В отличие от Англии, Франции и других стран, где буржуазные революции уничтожили или в значительной степени подорвали феодальные отношения и расчистили дорогу капиталистическому развитию, в Германий, раздробленной на множество отдельных княжеств, в рассматриваемый период еще господствовали феодальные порядки. Национальная буржуазия была экономически слабой и не имела политической самостоятельности. Будучи неспособной к решительной борьбе за власть, она боялась революции и трусливо шла на компромиссы с феодалами.
Такое положение немецкой буржуазии наложило свой заметный отпечаток и на воззрения ее идеологов. Отсюда в их философских системах главный упор делался не на решение социальных вопросов (ибо буржуазия бессильна решать их), а, как правило, на рассмотрение абстрактных философских проблем. Правда, эти философские системы испытывали влияние, с одной стороны, идей Великой французской революции, с другой — достижений естест-
Ломоносов М. В. Иэбр. фнлос. произв., с. 330.
|
|
вознания. Все это обусловило то, что через абстрактные и противоречивые системы, разрабатываемые немецкими мыслителями-идеалистами, пробивалась живая, мощная диалектика, составившая главное достоинство немецкой классической идеалистической философии.
Родоначальник немецкой классической философии — И. Кант (1724—1804). В начальный период своей творческой деятельности он занимался исследованием вопросов естествознания, решая их с материалистических позиций. К этому периоду, например, относится разработка им научной гипотезы о естественном происхождении солнечной системы. Эта гипотеза сыграла важную роль в борьбе с метафизическим способом мышления, безраздельно господствовавшим в тот период. Она, по выражению Энгельса, пробила первую брешь в здании метафизики. Но в последующие годы, когда Кант стал заниматься сугубо философскими проблемами, он перешел от стихийного материализма к идеализму, который, правда, проводил непоследовательно.
Кант признает объективное существование материальных предметов, но считает их непознаваемыми по своей сущности — «вещами в себе». Наряду с ними, по Канту, существует мир явлений, называемый им природой, — мир, который мы видим, воспринимаем, в котором живем и действуем. Мир явлений, или природа, не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств и есть не что иное, как совокупность человеческих представлений. «...Чувства, — писал Кант, — никогда и ни в каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе, а позволяют нам познавать только их явления, которые суть лишь представления чувственности...»1
|
|
Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем нет никакой закономерности, необходимости, он существует даже вне пространства и времени. И лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок: размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинно-следственные связи. Получается, что человек создает, творит как мир явлений (поскольку он, по Канту, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, представлений), так и законы, действующие в этом мире. Налицо идеалистическое решение вопроса о взаимоотношении человеческого мышления и бытия. Но эту позицию философ проводит непоследовательно. Признавая независимое от сознания существование объективной реальности («вещи в себе»), Кант тем самым пытается соединить в одной системе материалистические и идеали-
Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1965, т. 4, ч. I, с. 105.
33
стические принципы, стремится примирить материализм с идеализмом. Именно на эту черту философии Канта особо указал В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». «Основная черта философии Канта, — писал он, — есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист»'.
В учении Канта материалистическая и идеалистическая тенденции, однако, неравноправны, ведущей является все же идеализм. Не случайно его учение оказалось в конечном счете подчиненным весьма консервативным целям — оправданию и обоснованию религии. Именно поэтому, как об этом заявляет сам философ, он должен был ограничить область знания.
Согласно Канту, человек не в состоянии познать мир «вещей в себе». Но там, в мире «вещей в себе», находятся бог, душа, свободная воля и т. п. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о боге, о душе и т. п. (например, доказывать отсутствие бога или смертность души), ибо это ей недоступно. Единственно, считал он, с помощью чего можно проникнуть в мир «вещей в себе», оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, — это религия, соединяющая человека с богом.
Разработанная в теориях Фихте и Шеллинга, свое логическое завершение немецкая классическая идеалистическая мысль получила в философии Гегеля (1770 — 1831). Основой всего существующего Гегель считал движение понятий — развитие абсолютной идеи. На первых порах она представляет собой «чистое бытие», лишена какого-либо определенного содержания, есть «ничто». Но затем «чистое бытие» и «ничто» порождают новое понятие «становление». «Становление» приводит к возникновению «наличного бытия» и т. д. В силу внутренне присущей абсолютной идее противоречивости она, развиваясь, порождает все новые и более богатые по содержанию понятия. И так продолжается до тех пор, пока она не развернет все свое содержание. В процессе своего развития идея порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. Здесь идея сначала выступает в виде механических явлений, затем в виде химических соединений и, наконец, порождает жизнь, человека и человеческое общество. С появлением человека она пробивается через «чуждую» ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме — в форме сознания, мышления людей. С развитием
|
|
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 206.
человеческого знания идея все больше освобождается от материи. Наконец, осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается как бы в себя, в свое "первоначальное положение, но уже не как «чистое бытие», а как бытие, развернувшееся и уяснившее все богатство своего содержания.
В области познания богатство содержания абсолютной идеи, или абсолютного духа (как Гегель называет абсолютную идею), на этой, конечной, стадии ее развития должна представлять гегелевская философская система. С ее созданием, по Гегелю, заканчивается процесс познания, ибо ничего не остается непознанного. Его философия, считал он, выражает завершенное знание, абсолютную истину. В практической области абсолютный дух должна была олицетворять прусская монархия.
Гегелевская философия — типичный пример объективного идеализма, который обосновывает первичность сознания, духа и вторичность материи, природы. Она теоретически обосновывала в конечном счете правомерность существующих классово антагонистических порядков в обществе.
Но в философии Гегеля есть и другая, главная сторона — диалектический метод, основные принципы которого были изложены им в рамках его консервативной системы.
Разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает свое содержание, а затем и материальный мир — природу и общество, Гегель, во-первых, представил мир в развитии, во-вторых, он универсальным образом развернул содержание основных законов диалектики, показал, что это развитие осуществляется через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий другими и повторение пройденного на высшей основе и т. д. В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель угадал и выразил действительную диалектику, диалектику вещей. Правда, часто мыслитель был непоследователен в проведении своих диалектических принципов, особенно тогда, когда дело касалось реального положения вещей. Непоследовательность гегелевской диалектики обусловливалась во многом тем, что она разрабатывалась в рамках идеалистической системы, чуждой революционному духу подлинной диалектики. Не случайно, удовлетворяя требования своей консервативной системы, Гегель вынужден был подчас изменять диалектическому методу.
|
|
Приведем некоторые отступления от диалектики, вызванные противоречием между методом и системой гегелевской философии.
1. Диалектический метод исходит из признания общих законов развития (движения) природы, общества и мышления. Система же Гегеля требует предела в развитии. Уступая системе, он изобража-
ет дело так, что с достижением абсолютной идеей высшей своей стадии развитие прекращается.
2. Метод основан на признании всеобщности противоречий. Система требует разрешения противоречий и установления непротиворечивого состояния. Гегель и в данном случае подчиняется системе и изменяет своему методу, заявляя, что с вступлением абсолютной идеи в высшую свою форму (прусская сословная монархия, с одной стороны, и гегелевская идеалистическая философская система — с другой) все противоречия разрешаются и достигается абсолютно истинное состояние.
3. Метод требует соответствия движения мысли тому положению, которое характерно для реальных процессов. Система же допускает конструирование умозрительных связей, если реальные связи и отношения противоречат ее положениям. Гегель и здесь отдает предпочтение системе, находя всевозможные искусственные связи, вместо того чтобы согласовывать свое учение с действительным положением вещей.
4. Метод требует коренного преобразования существующей действительности и указывает, в каком направлении и как нужно осуществлять его, система же требует оправдания действительности. Гегель оказывается в плену у консервативной системы и лишает свой метод практического назначения, обращая его в прошлое и делая средством познания того, что уже свершилось.
Преодолеть непоследовательность гегелевской диалектики и развить ее дальше, сберечь ее рациональное зерно, можно было лишь на базе последовательного материализма, опирающегося на науку и требующего объективного анализа законов природного и социального мира. Поэтому дальнейшее развитие философской мысли требовало решительного поворота ее на позиции материализма и критического пересмотра на его основе достижений гегелевской философии.
Частично эту задачу решил немецкий философ Л. Фейербах (1804—1872), который решительно восстал против гегелевского идеализма, отбросил его и восстановил в своих правах материализм. Что же касается выделения из идеалистической шелухи гегельянства рационального зерна — диалектики — и дальнейшего его развития на материалистической основе, то это впервые сделали лишь основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс.
Фейербах показал, что абсолютная идея Ге.геля — это не что иное, как человеческий разум, оторванный от человека и превращенный в вненриродное существо, творящее мир из самого себя, поэтому гегелевская философия тесно смыкается с теологией. «Кто не отказывается от философии Гегеля, — писал Фейербах, — тот не отказывается и от теологии. Учение Гегеля, что природа,
реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена богом...»1
Фейербах считает, что мышление не может существовать вне человека и независимо от него, ибо оно неразрывно связано с деятельностью человеческого мозга, с материальным. Отсюда мышление, сознание не первично, как-это доказывал Гегель, а вторично, нроизводно от материи, природы.
В отличие от Гегеля, сделавшего основным предметом своей философии идеальное, дух, Фейербах кладет в основу своего учения человеческого индивида и природу, частью которой является человек и которая его произвела, и делает антропологизм (от греч. апЪЬгороз — человек) исходным принципом своего материализма. «Новая философия, — писал он, — превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный, и высший предмет философии...»2
Руководствуясь антропологическим принципом при решении проблемы бытия и мышления, Фейербах, однако, упускал из виду, что человек, будучи частью природы, есть прежде всего общественное существо, продукт исторического развития, что его сознание обусловливается в первую очередь общественными отношениями, в которых живет и действует человек, то есть материальными условиями его жизни. Поэтому, как бы Фейербах ни напирал па «живого», «чувствующего» человека, его человек оказывается в итоге абстрактным, оторванным от конкретных условий жизни, лишенным своей общественной (человеческой) сущности.
Фейербах признавал познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущения, дающие человеку, по его мнению, все необходимые сведения о действительности.
Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связь идеализма с религией, обнажал их гносеологические корни. Фейербах раскрыл земные истоки происхождения религии, веры в бога и загробную жизнь. Его критика объективного идеализма Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевского учения и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Фейербах не сумел увидеть главного в учении Гегеля — его диалектики.
При всех недостатках и ограниченности, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на развитие философской мысли. Фейербах явился непосредственным предшественником марксизма.
Фейербах Л. Избр. фил ос,, произв. В 2-х т. М., 1955, т. 1, с. 128. Там же, т. 1, с. 202.