtiq включает в себя также и идею рождения, так как это слово часто встречается в других контекстах в значении «единственный» ребенок и, вероятно, имеет отношение к понятию «рождать».

Тот факт, что это слово не означает «единственный рожденный кем-либо сын», подтверждается его употреблением в Евр. 11:17, где Исаак назван \iovoyEvi\c, Авраама, — но Исаак точно не был единственным сыном, рожден­ным Авраамом, так как тот родил также Измаила. Это слово означает скорее, что Исаак был «уникальным», неповторимо своеобразным сыном Авраама. (В других отрывках это слово означает «уникальный» без каких-либо связей с идеей рождения, в Септуагинте в Пс. 21 [22]:20; 34 [35]:17; Прем. 7:22;

1 См. гл. 13, «Бог в трех лицах: Троица», в особенности подраздел «Арианская сму­та». См. также Никейский символ веры в Приложении 1.


Приложение 2


Приложение 2. К вопросу о разногласиях по поводу слова




лях

й»?1

юдный»

ессмысленны, так как шя греческого слова эИн. 1:14,18;3:16,18и

входит от двух греческих ivisn, что означает «ро-кого символа веры этот з пояснительных пред-и«... Рожденного, несо->тот глагол ye ewSay («po-I. показали, что вторая, «родить, породить», а ibo \iovoyevi\c, означает >ный»Сын.(См,:й40Д vised Standard Version", еческом языке было бы [ако никейские отцы в ключает в себя также и [ в других контекстах в г отношение к понятию

Й рожденный кем-либо 1:17, где Исаак назван енным сыном, рожден-) слово означает скорее, азным сыном Авраама. > без каких-либо связей 34[35]:17;Прем. 7:22;

подраздел «Арианская сму-


1Клим. 25:2.) Поэтому NIV переводит Ин. 3:1 бтак: «Отдал Своего единственно­го Сына» (he gave his one and only Son), а в NASB mg говорится: «Или уникаль­ного, единственного в Своем роде» (or, unique, only one of His kind). RSV пере­водит: «Отдал Своего единственного Сына» (he gave his only Son). Во всех этих версиях представление о «рождении» справедливо опушено.

Однако, хотя в ранней Церкви и неверно понимали это библейское слово, оно было необходимо для зашиты доктринальной чистоты, и благодаря этому Церковь не впала в ересь арианства (борьба с этой ересью продолжалась в течение почти всего IV в.).

Если бы выражения «от Отца рожденного прежде всех веков» и «рожден­ного, несотворенного» не присутствовали в Никейском символе веры, то это представляло бы для нас лишь исторический интерес и не было бы необходи­мости говорить об учении о «вечном рождении Сына». Но, поскольку это вы­ражение присутствует в широко используемом исповедании веры, мы вынуж­дены объяснять каждому новому поколению христиан, что «рожденный от Отца» не имеет отношения ни к одному другому значению слова «рождать». Было бы лучше, если бы в современных богословских формулировках вы­ражение «вечное рождение Сына» вообще не использовалось. Точно так же не имеет никакого смысла говорить об Иисусе как о «Единородном» Сыне Божьем. Нам просто следует говорить о вечных личных различияхво взаимоот­ношениях между Отцом, Сыном и Святым Духом, а также о том, что Сын веч­но соотносится с Отцом так же, как сын со своим отцом.

(Тот факт, что Иисус в 1 Ин. 5:18 назван «рожденным от Бога», вероятно, относится не к вечным взаимоотношениям; это скорее говорит о воплощении, когда Иисус был рожден в качестве человека; ср.: Деян. 13:33; Евр. 1:5.)

И наконец, в прежних рассуждениях о том, что могло бы означать это «веч­
ное рождение», предполагалось, что Отец вечно был неким источником раз­
личий между Отцом, Сыном и Святым Духом (см. напр.: Louis Berkhof,
Systematic Theology, 93,94). Мы исходим из утверждения о том, что этилично-
стные различия не имеют начала в каком-либо моменте времени; ничто в Пи­
сании не противоречит такому представлению, но ничто также не указывает и
на то, что нам нужно отстаивать эту мысль. Возможно, не следует вообще го­
ворить о том, что какое-либо из лиц является «источником» этих личностных
различий, так как они существовали вечно и являются необходимой состав­
ляющей самой природы Бога.. aJhtl$i№nQjJ\mii,i,l-,! rJ ■ ■■. ■ -..=:;!•*;

m.


..hi i г

л-xrt ftii АННОТИРОВАННЫЙ г.щло»-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК r r '

ЕВАНГЕЛЬСКИХ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ БОГОСЛОВИИ

. Vi


В этом библиографическом списке представлены основные евангельские систематические богословия на английском языке, а также несколько крат­ких руководств по христианскому учению. За исключением двух католичес­ких богословов (Макбрайна и Отта), все авторы, перечисленные в этом спис­ке, в основном придерживаются «консервативно-евангельских» богословских воззрений'.

Arminius, James. The Writings of James Arminius. 3 vols. Vols. 1 and 2 trans, by James Nichols. Vol. 3 trans, by W. R. Bagnell. Grand Rapids: Baker, 1956.

Армнний (1560—1609) был пастором реформатской церкви в Амстердаме, а позднее — профессором богословия в Лейденском университете. Несогласие Ар-миния с некоторыми основными принципами кальвинизма вызвало в Нидер­ландах бурную полемику, продолжавшуюся и спустя много лет после его смерти. Его идеи легли в основу учения, известного ныне как «арминианство», оно про­должает существовать в уэслианской и методистской церквах, а также во многих других протестантских конфессиях. Хотя это собрание сочинений, составленное после смерти Арминия, не является систематическим богословием в строгом смысле слова, в нем действительно обсуждаются наиболее важные богословские темы.

Bavinck, Herman. The Doctrine of God, Trans, by William Hendriksen. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1951. Reprint edition: Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977.

Bavinck, Herman. Our Reasonable Faith. Trans, by Henry Zylstra. Grand Rapids: Eerdmans, 1956. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1977.

Bavinck, Herman. The Philosophy of Revelation. Trans, by Geerhadus Vos, Nikolas
Steffens, and Henry Dosker. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1979. First pub­
lished 1909 by Longmans, Green and Co. t, j.jd *jHb(:i-'t ■ ч ii'i ■ '


бо

Eer lin.



1 Весьма полезная и более подробно аннотированная библиография, включающая сведения о трудах некоторых известных ученых либеральной школы, содержится в кни­ге: John Jefferson Davis, Theology Primer (Grand Rapids: Baker, 1981), pp. 74-79; см, также его «Brief Guide to Modem Theologians», pp. 39—55. Кроме того, краткие сведения о выда­ющихся богословах, принадлежащих к различным богословским традициям, можно найти В книге: Millard Erickson, Concise Dictionary of Christian Theology (Grand Rapids: Baker, 1986).


ids:

про

дам


Аннотированный библиографический список




КО.

OK СОСЛОВИЙ

iOBHbie евангельские кже несколько крат-ием двух католичес-ленные в этом спис-ьских» богословских

Vols. I and 2 trans, by iker, 1956.

жви в Амстердаме, а |тете. Несогласие Ар-ja вызвало в Нидер-кт после его смерти, гнианство», оно про-х, а также во многих нений, составленное ословием в строгом шеные богословские

:ndrikscn. Grand Rap-

uth, 1977.

lylstra. Grand Rapids:

eerhadus Vos, Nikolas iker, 1979. First pub-

)графия, включающая ш, содержится в кни-, pp. 74-79; см. также гкие сведения о выда-щициям, можно найти id Rapids: Baker, 1986).


Бавинк (1854—1921) — голландский богослов и выдающийся оратор своего времени, с блеском отстаивавший богословские позиции реформатской церкви. Его фундаментальное четырехтомное систематическое богословие, Gereformeerde Dogmatkk, еще ждет своего перевода на английский язык (пока переведен только том 2, The Doctrine of God).

Berkhof, Louis. Introduction to Systematic Theology. Reprint edition: Grand Rap­ids: Baker, 1979. First published by Eerdmans, 1932.

Berkhof, Louis. Systematic Theology. Fourth edition, Grand Rapids: Eerdmans, 1939.

Образцовое реформатское пособие по систематическому богослоБию, напи­санное Беркхофом (1873—1957). Эта книга представляет собой настоящий кла­дезь информации и, вероятно, является наиболее полезным однотомным систе­матическим богословием, пригодным для использования сторонниками любых богословских направлений.

Berkouwer, G. С. Studies in Dogmatics. 14 vo!s. (1952-1976).

Berkouwer, G. C. The Church. Trans, by James E. Davidson. Grand Rapids: Eerd­mans, 1976.

Berkouwer, G. C. Divine Election. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerd­mans, 1960.

Berkouwer, G. C. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1954.

Berkouwer, G. С Faith and Perseverance. Trans, by Robert D. Knudsen. Grand Rapids: Eerdmans, 1958.

Berkouwer, G. С Faith and Sanctification. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

Berkouwer, G. C. General Revelation. (Автор перевода не указан.) Grand Rapids: Eerdmans, 1955.

Berkouwer, G. C. Man: The Image of God. Trans, by Dirk W. Jellma. Grand Rapids: Eerdmans, 1962.

Berkouwer, G. C. Holy Scripture. Trans, and edited by Jack B. Rogers. Grand Rap­ids: Eerdmans,1975.

Berkouwer, G. C. The Person of Christ. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerd­mans, 1954.

Berkouwer, G. С The Providence of God. Trans, by Louis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

Berkouwer, G. C. The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Mar-lin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.

Berkouwer G. C. The Sacraments. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerd­mans, 1969.

Berkouwer, G. С Sin. Trans, by Philip C. Holtrop. Grand Rapids: Eerdmans, 1971.

Berkouwer, G. C. The Work of Christ. Trans, by Cornelius Lambregtse. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1965.

Фундаментальные современные исследования реформатского богослова,
профессора систематического богословия в Свободном университете Амстер­
дама...



Аннотированный библиографический список


Bloesch, Donald G. Essentials of Evangelical Theology. 2 vols., New York: Harper & Row, 1978-1979.

Труд современного богослова, придерживающегося в целом реформатского направления, однако высказывающегося о доктринах избрания и авторитета Писания значительно менее определенно, чем другие авторы, охарактеризован­ные в этом указателе как «реформатские». (Недавно Блёш приступил к публика­ции многотомного систематического богословия.)

Boice, James Montgomery. Foundations of the Christian Faith. Revised one-vol­ume edition. Downers Grove, 111.: imerVarsity Press, 1986.

Современное реформатское руководство по систематическому богословию, написанное богослов ом-пастором Десятой пресвитерианской церкви, Филадель­фия. Эта книга написана доступным языком, легко читается и содержит полез­ные рекомендации о применении доктрин вероучения в жизни. Ранее она изда­валась в четырех отдельных томах: The Sovereign God (1978), God the Redeemer (197'8), Awakening to God (1979) и God and History (1981).

Boyce, James Pettigru. Abstract of Systematic Theology. Reprint edition: Christian Gospel Foundation, n.d. First published 1887.

Баптистское систематическое богословие, являющееся в то же время рефор­матским по доктринальному направлению. Бойс (1827—1888) был президентом и профессором систематического богословия в Южной баптистской семинарии, Луисвилл, Кентукки.

Buswell, James Oliver, Jr. A Systematic Theology of the Christian Religion. 2 vols.
Grand Rapids: Zondervan, 1962—1963.:!4.:..«=:*■:; v.iPi:«■..«.-.-,_..,:-

Реформатское систематическое богословие. i^-Ami.t,."» -i v*,*nJ™ii..

Calvin, John. Institutes of the Christian Religion. 2 vols. Ed. by John T. McNeill. Trans, and indexed by Ford Lewis Battles. The Library of Christian Classics, Vols. 20—21. Philadelphia: Westminster, 1960. Перевод с издания 1559 г., сверенный с более ранними переводами.

Это лучший английский перевод сделанного Кальвином систематического изложения христианской веры. Кальвин (1509—1564) — французский реформат, ставший величайшим богословом Реформации и, по мнению многих, величай­шим богословом в истории Церкви. В доктринальном отношении этот труд на­писан с реформатских позиций.

Carter, Charles W., ed. A Contemporary Wesleyan Theology: Biblical, Systematic, and Practical. 2 vols. Grand Rapids: Francis Asbury Press (Zondervan), 1983.

Это сборник из 24 очерков, посвященных основным доктриналъным темам. Его авторы —- богословы, представляющие широкий спектр консервативных уэс-лианских конфессий и ассоциаций. В сборник включено также несколько очер­ков на темы практического богословия и этики. Чарлз Картер, редактор и автор четырех статей этого сборника, является профессором религии и миссионерства в Марионском университете, Индиана.

Chafer, Lewis Sperry- Systematic Theology. 7 vols. plus index vol. Dallas: Dallas Seminary Press, 1947-1948.

Chafer, Lewis Sperry. Systematic Theology: Abridged edition. 2 vols. Ed. by John F. Walvoord, Donald K. Campbell, and Roy B. Zuck. Wheaton: Victor, 1988.


Аннотированный библиографический список




lew York: Harper &

м реформатского ния и авторитета охарактеризован-тупил к публика-Revised one-vol-

ому богословию, ■ркви, Фил аде ль-содержит полез-Ранее она изда- ■>. Redeemer (\Ш),

edition: Christian

же время рефор-ыл президентом:кой семинарии,

ч Religion. 2 vois.

lohn T. McNeill. isics, Vols. 20-21. зенный с более

:стематического;ский реформат, тогих, величай-и этот труд на-

iical, Systematic,), 1983.

шьным темам, рвативных уэс-есколько очер-:дактор и автор миссионерства

. Dallas: Dallas. Ed. by John F.


Чефер (1871—1952) — первый президент Даласской богословской семинарии. Издание в семи томах является наиболее подробным диспенсационалистским систематическим богословием. Двухтомник представляет собой сокращенный вариант этого издания.

Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Creator. Jopiin, Mo.: College Press, 1983.

Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Ruler, Jopiin, Mo.: College Press, 1984.

Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Redeemer. Jopiin, Mo.: College Press, 1987.

Коттрелл — глубокий, умеющий хорошо выражать свои мысли арминиан-ский богослов, который преподает я Библейской семинарии Цинциннати (Христианская церковь/Церкви Христа). Я индексировал эти тома как 1 (God the Creator), 2 (God the Ruler) и 3 (God the Redeemer).

Dabney, Robert L. Discussions: Evangelical and Theological. London: Banner of Truth, 1967. Reprint of 1890 edition.

Dabnej, Robert L. Systematic Theology. Edinburgh: Banner of Truth, 1985. Reprint of 1878 edition.

Пресвитерианин, занимавший строго реформатскую позицию, Дабни (1820— 1898) был профессором богословия. Кроме того, он служил капелланом, а во вре­мя Гражданской войны в США был начальником штаба у генерала Томаса Джек­сона.

Edwards, Jonathan. The Works of Jonathan Edwards. 2 vols. Revised and corrected by Edward Hickman. Edinburgh: Banner of Truth, 1974. Reprint of 1834 edition.

Эдварде (1703-1758) был пастором в Нортгемптоне, Массачусетс, а за месяц до смерти стал президентом Принстонз. Многие считают его величайшим аме­риканским философом-богословом. Он не написал полного систематического богословия, но в его трудах освещаются почти все богословские темы. Эдварде придерживался строго реформатских воззрений, а глубокая мысль сочеталась у него с сердечной преданностью Христу. (Новое издание трудов Эдвардса нахо­дится в процессе публикации в издательстве «Yale University Press».)

Erickson, Millard. Christian Theology. Grand Rapids: Baker, 1985. Весьма основательное и четко изложенное новейшее пособие по системати­ческому богословию, отражающее баптистские воззрения. Эриксон, занимавший ранее должность академического декана в Вефильской богословской семинарии в Сент-Поле, Миннесота, преподает ныне в Юго-Западной баптистской семина­рии в Форт-Уэрте, Техас. Эта книга включает описания всех основных тенденций в современном неевангельском богословии и содержит полезные материалы для практического использования.

Finney, Charles G. Finney's Lectures on Systematic Theology. Ed. by J. H. Fairchild. Grand Rapids: Eerdmans, 3953. Reprint of 1878 edition.

Финни (1792-1875) был президентом Оберлинского университета в 1851-1866 гг. Не отражая какую-либо одну богословскую позицию, этот труд дает представление о некоторых сильных арминианских доводах. Особое внимание уделено личной святости и перфекционизму (высокой требовательности к себе



Аннотированный библиографический список


и другим). Не является полным систематическим богословием, поскольку мно­гие темы не освещены.

Garrett, James Leo. Systematic Theology: Biblical, Historical, Evangelical. 2 vols. Grand Rapids: Eerdmans, 1990, 1995.

Гарретт — профессор богословия в Юго-Западной баптистской богословской семинарии в Форт-Уэрте, Техас. В своем труде Гарретт широко и весьма добросо­вестно ссылается как на евангельских, так и на неевангельских авторов, хотя сам он твердо стоит на евангельских позициях. Несмотря на свои баптистские убеж­дения, он уделяет значительно больше внимания ясному изложению различных точек зрения, а не доводам в защиту собственной позиции. Эти два тома, насчи­тывающие в общей сложности 1530 страниц, являются чрезвычайно ценным ис­точником исторических, библиографических и библейских сведений о каждой из рассматриваемых в них доктрин.

Gill, John. Complete Body of Doctrinal and Practical Divinity. 2 vols. Grand Rapids: Baker, 1978. First published as A Body of Doctrinal Divinity (1767) and A Body of Practical Divinity (1770).

Джилл (1697—1771) был весьма влиятельным баптистским пастором, плодо­витым писателем и уважаемым богословом в XVIII в. в Англии. Его воззрения на верховную власть Бога были реформатскими (или кальвинистскими). Его книга The Cause of God and Truth (1735-1738; reprinted Grand Rapids: Baker, 1981) явля­ется одним из лучших произведений в защиту кальвинистского учения.

Henry, Carl F. H. God, Revelation and Authority. 6 vols. Waco, Tex.: Word, 1976-1983.

Солидный труд, содержащий подробные ссылки на сотни других богослов­ских позиций. Хенри — ведущий евангельский богослов, наиболее сильными сто­ронами которого являются апологетика и философское богословие.

Нсрре, Heinrich. Reformed Dogmatics: Set Out and Illustrated From the Sources. Rev. and ed. by Ernst Bizer. Trans, by G. T. Thompson. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1978. First published 1861. Английский перевод впервые опубликован в 1950 г.

Хеппе (1820-1879) — немецкий ученый, собравший и обильно процитиро­вавший в своем труде работы ранних реформатских богословов. Распределение цитат по темам систематического богословия делают эту книгу ценным источ­ником.

Hodge, Charles. Systematic Theology. 3 vols. Reprint edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1970. First published 1871-1873.

Фундаментальное реформатское систематическое богословие, широко ис­пользующееся и в наши дни. Ходж (1797-1878) был профессором систематичес­кого богословия в Принстонской богословской семинарии.

Lewis, Gordon R-, and Bruce Demarest. Integrative Theology. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1987-1994.

Льюис и Демарест — профессора систематического богословия Денверской
семинарии в Колорадо (Консервативная баптистская семинария}. Это превос­
ходный современный труд, в котором исторические, библейские, апологетичес­
кие и практические материалы составляют единое целое с систематическим бо­
гословием,........


Аннотированный библиографический список




:Н, ПОСКОЛЬКУ МНО-

, Evangelical. 2 vols.

гской богословской ] и весьма добросо-х авторов, хотя сам баптистские убеж-жен и ю различных два тома, насчи-найно ценным ис-:ведений о каждой

? vols. Grand Rapids: d A Body of Practical

1 пастором, плодо-i. Его воззрения на ■скими). Его книга Baker, 1981) явля-го учения., Тех.: Word, 1976-

и других богослов-шее сильными сто-повие.

d From the Sources. tion: Grand Rapids: убликован в 1950 г. ■ильно процитиро-ов. Распределение iry иенным источ-

оп: Grand Rapids:

ювие, широко ис-ром систематичес-

vols. Grand Rapids:

ловия Денверской [рия). Это превос-ше, апологетичес-лематическим бо-


Litton, Edward Arthur. Introduction to Dogmatic Theology. New edition, ed. by Philip E. Hughes. London: James Clarke, 1960. First published 1882-1892.

Нормативное англиканское (или епископальное) систематическое богосло­вие, написанное в XIX в. евангельским британским богословом Литтоном (1813— 1897).

McBrien, Richard P. Catholicism. 2 vols. Minneapolis: Winston Press, 1980.

Авторитетное и подробное изложение католического учения, отражающее изменения, происшедшие после II Ватиканского собора. Содержит библиогра­фию к каждой главе.

Miley, John. Systematic Theology. 2 vols. Library of Biblical and Theological Literature, Vols. 5-6. New York: Eaton and Mains, 1892-1894. Reprint: Peabody, Mass.: Hendriksen, 1989.

Это, пожалуй, наиболее академичное и подробное арминианское система­
тическое богословие. Майли был профессором семинарии в Мэдисоне, Нью-
Джерси. -4*1. <!■-■. V _«'■

Milne, Bruce. Know the Truth. Leicester: InterVarsity Press, 1982. '""'

Содержательное, ясно написанное изложение христианского учения, пользу­ющееся широкой популярностью у студентов. Милн преподавал библейское и историческое богословие в Спердженском университете, Лондон.

Mueller, John Theodore. Christian Dogmatics. St. Louis: Concordia, 1934.

Сокращенный перевод труда Франсиса Пайпера Chrtstliche Dogmatik (Хри­стианская догматика), сделанный профессором систематического богословия Конкордийской семинарии Сент-Луиса (Синодальная лютеранская семинария штата Миссури). Блестящее изложение традиционного лютеранского богосло­вия.

Mullins, Edgar Young. The Christian Religion in Its Doctrinal Expression. Philadelphia: Judson Press, 1917.

Евангельское систематическое богословие Маллинза (1860—1928), бывшего президента Южной баптистской семинарии в Луисвилле, Кентукки.

Murray, John. Collected Writings of John Murray. 4 vols. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976-1982.

Murray, John. The Imputation of Adam's Sin. Reprint edition: Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1977. First published Grand Rapids: Eerdmans, 1959.

Murray, John. Principles of Conduct. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.

Murray, John. Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955.

Мюррей (1898—1975) был профессором систематического богословия в Вест­минстерской семинарии в Филадельфии и одним из наиболее ярких современ­ных представителей реформатского богословия.

Oden, Thomas. The Living God. Systematic Theology, \6\. 1. San Francisco: Harper & Row, 1987.

Оден — методистский богослов, отказавшийся от своих прежних либераль­ных богословских убеждений и занявший консервативную евангельскую позицию. В своем труде он широко использует высказывания богословов раннехристиан­ской Церкви.


Аннотированный библиографический список

Olson, Arnold T. This We Believe: The Background and Exposition of the Doctrinal Statement of The Evangelical Free Church of America. Minneapolis, Minn.: Free Church Publications, 1961.

Руководство по христианскому учению, основанное на широко распростра­ненном изложении веры Евангелической свободной церкви Америки. Олсон был первым президентом Евангелической свободной церкви.

Ott, Ludwig. Fundamentals of Catholic Dogma. Ed. by James Canon Bastible. Trans, by Patrick Lynch. St. Louis: Herder, 1955. First published in German in 1952.

Нормативное руководство по традиционному римско-католическому бого­словию.

Packer, J. I. Concise Theology: A Guide to Historic Christian Beliefs. Wheaton, 111.: Tyndale House, 1993.

Название этой захватывающей книги полностью оправдывает ожидания, ибо Пакер, англиканец с твердыми реформатскими убеждениями, умеет сказать мно­гое в немногих словах. Он является профессором богословия Риджентского уни­верситета, Ванкувер, Британская Колумбия, и одним из наиболее уважаемых еван­гельских богословов нашего времени.

Pieper, Francis. Christian Dogmatics. 4 vols. Trans, by Theodore Engelder et al. St. Louis: Concordia, 1950-1957. First published in German in 1917-1924.

Это нормативное систематическое богословие традиционного лютеранства. Пайпер (1852—1931) был богословом Миссурийского синода и профессором Кон-кордийской семинарии в Сент-Луисе.

Pope, William Biirt. A Compendium of Christian Theology. 2d ed. 3 vols. New York: Phillips and Hunt, n.d.

Этот труд, впервые опубликованный в 1875-1876 гг., является крупнейшим систематическим богословием, написанным с уэслианских, или арминианских, позиций.

Purkiser, W. Т., ed. Exploring our Christian Faith. Kansas City, Mo.: Beacon Hill Press, 1960.

Наиболее популярное арминианское систематическое богословие, в созда­нии которого участвовало несколько авторов.

Ryrie, Charles. Basic Theology. Wheaton, 111.: Victor, 1986.

:-- Прекрасное введение в систематическое богословие, написанное с диспен-сационалистских позиций бывшим профессором систематического богословия Даласской богословской семинарии.

Shedd, William G. Т. Dogmatic Theology. 3 vols. in 4. Reprint edition: Minneapolis: Klock and Klock, 1979. Originally published by Charles Scribner's Sons, 1889.

Полезное реформатское систематическое богословие, написанное Шеддом (1820—1894), бывшим профессором Богословской семинарии в Нью-Йорке. (Сле­дует отметить, что весь курс систематического богословия изложен в томах I и II, а том III содержит дополнительные материалы ко всем разделам томов I и П. Ин­дексация тома III оставляет желать лучшего.)

Strong, Augustus H. Systematic Theology. Valley Forge, Pa.: Judson Press, 1907.

Стронг (1836—1921) был президентом и профессором богословия в Рочес-терской богословской семинарии, а в 1905—1910 гг. — первым президентом Северной баптистской конвенции. Этот текст широко использовался в баптист-


Аннотированный библиографический список




■position of the Doctrinal Ms, Minn.: Free Church

а широко распростра-[ Америки. Олсон был

i Canon Bastible. Trans, rman in 1952. -католическому бого-

ч Beliefs. Wheaton, 111.:

ывает ожидания, ибо и, умеет сказать мно-1Я Риджентского уни-■олее уважаемых еван-

Зоге Engelder et al. St. 17-1924.

юнного лютеранства, и профессором Кон-

1 ed. 3 vols. New York:

вляется крупнейшим, или арминианских,

rity, Mo.: Beacon Hill богословие, в созда-

шисанное с диспен-1ческого богословия

: edition; Minneapolis: r's Sons, 1889. таписанное Шеддом в Нью-Йорке. (Сле-ложен в томах I и II, им томов 1 и II. Ин-

ludson Press, 1907. богословия s Рочес;рвьтм президентом тьзовался в баптист-


ских кругах почти на всем протяжении XX в., пока его популярность не затмил труд Милларда Эриксона Christian Theology (1983—1985).

Thiessen, Henry Clarence. Introductory Lectures in Systematic Theology. Rev. by \fernon D, Doerksen. Grand Rapids: Eerdmans, 1977. First published 1949.

Евангельское систематическое богословие, написанное бывшим руководи­телем аспирантуры в Уитонском университете. Богословские позиции Тиссена можно охарактеризовать как баптистские и диспенсаиионалистские.

Thomas, W. H. Griffith. The Principles of Theology: An Introduction to the Thirty-Nine Articles. Fifth edition, revised. London: Church Book Room Press, 1956. (First published 1930.)

Несмотря на то что эта книга основывается на англиканских «Тридцати де­вяти статьях», она является прекрасным вводным текстом к христианской док­трине даже для тех, кто не принадлежит к англиканской традиции. На протя­жении многих лет этот труд широко использовался в британских евангельских кругах. Томас (1S61-1924) был ректором Уиклиф-Холл, Оксфорд, а затем про­фессором Ветхого Завета в Уиклифском университете, Торонто. Кроме того, не­задолго до своей смерти он сыграл определенную роль в основании Даласской семинарии.

Thomwell, James Henley. The Collected Writings of James Henley Thornwell. 4 vols. Ed. by John B. Adger. New York: Robert Carter and Brothers, 1871-1873. Reprint edition: Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1974.

Торнуэлл (1812-1862) был реформатским богословом и профессором бого­словия в пресвитерианской богословской семинарии в Колумбии, Южная Каро­лина.

Thrretin, Francis. Institutes of Elenctic Theology. 3 vols. Trans, by George Musgrave Giger. Ed. by James T. Dennison, Jr. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1992-. (Два тома находятся в печати.)

Тарретин (1623-1687) более тридцати лет преподавал в Женевской академии. Его труд, написанный на латыни, считается одним из наиболее полных из всех когда-либо опубликованных изложений кальвинистского богословия. Он был переиздан (на латыни) в 1847 г. и широко использовался как богословское руко­водство американскими пресвитерианами, особенно Чарлзом Ходжем в Прин-стоне. Джордж Джайгер перевел «Установления» Тарретина в середине Х!Х в., однако этот перевод оставался неопубликованным более столетия. Джеймз Ден-нисон из Вестминстерской семинарии проделал огромную редакторскую работу, чтобы это великое богословие стало в конце концов доступным англоязычным читателям.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. N.p.: Presbyterian and Reformed, 1976.

В этой книге представлены рассуждения Ван Тиля о природе систематичес­кого богословия, откровении и об учении Бога. Ван Тиль — реформатский бого­слов и философ, преподававший в Вестминстерской богословской семинарии в Филадельфии и получивший широкую известность как создатель «предпосылоч-ной» системы апологетики.

Warfield, Benjamin В. Biblical and Theological Studies. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1976.



Аннотированный библиографический список


Warfield, Benjamin В. Christo/ogy and Criticism, London and New York: Oxford University Press, 1929.

Warfield, Benjamin B. The Inspiration and Authority of the Bible. Ed. by SamueS G. Craig. Introduction by Cornelius Van Til. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967.

Warfield, Benjamin B. The Lord of Glory. New York: American Tract Society, 1907.

Warfield, Benjamin B. Perfectionism. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1958.

Warfield, Benjamin B. The Person and Work of Christ. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950.

Warfield, Benjamin B. The Plan of Salvation. Rev. ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1942.

Warfield, Benjamin B. Selected Shorter Writings of Benjamin B. Warfield. 2 vols. Nuttley, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1970-1973.

Warfield, Benjamin B. Studies in Theology. New York: Oxford University Press, 1932.

Уорфилд (1851 — 1921) был реформатским богословом, преподававшим Но­вый Завет и систематическое богословие в Принстонской богословской семина­рии в 1887—1921 гг. По мнению многих, он был одним из величайших американ­ских богословов.

Watson, Richard. Theological Institutes. 2 vols. New York: G. Lane and P. Sandford, 1843. First published 1823.

Это первое методистское систематическое богословие. Уотсон (1781—1833) занимал арминианскую богословскую позицию.

Wiley, H. Orton. Christian Theology. 3 vols. Kansas City, Mo.: Nazarene Publishing House, 1940-1943.

Современное арминианское систематическое богословие, написанное бого­словом, пользующимся большим авторитетом в Назорейской церкви. Пожалуй, это лучшее арминианское систематическое богословие, опубликованное в XX в., однако оно уступает в научном отношении труду Майли.

Williams, J. Rodman. Renewal Theology: Systematic Theology From a Charismatic Perspective. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1988-1992.

Уильяме — ученый харизматического направления, преподающий в Риджент-
ском университете (бывшем университете CBN). В этом хорошо написанном бо­
гословии широко используются библейский текст и другая литература. Данный
труд является первым опубликованным богословием, отражающим харизмати­
ческую точку зрения. iSiMiwmufiwcVP.i-'fiL'j?! nji'issm,».г;.-ыияцл> i'.'\.- л,»ч^,

'ill.:i.i> ' Ut - ■ •"■. ' •

'.?'" О ^'s^ ■■ i'V.^Ti."" '''


тк: Oxford

Ed. by Samuel G. d Reformed, 1967. ract Society, 1907. d Reformed, 1958. phia: Presbyterian

Lapids: Ecrdmans,. Warfield. 2 vols.

/ersity Press, 1932. издававшим Но-ловской семина-1Йших американ-

; and P. Sandford, -сон (1781-1833) izarene Publishing

агшсанное бого-;ркви. Пожалуй, ованное в XX в.,

vm a Charismatic

>щий в Риджент-написанном бо-:ратура. Данный шим харизмати-


KV'r'OCii'jfi'.r^wsi l-it/.'j

;^н"эат'лэшд^4"

Абсолютная необходимость результата — представление о том, что искупле­ние не было абсолютно необходимым, однако, будучи «результатом» решения Бога спасти некоторых людей, искупление было абсолютно необходимым.

Абсолютный авторитет — высший авторитет в жизни человека; авторитет, ко­торый не может быть поколеблен обращением к другому сколь угодно высокому авторитету.

Автограф — первоначальный вариант библейского документа.

Авторитарная теория — теория, согласно которой смерть Христа была не рас­платой за наши грехи, а демонстрацией того факта, что, поскольку Бог является высшим нравственным авторитетом во вселенной, любое нарушение Его законов не должно оставаться безнаказанным.

Авторитет Писания — представление о том, что все слова в Писании принад­лежат Богу, так что неверие или неповиновение этим словам означает неверие или неповиновение Богу.

Ад — место вечного осознаваемого наказания грешников.

Адопцианство — лжеучение, последователи которого утверждают, что Иисус был обычным человеком до крещения, а в момент крещения Бог «принял» Его как Своего «Сына» и наделил сверхъестественными силами; таким образом, это учение отрицает предвечное существование и божественную природу Иисуса.

Активное послушание — понятие, обозначающее полное повиновение Хрис­та Богу на протяжении Его земной жизни, благодаря чему была заслужена пра­ведность, которую Бог вменяет тем, кто верит в Христа.

Актуальный призыв — действие божественной благодати, обращенное к кон­кретному человеку и приводящее его к спасению.

Амилленаризм — воззрение, отрицающее буквальное понимание тысячелет­него царствования Христа на земле до последнего суда и установления вечного царства; согласно этому воззрению, библейские упоминания тысячелетнего цар­ствования в Отк. 20 описывают нынешнюю церковную эпоху.

Ангел Господень — форма, которую принимал Бог, чтобы предстать перед людьми, о чем говорится в различных эпизодах Писания.

Ангелы — сотворенные Богом духовные существа, обладающие нравствен­ным суждением и высоким интеллектом, но не имеющие материальных тел.


: Составитель — Джефф Пёсуэлл.



Словарь


Аннигиляциейизм — учение о том, что после смерти неверующие некоторое время подвергаются Божьему наказанию, а затем «аннигилируются», или уни­чтожаются, так что их существование прекращается. Согласно отдельным направ­лениям этого учения, аннигиляция происходит сразу после смерти.

Антихрист — «беззакониик», который откроется перед вторым пришествием Христа и вызовет великие страдания и преследования, но будет уничтожен Иису­сом. Это понятие используется также для обозначения других деятелей, которые оказывают сопротивление Христу и являются предшественниками последнего антихриста.

Антропоморфный язык — язык, на котором, с человеческой точки зрения, говорит Бог.

Апокрифы — собрание книг, включенных в канон Писания католической церковью, но исключенных из канона протестантами (от греч. йядкрирод, «тай­ные»).

Аполлинаризм — возникшая в IV в. ересь, приверженцы которой утверждали, что у Христа было человеческое тело, но разум и дух имели божественную приро­ду Сына Божьего.

Апологетика — дисциплина, доказывающая истинность христианской веры с целью убеждения неверующих.

Апостол — высокий пост в раннехристианской церкви. В некоторых отно­шениях новозаветные апостолы были тождественны ветхозаветным пророкам и как таковые обладали правом записывать слова Писания.

Арианство — лжеучение, отрицающее божественность Иисуса Христа и Свя­того Духа.

Арминианство — богословская традиция, отстаивающая право людей на сво­бодный выбор и отрицающая провиденциальный контроль над деталями всех событий.

Архангел — ангел, обладающий властью над остальными ангелами.

Аскетизм — образ жизни, характеризующийся отказом от благ материально­го мира.

Атрибуты существования — аспекты характера Бога, дающие представление о важнейших особенностях Его существования.

Атрибуты цели — аспекты характера Бога, имеющие отношение к формиро­ванию и осуществлению наших решений.

Безгрешное совершенство — существование, полностью свободное от греха; некоторые считают, что подобное состояние достижимо при жизни (см. также перфекционизм).

Безгрешность — учение о том, что Христос был не способен грешить.

Бесконечность — применительно к Богу это понятие означает, что Он сво­боден от каких-либо ограничений, которым подчиняются люди и творение в целом.

Бесконечность в пространственном отношении — то же, что и вездесущность Бога.

Бесконечность во временном отношении — то же, что и вечность Бога.

Бесстрастность — учение, основанное на сомнительном толковании Деян. 14:16, согласно которому Бог лишен каких-либо чувств и страстей. Между тем


я неверующие некоторое игилируются», или уни-ласно отдельным направ-осле смерти.

>ед вторым пришествием о будет уничтожен Иису-[ругих деятелей, которые:тненниками последнего

теческой точки зрения,

Писания католической зт греч. йябкрьфо*;, «тай-

ды которой утверждали, 1и божественную приро-

эсть христианской веры

кви. В некоторых отно-хозаветным пророкам и

ь Иисуса Христа и Свя-

taa право людей на сво-золь над деталями всех

ыми ангелами.

'М от благ материально-

ающие представление о отношение к формиро-

ью свободное от греха; при жизни (см. также

способен грешить, означает, что Он сво-пся люди-и творение в

г, что и вездесущность

1 вечность Бога.

ном толковании Деян.

i страстей. Между тем


Писание неопровержимо свидетельствует, что Бог испытывает чувства, но эти чув­ства никогда не бывают греховными.

Бесы — согрешившие перед Богом падшие ангелы, непрерывно творящие в мире зло И поныне.

Библейское богословие — исследование учений отдельных авторов и разделов Библии и роли каждого учения в истории формирования Библии.

Благодать — благость Бога по отношению к тем, кто не заслужил ничего, кро­ме наказания.

Благость — учение о том, что Бог является высшим мерилом добра и что Его сущность и деяния достойны одобрения.

Блаженство — учение о довольстве Бога Самим Собой и всем тем, что отра­жает Его характер.

Бог — в Новом Завете — перевод греческого слова ведд, которое обычно, хотя и не всегда, используется по отношению к Богу-Отцу.

Богодухновекно — перевод греческого слова Qebnvtvatoq, которое в Библии используется метафорически, указывая на то, что слова Писания произнесены Богом.

Богословие Ветхого Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Ветхого Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Ветхого Завета.

Богословие Нового Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов
Нового Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии
Нового Завета. ",.;'"".-"1

Бодрствующие — ангелы (Дан. 4:10,14,20). ■!!Ofnr' ''"'" Божьи установления — вечные планы Бога, посредством которых, еще преж­де сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит.

Вдохновение — понятие, указывающее на то, что слова Писания произнесе­ны Богом. Учитывая невыразительность этого слова, обусловленную его обыч­ным употреблением, в этом тексте мы отдаем предпочтение понятию «богодух-новенность».

Вездесущность — учение о том, что Бог не ограничен пространственными измерениями и присутствует в каждой точке Вселенной всем Своим существом, однако действует в различных местах по-разному.

Великая скорбь — выражение из Мф. 24:21, относящееся к великим испыта­ниям и страданиям накануне возвращения Христа.

Великий белый престол — выражение, связанное с оглашением окончатель­ного приговора в Отк. 20:11—15.

Великое поручение — последние повеления Иисуса ученикам, зафиксирован­ные в Мф. 28:18-20.

Вера — доверие К Богу, основанное на том, что мы верим Его слову (см. так­же спасительная вера).

Вера и практика — выражение, используемое людьми, которые, отрицая не­погрешимость Библии, утверждают, что назначение Библии состоит только в том, чтобы рассказывать нам об этих двух предметах.

Верность — учение, согласно которому Бог, всегда верен Своему слову и
неизменно исполняет Свои обещания. ш..........



Словарь


Верованиев современной культуре это понятие обычно указывает на при­знание истинности чего-либо, например сведений о Христе, не обязательно вклю­чающее личную преданность этой истине или зависимость от нее. В Новом За­вете значение этого понятия часто включает элемент преданности (ср.: Ин. 3:16; см. также вера).

Ветхий Завет — понятие, относящееся к Моисееву завету, заключенному на Синае и представлявшему собой детально расписанные законы, данные на вре­мя, чтобы удержать людей от греха и сохранить их для дальнейшего обращения к Христу.

Ветхозаветное действие Святого Духа — менее интенсивная деятельность Святого Духа, характеризующая Ветхий Завет до наступления Пятидесятницы (см. Святой Дух).

Вечеря Господня — одно из двух таинств, которые Иисус заповедал соблю­дать Своей Церкви. Мы должны соблюдать это таинство на протяжении всей жиз­ни в знак своего непрекращающегося общения с Христом.

Вечность — учение, согласно которому Бог в Своем существовании не имеет начала, конца или последовательности моментов, и, хотя все времена одинаково доступны Его взору, Он видит события во времени и действует во времени.

Взаимное дополнение — представление о том, что мужчины и женщины рав­ны перед Богом, однако определенные роли руководителей и наставников в церк­ви должны исполняться мужчинами.

Взаимное подчинение — выражение, которое сторонники эгалитаризма ис­пользуют для описания отношений, которые, по их мнению, должны существо­вать между мужем и женой, и предполагают определенную меру подчинения каж­дого из супругов друг другу. Такое понимание «взаимного подчинения» подрыва­ет главенство, которое Библия отводит мужчине в супружеских отношениях.

Взаимодействие — аспект Божьего промысла, посредством которого Бог со­трудничает с сотворенными сущностями в каждом деле, направляя их отличитель­ные свойства чаким образом, чтобы побудить их действовать так, а не иначе.

Взятие на небо — спасение (rapture от лат. rapio, «хватать, уносить») верую­щих, которым суждено быть с Христом во время Его второго пришествия.

Видение райского блаженства — истинное и реальное, хотя и не исчерпываю­щее, созерцание Бога, которое будет доступно на небе.

Видимая церковь — церковь, какой ее видят на земле христиане. По той при­чине, что в наших сердцах читает только Бог, видимая церковь всегда будет вклю­чать какое-то количество неверующих (см. также церковь).

Власть церкви — данное Богом право церкви вести духовную войну, провоз­глашать Евангелие и поддерживать церковную дисциплину.

Вмененная праведность — праведность, которой Бог реально наделяет нас, изменяя тем самым нашу сущность. Католическая церковь считает, что оправда­ние включает в себя подобный акт, тогда как в протестантизме оправдание рас­сматривается как декларация Бога, имеющая силу закона.

Вменять — приписывать кому-либо некое свойство или вину. Бог рассматри­
вает грех Адама как наш грех, и потому «вменяет» его нам, но в деле оправдания
Бог рассматривает праведность Христа как нашу праведность, и потому взаимо­
действует с нами на этом основании. ■ ■...



Словарь




о указывает на при-с обязательно вклю-эт нес. В Новом За-ности (ср.: Ин. 3:J6;

гу, заключенному на >ны, данные на вре-:йшего обращения к

ивная деятельность 4ия Пятидесятницы

ус заповедал соблю-гатяжении всей жиз-

гствовании не имеет: времена одинаково ет во времени, ны и женщины рав-наставников в церк-

си эгалитаризма ис-|, должны сушество-:ру подчинения каж-дчинения» подрыва-ких отношениях, ом которого Бог со-шяя их отличитель-гак, а не иначе, ъ, уносить») верую-) пришествия, гя и не исчерпываю-

ктиане. По той при-ъ всегда будет вклю-

вную войну, провоз-

ально наделяет нас, читает, что оправда-зме оправдание рас-

вину. Бог рассматри-ю в деле оправдания ъ, и потому взаимо-


Внешнее призвание — евангельский призыв, ставший известным благодаря человеческому провозглашению Евангелия и адресованный всем людям. Имену­ющийся также «общим призванием* или «евангельским призывом», этот призыв может быть отвергнут людьми.

Внутреннее ощущение Бога — инстинктивная уверенность в существовании Бога, имеющаяся у всех людей.

Внутреннее призвание — то же, что и актуальный призыв.

Возвышение Христа — одно из двух «состояний» Христа (другое — уничиже­ние). Состояние возвышения включает четыре аспекта Его работы: воскресение, вознесение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе.

Возложение рук — действие, в Новом Завете часто сопровождающее молитву и являющееся средством личного служения отдельным людям.

Вознесение — вознесение Иисуса на небо на сороковой день после воскре­сения.

Возраст ответственности — понятие, используемое некоторыми богослова­ми для обозначения момента в человеческой жизни, до наступления которого (по их мнению) человек не несет ответственности за грех и не считается винов­ным перед Богом.

«Во имя Иисуса» — понятие, относящееся к молитве, направляемой Иису­сом и согласующейся с Его характером.

Воля — атрибут Бога, проявляющийся в принятии решений об осуществле­нии определенных действий, необходимых для жизнедеятельности Его Самого и всего творения.

Воплощение — деяние Бога-Сына, заключающееся в том, что Он принял че­ловеческую природу.

Воскресение — воскресение из мертвых в новый вид жизни, не подвержен­ной болезням, старению, дряхлению и смерти.

Воскресение с Христом — выражение, указывающее на один из аспектов еди­нения с Христом, благодаря которому человек начинает жить новой духовной жизнью, а его характер и личность изменяются после обращения в веру

«Восстает в славе» — выражение, характеризующее наши воскрешенные тела, которые будут являть всю полноту силы, предназначавшейся людям при их со­творении Богом (си. воскресение).

Восточная церковь — значительная часть церкви, известная ныне как Пра­вославная церковь, отделившаяся от Западной (Римско-католической) церкви в 1054 г.

«Во Христе» — понятие, обозначающее целый ряд отношений между верую­щими и Христом, благодаря которым христиане пользуются благами спасения.

Временное благословение — влияние Святого Духа и церкви, проявляющее­ся в том, что неверующие начинают выглядеть и говорить как истинные верую­щие, хотя в действительности таковыми не являются.

«В Святом Духе* — состояние осознанного пребыв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: