Фейербах восстановил материалистическую философию в ее правах, но фейербаховский материализм был созерцательным, метафизическим материализмом. Решительный шаг вперед в преодолении недостатков старого материализма осуществили русские революционные демократы 40—60-х годов ХТХ века.
В царской России в этот период назревала крестьянская революция против самодержавия и крепостничества. Главными идеологами этой готовящейся революции были В. Г. Белинский (1811 — 1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836—1861) и другие революционные демократы. Осознав необходимость коренного изменения общественного строя России, они решительно встали на сторону народа (простолюдинов) и последовательно обосновывали необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Философское учение революционных демократов опиралось, с одной стороны, на материалистические идеи своих предшественников, особенно Ломоносова, Радищева и декабристов, с-другой — на передовые традиции западноевропейской мысли, прежде всего Гегеля и Фейербаха. Вместе с тем революционный демократизм активно использовал достижения естествознания.
|
|
В отличие от Фейербаха революционные демократы, критикуя Гегеля, не отбросили его диалектику, а пытались дать ей материалистическое истолкование, соединить ее с материализмом. Критикуя Гегеля, Герцен, например, очень высоко ценил его диалектику, раскрывавшую в общих чертах (правда, на идеалистической основе) законы развития природы, общества и мышления. Герцен резко критиковал Гегеля и его идеализм за отрыв от реальной действительности, от жизни. Гегель, по его словам, «приносит все временное, все сущее в жертву мысли и духу; идеализм, в котором он был воспитан, который он всосал с молоком, срывает его в односторонность... и он старается подавить духом, логикой природу; всякое частное произведение ее готов считать призраком...»1. Гегелевское «чистое бытие» — пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия. Реальным существованием обладает, по Герцену, не чистое бытие, а материальные вещи, в своей совокупности составляющие природу; мышление является следствием развития природного и социального мира.
Материальное бытие в философии революционных демократов обладает бесчисленным множеством качеств и находится в постоянном движении и развитии. «Жизнь природы — беспрерывное развитие...»2 — писал Герцен. Эту мысль применительно к обществу,
Герцен А. И. Избр. филос. произв. В 2-х т. М., 1948, т. 1, с. 120. 5 Там же, с. 127.
социальным явлениям настойчиво отстаивал Белинский: «Нет предела развитию человечества... никогда человечество не скажет себе: стой, довольно, больше идти некуда!»1
|
|
Источником развития, подчеркивали революционные демократы, служит борьба противоположностей, их взаимосвязь и взаимоотрицание. «Все живое, — писал Герцен, — живо и истинно только, как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связует эти моменты; жизнь — процесс их вечного перехода друг в друга»2. «...Живая истина,— выражая эту же самую мысль, писал Белинский, — состоит в единстве противоположностей в3.
В своем учении о природе и обществе революционные демократы также решительно отстаивали другие основные положения и принципы диалектики, ее законы. Большое внимание уделяли они законам перехода количества в качество и отрицания отрицания. Чернышевский, например, убедительно показал всеобщий характер действия в природе и обществе закона отрицания отрицания, обусловливающего постоянную смену, «отвержение» одних форм другими и возвращение назад, повторение пройденного на более высокой основе.
Революционные демократы выступали против механицизма и метафизики, сделали определенный шаг вперед в деле соединения диалектики с материализмом, ее материалистического истолкования и обоснования. Они вели решительную борьбу против агностицизма, который отрицал возможность познания действительности. Чернышевский подчеркивал, что сама жизнь человека, вся его практическая деятельность опровергает агностицизм, доказывает, что мир познаваем, что наши органы чувств, мышление, сознание способны правильно отражать действительность.
Революционные демократы сделали большой шаг вперед в преодолении созерцательности предшествующих философских теорий. Они были последовательными противниками существующих несправедливых общественных отношений, доказывали необходимость коренного преобразования мира. По словам Ленина, Герцен понимал диалектику как «алгебру революции». Революционные демократы высказали ряд рациональных идей в трактовке общества и истории, рассматривали материальные условия жизни как важный фактор общественного развития. Однако они не смогли выявить законы исторического развития, оставались идеалистами в понимании общества. Вместе с тем их материализм был высшей формой развития домарксистской философии. Белинский, Герцен, Чернышевский вплотную подошли к диалектическому материализму.
Белинский В. Г. Избр. филос. соч. В 2-х т. М., 1948, т. 2, с. 146. Герцен А. И. Избр. филос. произв. В 2-х т., т. 1, с. 61. Белинский В. Г. Избр. филос. соч. В 2-х т., т. 1, с. 468.
Глава III
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И ЕГО РАЗВИТИЕ
1. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения марксистской теории
Возникновение марксистской философии — диалектического и исторического материализма — необходимое следствие определенной стадии исторического развития общества, экономической жизни, политических отношений, науки и культуры.
Поскольку всякая философия партийна, выражает и теоретически обосновывает интересы соответствующих классов и социальных групп, то, естественно, возникает вопрос: чьи интересы выражает и защищает марксистская философия?
Марксистское учение связано с пролетариатом, выражает его интересы. Оно возникло как ответ на потребности этого класса в теоретическом осмыслении своего общественного положения, в определении своей исторической роли в социальном прогрессе, обосновании необходимости и правомерности борьбы с буржуазией.
Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг известной зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества в этот период уже вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторяющиеся экономические кризисы. Они имели место в Англии {в 1825, 1636, 1847, 1866 гг.). Германии (в 1847, 1857, 1866 гг.), Франции (в 1847, 1857 гг.) и других странах. Происходит стремительное накопление материального богатства на одном полюсе и рост нищеты — на другом. Появляется армия безработных.
|
|
Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Выражаясь сначала в отдельных конфликтах, классовая борьба пролетариата затем приобретает все более и более организованный характер. Рабочие начинают осознавать не только непосредственные причины своего бедственного положения, но и свои классовые интересы и ведут борьбу уже не просто против отдельных пред-
принимателей, а вообще против буржуазии как класса, против капитализма как общественного строя. 40-е годы XIX века были ознаменованы массовыми выступлениями рабочих против буржуазии. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг.}, выдвинувших лозунг «Жить, работая, или умереть, сражаясь», силезское восстание ткачей в Германии, потопленное буржуазией в крови (1844 г.), чартистское движение в Англии за народную хартию, содержащую наряду с экономическими и политические требования, в частности, требование всеобщего избирательного права (30—40-е годы XIX в.).
С развитием классовой борьбы пролетариата против буржуазии возникла потребность в теоретическом обосновании необходимости коренного изменения существующего строя, в учении, которое указывало бы, как и в каком направлении осуществлять эти изменения, какие общественные отношения и учреждения должны заменить существующие. В ответ на эту историческую потребность и возник марксизм как учение, объединяющее пролетариат в его борьбе за социальную справедливость, как теория революционного преобразования действительности.
|
|
Потребность пролетариата в диалектическом, научном мировоззрении, объясняющем реальное положение вещей и необходимость его изменения, — важнейшая предпосылка возникновения марксистского учения. Но одного этого было, конечно, недостаточно для появления марксистской философии. Утопические социалистические учения, обосновывавшие необходимость создания нового, «идеального» общества, возникли тоже в ответ на потребность угнетенных масс в изменении условий жизни, однако они не только не способствовали правильному пониманию действительности и путей ее изменения, но подчас даже дезориентировали трудящихся в их борьбе с эксплуататорами. Социалисты-утописты создавали свои проекты будущего общественного устройства, не опираясь на знание законов истории. Они не понимали места и роли пролетариата в капиталистическом обществе и не видели путей преобразования последнего. Не случайно многие из них обращались с абстрактными призывами разумного переустройства общества чаще всего к представителям господствующих классов — к капиталистам, помещикам, монархам, расписывали преимущества воображаемого будущего устройства общества, заявляя при этом о готовности принять личное участие в практической реализации своих проектов. Осуществить свои утопические проекты, разумеется, социалисты не могли. Сами они часто подвергались гонениям со стороны тех лиц, среди которых пытались найти поддержку.
В возникновении марксистского мировоззрения наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли величайшие достижения в развитии естествознания и философии.